Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П рим ер. Рассчитать уровень магнитной вибрации, возбуждаемой гармони­ ками (ѵ = +39, р = —41, со = 3740 М сек, г = 2), при скосе пазов в роторе на одно пазовое деление для электродвигателя 6 к ет из § 4-5.

1. Моменты инерции:

2 2.203

 

Jx = — {^=1.46.10» cmU

J x = 0,31 -2,23.20 = 66 см 1;

3,5-IO’5 (202 + 2,22)

= 1,18-ІО"3 к г с - с е к 2'СМ.

12

 

2. Податливость статора при кручении (4-70)

11 22 = 2,1 - 10е-1,46 • 103 +- 0,8 • 10е66 - 22 = 3,85' 10"8 с м <к г с •

3. Механический импеданс статора при кручении

гкр = 3740-1,18- ІО'3 ---- 374Q.3 3 5 . 10- 8' = ~ 6950 к г с - с е к /с м .

4. Коэффициенты (рис. 4-9)

^ sß = 0,2; <Jsß — 0,4; ^ - ^ s~ = ^

,

5.Крутящий момент

Мх

—0,4-0,062-202 = —5,0 к г с м .

6. Вибрация согласно (4-73) и2

(4-75):

 

от радиальных сил

 

 

 

 

Уи

0,2-0,062 =

0,092

см /сек ;

 

0,095-1^2

 

 

от крутящих моментов

 

 

 

• _

5,0-20

=

0,41 • ІО"2 с м /с е к .

УкР ~~

 

2 К"3-6950

 

 

Результирующая от радиальных сил и крутящих моментов

Ур = V (9,2 - ІО-2)2 + (0,41 • ІО' 2)2 = 9,2 - ІО’2 см/сек;

вибрации в децибелах по ускорению

 

 

 

:201g- 3740-9,2. ІО"2

: 81 д б .

 

 

3-10-2

 

следовательно, снижение магнитной вибрации на частоте ш = 3740 Н сек вслед­ ствие применения скоса пазов

ДІ = 95 — 81 = 14 д б .

60


4 -9 . В Л И Я Н И Е Э К С Ц Е Н Т Р И Ч Н О С Т И В О З Д У Ш Н О Г О З А З О Р А

Н А М А Г Н И Т Н Ы Й Ш У М

У некоторых машин переменного тока иногда наблюдаются повышенные уровни шума на отдельных составляющих спектра из-за эксцентрического положения ротора в расточке статора (неподвижный эксцентриситет) либо эксцентричного располо­ жения пакета ротора относительно оси вала (вращающийся экс­ центриситет).

Неподвижный

эксцентриситет,

 

как

 

правило,

возникает в

результате

неточ­

 

ной сборки машины,

вращающийся

экс­

 

центриситет — в

результате

плохой

про­

 

точки полностью собранного пакета ро­

 

тора на

валу.

 

 

зазора

 

при

 

Величину воздушного

 

 

наличии эксцентриситета (рис. 4-11),

как

 

неподвижного так и вращающегося,

можно

 

выразить

равенством

 

 

 

 

 

б =

б0 — бе cos (О — соef),

(4-76)

 

где б0— равномерный воздушный

зазор;

Рис. 4-11. Эксцентриси-

бе — эксцентриситет;

б1— угловая

коор­

тет ротора

дината;

(о8 — угловая

частота.

 

 

 

Угловая частота (оЕ равна нулю при неподвижном эксцентри­ ситете и численно равна скорости вращения ротора при враща­

ющемся эксцентриситете:

 

 

 

 

®. = - ^ ( l - s ) .

(4-77)

Магнитная проводимость зазора при эксцентриситете

^ (О,

0

g (ftj/) 1 — е' cos (О

(4-78)

©eO ’

где относительный

эксцентриситет

 

 

 

е =

б*

(4-79)

 

 

бпkn

 

 

 

 

Разлагая множитель в уравнении (4-78) в ряд Фурье и огра­ ничившись ц этом разложении только первым членом, получим для проводимости

1

^ = 6(0, i ) t1 + е' cos “

®b0] •

(4-80)

Самая сильная гармоника поля может быть получена

при ум­

ножении м. д. с. (4-4) на проводимость (4-80)

 

 

Ь1 = В1-Г cos [(р ± 1) О — (CÖJ ±

сое) t}\

(4-81)

в1


а н а л о г и ч н о д л я в ы сш и х г а р м о н и ч е с к и х :

 

 

bv =

Bv

cos [(v ±

1 )fl — (о^ ±

(oe) t]\

 

=

 

cos [(p, ±

1)# — (о»! ±

co^)/].

(4-82)

Как видно из уравнений (4-81) и (4-82), при наличии эксцентри­ ситета, кроме магнитных полей, имеющих место при нормальном исполнении машины, возникают дополнительные магнитные поля с числами пар полюсов:

р ± 1;

V+1; u, ± 1;

(4-83)

угловыми частотами:

 

 

®і ±

“ х ±

(4-84)

и амплитудами, пропорциональными половине относительного эксцентриситета г'. Надо иметь в виду, что магнитные поля по­ рядка р ± 1, вызываемые основной волной м. д. с., могут демп­ фироваться обмоткой статора при наличии в ней параллельных ветвей и короткозамкнутым ротором. Поскольку демпферное действие обмоток и их влияние на вибрацию слабо изучены, то в практике расчетов принято определять усилия, действующие при эксцентриситете, без их учета. При таком допущении ампли­ туды результирующих полей порядка р ± 1, ѵ ± 1, р ± 1 равны:

 

 

Вр±, =

~ В р ,

 

(4-85)

 

 

ß v±1 =

4 - ß v;

 

(4-86)

 

 

 

=

 

 

(4-87)

Низкочастотные радиальные силы первого порядка могут

возникнуть

при взаимодействии

полей

с

числом пар полюсов

р ± 1 с

основным полем

р:

 

 

 

частота

этих

г = р ±

1 — р = ±

1;

(4-88)

сил

 

 

 

 

 

 

со' = ®і ± <*>8 — ©! =

±

сое,

т. е. равна частоте вращения ротора при вращающемся эксцентри­ ситете и нулю при неподвижном.

Амплитуда радиальных сил первого порядка

 

Л = ("Ш т)* "Г*

(4'89>

Особенно эти силы проявляются в крупных четырехполюсных асинхронных двигателях.

62


А н а л о г и ч н о д л я в ы со к о ч а ст о т н ы х

си л

п е р в о г о п о р я д к а

и м еем :

P v tl

(

5000 ) ( 5000 )’ кгс!см^

(4-90)

Рѵ>1

~ (

5000 ) ( 5000

) ’

к г ° { с м 2 >

(4-91)

при

 

 

 

 

 

 

г' =

р . ± 1 ± ѵ =

г ± 1

(4-92)

и угловой частоте

 

 

 

 

 

 

 

со' = соЛ± сое.

 

 

Как видно, высокочастотные силы первого порядка г ± 1 возникают при эксцентриситете у тех машин, у которых при его

Рис. 4-12. К расчету вибрации при вращающемся эксцентриситете

отсутствии имеют место силы нулевого = 0) и второго (г — 2) порядков. Поэтому средством подавления высокочастотного шума, создаваемого эксцентриситетом, является устранение при проекти­ ровании машины колебаний порядка г — 0 и г — 2.

Полная односторонняя радиальная сила, действующая на ротор и статор при г = ±1,

Рг

е'

кгс.

(4-93)

~2~ ’

На рис. 4-12, а показана схема приложения сил Р г при вра­

щающемся эксцентриситете для амортизированного электродви­

гателя, а на рис. 4-12, б и в

эквивалентная механическая

система

и ее электрический аналог.

Расчетные схемы построены в

предпо­

ложении, что центры тяжести статора и ротора и центр приложе­ ния сил Р г лежат на одной оси.

Вибрация на корпусе электродвигателя по эквивалентной »лектрической схеме может быть определена из решения следу-

63


ющей системы уравнений:

Уі = Уг + У'л\

У & т - у * - ^ = р ь

г/^/л + г/3о)Л4 — г/3

= О.

 

Откуда

 

 

Рі___________ ^

(4-94)

 

 

Ш ^

) го - ат

 

где М, т — массы статора и ротора, А,в, А,а — податливости вала при изгибе и амортизаторов на сжатие; гр = сот— 1/со?св — им­ педанс ротора.

Пример. Произведем расчет вертикальной магнитной вибрации частоты вращения для электродвигателя мощностью 500 квот, с числом полюсов = 4 из примера § 4-3 при наличии в нем вращающегося эксцентриситета величиной

е =

0,1.

 

 

 

 

1,0 кгс-сек?/см; М = 1,6 кгс-сек21см;

Хв =

Исходные данные: сое = 156 1/сек; от =

1,1-ІО-6 см/кгс;

Ха = 3 ,2 -1 0 "6 см/кгс.

 

1.

Величина возбуждающей силы

(493)

 

 

/>! =

я - 38,3-40 ( - ^

)

2.0,! = 1160 кгс.

 

2.

Вертикальная

вибрация статора

(4-94)

Уз

 

 

1160

 

1,6 см/секі

( 1 + І А .

 

1

 

 

 

 

 

1562-1,0-3,2-10~6

 

-(—430) — 156-1,0

 

 

V + 1,0

 

 

 

 

 

Zp =

156-1,0 — (50

/ і

ю -s = —430 кгс сек/см

или

в децибелах по ускорению

 

 

 

 

 

 

 

L = 20 Ig

3.10-2

= 78 дб-

4 - 1 0 .

 

Н А С Ы Щ Е Н И Е С Т А Л И

 

 

 

Повышенная магнитная вибрация может быть вызвана нерав­ номерностью насыщения зубцовой зоны основным полем и попе­ речными потоками пазового рассеяния, которые замыкаются вдоль зубцов, расположенных на границе фаз. Полный учет насы­ щения зубцовой зоны и его влияние на вибрацию чрезвычайно сложны.

Если принять во внимание только основное поле, то насыще­ ние основную волну в воздушном зазоре делает более плоской.

Уплощение поля эквивалентно введению фиктивной магнит­ ной проводимости с 2р периодами, распределенными по окружности

64