Файл: Тредер, Г. -Ю. Теория гравитации и принцип эквивалентности. Группа Лоренца, группа Эйнштейна и структура пространства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К каталогу III следует затем отнести трактовку грави­ тации, стимулированную ролью спиноров в квантовой тео­ рии: заманчиво построить метрические или тетрадные ком­ поненты из более простых спиноров; во-первых, можно перейти к спинорной записи уравнений ОТО (Пенроуз), что позволяет интересным образом рассмотреть ряд соот­ ношений; во-вторых, можно встать на более принципиаль­ ную точку зрения единой нелинейной теории, базирующей­

ся, как мы уже указывали, на том

или ином

обоб­

щении дираковского или вейлевского

уравнения

до­

бавком нашего вида тр3, и конструировать гравитационное поле из фундаментального нелинейного праспинора подоб­ но тому, как нелинейная спинорная теория уже позволила заложить основы теории адронов и фотонов. Отсылая за подробностями к нашим статьям и книге Гейзенберга, ука­ жем коротко ряд основных результатов. Беря за основу волновую функцию в виде спинора—изоспинора (Гейзен­ берг, Дюрр и др.), или, на наш взгляд, более целесообраз­ ный вариант, в какой-то мере учитывающий кварки, спи- нор-унитарный спинор (Д. Д. Иваненко, Д. Ф. Курдгелаидзе, А. И. Наумов, Басьюни, Нгуен Зао), конструируя разумный пропагатор и учитывая вырождение вакуума по ряду симметрий, удается при помощи того или иного мето­ да расчета (новый метод Тамма—Данкова в Мюнхенской группе, у нас — особый метод возмущений) получить мас­ сы адронов (октет и декуплет барионов; октет мезонов) и константы сильного и электромагнитного взаимодейст­ вий уже в примерном согласии с опытом. В частности, для постоянной тонкой структуры получаются значения в об­ ласти 1/115—1/120 вместо 1/137, причем ясны возможности улучшения результата. Фотон оказывается при этом гольстоновской частицей, сопоставленной вырождению ваку­ ума.

Более грубый метод слияния, т. е. построения волно­ вых функций адронов из основных спинорных, позволил получить магнитные моменты адронов в хорошем согласии с опытом. Все это позволяет рассматривать нелинейную спинорную теорию в качестве одной из основ перспектив­ ной программы построения единой теории. Возникает воп­ рос о включении гравитации в эту схему либо по методу слияния, либо конструируя гравитон как новый «гольдстон» (Филипс, Гейзенберг, Д. Д. Иваненко, Катаяма).

Поскольку нам пришлось с необходимостью обратиться к квантовой теории поля, то следует отметить, что, несмот­

161


ря на множество усилий, не был выработан полностью убедительный метод квантования гравитационного поля, что связано со сложностью системы нелинейных уравнений с их дополнительными условиями и, в конце концов, с тем фундаментальным обстоятельством, что квантование ис­ кривления пространства—времени находится в «опасной» близости к проблеме квантования самого пространства— времени (см. обзор Брилла—Гоуди в сборнике «Квантовая гравитация и топология», где дан обзор методов квантова­ ния: канонического, ковариантного, формализма суперпро­ странства; см. также юбилейный сборник в честь Уилера со статьями Фейнмана, де Витта и других по этой про­ блеме).

К наиболее важным эффектам квантовой гравитации, рассчитанным сначала для слабого поля, относятся: 1) флук­ туации метрики, возможно, приводящие к изменению то­ пологии (Уилер, Тредер, Брилл, Докур, Д. И. Блохинцев и др.); 2) взаимные трансмутации гравитонов, фотонов и элементарных частиц (гипотеза Д. Д. Иваненко, развитая А. А. Соколовым, Уилером, Н. М. Коркиной и др.), кото­ рые следует учитывать как в теории горячей Вселенной, так и в космологической нестатической проблеме (Паркер, Я. Б. Зельдович, И. Д. Новиков и др.).

Несмотря на отсутствие ясности в вопросе о состоянии вещества до Большого Взрыва (или после ожидаемого кол­ лапса Вселенной), в ряде работ высказываются предвари­ тельные домыслы об уравнениях состояния (Хагедорн, Альфвен, Д. Ф. Курдгелаидзе и др.), о возможных формах дискретного пространства—времени (в статьях В. А. Ам­ барцумяна, Д. Д. Иваненко и Гейзенберга 1930 г., разви­ вавшихся Шилдом, Дарлингом, затем в операторном ва­ рианте— Снайдером, И. Е. Таммом и др.; см. также ра­ боты Коиша, Финкельштейна, Пенроуза). Возникает воп­ рос: сохранятся ли резкие границы нынешних категорий пространства—времени, обычной материи и гравитацион­ ного поля в условиях сверхплотного, сверхгорячего, сверхискривленного состояния, когда должны заиграть в пол­ ную силу процессы на расстояниях порядка планковской

длины ] / h (i/c3 ІО-33 см при соответствующих сверхвы­ соких энергиях, и не придется ли перейти к объединенным в определенном смысле комплексам указанных кате­ горий?

В квантовый раздел III полевого каталога можно за­ нести различные варианты трактовки частиц как экситонов

162

суперпространства (Уилер) или фундаментальных планковских объектов (М. А. Марков, К. П. Станюкович, В. Г. Лапчинский), поскольку здесь в ряде отношений име­ ется выход за рамки ОТО.

IV. Космологический каталог

Что касается специфических космологических теорий, их целесообразно отнести в особый каталог IV. К ним от­ носятся кинематический релятивизм Милна (разлетающие­ ся галактики), вспомогательный вариант ньютоновской космологии нестационарной Вселенной (Милн, Мак-Кри), теория стационарной Вселенной (Бонди, Голд, Хойл); не­ давняя махианская модель космологии Тредера, в которой инертная масса уже в ньютоновом приближении зависит от окружающих масс. По мнению большинства экспертов космологической эмпирики (Мак-Витти, Мавридес, Эллис, группа Уилера и др.), результаты модели Милна и Хойла противоречат данным о подсчете плотности радиоисточни­ ков и квазаров на разных расстояниях, определению коэф­ фициента замедления и постоянной Хабла, не говоря уже об основном противоречии стационарной модели с практи­ чески общепризнанной концепцией Большого Взрыва с ее удачным предсказанием реликтового излучения и другими следствиями.

Конечно, в IV каталог повторно входят все варианты гравидинамики, начиная с ОТО и СТТ, которые не ограни­ чиваются локальными процессами. В этой связи следует вновь подчеркнуть необходимость учета космологического члена, замечательным образом введенного Эйнштейном в его не потерявшей ценности и в наше время статистической модели Вселенной. Позднее Эйнштейн по ряду скорее пси­ хологических причин отбросил космологический член и даже объявил его введение своей ошибкой. Вслед за этим многие авторы вплоть до настоящего времени продолжают необоснованно отбрасывать космологический член Л (Уилер, Рис, Руффини, Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц и др.). На самом же деле Л необходимо ввести в теорию (ОТО, СТТ и др.) по следующим причинам: 1) общие усло­ вия для уравнения второго порядка допускают введение Л; 2) тензор энергии обычной материи определен с точ­ ностью до члена с исчезающей дивергенцией (В. А, Фок); 3) -космологический член Л подсказывается компенсацион­ ной трактовкой гравитации; 4) квантовая гравидинамика

163


приводит к добавку с космологическим членом подобно тому, как квантовая электродинамика вносит соответст­ вующие поправки в классическую теорию электромагне­ тизма; 5) анализ космологической эмпирики, согласно Мак Витти и др., приводит к определению Л, не равного нулю.

Исключение космологического члена могло бы про­ изойти только на основании нового добавочного условия, например, подобно тому, как масса нейтрино исключается из требований отрицания ряда симметрий. Излишне под­ робно напоминать, как наличие Л обогащает классы кос­

мологических решений, в

том числе

и

анизотропных

(Э. Б. Аман, Г. Е. Горелик; см. также Эллис).

Отметим авторов недавних монографий и обзорных ста­

тей, учитывающих A-член: Мак Витти,

Меллер, Вейнберг,

Мавридес, Эллис, А. Л.

Зельманов,

Я-

Б. Зельдович,

И.Д. Новиков, группа Торна и др.

Взаключение отметим интересную тенденцию перено­ сить A-член в правую часть и рассматривать его как отражение энергетических свойств вакуума.

Завершая список современных теорий гравитации, ко­ торый мы попытались разбить на четыре группы, заметим, что не были включены в них ряда сугубо вспомогательных вариантов, не нашедших развития в литературе и не об­ ладающих ясным физическим смыслом.

Новые подтверждения ОТО

Дополняя и уточняя данные, приведенные в книге Тредера, дадим перечень основных новых экспериментальных подтверждений теории Эйнштейна, следуя докладу Шапиро в Копенгагене 1971 г.; обзору Вилла 1972 г. и другим ис­ точникам. Измерения отклонения света в поле Солнца уда­ лось улучшить радиоинтерферометрическими методами, на­ блюдая сигналы от квазара 3C273, проходящего вблизи Солнца каждое 8 октября, и квазара сравнения ЗС279. Указывая все результаты в долях эйнштейновских значе­ ний для отклонения сигналов, имеем: 0,90 + 0,05 (Шрамек, 1971); 1,03 + 0,2 (Шапиро, 1971).

Для нового эффекта — запаздывания времени сигнала, проходящего в поле Солнца, методом пассивного радиро­ вания Меркурия и Венеры получено значение 1,02 + 0,05 (Шапиро, 1971); метод активной ретрансляции сигнала спутниками Маринер VI и VII дал значение 1,00 ± 0,04 (Мулеман и др., 1971).

164


Сдвиг перигелия Меркурия равен 1,00 ± 0,01 в долях эйнштейновского значения 43"; при этом не учитывается квадрупольный момент Солнца, до сих пор надежно не оп­

ределенный.

В безразмерных единицах он равняется / 2 =

= (С — А)

m R 2, где С, А — моменты инерции относи­

тельно оси вращения и экваториальной оси; согласно Дикке, сплющенность Солнца характеризуется значением / 2 — = (2,7 ± 0,5) ■ ІО“6.

При анализе сдвига перигелия группа Шапиро исполь­ зовала внушительный материал — около 400 000 отдель­ ных измерений за период более 200 лет (1750—1970 г.!).

Универсальность гравитационного ускорения была про­ верена Этвешем с сотрудниками с погрешностью ІО-9, дальнейшие эксперименты довели погрешность измерений до 10-и — ІО-12 (см. обзор Вилла). Эксперименты Крейце­ ра (1968 г.) подтвердили постоянство отношения активной и пассивной масс с погрешностью 5 ■10~5 для брома и фто­ ра. Кроме массы инертной, пассивной и активной гравита­ ционных масс, группа Торна вводит «сохраняющуюся» мас­ су, которая определяется по законам сохранения, напри­ мер, в ядерных реакциях.

Измерение самой гравитационной константы в опытах типа Кевендиша имеет большую погрешность (единица пя­ того знака), поэтому приходится обратиться к вариациям константы под влиянием различных эффектов приливного типа. Рассмотрение подобных эффектов, зависящих от дви­ жения Земли по отношению к системе покоя Вселенной, позволяет определить величины вариаций в гравитацион­ ной константе четырех типов (суточные и т. д.) и значения постньютоновских параметров a lt а 2, а 3:

К | < 0 ,2 ; К І < 3 ІО“2; |ос3 1< 2 - ІО“5.

Отсюда, по мнению Вилла, исключаются все слоисто-тен­ зорные теории, в которых а х » —8 (в ОТО и СТТ эти пара­ метры равны нулю).

Широкие возможности для экспериментального под­ тверждения ОТО открывают наблюдательные методы сов­ ременной астрофизики, в первую очередь исследование не­ стационарных процессов во Вселенной. Как известно, ре­ лятивистские стадии эволюции массивных звезд в рамках ОТО заканчиваются коллапсом, и этот вывод остается спра­ ведливым при любых, сколь угодно общих предположениях

о структуре материи (И.

Д. Новиков

и В.

Г. Кречет,

В. Г. Лапчинский с сотр.)

и даже более

того,

вообще не

165


зависит от материи (Ньюмен, Пенроуз). Однако удаленный наблюдатель воспринимает коллапс не как безостановоч­ ное сжатие до сингулярности, а как «черную дыру». Общая теория относительности с неизбежностью приводит к суще­ ствованию «черных дыр», а в сочетании с квантовой теорией материи — в состоянии детально описать их свойства. Та­ ким образом, сам факт открытия «черных дыр» послужил бы мощным, если не решающим подтверждением общей теории относительности. Кстати, Тредер в своей книге так­ же считает, что проверка любой гравитационной теории,

втом числе и его собственной, «на коллапс» необходима. Экспериментальная ситуация в настоящее время складыва­ ется, по-видимому, в пользу существования «черных дыр», а следовательно, в пользу справедливости ОТО.

Что касается усиленно обсуждаемой проблемы обнару­ жения гравитационных волн, то эксперименты Вебера, объ­ явившего об их открытии, еще не получили подтверждения

вдругих лабораториях. В частности, Тайсон не смог обна­ ружить гравитационные волны при помощи своей, по его мнению, более совершенной установки (доклад на б-м «Техасском» симпозиуме по релятивистской астрофизике. Нью-Йорк, декабрь 1972 г.). Большая интенсивность всплесков, регистрируемых известными веберовскими де­ текторами, обязанных, на его взгляд, гравитационным вол­ нам, исходящим из центра Галактики, побудила, с одной стороны, строить различные модели этого активного центра (де Саббата, Кафка и др.); с другой стороны, возникла мысль интерпретации высокой интенсивности подозревае­ мых гравитационных волн при помощи гравитационного излучения синхротронного типа, обязанного движению ка­ кой-то массы вокруг сверхмассивного тела (возможно даже «черной дыры»). Как известно, предсказание и теория син­ хротронного излучения релятивистских электронов в уско­ рителях (Д. Д. Иваненко, Я- И. Померанчук, Л. А. Арци­ мович, А. А. Соколов, Швингер и др.) была подтверждена Блуиттом, Поллоком и др. и нашла самое широкое приме­ нение в астрофизике. Позднее была разработана и под­ тверждена квантовая теория синхротронного излучения вместе с эффектом затухания (А. А. Соколов с сотрудника­ ми, А. А. Коломенский, Сандс и др.). Гравитационное син­ хротронное излучение, обеспечивающее резкую направлен­ ность (прожекторный эффект), заслуживает, конечно, вни­

мания независимо от интерпретации веберовских опытов и может найти применение в различных областях астрофи-

166