ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
статора, |
|
(5-2) |
Т0= 14.10-8na/?,71ßecos(pi. |
||
Для переменной составляющей |
полная ее величина, |
дей |
ствующая на одном полюсном делении, поіѵчается равной |
|
|
7\ — 7,8 р0— aRiABf, cos cpx. |
(5-3) |
Так как тангенциальные силы, так же как и радиальные, при ложены к коронкам зубцов статора и ротора, то силы Т г создают дополнительный изгибающий момент
М = Т Х(Дс - /?,). |
(5-4) |
/
Рис. 5-2. Векторная диаграмма сил и моментов в двухполюс ном турбогенераторе
Пространственное распределение и ориентация сил Р ъ Т г и моментов М для двухполюсных машин дано на рис. 5-2. Здесь надо иметь в виду, что в двухполюсных машинах электрические углы равны геометрическим, поэтому временная диаграмма м. д.с. может рассматриваться так же, как пространственная.
Указанные силы и моменты ориентированы следующим об разом:
1. Векторы результирующих сил Р и сжимающие статор совпадают по направлению с вектором намагничивающего потока
Ф0, а силы Р и растягивающие статор, с вектором напряжения U.
70
2. Плечо пары сил 7\, скручивающей статор в направлении вращения поля сох, перпендикулярно вектору напряжения U, а плечо встречной пары сил совпадает по фазе с вектором Ü.
Для генераторного режима силы Тф имеют обратное направление. 3. Моменты М приложены в тех же точках, что и тангенциаль
ные силы и направлены, как показано на рис. 5-3.
Как видно из приведенной векторной диаграммы, при работе двухполюсной машины под нагрузкой от основных волн возни кают два сдвинутых относительно друг друга эллипса деформаций.
Рис. 5-3. Деформации статора, вызываемые радиальными (а) и тангенциальными (б) силами
Угол сдвига между осями деформаций составляет я/2 электри ческих радиан.
Результирующая деформация равна геометрической сумме динамических прогибов, взятых по двум осям.
Расчетом можно легко установить, что динамический прогиб, вызванный тангенциальными силами (рис. 5-3, б), значительно меньше прогиба от радиальных сил (рис. 5-3, а). Это дает основа ние в турбогенераторах пренебречь действием тангенциальных сил. Тем не менее опытом уіггановлено, что несмотря на то„ что величина возбуждающих магнитных сил при переходе от холос того хода к нагрузке в целом увеличивается, уровень же вибра ции двойной частоты в большинстве турбогенераторов умень шается.
Этому явлению был дан ряд объяснений, однако наиболее правильным, по всей видимости, является объяснение, которое связывает это уменьшение с действием вращающего момента, создающего более жесткое сочленение между сердечником статора и корпусом.
Для уменьшения вибрации, передаваемой с сердечника ста тора на корпус, в турбогенераторах применяется упругая под веска пакета статора. На рис. 5-4 приведены различные варианты конструкции упругой подвески, запатентованные различными
71
фирмами. Применение того или иного варианта упругой подвески во многом связано с требованиями надежности, трудоемкостью изготовления, наличием на заводе-изготовителе технологической оснастки и других факторов. На каждом из приведенных вариан тов конструкции достигается эффективное подавление вибрации, передаваемой на корпус.
Формулы для расчета упругой подвески статора приведены в гл. 3. Указанные формулы при расчетах вдали от резонанса можно упростить, если пренебречь затуханием гм.
Рис. 5-4. Конструкции упругих подвесок статоров турбогенерато ров: а — ЛЭО «Электросила»; б — патент США; в — патент ФРГ; г — патент Франции
Колебательная скорость на поверхности корпуса в этом слу
чае
к = Ро ( |
zm £с |
(5-5) |
ZMZK |
)• |
Здесь гм— полный механический импеданс колебательной сис темы, равный
1
*м == ------------ |
і— * |
(5-6) |
где Ху — податливость упругой подвески пакета статора, приве денная к 1 см2 посадочной поверхности.
Кратность снижения вибрации по сравнению со случаем жест кой посадки сердечника статора в корпусе
с = ^ = |
*с + гк |
(5-7) |
У» |
1 — гс/2 м |
|
|
|
72
Откуда необходимая податливость упругой подвески Ху, обеспе чивающая снижение вибрации частотой со в с раз, получается равной
(5-8)
Приведение X к податливости упругих элементов Хуу установ ленных между статором и корпусом, производится по формуле:
|
|
|
|
я _ Xyk |
|
(5-9) |
|
|
|
|
|
к = = и> |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
где |
t — шаг |
между |
отдельными |
рядами |
упругих элементов по |
||
окружности |
статора; |
I — полная |
длина |
по |
оси машины одного |
||
ряда упругих элементов; k — количество |
упругих элементов |
||||||
в |
одном |
ряду. |
|
|
|
|
|
|
Пример. |
Определить вибрацию корпуса крупного двухполюсного турбогене |
ратора на частоте 100 гц при жестком и упругом креплении пакета статора в кор пусе. Упругая подвеска выполнена по рис. 6,4, а. Влияние фундамента не учи тывать.
Исходные данные:
масса, приходящаяся на 1 см2 средней цилиндрической поверхности статора тс = 4- ІО"4 кгс-сек2/см\ масса, приходящаяся на 1 см2 средней цилиндрической
поверхности корпуса тк = ІО '4 кгссек?/см\ высота спинки статора h = |
43,7 |
слі; |
средний радиус спинки Rc = 113 см\ радиус расточки сердечника Rt = |
65,8 |
сл; |
количество упругих элементов в одном ребре k = 5; податливость одного упругого
элемента >.у = |
0,2-10’ 3 см/кгс', |
расстояние между смежными ребрами t = 31,4 см\ |
||||||||||||
индукция в |
воздушном зазоре Вв = 8700 |
гс. |
|
|
||||||||||
Р а с ч е т . |
1. |
Податливости |
сердечника |
и корпуса: |
|
|
||||||||
|
|
12-1134 |
22 -4- 1 |
2)72 ‘10"3 см1кгс |
= 2Р = |
|
||||||||
|
Яс = Г,~2ТГ()||.43,73 |
2а (23—- 1)& “ |
2)> |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Як =» 21,8- ІО"8 |
с м /к г с |
|
|
|||||
(по ориентировочным |
расчетам). |
сердечника |
и корпуса |
при: |
|
|||||||||
2. |
Механические |
импедансы |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
со = |
2 я - 100 = |
6 28 |
1 /сек; |
|
|
|||
|
г0 = |
6 2 8 - 4 - ІО "4 -----è 2 8 - ^ ,7 2 - 1 0 " 8 |
° ~ ~ 0’38 кгс'сек/см\ |
|
||||||||||
|
гк = |
6 2 8 - 1 0 " 4 -------fc>8 |
2l|~8 lö ~ s |
~° |
~ ~ ° ’0 23 к е с -с е к /с м . |
|
||||||||
3. |
Удельная |
возбуждающая |
|
сила |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
1 |
/8700 42 65,8 |
|
0,88 кгс/см2. |
|
|
||||
|
|
|
|
Р>= 2 |
\ 5000) |
T IT |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
4. |
Вибрация |
|
на |
поверхности |
|
корпуса |
при жесткой |
посадке |
сердечника |
|||||
в корпус: |
|
|
|
|
|
0,88 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
2,2 см/сек-, |
|
|
|||
|
|
|
|
|
—t>,38 — 0,023 |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
L |
201g |
628-2,2 |
= |
93 дб. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-10"2 |
|
|
|
|
73
5. |
Вибрации на поверхности корпуса |
при упругой подвеске сердечника |
||
в корпусе. |
|
|
приведенная к 1 см2 посадочной повер |
|
а. |
Податливость упругой подвески, |
|||
ности |
|
|
|
|
|
, |
0,2-ІО"3-31,4-630 |
= 0,8 см/кгс. |
|
|
Лу- |
5 |
||
б. |
Эффективность |
упругой |
подвески |
|
|
0,8 = |
"б28~ ( |
— 0,38 |
0,023 ) > с = 1 2 ' |
в. Уровень вибрации на корпусе
L = 93 — 20 lg 12 = 72 дб.
Применение упругой подвески сердечника статора приводит к снижению вибраций, передаваемых на корпус, на 21 дб.
Б* Вибрация статора гидрогенератора
Повышенные уровни вибрации статоров гидрогенераторов во многих случаях возникают в результате взаимодействия ос новной волны поля возбуждения с дробными гармоническими полей реакции якоря, обусловленными дробным числом пазов на полюс и фазу.
Величина этой вибрации возрастает с увеличением тока ста тора.
Число пар полюсов гармонических для двухслойных обмоток
с дробным числом пазов |
на полюс и фазу |
равно |
|
||
|
ѵ = ( ^ - + |
1 ^ р; £ = ± |
1; ± 2; |
±3;. . ., |
(б-10) |
где |
d — знаменатель несократимой |
дроби |
числа |
q = b + c/d. |
|
Для |
однослойных обмоток с дробным q числом пар полюсов гар |
монических
V = ^ + 1 ^ р ; &= ± 1; ± 2 ; ± 3 ; . . .
Так, например, двухслойная обмотка гидрогенератора с q =» 4
= 2-jT- имеет следующие порядки гармоник:
обратного вращения (k — —1; —2; —3; . . .)
, |
V |
1 7 |
1319 25 |
с 31 |
|
Ѵ== |
р |
5 і 5'» 5 і 5 |
і 5 — ö: |
5- |
прямого вращения (k= +1; +2; +3; . . .)
, |
V |
11 17 23 |
29 |
35 |
41 |
ѵ |
|
5 ; 5 ; |
5 ; |
5 |
5 • |
74
Дробные гармоники, числа пар полюсов которых меньше числа пар полюсов главного поля, носят название низших гармоник или субгармоник.
Наиболее длинная силовая волна наименьшего порядка соз дается гармоникой, ближайшей по порядку к основной.
Порядок колебаний статора, имеющего трехфазную двухслой ную обмотку с дробным числом пазов на полюс и фазу, при вза имодействии основного поля возбуждения с дробной гармони ческой поля реакции якоря
(5-11)
где k = 1, 2, 3, . . .
Как видно, порядок колебаний при дробной обмотке может быть меньше 2р. Это значит, что величина вибрации, возбужда емой субгармоникой, может быть значительно выше вибрации, возбуждаемой основной волной поля, при которой порядок коле баний г = 2р. В гидрогенераторах скрепляющее действие корпуса более ощутимо, чем в турбогенераторах. Поэтому жесткость кор пуса при расчетах вибраций необходимо учитывать. Модуль упру гости шихтованных сердечников статоров по данным эксперимен тальных исследований лежит в пределах (1,3-г-1,5) • 10е кгс/см2. Нижний предел следует принимать для разъемных статоров, верхний — для неразъемных.
В практике эксплуатации и ■исследования гидрогенераторов наблюдались случаи повышенной вибрации статора на различных оборотах при выбеге генератора с возбуждением. Это явление за мечено в гидрогенераторах, имеющих сосредоточенное располо жение параллельных ветвей, а также в гидрогенераторах с одной параллельной ветвью, но при выбеге с малой нагрузкой.
При сосредоточенных параллельных ветвях обмотка статора обтекается уравнительными токами как в нагрузочных режимах, так и в режиме холостого хода, так как у машин большого диа метра всегда имеют место колебания воздушного зазора. При этом уравнительные токи в параллельных ветвях отличаются как по величине, так и по знаку. В результате число силовых волн может быть существенно меньше 2р.
Пример. Рассчитаем вибрацию частотой 100 гц сердечника статора гидроге-
нератора, |
имеющего следующие данные: 2р = 88; |
7 |
Rc — 550 см\ ha = |
|||
q = 1 -ур |
||||||
— |
13 см\ |
R t = 529 см\ В6 = 7400 |
гс; |
m0 = |
0,25-10~3 |
кгс-сек?/см; Е = |
= |
1,3- 10е кгс/см2. |
|
|
|
|
|
|
Принимаем в расчет дробные гармоники м. д. с. порядка ѵ = 6/11 с ампли |
|||||
тудным значением индукции Въ^и = |
250 |
гс. |
|
|
а. Вибрация, возбуждаемая основной волной поля возбуждения и дробными гармониками м. д. с. статора.
1. Число волн колебаний
75
2. |
Податливость |
статора |
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
12-5504 |
242 + |
1 |
|
„ |
, |
, |
|
|
|
1,3 • 10е-133 |
242 (242 — I)2 |
~ |
|
|
0 см/кгс. |
||
3. |
Механический |
импеданс |
статора |
при |
со = |
628 |
1/шс |
||
|
гс = |
628 0,26-10_3-----02g |
}q-4 |
= |
1.2 кгс-сек/см. |
4.Удельная возбуждающая сила.
|
|
250-7400 |
0,074 кес/см*, |
|||||
|
|
Рг“ |
5000s |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
6. |
Вибрация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,074 |
4,4 |
ІО"2 см'сек. |
|||
|
|
У: Ѵ Т |
= |
|||||
|
|
1,2 |
|
|
|
|
||
б. Вибрация, возбуждаемая |
результирующим полем основной волны. |
|||||||
1. |
Число волн колебаний |
г — 2р — 88. |
|
|
|
|||
2. |
Податливость |
статора |
|
ѵ |
|
|
|
|
|
, |
12-5504 |
|
882+ |
1 |
|
|
, |
|
І.З-ІО6-13» |
|
882 (881— I)2 |
|
“ 6,6' 0 см!кгс- |
|||
3. |
Механический |
импеданс |
статора |
|
|
|
|
|
|
гс = 628-0,25-ІО"8- |
628-6,5-ІО"6 |
= 245 кгс-сек/см. |
|||||
|
|
|
|
|
||||
4. |
Удельная возбуждающая сила |
|
|
|
|
|||
|
|
1 |
( |
7400 \2 |
, |
|
, |
|
|
|
Рі = т { - E m ) |
= |
1>1кгс/и‘ - |
||||
5- |
Вибрация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у = |
|
= 0,45- ІО-2 |
|
см/сек. |
Как видно из расчета, вибрация, возбуждаемая основной волной, значи тельно меньше вибрации, возбуждаемой дробными гармониками порядка 5/П.
5-3. ВИБРАЦИЯ,ВОЗБУЖДАЕМАЯ ВЫСШИМИ ГАРМОНИКАМИ ПОЛЕЙ СТАТОРА И РОТОРА
Амплитуда ѵ-й гармоники поля статора в синхронных машинах
<5 - 1 2 >
где xad — реактивность обмотки статора от полей реакции якоря по продольной оси; значения — указаны в приложении 8.
При расчете амплитуд полей зубцового порядка геометрически суммируются гармоники обмотки статора порядка зубчатости Вѵг
76