Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

статора,

 

(5-2)

Т0= 14.10-8na/?,71ßecos(pi.

Для переменной составляющей

полная ее величина,

дей­

ствующая на одном полюсном делении, поіѵчается равной

 

7\ 7,8 р0— aRiABf, cos cpx.

(5-3)

Так как тангенциальные силы, так же как и радиальные, при­ ложены к коронкам зубцов статора и ротора, то силы Т г создают дополнительный изгибающий момент

М = Т Х(Дс - /?,).

(5-4)

/

Рис. 5-2. Векторная диаграмма сил и моментов в двухполюс­ ном турбогенераторе

Пространственное распределение и ориентация сил Р ъ Т г и моментов М для двухполюсных машин дано на рис. 5-2. Здесь надо иметь в виду, что в двухполюсных машинах электрические углы равны геометрическим, поэтому временная диаграмма м. д.с. может рассматриваться так же, как пространственная.

Указанные силы и моменты ориентированы следующим об­ разом:

1. Векторы результирующих сил Р и сжимающие статор совпадают по направлению с вектором намагничивающего потока

Ф0, а силы Р и растягивающие статор, с вектором напряжения U.

70

2. Плечо пары сил 7\, скручивающей статор в направлении вращения поля сох, перпендикулярно вектору напряжения U, а плечо встречной пары сил совпадает по фазе с вектором Ü.

Для генераторного режима силы Тф имеют обратное направление. 3. Моменты М приложены в тех же точках, что и тангенциаль­

ные силы и направлены, как показано на рис. 5-3.

Как видно из приведенной векторной диаграммы, при работе двухполюсной машины под нагрузкой от основных волн возни­ кают два сдвинутых относительно друг друга эллипса деформаций.

Рис. 5-3. Деформации статора, вызываемые радиальными (а) и тангенциальными (б) силами

Угол сдвига между осями деформаций составляет я/2 электри­ ческих радиан.

Результирующая деформация равна геометрической сумме динамических прогибов, взятых по двум осям.

Расчетом можно легко установить, что динамический прогиб, вызванный тангенциальными силами (рис. 5-3, б), значительно меньше прогиба от радиальных сил (рис. 5-3, а). Это дает основа­ ние в турбогенераторах пренебречь действием тангенциальных сил. Тем не менее опытом уіггановлено, что несмотря на то„ что величина возбуждающих магнитных сил при переходе от холос­ того хода к нагрузке в целом увеличивается, уровень же вибра­ ции двойной частоты в большинстве турбогенераторов умень­ шается.

Этому явлению был дан ряд объяснений, однако наиболее правильным, по всей видимости, является объяснение, которое связывает это уменьшение с действием вращающего момента, создающего более жесткое сочленение между сердечником статора и корпусом.

Для уменьшения вибрации, передаваемой с сердечника ста­ тора на корпус, в турбогенераторах применяется упругая под­ веска пакета статора. На рис. 5-4 приведены различные варианты конструкции упругой подвески, запатентованные различными

71


фирмами. Применение того или иного варианта упругой подвески во многом связано с требованиями надежности, трудоемкостью изготовления, наличием на заводе-изготовителе технологической оснастки и других факторов. На каждом из приведенных вариан­ тов конструкции достигается эффективное подавление вибрации, передаваемой на корпус.

Формулы для расчета упругой подвески статора приведены в гл. 3. Указанные формулы при расчетах вдали от резонанса можно упростить, если пренебречь затуханием гм.

Рис. 5-4. Конструкции упругих подвесок статоров турбогенерато­ ров: а — ЛЭО «Электросила»; б — патент США; в — патент ФРГ; г — патент Франции

Колебательная скорость на поверхности корпуса в этом слу

чае

к = Ро (

zm £с

(5-5)

ZMZK

)•

Здесь гм— полный механический импеданс колебательной сис­ темы, равный

1

*м == ------------

і— *

(5-6)

где Ху — податливость упругой подвески пакета статора, приве­ денная к 1 см2 посадочной поверхности.

Кратность снижения вибрации по сравнению со случаем жест­ кой посадки сердечника статора в корпусе

с = ^ =

*с + гк

(5-7)

У»

1 — гс/2 м

 

 

72

Откуда необходимая податливость упругой подвески Ху, обеспе­ чивающая снижение вибрации частотой со в с раз, получается равной

(5-8)

Приведение X к податливости упругих элементов Хуу установ­ ленных между статором и корпусом, производится по формуле:

 

 

 

 

я _ Xyk

 

(5-9)

 

 

 

 

к = = и>

 

 

 

 

 

 

 

где

t — шаг

между

отдельными

рядами

упругих элементов по

окружности

статора;

I — полная

длина

по

оси машины одного

ряда упругих элементов; k — количество

упругих элементов

в

одном

ряду.

 

 

 

 

 

Пример.

Определить вибрацию корпуса крупного двухполюсного турбогене­

ратора на частоте 100 гц при жестком и упругом креплении пакета статора в кор­ пусе. Упругая подвеска выполнена по рис. 6,4, а. Влияние фундамента не учи­ тывать.

Исходные данные:

масса, приходящаяся на 1 см2 средней цилиндрической поверхности статора тс = 4- ІО"4 кгс-сек2/см\ масса, приходящаяся на 1 см2 средней цилиндрической

поверхности корпуса тк = ІО '4 кгссек?/см\ высота спинки статора h =

43,7

слі;

средний радиус спинки Rc = 113 см\ радиус расточки сердечника Rt =

65,8

сл;

количество упругих элементов в одном ребре k = 5; податливость одного упругого

элемента >.у =

0,2-10’ 3 см/кгс',

расстояние между смежными ребрами t = 31,4 см\

индукция в

воздушном зазоре Вв = 8700

гс.

 

 

Р а с ч е т .

1.

Податливости

сердечника

и корпуса:

 

 

 

 

12-1134

22 -4- 1

2)72 ‘10"3 см1кгс

= =

 

 

Яс = Г,~2ТГ()||.43,73

2а (23—- 1)& “

2)>

 

 

 

 

 

 

Як =» 21,8- ІО"8

с м /к г с

 

 

(по ориентировочным

расчетам).

сердечника

и корпуса

при:

 

2.

Механические

импедансы

 

 

 

 

 

 

 

со =

2 я - 100 =

6 28

1 /сек;

 

 

 

г0 =

6 2 8 - 4 - ІО "4 -----è 2 8 - ^ ,7 2 - 1 0 " 8

° ~ ~ 0’38 кгс'сек/см\

 

 

гк =

6 2 8 - 1 0 " 4 -------fc>8

2l|~8 lö ~ s

~ ~ ° ’0 23 к е с -с е к /с м .

 

3.

Удельная

возбуждающая

 

сила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

/8700 42 65,8

 

0,88 кгс/см2.

 

 

 

 

 

 

Р>= 2

\ 5000)

T IT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Вибрация

 

на

поверхности

 

корпуса

при жесткой

посадке

сердечника

в корпус:

 

 

 

 

 

0,88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

2,2 см/сек-,

 

 

 

 

 

 

 

—t>,38 — 0,023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

201g

628-2,2

=

93 дб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-10"2

 

 

 

 

73


5.

Вибрации на поверхности корпуса

при упругой подвеске сердечника

в корпусе.

 

 

приведенная к 1 см2 посадочной повер

а.

Податливость упругой подвески,

ности

 

 

 

 

 

,

0,2-ІО"3-31,4-630

= 0,8 см/кгс.

 

Лу-

5

б.

Эффективность

упругой

подвески

 

 

0,8 =

"б28~ (

— 0,38

0,023 ) > с = 1 2 '

в. Уровень вибрации на корпусе

L = 93 — 20 lg 12 = 72 дб.

Применение упругой подвески сердечника статора приводит к снижению вибраций, передаваемых на корпус, на 21 дб.

Б* Вибрация статора гидрогенератора

Повышенные уровни вибрации статоров гидрогенераторов во многих случаях возникают в результате взаимодействия ос­ новной волны поля возбуждения с дробными гармоническими полей реакции якоря, обусловленными дробным числом пазов на полюс и фазу.

Величина этой вибрации возрастает с увеличением тока ста­ тора.

Число пар полюсов гармонических для двухслойных обмоток

с дробным числом пазов

на полюс и фазу

равно

 

 

ѵ = ( ^ - +

1 ^ р; £ = ±

1; ± 2;

±3;. . .,

(б-10)

где

d — знаменатель несократимой

дроби

числа

q = b + c/d.

Для

однослойных обмоток с дробным q числом пар полюсов гар­

монических

V = ^ + 1 ^ р ; &= ± 1; ± 2 ; ± 3 ; . . .

Так, например, двухслойная обмотка гидрогенератора с q =» 4

= 2-jT- имеет следующие порядки гармоник:

обратного вращения (k — —1; —2; —3; . . .)

,

V

1 7

1319 25

с 31

 

Ѵ==

р

5 і 5'» 5 і 5

і 5 — ö:

5-

прямого вращения (k= +1; +2; +3; . . .)

,

V

11 17 23

29

35

41

ѵ

 

5 ; 5 ;

5 ;

5

5 •

74


Дробные гармоники, числа пар полюсов которых меньше числа пар полюсов главного поля, носят название низших гармоник или субгармоник.

Наиболее длинная силовая волна наименьшего порядка соз­ дается гармоникой, ближайшей по порядку к основной.

Порядок колебаний статора, имеющего трехфазную двухслой­ ную обмотку с дробным числом пазов на полюс и фазу, при вза­ имодействии основного поля возбуждения с дробной гармони­ ческой поля реакции якоря

(5-11)

где k = 1, 2, 3, . . .

Как видно, порядок колебаний при дробной обмотке может быть меньше 2р. Это значит, что величина вибрации, возбужда­ емой субгармоникой, может быть значительно выше вибрации, возбуждаемой основной волной поля, при которой порядок коле­ баний г = 2р. В гидрогенераторах скрепляющее действие корпуса более ощутимо, чем в турбогенераторах. Поэтому жесткость кор­ пуса при расчетах вибраций необходимо учитывать. Модуль упру­ гости шихтованных сердечников статоров по данным эксперимен­ тальных исследований лежит в пределах (1,3-г-1,5) • 10е кгс/см2. Нижний предел следует принимать для разъемных статоров, верхний — для неразъемных.

В практике эксплуатации и ■исследования гидрогенераторов наблюдались случаи повышенной вибрации статора на различных оборотах при выбеге генератора с возбуждением. Это явление за­ мечено в гидрогенераторах, имеющих сосредоточенное располо­ жение параллельных ветвей, а также в гидрогенераторах с одной параллельной ветвью, но при выбеге с малой нагрузкой.

При сосредоточенных параллельных ветвях обмотка статора обтекается уравнительными токами как в нагрузочных режимах, так и в режиме холостого хода, так как у машин большого диа­ метра всегда имеют место колебания воздушного зазора. При этом уравнительные токи в параллельных ветвях отличаются как по величине, так и по знаку. В результате число силовых волн может быть существенно меньше 2р.

Пример. Рассчитаем вибрацию частотой 100 гц сердечника статора гидроге-

нератора,

имеющего следующие данные: 2р = 88;

7

Rc — 550 см\ ha =

q = 1 -ур

13 см\

R t = 529 см\ В6 = 7400

гс;

m0 =

0,25-10~3

кгс-сек?/см; Е =

=

1,3- 10е кгс/см2.

 

 

 

 

 

Принимаем в расчет дробные гармоники м. д. с. порядка ѵ = 6/11 с ампли­

тудным значением индукции Въ^и =

250

гс.

 

 

а. Вибрация, возбуждаемая основной волной поля возбуждения и дробными гармониками м. д. с. статора.

1. Число волн колебаний

75


2.

Податливость

статора

 

 

 

 

 

 

 

,

12-5504

242 +

1

 

,

,

 

 

1,3 • 10е-133

242 (242 — I)2

~

 

 

0 см/кгс.

3.

Механический

импеданс

статора

при

со =

628

1/шс

 

гс =

628 0,26-10_3-----02g

}q-4

=

1.2 кгс-сек/см.

4.Удельная возбуждающая сила.

 

 

250-7400

0,074 кес/см*,

 

 

Рг“

5000s

 

 

 

 

 

 

6.

Вибрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,074

4,4

ІО"2 см'сек.

 

 

У: Ѵ Т

=

 

 

1,2

 

 

 

 

б. Вибрация, возбуждаемая

результирующим полем основной волны.

1.

Число волн колебаний

г — 2р — 88.

 

 

 

2.

Податливость

статора

 

ѵ

 

 

 

 

 

,

12-5504

 

882+

1

 

 

,

 

І.З-ІО6-13»

 

882 (881— I)2

 

“ 6,6' 0 см!кгс-

3.

Механический

импеданс

статора

 

 

 

 

 

гс = 628-0,25-ІО"8-

628-6,5-ІО"6

= 245 кгс-сек/см.

 

 

 

 

 

4.

Удельная возбуждающая сила

 

 

 

 

 

 

1

(

7400 \2

,

 

,

 

 

Рі = т { - E m )

=

1>1кгс/и‘ -

5-

Вибрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у =

 

= 0,45- ІО-2

 

см/сек.

Как видно из расчета, вибрация, возбуждаемая основной волной, значи­ тельно меньше вибрации, возбуждаемой дробными гармониками порядка 5/П.

5-3. ВИБРАЦИЯ,ВОЗБУЖДАЕМАЯ ВЫСШИМИ ГАРМОНИКАМИ ПОЛЕЙ СТАТОРА И РОТОРА

Амплитуда ѵ-й гармоники поля статора в синхронных машинах

<5 - 1 2 >

где xad — реактивность обмотки статора от полей реакции якоря по продольной оси; значения — указаны в приложении 8.

При расчете амплитуд полей зубцового порядка геометрически суммируются гармоники обмотки статора порядка зубчатости Вѵг

76