Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с м еж дународны м соглашением

1964 года континентальные шельфы у берегов С оеди ­ ненных Штатов принадлежат этой стране и она имеет'

право на их разработки. По заявлению Главного управления гидрографии и геодезии при Министерстве торговли, это «наиболее обширная площадь, добав­

ленная к

территории

страны

со времени присоедине­

ния штата

Луизиана

в 1803

году».

О бщ ая

площ адь

шельфа

около

850 000

квадратных миль, то есть

около

четверти

всей

сухопутной территории

С Ш А .

О

н пр о ­

стирается вдоль всего побереж ья полосой, ширина

которой

от

10 д о 300 миль. Самый узкий

шельф —

10 миль — в

районе Гавайских островов; вдоль Тихо­

океанского

побережья

страны он

также

выдается

в м оре

лишь на 10— 50

миль. У Аляски его ширина

300 миль, в

М ексиканском

заливе —

от 50 до

150 миль,

умыса Код — 175 миль, у атлантического побереж ья

южных

штатов —

от

50

до

150

миль.

 

 

 

 

По упом янутому выше соглашению

владение

С Ш А

распространяется на полосу с глубинами

до

650

фу­

тов, а также и далее этой полосы

в местах

залегания

природны х ресурсов, которые могут

добываться

С о ­

единенными Штатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотни,

даже

тысячи

людей

будут

исследовать

в ближайшие годы континентальный

шельф

с пом ощ ью

аквалангов,

водолазных

колоколов

и

нрвых

карлико­

вых подводных лодок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще одна ф ирма готова предложить покупателям

широкий вы бор подводных лодок

для

индивидуально­

го пользования.

Эта

ф ирма —

«Перри

кабмарин

бил-

дэрз»,

ее

президент —

Д ж он

Г.

Перри-младший из

Уэст-Палм-Бича (штат Фгррида).

 

 

 

 

 

 

Двухместная

подлодка

«Перри

кабмарин»

стоит

29 000

долларов —

достаточно дешево,

чтобы

ее могли

приобрести многие яхтклубы или спортивные органи­ зации,— и м ож ет плавать на глубине 150 футов.

3S


«Кабмарины» других моделей могут погружаться на глубину до 600 футов; одна из них недавно использо­ валась на этой глубине в подводном каньоне Язык

Океана, где совершил свое рекордное погружение — свыше мили * глубоководный аппарат «Алвин».

Лодка ф ирмы «Перри кабмарин» имеет 18 иллю ­ минаторов для кругового обзора при плавании под

водой. Она может буксировать водолаза. Подъем лод­ ки из воды не представляет трудностей. П о утверж ­

дению фирмы, присутствие лодки не пугает рыб

и других обитателей рифов. В доказательство фирма предлагает снимок барракуды, спокойно плавающей рядом с одной из «кабмарин». Это, однако, противо­

речит сообщ ениям Ж ака-Ива Кусто

и Гарольда Эдж ер-

тона,

которы е

при

плавании

в

Средизем ном

море

и

в

Индийском

океане

убедились, что при

опускании

в

воду кинокамер

рыбы

и другие

морские

животные

пускались наутек

от этих необычных

для них предм е­

тов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

настоящее

время фирма

строит

подводный

аппа­

рат для глубины 1500 футов. Изучается возможность доставки водолазов на дно при помощ и лодки с по ­ следую щ им вы ходом их наружу, выполнением необхо­ димых работ, возвращ ением на лодку и подъем ом на

поверхность. Уж е готова пятиместная лодка с лю ком

для входа и выхода аквалангистов под водой; ее ра­

бочая глубина 250 футов, дальность

плавания 500

миль.

Ф ирм а

«Перри», кром е

.того, является агентством

по сбыту

в С Ш А четырех моделей

карликовых

подло­

док, выпускаемых в ФРГ.

Одноместная лодка «Пор-

пуаз» длиной 10 футов и

весом

1400

фунтов

стоит

3995 долларов;

строитель —

ф ирма «Граф Хагенбург».

Рабочая глубина

лодки 150

футов.

О на

демонстриро­

валась на Н ью -Й оркской выставке моторных лодок

в 1965 году, Водитель, находясь в плексигласовом колпаке, имеет круговой обзор. Лодка «Тайгершарк»,


выпускаемая ф ирмой «Сильверстар-фертрибс», берет два человека; ее длина 17 футов 6 дюймов, глубина

погружения 115 футов, стоимость 10 800 долларов.

Лодка «Багамиан» той же фирмы предназначена для подводных экскурсий с одним водителем и пятью

пассажирами не борту. Лодка «Ф лорида» фирмы

«Хагенбург» рассчитана на одного водителя и двух пассажиров*.

Л одку

«Порпуаз»

м ож но арендовать за

100 долла-

ров

в день — это не

дорож е, чем аренда

ры боловно­

го

бота

класса «люкс».

 

ВГротоне (штат Коннектикут) отделением «Элек­

трик боут» фирмы «Дженерал дайнэмикс», построив­

шим

двадцать одну атом ную подводную лодку, недав­

но

выпущены

две первые подлодки-малютки.

П ер ­

вая — «Стар-1» —

имеет прозрачны й

колпак

и

два

нижних смотровых окна диаметром 7

дю йм ов

йз

плек­

сигласа толщиной 1,5 дюйма. Она берет одного чело­

века и может находиться под водой 18 часов; глубина

ее погружения 200 футов, скорость под водой 1 узел,

двигатели —

два электромотора

по 0,25 лошадиных

сил с приводом от батарей.

 

Вторая

подлодка — «Аш ера» —

была построена по

заказу Пенсильванского университета. Совместно, с Н а­ циональным географическим общ еством университет использовал ее для осмотра м орского дна в археоло­ гической экспедиции у берегов Турции. Автономность этой двухместной лодки 24 часа, обычная продолж и­

тельность погружения 10 часов. Рабочая глубина

600 футов, скорость 4 узла; сейчас лодка передана

Управлению ком мерческого

рыболовства

на Гавайях,

где используется

специалистами для набл ю д ения' за

реакцией рыб на

различные

виды снастей и наживок.

Недавно научные

работники

Управления,

опустившись

в«Аш ере» на глубину 500 футов в районе Оаху,

обнаружили драгоценный красный коралл, за куски

37


наиболее редких оттенков которого ювелиры платят

по 7000 долларов за унцию. На глубине 600 футов удалось обнаружить коммерчески ценное скопление

полосатого

ту н ц а — раньше даже

не

предполагали, что

он

может

водиться так

глубоко.

В

некоторых районах

с

лодки

были

обнаруж ены

скопления планктона,

в

50— 100

раз

более

обильные,

чем предполагалось

д о этого. Было найдено больш ое количество крупных омаров, обитающих в расщелинах.

Отделение «Электрик боут» сейчас строит исследо­

вательскую лодку

«Стар-И», рассчитанную на 1200 фу­

тов, и

«Стар-Ш » —

для глубины 2000 футов*.

Среди других используемых в настоящее время

малых

подлодок

м ож но назвать лодку «Спортсмен»

для глубин до 300 футов, эксплуатируемую Управле­

нием спортивного рыболовства и охоты С Ш А , и «Саб-

марей», построенную фирмой

«Хайдротек» в Лонг-Би­

че

(штат Калифорния) и

также рассчитанную на

300

футов.

 

ВЯпонии для выращивания водорослей и ис­

кусственного разведения рыб построена лодка «А ква­

марин»,

берущ ая четырех человек: двух водителей

и двух

научных работников.

Сейчас м ож но даже сам ом у построить двухместную

подводную лодку — это

недавно

доказал

Д ж им Хелле

из

Института

Скриппса.

С в о ю лодку,

на

постройку

ко­

торой уш ло

16

месяцев, он назвал «Сабманаут». Дли­

на

лодки 9 футов, ширина 4 фута. О на изготовлена

из

водостойкой

ф анеры и стеклопластика; электром о­

тор

м ощ ностью

1,5 лошадиной

силы

с

приводом

от

аккумулятора обеспечивает ей скорость 3 узла. Лодка предназначена для глубин до 1000 футов и уж е была

испытана

на давление,

соответствующ ее глубине

350 футов.

 

 

 

М ногим

впервые

довелось увидеть подлодки-м а­

лютки в Чикагском

м узее

науки и промышленности,

38


Ёо дворе музея демонстрируется одна из малых япон­

ских подлодок того типа, который был использован

при нападении на Перл-Харбор. Королевский флот Великобритании также применял во второй мировой войне двух- и пятиместные подводные лодки, так на­ зываемые «корабли Икс». Ш есть из них прокрались

в Альтен-ф ьорд в Норвегии, подорвали и вывели из

строя 35 000-тонный немецкий «Тирпиц» — один из са­

мых крупных линкоров, участвовавших во второй м иро­

вой войне.

Сегодняш ние подлодки-малютки на столько ж е со­ вершеннее «кораблей Икс» времен второй мировой войны, на сколько атомные подлодки наших дней пре­

восходят тогдашние типы подлодок.

 

 

Подводные лодки для семейного пользования, воз­

можно,

никогда

не

получат

такого

распространения,

как

автомобили,

но

они

могут

успешно конкурировать

в

этом

отношении

с

обычными

м оторны ми лод ­

ками.

 

 

 

 

 

 

5 _____________________________

РЕГУЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ НА МОРСКОЕ ДНО

Два гидронавта — Лэрри

Соум ерс

и А нд ре

Ла­

бан —

лежали лицом вниз

на

поролоновых

мат­

рацах

внутри

двухместной

подводной лодки,

почти упираясь носом

в плексигласовый

иллюминатор,

за которы м открывалась морская бездна. Когда лодка проходила над подводны м каньоном у берегов Кали­

форнии, перед ними открылось удивительное зрели­

ще: растительность на отвесных стенах каньона стояла

соверш енно горизонтально.

«Когда приближаешься

к этим

стенам,— сообщили

они,—

возникает ощ ущ е ­

ние, как

будто смотришь на

лес с

самолета».

39