Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

л. Ф. Ч - Е Р Н И Е В

Азбука

судовождения

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

М О С К В А • Т Р А Н С П О Р Т • 19 7 6

У Д К 6 56 .60 5 .6 2 9 .12 3 .

Азбука судовождения. Л. Ф. Ч е р н и е в . Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1976 г., 176 с.

Мореплавание овеяно романтикой дальних плаваний, встреч и расставаний с Родиной. Да и ежедневный труд моряка интересен и беспредельно романтичен. В связи с этим многие стремятся как можно больше уз­ нать о тайнах морской профессии штурма­ на, постичь «азбуку» судовождения.

Автор книги, капитан дальнего плавания, кандидат физико-математических наук, зна­ комит тех, чей труд в той или другой степе­ ни связан с мореплаванием и кто хочет стать моряком, с основами штурманской ра­ боты на судне. Читатель найдет в ней отве­ ты на многие вопросы: что такое судовож­ дение, как определяют направление плава­ ния в море, как учитывают пройденное суд­ ном расстояние, что такое морские карты и какую помощь они оказывают морякам и т. п. Кроме того, автор популярно рассказы­ вает о штурманских приборах: компасах, лагах, секстанах, радиопеленгаторах и ра­ диолокационных станциях.

Книга рассчитана на широкий круг читате­ лей. Учащиеся мореходных школ могут ис­ пользовать ее в качестве учебного пособия. Особенно интересна она будет членам ях­ тенных клубов, морских кружков и клубов ДОСААФ.

(g) Издательство «Транспорт», 1976

Краткий очерк истории мореплавания

Мореплавание известно с очень давних времен. Осо­ бенно развито оно было у народов средиземномор­ ских стран. Первыми вышли в открытое море и затем заслуженно стали считаться лучшими мореплавателя­ ми финикийцы. Финикийские купцы основали колонии на Кипре, в Сицилии, Сардинии, на юге Франции, в Испании и Северной Африке. Именно общение с коло­ ниями и торговля с ними послужили толчком для раз­ вития судовождения.

Мореплавание было развито у египтян, народов Крита, Греции, Македонии и других стран.

Морские плавания совершали и наши предки — славяне (анты, руссы, венеды). Культура мореплава­

ния славян

была

столь

высокой,

что их

приглашали

для руководства

морскими операциями

и

в

другие

страны. Из

летописей

известно

о том,

что

ант

Добро-

гаст командовал византийской черноморской эскадрой. В начале VII в. руссы совершали походы в Средиземное море на остров Крит (623 г.). Русские купцы доходили до Северной Африки, Александрии (Египет) и торго­ вали с Андалузией. Новгородцы плавали по всей Бал­ тике. Они вели торговлю со Швецией, островом Готланл, Данией и т. п.

В начале развития мореплавания основная задача судовождения заключалась в том, чтобы провести ко­ рабль из одного пункта в другой, сохранив судно и груз. Этому способствовал только личный опыт морепла­ вателей, который накапливался в результате многочис­ ленных плаваний в одном и том же районе, а затем пе­ редавался из поколения в поколение.

3


Суда были несовершенными, не было карт, лоций, поэтому на длительные дальние плавания тогда еще не отваживались. Мореплаватели не знали методов точ­ ного определения места судна в море, поэтому плава­ ния совершались лишь вблизи берега, днем ориентиро­ вались по его очертаниям, а ночью — по звездам. Под­ водные опасности обнаруживали примитивным спосо­ бом: с помощью весла или шеста, которые заменяли приборы, измеряющие глубины.

С развитием производительных сил и товарно-де­ нежных отношений возникла необходимость освоения новых районов, а следовательно расширились районы плавания. В связи с этим суда нужно было водить из одного пункта в другой не только самым безопасным, но и наиболее выгодным путем.

В эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) началось ус­ коренное совершенствование методов и средств судо­ вождения. Быстрое экономическое и политическое раз­ витие ряда стран вызвало бурное развитие торговли и, как следствие, мореплавания. На судах появились магнитные компасы, карты и песочные часы. Сред­ ства примитивные, но они обусловили возможность счи­

сления пути судна

(учет пройденного

расстояния

по

заданному направлению) и плавания

вдали от

бере­

гов.

 

 

 

 

 

 

 

В поисках дешевого

сырья

для

 

промышленности

снабжали большие

экспедиции

для

отыскания

новых

морских путей и земель.

С 1487 по

1522 г., т. е.

за

36

лет, было открыто более половины всей поверхности земного шара. Этот период вошел в историю под наз­ ванием эпохи великих географических открытий.

К наиболее важным плаваниям этого периода отно­ сят в первую очередь плавание Христофора Колумба и

открытие им Америки (1492

г.),

затем

плавание Вас­

ко да Гамы (1497—1499 гг.)

и

первое

кругосветное

плавание Магеллана (1519—1522 гг.).

 

4


Колумб считал, что путь в

сказочную

и

богатую

Индию короче и легче через

Атлантический

океан,

чем вокруг Африки. Поэтому

3 августа

1492 г. три

испанские каравеллы под его командованием вышли из Палоса в Атлантический океан в поисках западногопути в Индию. Совершив переход через Атлантический океан, Колумб достиг Багамских островов, затем — Ку­ бы и Гаити. В последующих двух плаваниях он открыл остров Доминика, Ямайку, Тринидат, Маргариту, груп­ пу Малых Антильских островов, острова Зеленого Мыса, дельту реки Ориноко.

Васко да Гама возглавлял португальскую экспеди­ цию, состоящую из четырех кораблей. 8 июля 1497 г. она вышла из Лиссабона в поисках восточного пути в Индию. Обогнув Африку и перейдя Индийский океан, корабли достигли берегов Индии. Заключив выгодные торговые сделки, Васко да Гама вернулся в Португа­ лию. Плавание продолжалось 26 месяцев и было на­ столько трудным, что на родину возвратилось менее трети экипажа.

10 августа 1519 г. из Севильи в поисках западного пути в Индию вышла испанская эскадра из пяти кораб­ лей и 265 человек экипажа. Ее возглавлял Фернан Ма­ геллан. Эскадра пересекла Атлантику и достигла Бра­ зилии. Затем, следуя вдоль побережья на юг, она про­ шла проливом (впоследствии — пролив Магеллана), вышла в Тихий океан, пересекла его и достигла Филип­ пинских островов. На этих островах Магеллан был убит в схватке с местными жителями. В 1522 г., обогнув южную оконечность Африки, одно уцелевшее судно возвратилось в Испанию. Так завершилось первое кру­ госветное плавание.

Захват и ограбление вновь открытых земель, разви­ тие процесса первоначального накопления капитала, зарождение мирового рынка знаменовало собой начало эпохи колониализма.

5

Но наряду с этим великие географические открытия способствовали ускоренному развитию науки. Они внес­ ли большой вклад не только в географическое изучение Земли, но значительно расширили знания в ботанике, зоологии, геологии и т. п.

Замечателен период Великих русских географиче­ ских открытий XVIII—XIX вв. Витус Беринг (1681 — 1741 гг.), датчанин по происхождению, офицер русского военного флота, руководил двумя Камчатскими экспеди­

циями. В первой

экспедиции (1725—1730

гг.) вместе

с талантливым

морским офицером А. И.

Чириковым

обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки и вошел в пролив между Азией и Аме­ рикой (впоследствии — Берингов пролив). Беринг от­ крыл ряд островов, в том числе и остров Св. Лаврентия. Во второй Камчатской экспедиции (1733—1743 гг.)

Беринг командовал пакетботом «Св. Петр», а А. И. Чи­ риков — «Св. Павел». По плану исследований первым достиг берегов Северной Америки «Св. Павел», несколь­ ко позже — «Св. Петр». На обратном пути В. Беринг открыл некоторые острова из группы Алеутских остро­ вов, остров Укамок и др. У Командорских островов «Св. Петр» получил сильные повреждения, экипаж зи­ мовал на острове. Условия зимовки были очень тяже­ лыми, некоторые моряки погибли, скончался от цинги и Беринг. Впоследствии этому острову, а также самому северному морю дали имя Беринга.

Камчатские экспедиции, а также экспедиции П. К- Криницина и М. Д. Левашова, И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева положили начало освоению Тихоокеан­ ского побережья Северной Америки.

Сцелью расширения владений Российской империи

иразвития торговли на Тихом океане в 1799 г. была создана Российско-американская компания, которая могла организовывать экспедиции, присоединять новые земли и основывать русские поселения. Одной из самых

6


выдающихся экспедиций, организованных этой компани­ ей, явилось первое русское кругосветное плавание (1803—1806 гг.) И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на шлюпах «Нева» и «Надежда». Экспедиция вышла из Кронштадта, пересекла Атлантический океан, обогнула Южную Америку и вышла в Тихий океан. Д а­ лее экспедиция разделилась. Суда прошли в северную часть Тихого океана. На обратном пути корабли соеди­ нились, прошли Индийский океан, обогнули мыс Доброй Надежды и возвратились в Кронштадт. В период пла­ вания были обследованы восточный и западный берега Сахалина, а также проведены важные океанографиче­ ские исследования и собраны этнографические коллек­ ции.

Два кругосветных плавания (в 1807—1813 гг. и в 1817—1819 гг.) совершил отважный русский морепла­ ватель В. М. Головнин.

К началу XIX в. единственной, почти совершенно неизученной областью земного шара оставались райо­ ны Антарктиды. В 1819 г. была организована экспе­ диция для изучения антарктических районов и исследо­ вания новых земель в южных широтах. Возглавили ее офицеры русского флота Ф. Ф. Беллинсгаузен иМ. П. Ла­ зарев. Это плавание закончилось замечательным открытием — открытием Антарктического материка, кроме того, на карты было нанесено 29 неизвестных ранее островов, на основании метеорологических наблю­ дений составлено представление о климате Антаркти­ ды, выполнены обширные океанографические наблюде­ ния ранее не изученных районов Мирового океана.

В 1821—1824 гг. экспедиция Ф. П. Литке изучала Се­ верный Морской путь. Она исследовала побережье Но­

вой Земли и Мурманский

берег.

С

1826 по 1829 г.

Ф. П. Литке командовал судном

«Сенявин» в круго­

светном плавании, во время которого

было открыто 12

островов в Каролинском

архипелаге

(Микронезия).

7


Экспедиции Г. И. Невельского расширили круг гео­ графических знаний побережья Дальнего Востока.

Завершая краткий обзор главнейших кругосветных плаваний и выдающихся открытий русских моряков, не­ обходимо отметить и три кругосветных плавания О. Е. Коцебу, открывшего несколько островов в Тихом океане, исследователя побережья Северного Ледовитого океана Ф. П. Врангеля, кругосветное плавание Ф. Ф. Матюшкина, исследователя Медвежьих островов, первые плавания по Аральскому морю А. И. Бутакова.

Среди русских мореплавателей особое внимание и благодарную память заслужил флотоводец С. О. Ма­ каров. Им проведены океанографические исследования в Тихом океане, исследования течений в проливе Бос­ фор, в результате которых было установлено наличие непрерывного обмена вод между Черным и Средизем­ ным морями. По проекту С. О. Макарова был построен и в 1898 г. спущен на воду первый в мире мощный ле­ докол «Ермак». Этим ознаменовалось начало новой эпохи в ледовом плавании.

Дальние плавания совершенствовали и методы судо­ вождения, улучшались старые и появлялись новые при­ боры, карты пополнялись новой информацией об остро­ вах, проливах, побережьях, глубинах и течениях.

В XVII в. повысилась точность геодезических ра­ бот, а следовательно и точность навигационных карт, что позволило определять место судна по береговым ориентирам. В XVIII в. появились секстан и хронометр, а это дало возможность определять место судна в от­ крытом море по небесным светилам. Развивались так­ же теоретические методы судовождения, создавались отдельные дисциплины, которые охватывали широкий круг знаний.

Появление электронавигационных приборов и откры­ тие радио великим русским ученым А. С. Поповым (1895 г.) явилось мощным толчком в дальнейшем раз-

8

витии судовождения. Как известно, 7 мая 1895 г. счита­ ется днем изобретения радио. В этот день А. С. Попов продемонстрировал «грозоотметчик»— первую прием­ ную станцию. В следующем году он осуществил радио­ телеграфную передачу, а в 1897 г. радиосвязь была ус­ тановлена между двумя военными кораблями, находя­ щимися друг от друга на расстоянии трех миль. Созда­ ние гироскопических компасов, электромеханических и гидравлических лагов значительно повысило точность счисления пути судна и в итоге дало возможность авто­ матизировать процесс ведения счисления.

Особенно быстро начало развиваться судовождение в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции. Создано много штурманских приборов и на­ вигационных пособий. Советскими академиками Н. Д. Папалекси, Л. И. Мандельштамом и Е. Я. Щего­ левым была разработана теория фазового метода изме­ рений расстояний, а затем создана радионавигацион­ ная система «Радиодальномер». В судовождении нача­ ли широко применяться фазовые, импульсные, смешан­ ные и другие радионавигационные системы. Прочно вошла в судовождение радиолокация, которая стала «глазами» штурмана в условиях плохой видимости.

Профессором Ф. Н. Красовским на основании весь­ ма точных измерений были вновь определены размеры земного сфероида. Это способствовало созданию более точных навигационных карт, что, в свою очередь, по­ высило точность и безопасность судовождения.

В Советском Союзе впервые в мире были открыты высшие учебные заведения для подготовки высококва­ лифицированных инженеров судоводителей, издается много учебников и учебных пособий.

В числе ученых, внесших большой вклад в судовож­ дение, особое место принадле*жит академику А. Н. Кры­ лову, профессорам Н. Н. Матусевичу, В. В. Каврайскому, И, Д. Жонголовичу, А. П. Ющенко и многим другим.

9