Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

струкции электрических машин. В дальнейшем вышеприведенные формулы будут использованы при расчетах вибрации вдали от резонансных частот, что позволяет потерями на трение гм пре­ небречь.

3-4. УЧЕТ ВИБРОПОГЛОЩЕНИЯ

В конструкциях электрических машин имеется ряд элемен­ тов, которые возбуждаются силами, имеющими широкий частот­ ный спектр. Сюда относятся тонкостенные воздуховоды, подшип­ никовые щиты, улитки вентиляторов, лапы и др. Указанные эле­ менты имеют повышенные вибрации и излучают повышенный шум именно на их резонансных частотах.

Уменьшение вибраций этих элементов могло бы быть дости­ гнуто применением конструкционных материалов с большими внутренними механическими потерями гм. Однако материалы, применяемые в электромашиностроении, как правило, имеют ма­ лые потери. Поэтому уменьшить вибрации резонирующих элемен­ тов можно путем нанесения на них покрытия из материала с боль­ шими механическими потерями. Элемент конструкции, облицован­ ный таким покрытием, будет вести себя в отношении вибрации и распространения шума как однородный материал с большими внутренними потерями.

Сумма сил упругости и трения может быть представлена в виде:

х + гму = ( х + /<*>/■„) у = X 0 + /л),

(3-37)

где т) = согы1.

Как видно из (3-37), наличие в системе трения можно учесть введением комплексной жесткости (1 + jr\), что приводится

к комплексному модулю упругости Е (1 + jr\). Такое представ­ ление о потерях указывает на наличие сдвига фаз между напря­ жениями в материале и его деформациями. Тангенс угла сдвига фаз или потерь равен тр Действительная часть комплексного мо­ дуля упругости является его упругой компонентой, а мнимая часть — вязкой компонентой, которая характеризует потери в ма­ териале. Если система совершает свободное колебание, то логариф­ мический декремент затухания

Ф = ятр

(3-38)

Вибрации тонкостенной пластины можно представить в виде системы с одной степенью свободы, для которой амплитуда коле­ бательной скорости

У =

Рм

(3-39)

 

сот —

26


При резонансе, т. е. при (от = V® Я (при этом со = со0),

У= 7й- = ~ г'I -

(3-40)

Так как при нанесении на пластину вибропоглощающего по­ крытия ее податливость заметно не меняется, то уменьшение ампли­ туды колебаний облицованной пластины на резонансных частотах равна:

Уобл

Лнеобл

(3-41)

^необл

Лобл

 

При колебаниях на частоте, удаленной от резонанса, покрытие мало изменяет амплитуду колебаний пластины. Толщина покры-

85 L

50

10

100

100

200

280

400

580

800

1120

1800 2200 5200 40806400гц

 

Рис.

3-7.

Влияние вибропоглощения

на шум машины

тия обычно принимается равной не более 2—2,5-кратной толщине покрываемого элемента конструкции машины. Для уменьшения вибрации тонкостенных элементов кроме резины могут быть при­ менены вибродемпфирующие мастики.

Тангенс угла потерь некоторых из них равен 0,4—0,45, а мо­ дуль упругости (З-ь-5) • ІО4 кгс/см2.

На рис. 3-7 показано сопоставление спектров шума электри­ ческой машины с замкнутой самовентиляцией, у которой тонкие стенки корпуса в целях снижения шума были облицованы резиной (кривая 1 — до обклейки, кривая 2 — после обклейки).

3-5. ВИБРАЦИЯ СТАТОРОВ, ВОЗБУЖДАЕМАЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ СИЛАМИ

Как показали исследования, основным источником магнит­ ного шума являются не колебания зубцов или полюсов, непосред­ ственно к которым приложены электромагнитные силы, а колеба­ ния ярма статора.

Простым расчетом можно показать, что под воздействием элек­ тромагнитных сил амплитуда вибраций зубцов в десятки и сотни

?7


раз меньше вибраций ярма. Поэтому исследования магнитного шума электрической машины в основном сводятся к исследова­ ниям колебаний его ярма.

При расчетах ярмо машины представляется в виде цилиндри­ ческой оболочки, на которую воздействует система с г числом

Рис. 3-8. Формы колебаний статоров электрических машин

волн, периодически изменяющихся во времени и симметрично рас­ пределенных по окружности радиальных и тангенциальных сил.

При изучении вибрации статоров, возбуждаемой магнитными силами, различают следующие пространственные формы колеба­

ний, которые присущи

всем типам электрических машин пере­

 

 

 

 

менного

и постоянного

тока

 

 

 

 

(рис. 3-8).

(рис.

 

 

 

 

 

а.

Случай г — 0

 

 

 

 

3-8,

а).

Статор вибрирует,

 

 

 

 

как пульсирующий цилиндр

 

 

 

 

(растяжение — сжатие). Час­

 

 

 

 

тота

собственных колебаний

1во°

гоо°

 

зоо°

кольца статора при этом ви-

 

д е

360°колебаний

 

Рис. 3-9.

К расчету колебаний статора,

 

 

 

 

(3-42)

жестко закрепленного в

двух точках на

 

 

 

 

 

фундаменте

 

 

 

 

 

 

 

б.

Случай г =

1

(рис. 3-8,

б).

Все сиды, возбуждающие это

вид колебаний, приводятся к одной вращающейся результирую­ щей силе, приложенной в центре тяжести машины.

В этом случае статор при установке машины на амортизаторы вибрирует относительно своего центра тяжести без изменения формы. Частота собственных колебаний машины на амортизаторах рассчитывается по формуле (3-12).

При жестком креплении машины к фундаменту статор можно рассматривать как часть кольца с углом а, заделанную обоими концами. Основная форма колебаний подобного кольца в его плоскости будет иметь вид, указанный на рис. 3-9, а частота соб­

ственных колебаний этого вида

 

• ‘ - К в ) і / д 5 5 Г

(МЗ)

28


Значения коэффициента f (а) для различных величин угла а от 180° (половина кольца) до 360° (кольцо заделано в одной точке) даны на рис. 3-9.

в. Случай г 2 (рис. 3-8, в). Этот вид колебаний наиболее часто встречается в практике. Частота собственных колебаний ярма статора машин переменного тока может быть рассчитана по формуле

_

r(r2 — 1) Г

Eh3

(3-44)

~

ѴТ^+Т [ /

12mR\

 

 

В формулах (3-42)—(3-44) m — масса, приходящаяся на 1

см2

средней цилиндрической

поверхности

ярма; здесь зубцовая

 

зона

с обмоткой в машинах переменного тока и полюсы с обмотками возбуждения в машинах постоянного тока считаются присоеди­ ненной массой, кгс-сек2/см; h — высота спинки статора, см; Rc — средний радиус ярма, см; Е — модуль упругости, равный для магнитолроводов машин постоянного тока и пакетов динамной стали из целых дисков 2,1 - ІО6 кгс/см2, а для пакетов, набранных из сегментов— 1,2-10® кгс/см2.

Надо отметить, что каждый элемент окружности ярма под воз­ действием возбуждающих магнитных сил совершает как радиаль­ ные, так и тангенциальные перемещения. Однако здесь и в даль­ нейшем в целях упрощения будем рассматривать только радиаль­ ные колебания, имея в виду, что при акустических расчетах тан­ генциальными перемещениями без большой погрешности можно пренебречь. Это особенно относится к машинам с числом полюсов больше двух.

Из формул (3-42)—(3-44) следует, что с ростом радиуса ярма падает частота собственных колебаний. Это означает, что ампли­ туда колебайий, а следовательно, и уровень магнитного шума при равных возбуждающих силах и равных частотах будет выше у ма­ шины, имеющей большие геометрические размеры.

В табл. 3-1 приведены значения частот собственных колебаний статоров асинхронных двигателей при h/Rc — 0,25 при разных радиусах Rc для разных значений г, принимая, что m = h. Из таблицы следует, что эллиптическая форма деформации наиболее опасна, так как в этом виде колебаний частоты собственных ко­ лебаний самые низкие, а следовательно, вибрация и шум значи­

тельно выше, чем при г =

0 или г £> 2.

 

Таблица 3-1

 

 

 

 

 

 

Частота собственных колебаний статора, гц,

«с-

 

 

при

г

 

см

0

2

3

4

5

 

10,0

7250

1400

3960

7600

12 400

20,0

5140

695

1980

3800

6 100

30,0

4200

747

1320

2500

4 100

29