Файл: Щербина, Л. П. Коммутируемые сети связи [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 6.3.

91

момент поступления ■р--‘Зо£а с МЦ/ на £ и г ic e *■пналы заняты

Рис. 6.4.

92

§6.2. Установление соединений

споиском абонента по сети с'вязи

Рассмотренные случаи установления соединений по алгоритма^ определяемым составом интегральных направлений связи, не исчер­ пывают способов реализации УУ КЦ сетей с децентрализованным управлением. В ряде случаев программы УУ КЦ не содержат ни исходящих рельефов, ни состава ИНС, а установлению требуемых соединений предшествует поиск абонента по КЦ сети связи.

Каждый абонент сети связи получает свой номер, не повторяю­ щийся на ней и не имеющий признака какого-либо КЦ. При вклю­ чении абонентов в КЦ сети происходит запись их номеров в запо­ минающее устройство (ЗУ) соответствующего КЦ.

Установление соединения происходит следующим образом. При поступлении на КЦ требования на обслуживание. УУ фиксирует его, анализирует номер абонента—потребителя информации, прове­ ряя, записан ли он в ЗУ данного КЦ, Наличие такого номера в соответственном ЗУ говорит о том, что требуется установить внут­ реннее соединение между двумя абонентами, включенными в один КЦ. Отсутствие такой записи вызывает необходимость поиска вы­ зываемого абонента—потребителя информации по КЦ сети. Для этого во всех исходящих от данного КЦ ветвях определяется нали­ чие свободных каналов и занимаются они по одному к каждому смежному КЦ.

По каналам установленных соединений, а чаще по отдельным каналам сигнализации (ОКС), от данного КЦ на смежные пере­ даются требование на установление соединения и номер требуемого пбтребителя информации. Принятые и зафиксированные требова? ния и номер анализируются УУ получивших их КЦ, т. е. на каж­ дом из этих КЦ производится проверка, записан ли принятый но­ мер в их ЗУ. При отсутствии такой записи от каждого КЦ опреде­ ляется наличие свободных каналов и занимаются они по одному в каждой исходящей ветви до тех пор, пока на одном из КЦ при­ нятый и зафиксированный номер не совпадет с записанной в его ЗУ. Вслед за этим от КЦ, в который оказался включенным потре­ битель информации, по каналам установленного к нему от исходя­ щего КЦ (с которого начался поиск) соединения передается сигнал «абонент найден». Приняв этот сигнал, УУ исходящего КЦ по всем остальным ветвям посылает команду прекращения поиска и разру­ шения установленного соединения. Оставшийся в соединении тракт связи предоставляется абонентам для передачи сообщения.

Работа УУ КЦ осуществляется таким образом, что прием, обра­ ботка, формирование и передача сигналой, относящихся к однора­ зовому обслуживанию одного требования, происходят в течение одного цикла. Время прохождения каждого цикла на различных КЦ, как правило, совпадает.

В качестве примера рассмотрим сеть-связи, структура которой приведена на рис. 6.5.

93


Пусть от источника информации, включенного в К Ц 9, поступает требование на установление соединения. Приняв и зафиксировав номер потребителя информации, УУ К Ц э определяют его соответ­ ствие с номером, записанным в собственном ЗУ. Не обнаружив такого соответствия, оно осуществляет отыскание и занятие свобод­ ных каналов в ветвях, ведущих к КЦ5, КЦ12 и КЦ13. Вслед за этим из УУ К Ц э на УУ смежных К Ц передается номер отыскиваемого потребителя информации. На всех КЦ , получивших этот номер, происходит его сравнение с записанным в ЗУ аналогично выполнен­

ному на К Ц э .

Далее от К Ц 5 устанавливается соединение к K U i и

К Ц 2, от КЦ.2

к КЦц и К Ц 15, от К Ц 13 к К Ц ю и КЦю.

 

 

 

 

Рис.

6.5.

Пусть

на

К Ц ю

обнаружено

соответствие принятого номера

с одним

из номеров, записанных в его ЗУ. Дальнейший поиск от

К Ц ю

прекращается,

а от него на

исходящий К Ц 1 посылается сиг­

нал

«абонент

найден». Тракт

по установленному соединению

( К Ц э — К Ц ю — К Ц ю )

предоставляется абонентам (источнику и потре­

бителю информации) для передачи сообщения, а по остальным трактам установленных соединений (или соответствующим им ОКС) от К Ц э передается сигнал на прекращение поиска.

Возвращаясь к процессу передачи сигналов поиска абонента, рассматриваем цикличность передачи этих сигналов. Считая, что цикл обмена сигналами между КЦ сети включает, все операции по приему и обработке сигналов, поступающих от предыдущего (по пути соединения), а также подготовке к передаче таких сигналов на последующий, КЦ, можно допустить продвижение поиска по сети в течение каждого цикла (рис. 6.6а). В рассматриваемом примере,

94


как видно на рис. 6.6а, соединение достигнет искомого КЦю уже на втором цикле. Однако продвижение соединения до другим путям даже после нахождения абонента—потребителя информации будет продолжаться, пока не обойдет все КЦ сети связи. Причина такой

Поступление требования на КЦ^

О / г

Ф

S)

Циклы

Передача

сигналод

поиска V абонента

Передача сигнала абонент найден"

Передача

сигналов

> прекращения поиска

Передача

сигналов

поиска

абонента

Передача сигнала абонент найден "

Передача

сигналов » прекращения

поиска

непроизводительной работы УУ КЦ заключается в том, что распро­ страняющийся по сети сигнал «конец поиска» не может «догнать» сигнал поиска, так как оба они продвигаются с одинаковой скр* ростыо. ,

В том случае, когда сигнал поиска передается от предыдущего (по пути соединения) к последующему КЦ через цикл (рис, 6.66),'

95

время отыскания потребителя информации несколько увеличи­ вается. Однако при этом прекращение поиска по сети наступает уже на втором цикле, после передачи соответствующего сигнала от исходящего КЦ (в нашем примере КДэ).

Распространение поиска от исходящего КЦ как от условного центра сети связи к периферии обеспечивает высокую скорость установления соединения, достаточно хорошее качество обслужива­ ния и максимальную (для сети с заданными структурой и тополо­ гией) живучесть.

Кроме того специфика алгоритма работы УУ КЦ обеспечивает возможность свободного перемещения абонентов по сети связи без изменения присвоенного им номера. Применение же специальных Iviep «гашения» сигналов поиска, происходящих как в течение одного, так и в течение разных циклов на один и тот же КЦ, исклю­ чает образование «петель» на сети связи.

Несмотря на указанные достоинства рассмотренного в настоя­ щем параграфе алгоритма работы УУ КЦ, он может быть исполь­ зован лишь на сети связи," образованной электронными КЦ с высо­ коскоростными УУ, так как его реализация связана с передачей большого объема управляющей информации и значительным коли­ чеством непроизводительного (с точки зрения обмена информацией меЖду абонентами) занятия каналов.


Г л а в а 7

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕТЕЙ СВЯЗИ

§ 7.1. Системы обслуживания требований

Особенности функционирования сетей связи при обработке по­ ступающих в них требований могут быть охарактеризованы описа­ нием системы обслуживания (СО) этих требований.

Входящий поток

Обобщенная модель системы обслуживания представлена на рис. 7.1. Цифрами обозначены следующие элементы:

1 — распределитель

требований

(коммутационное

устройство);

2

— места для ожидания обслуживания {L — число мест);

3

— обслуживающие

приборы

или каналы связи

(V — число

приборов, каналов); 4 — орган (устройство) управления СО.

Числа L и 'V являются параметрами СО. Изменение их значе­ ний может приводить к изменению типа рассматриваемой системы. Так, например, СО при У==1 принято называть однолинейной, а цри К>1 — многолинейной. В случае обслуживания одного требования одним обслуживающим прибором (каналом) СО называется одно­

7 Зак. 836.

97

фазной. Если же обслуживание такого требовании осуществляется последовательно несколькими приборами (каналами), то СО назы­ вается многофазной. Число фаз при этом равно числу приборов (каналов), последовательно принимающих участие в обслуживании каждого требования. Сеть связи как система массового обслужи­ вания всегда является многофазной и в подавляющем большинстве случаев многолинейной.

Тип СО определяется последовательностью операций, выполняе­ мых при обслуживании поступающих требований. В настоящее время различают следующие типы СО:

без потерь;

с явными потерями;

— с ожиданием при L со ;

с ожиданием при L — величине конечной;

с формализованным ожиданием.

Кратко рассмотрим сущность указанных типов СО.

А. Система обслуживания без потерь

Отличительным признаком системы обслуживания без потерь является то, что любое поступившее в нее требование немедленно (без ожидания) берется на обслуживание. Отсутствие ожидания

определяет

первое условие построения

рассматриваемой

СО,

а именно

L = 0. Второе условие относится

к определению

пара­

метра V.

 

 

 

В связи с тем, что потеря требования может наступить, как уже рассматривалось ранее, лишь при занятости всех обслуживающих приборов (каналов) в момент поступления этого требования, то очевидным условием реализации системы обслуживания без потерь является S ^ V, где 5 — число источников информации.

Вмногофазной СО это условие должно выполняться на каждой фазе обслуживания. Практически СО без потерь реализуется лишь при построении обособленных КЦ малой емкости либо на сетях связи для небольшой группы привилегированных абонентов.

Вотличие от СО с ожиданием, которые в определенном смысле тоже, являются СО без потерь требований, в рассматриваемой си­

стеме занятость всех V приборов (каналов) может наступить лишь при занятости всех источников информации, т. е. вероятность по­ ступления требования на обслуживание в данный момент равна нулю. Кроме того в рассматриваемой системе обслуживания (в отличие от всех других) всегда при независимом обслуживании каждого источника информации характер выходящего потока не отличается от характера входящего. Избыточный поток здесь отсутствует.

Алгоритм обслуживания в системе без потерь наиболее прост среди перечисленных систем. Он включает в себя следующие опе­ раторы:

Ау — прием и фиксация требования на обслуживание;

98


Аг — определение

свободного

прибора (канала) и занятие его;

Аз — проключение

источника

информации к обслуживающему

прибору (каналу);

 

 

А,у — прием и фиксация сигнала отбоя;

А5— разъединение соединения;

К— конец алгоритмической фразы.

ЛСА обслуживания в системе без потерь имеет вид

W ( V > S ) = A 1A2AsAiAeK.

(7.1)

Простота алгоритма определяется, как видно из выражения (7.1), тем, что в состав ЛСА входят лишь арифметические опера­ торы. Логические же операторы, более сложные при реализации, здесь отсутствуют.

Б. Система обслуживания с явными потерями

Характерным для системы обслуживания с явными потерями является то, что требования, поступающие в систему, либо немед­ ленно (без ожидания) обслуживаются при наличии свободных при­ боров (каналов), либо теряются в противном случае. Тогда вво­ дится допущение, что потерянные требования в данную систему не возвращаются.

Отсутствие ожидания определяется значением параметра L 0. В связи с тем, что при поступлении требований все обслуживающие приборы (каналы) могут быть заняты, значение параметра V мо­ жет быть задано как 1/<S.

> Входящий поток, поступающий на рассматриваемую СО, разла­ гается на два потока: выходящий и избыточный. Первый из них образуется совокупностью обслуженных требований. Его характер определяется видом входящего потока и числом обслуживающих приборов или каналов связи (см. главу 3). Второй поток обра­ зуется требованиями, потерянными из-за занятости (неисправности) обслуживающих приборов или каналов связи. В большинстве слу­ чаев его характер отличается от характера входящего потока. Так, при простейшем входящем потоке избыточный поток можно рас­ сматривать как поток с последействием.

Алгоритм обслуживания в системе с явными потерями в допол­ нение к рассмотренному в предыдущем случае содержит операторы:

Рв — проверка условия — есть

ли свободный

обслуживающий,

прибор (канал);

сигнала

«отказ требованию 'в

обслужи­

A-j — формирование

вании».

обслуживания

в системе с явными потерями может быть

ЛСА

записана в виде

 

 

 

 

 

& {V < S , L = Q) = AiPbU A iAsAiAtK,iA4AsK.

(7.2)

Хотя

усложнение

алгоритма

обслуживания

(по сравнению

с СО без потерь) и ведет к усложнению управляющих устройств

7*

99