ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
П рим ер. Рассчитать уровень магнитной вибрации, возбуждаемой гармони ками (ѵ = +39, р = —41, со = 3740 М сек, г = 2), при скосе пазов в роторе на одно пазовое деление для электродвигателя 6 к ет из § 4-5.
1. Моменты инерции:
2 2.203 |
|
|
Jx = — {^=1.46.10» cmU |
||
J x = 0,31 -2,23.20 = 66 см 1; |
||
3,5-IO’5 (202 + 2,22) |
= 1,18-ІО"3 к г с - с е к 2'СМ. |
|
12 |
||
|
2. Податливость статора при кручении (4-70)
11 22 = 2,1 - 10е-1,46 • 103 +- 0,8 • 10е66 - 22 = 3,85' 10"8 с м <к г с •
3. Механический импеданс статора при кручении
гкр = 3740-1,18- ІО'3 ---- 374Q.3 3 5 . 10- 8' = ~ 6950 к г с - с е к /с м .
4. Коэффициенты (рис. 4-9)
^ sß = 0,2; <Jsß — 0,4; ^ - ^ s~ = ^ |
, |
5.Крутящий момент
Мх |
—0,4-0,062-202 = —5,0 к г с -с м . |
|||
6. Вибрация согласно (4-73) и2 |
(4-75): |
|
||
от радиальных сил |
|
|
|
|
Уи |
0,2-0,062 = |
0,092 |
см /сек ; |
|
|
0,095-1^2 |
|
|
|
от крутящих моментов |
|
|
|
|
• _ |
5,0-20 |
= |
0,41 • ІО"2 с м /с е к . |
|
УкР ~~ |
|
|||
2 К"3-6950 |
|
|
||
Результирующая от радиальных сил и крутящих моментов |
||||
Ур = V (9,2 - ІО-2)2 + (0,41 • ІО' 2)2 = 9,2 - ІО’2 см/сек; |
||||
вибрации в децибелах по ускорению |
|
|
||
|
:201g- 3740-9,2. ІО"2 |
: 81 д б . |
||
|
|
3-10-2 |
|
следовательно, снижение магнитной вибрации на частоте ш = 3740 Н сек вслед ствие применения скоса пазов
ДІ = 95 — 81 = 14 д б .
60
4 -9 . В Л И Я Н И Е Э К С Ц Е Н Т Р И Ч Н О С Т И В О З Д У Ш Н О Г О З А З О Р А
Н А М А Г Н И Т Н Ы Й Ш У М
У некоторых машин переменного тока иногда наблюдаются повышенные уровни шума на отдельных составляющих спектра из-за эксцентрического положения ротора в расточке статора (неподвижный эксцентриситет) либо эксцентричного располо жения пакета ротора относительно оси вала (вращающийся экс центриситет).
Неподвижный |
эксцентриситет, |
|
как |
|
|||
правило, |
возникает в |
результате |
неточ |
|
|||
ной сборки машины, |
вращающийся |
экс |
|
||||
центриситет — в |
результате |
плохой |
про |
|
|||
точки полностью собранного пакета ро |
|
||||||
тора на |
валу. |
|
|
зазора |
|
при |
|
Величину воздушного |
|
|
|||||
наличии эксцентриситета (рис. 4-11), |
как |
|
|||||
неподвижного так и вращающегося, |
можно |
|
|||||
выразить |
равенством |
|
|
|
|
|
|
б = |
б0 — бе cos (О — соef), |
(4-76) |
|
||||
где б0— равномерный воздушный |
зазор; |
Рис. 4-11. Эксцентриси- |
|||||
бе — эксцентриситет; |
б1— угловая |
коор |
тет ротора |
||||
дината; |
(о8 — угловая |
частота. |
|
|
|
Угловая частота (оЕ равна нулю при неподвижном эксцентри ситете и численно равна скорости вращения ротора при враща
ющемся эксцентриситете: |
|
|
||
|
|
®. = - ^ ( l - s ) . |
(4-77) |
|
Магнитная проводимость зазора при эксцентриситете |
||||
^ (О, |
0 |
g (ftj/) 1 — е' cos (О |
(4-78) |
|
©eO ’ |
||||
где относительный |
эксцентриситет |
|
||
|
|
е = |
б* |
(4-79) |
|
|
бпkn |
||
|
|
|
|
Разлагая множитель в уравнении (4-78) в ряд Фурье и огра ничившись ц этом разложении только первым членом, получим для проводимости
1 |
^ = 6(0, i ) t1 + е' cos “ |
®b0] • |
(4-80) |
Самая сильная гармоника поля может быть получена |
при ум |
||
ножении м. д. с. (4-4) на проводимость (4-80) |
|
|
|
Ь1 = В1-Г cos [(р ± 1) О — (CÖJ ± |
сое) t}\ |
(4-81) |
в1
а н а л о г и ч н о д л я в ы сш и х г а р м о н и ч е с к и х : |
|
|
|||
bv = |
Bv |
cos [(v ± |
1 )fl — (о^ ± |
(oe) t]\ |
|
bß = |
|
cos [(p, ± |
1)# — (о»! ± |
co^)/]. |
(4-82) |
Как видно из уравнений (4-81) и (4-82), при наличии эксцентри ситета, кроме магнитных полей, имеющих место при нормальном исполнении машины, возникают дополнительные магнитные поля с числами пар полюсов:
р ± 1; |
V+1; u, ± 1; |
(4-83) |
угловыми частотами: |
|
|
®і ± |
“ х ± |
(4-84) |
и амплитудами, пропорциональными половине относительного эксцентриситета г'. Надо иметь в виду, что магнитные поля по рядка р ± 1, вызываемые основной волной м. д. с., могут демп фироваться обмоткой статора при наличии в ней параллельных ветвей и короткозамкнутым ротором. Поскольку демпферное действие обмоток и их влияние на вибрацию слабо изучены, то в практике расчетов принято определять усилия, действующие при эксцентриситете, без их учета. При таком допущении ампли туды результирующих полей порядка р ± 1, ѵ ± 1, р ± 1 равны:
|
|
Вр±, = |
~ В р , |
|
(4-85) |
|
|
|
ß v±1 = |
4 - ß v; |
|
(4-86) |
|
|
|
|
= |
|
|
(4-87) |
Низкочастотные радиальные силы первого порядка могут |
||||||
возникнуть |
при взаимодействии |
полей |
с |
числом пар полюсов |
||
р ± 1 с |
основным полем |
р: |
|
|
|
|
частота |
этих |
г = р ± |
1 — р = ± |
1; |
(4-88) |
|
сил |
|
|
|
|
||
|
|
со' = ®і ± <*>8 — ©! = |
± |
сое, |
т. е. равна частоте вращения ротора при вращающемся эксцентри ситете и нулю при неподвижном.
Амплитуда радиальных сил первого порядка |
|
Л = ("Ш т)* "Г* |
(4'89> |
Особенно эти силы проявляются в крупных четырехполюсных асинхронных двигателях.
62
А н а л о г и ч н о д л я в ы со к о ч а ст о т н ы х |
си л |
п е р в о г о п о р я д к а |
и м еем : |
||
P v tl |
( |
5000 ) ( 5000 )’ кгс!см^ |
(4-90) |
||
Рѵ>1 |
~ ( |
5000 ) ( 5000 |
) ’ |
к г ° { с м 2 > |
(4-91) |
при |
|
|
|
|
|
|
г' = |
р . ± 1 ± ѵ = |
г ± 1 |
(4-92) |
|
и угловой частоте |
|
|
|
|
|
|
|
со' = соЛ± сое. |
|
|
Как видно, высокочастотные силы первого порядка г ± 1 возникают при эксцентриситете у тех машин, у которых при его
Рис. 4-12. К расчету вибрации при вращающемся эксцентриситете
отсутствии имеют место силы нулевого (г = 0) и второго (г — 2) порядков. Поэтому средством подавления высокочастотного шума, создаваемого эксцентриситетом, является устранение при проекти ровании машины колебаний порядка г — 0 и г — 2.
Полная односторонняя радиальная сила, действующая на ротор и статор при г = ±1,
Рг |
е' |
кгс. |
(4-93) |
~2~ ’ |
|||
На рис. 4-12, а показана схема приложения сил Р г при вра |
щающемся эксцентриситете для амортизированного электродви
гателя, а на рис. 4-12, б и в |
эквивалентная механическая |
система |
и ее электрический аналог. |
Расчетные схемы построены в |
предпо |
ложении, что центры тяжести статора и ротора и центр приложе ния сил Р г лежат на одной оси.
Вибрация на корпусе электродвигателя по эквивалентной »лектрической схеме может быть определена из решения следу-
63
ющей системы уравнений:
Уі = Уг + У'л\
У & т - у * - ^ = р ь
г/^/л + г/3о)Л4 — г/3 |
= О. |
|
Откуда |
|
|
Рі___________ ^ |
(4-94) |
|
|
|
|
Ш ^ |
) го - ат ’ |
|
где М, т — массы статора и ротора, А,в, А,а — податливости вала при изгибе и амортизаторов на сжатие; гр = сот— 1/со?св — им педанс ротора.
Пример. Произведем расчет вертикальной магнитной вибрации частоты вращения для электродвигателя мощностью 500 квот, с числом полюсов 2р = 4 из примера § 4-3 при наличии в нем вращающегося эксцентриситета величиной
е = |
0,1. |
|
|
|
|
1,0 кгс-сек?/см; М = 1,6 кгс-сек21см; |
|
Хв = |
Исходные данные: сое = 156 1/сек; от = |
||||||
1,1-ІО-6 см/кгс; |
Ха = 3 ,2 -1 0 "6 см/кгс. |
||||||
|
1. |
Величина возбуждающей силы |
(493) |
||||
|
|
/>! = |
я - 38,3-40 ( - ^ |
) |
2.0,! = 1160 кгс. |
||
|
2. |
Вертикальная |
вибрация статора |
(4-94) |
|||
Уз |
|
|
1160 |
|
1,6 см/секі |
||
( 1 + І А . |
|
1 |
|
|
|||
|
|
|
1562-1,0-3,2-10~6 |
|
-(—430) — 156-1,0 |
||
|
|
V + 1,0 |
|
|
|
||
|
|
Zp = |
156-1,0 — (50 |
/ і |
ю -s = —430 кгс ‘ сек/см |
||
или |
в децибелах по ускорению |
|
|
|
|||
|
|
|
|
L = 20 Ig |
3.10-2 |
= 78 дб- |
|
4 - 1 0 . |
|
Н А С Ы Щ Е Н И Е С Т А Л И |
|
|
|
Повышенная магнитная вибрация может быть вызвана нерав номерностью насыщения зубцовой зоны основным полем и попе речными потоками пазового рассеяния, которые замыкаются вдоль зубцов, расположенных на границе фаз. Полный учет насы щения зубцовой зоны и его влияние на вибрацию чрезвычайно сложны.
Если принять во внимание только основное поле, то насыще ние основную волну в воздушном зазоре делает более плоской.
Уплощение поля эквивалентно введению фиктивной магнит ной проводимости с 2р периодами, распределенными по окружности
64