Файл: Теория и практика зональной дифференциации закупочных цен..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
w.
внепредвиденных олучага поддержатъ необходимый уровень денежной оплаты труда и при необходимости приобрести оборотные фонды. На субсчете "Резервный фонд" колхозов учитываются средства, резерви руемые колхозом на покрытие возможных убытков, связанных с небла гоприятными условиями сельскохозяйственного года, а также на обес печение принятого в колхозе уровня оплаты труда. Списание произве денных затрат колхозом за счет резервного фонда производится толь ко в неблагоприятный по урожайности год и при стихийных бедствиях.
Натуральные резервные'фонды в колхозах создаются из средств, производимых непосредственно в хозяйствах: это семена, корма и др. Так, например, фуражные страховые фонды по грубым кормам в колхо зах создаются в размере 15-20% потребности в них общественного скота за стойловый период, а в ряде областей - 35%. Страховой за пас сена на участках отгонных пастбищ создается в размере 100% годовой потребности. Кроме резервных фондов, создаваемых внутри отрасли, колхозам необходим и резерв оборотных фондов промышлен ного производства (запасные части, ядохимикаты, горюче-смазочные
материары), нужен колхозам и резерв основных фондов (энергетичес кие мощности). Следовательно, для обеспечения непрерывности про цесса воспроизводства при условии непредвиденных обстоятельств колхозам необходимо иметь резерв денежных средств, основных и оборотных фондов и страховых фондов предметов потребления.
В последние годы, особенно после 1965 года, в связи с улучше нием финансового состояния сельскохозяйственных предприятий ре зервные фонда значительно выросли. В среднем по колхозам Амурской Области (за 1968-1970 гг.) ежегодные отчисления в резервные фонды составили 1022 тыс. руб. С учетом заданных темпов прироста про дукции в размере 5%можно примерно рассчитать величину резервно го фонда и на перспективу..
■ ■ Планирование непроизводственных вложений в колхозах. Осуществление процесса расширенного воспроизводства немыслимо
без участия непроизводственных основных фондов. Хотя, как уже обмечалось, между их величиной и ростом стоимости валовой продук ции нс® функциональной зависимости, тем не менее от наличия жи лищного ховяйства, столовых, домов культуры, подразделений здра воохранения во многом зависит настроение людей, их производивль-
Я 0 С Т 5 .'
Непроизводственные основіше фонды сельскохозяйственных пред-
41.
приятии не принимают непосредственного участия в процессе произ водства материальных благ. В этом их основное отличие от основ ных производственных фондов. Но между ними есть много общего, что и дает основание определить непроизводственные фонды как ос
новные. Общее между производственными основными и непроизводствен ными основными то, что и те и другие потребляются постепенно в течение определенного времени и лишь по истечению какого-то пе риода подлежат возмещению. Общее между ними также и то, что и те и другие выступают как определенное количество прошлого овещест вленного труда.
Как экономическая категория, непроизводственные основные фон ды выражают отношения, связанные с использованием и формированием материальных средств, предназначенных для совместного удовлетво рения социальных и культурно-бытовых потребностей тружеников сель скохозяйственных предприятий,. Образуются непроизводственные фон ды в колхозах за счет их накоплений, которые уставом но лимити руются, и в основном определяются в зависимости от результатов финансовой деятельности. С 1965 по 1970 гг. в колхозах Амурской области непроизводственные основные фонды и производственные ос новные фонды несельскохозяйственного назначения увеличились поч ти в 3 раза. В среднем за последние годы ежегодный абсолютный при рост этих фондов составил около 5000 тыс. рублей. Учитывая отно сительную стабильность отчислений в непроизводственные фонды (из последних пяти лет в 1966, 1967 и 1969 годах - сумма отчислений почти совпадает), можно предположить, что и в ближайшие 3-4 года эта тенденция сохранится.
Итак, мы рассчитали сумму прибыли, необходимую для пополнения резервного фонда и непроизводственных фондов. Поставляя получен ные данные в формулу расчета фонда накопления, можно было бы по лучить искомую величин,, ,
Но расчет необходимых накоплений (для осуществления расширен ного производства заданными темпами) следует проводить с поправ кой на фактическое их освоение. Как правило, капиталовложения те кущего годаполностью материализуются и вступают в действие лишь спустя несколько лет. Поскольку по годам эта сумма имеет примерно одно и то же количественное выражение, расчет такой поправки' ста новится реальностью. Для определения удельного веса неосвоенной суммы г чіиталовложений можно пользоваться следующей схемой (по
42.
лшым годового отчета колхозов за 1970 год): отчислено за год ::ч капвложения - данные формы 4 ( строка 41 минус сумма строк
>■ 'н |
39). Поступление основішх фондов за год определяем по дан- |
||
‘ч ;і |
годового отчета (форма I , справка I, строка 7, графа 2). В, |
||
графе 2 |
показываются поступления основных средств по всем источ |
||
никам. |
Из этой суммы |
следует исключить основные средства, посту*- |
|
.ііціишс |
безвозмездно, |
так как подобные поступления носят стихий |
на! характер и по сути не управляемы'.
Исходя из вышеизложенных методических предпосылок, нами на
..■ агсриалах годовых отчетов колхозов Амурской области составлена
:ледующая таблица. |
|
|
|
Таблица 3. |
|
|
Освоение капитальных вложений в колхозах |
|
|||||
Амурской области за 1966-1970 гг. |
|
|||||
Затраты на капи |
1966 |
1967 |
Г оды |
1970 |
Итого |
|
1968 |
1969 |
|||||
таловложения |
20,7 |
24,7 |
28,0 |
30,5 |
|
138,7 |
(млн.руб.) |
з*',з |
|||||
Поступило ос |
|
|
|
|
|
|
новных средств |
17,8 |
21,0 |
25,3 |
27,4 |
32,1 |
123,6 |
(млн. руб.). |
||||||
процент освое |
86 |
86 |
90 |
90 |
93 |
90 |
ния • |
Как видно из приводимых данных, в среднем за последние годы удельный вес основных средств в общей сумме затрат на капиталовло жения находился примерно на одном и том же уровне и в среднем за последние пять лет только один рае превысил 0OjS. Это означает, что при планировании массы прибыли, направляемой на расширенное воспроизводство, необходимо делать соответствующую поправку на освоение капвложений. В нашем расчете по колхозам Амурской облас ти такой поправочный коэффициент (К0) составил 1,1. Если общая сумма капиталовложений в производственные фонды доджна в среднем составить 40,4 млн, руб., то фактический прирост производственных. фондов с поправкой на кэффициент освоения даст 44,4 млн. руб. (40,4 . 1,1 ). Следовательно, реальный фонд накопления колхозов Области с учетом резервного фонда и отчислений на пополнениё не производственных фондов составит:
43.
Фн.= пР>ф. + рф. + Иф. = (40,4 . 1,1 ( + 5,0 + 1,1 = 50,5 млн.
рублей.
Но и это будет еще не вся сумма прибыли, необходимая для обес печения заданных темпов роста продукции. Следует учесть также сумму прибыли для пополнения фондов общественного потребления, материального поощрения.
Общественные фонды потребления.
В целом фонд потребления, состоящий из фонда оплаты и общест венных фондов потребления, предназначен для удовлетворения потри с ностей всех тружеников общества. Рассмотрим более подробно сущ ность и методику планирования общественных фондов потребления. Общественные фонды потребления, состоящие из денежных и материалі.- ных средств, предназначены ( так же как и фонд оплаты по труду} для воспроизводства рабочей силы. Им отводится исключительно болішая роль в деле удовлетворения личных потребностей советских лю дей, " ... по мере продвижения к коммунизму,- подчеркивается в Программе КПСС, - личные потребности будут все больше удовлетво ряться за счет общественных фондов потребления, темпы их роста превысят темпы увеличения индивидуальной оплаты по труду"1' .
Характерной особенностью создания общественных фондов, потребле ния в нашей стране является то, что они образуются не за счет от числений от заработной платы, как это делается в капиталистичес ких странах при образовании, например, фонда пенсионного обеспе чения, а,наоборот, являются прямым дополнением к зарплате рабо чих и служащих, к д($ходу колхозников.
Общественные фонды потребления, образуемые в колхозах, по сво им целевым функциям и экономическому содержанию не отличаются от аналогичных фондов общенародного характера. Источником их формиро вания в колхозах является централизованный государственный фонд общественного потребления,' за счет которого удовлетворяются та кие потребности колхозников, как: образование, охрана здоровья, выдаются пособия многодетным матерям и т.д*, и соответствующие отчисления от валового дохода колхозов.
. По характеру использования общественные фонды потребления мож но подразделить на фонды, непосредственно поступающие колхозникам в личное потребление (пенсии, пособия, стипендии) и фонды куль-71
17 Материалы ХХП съезда КПСС. Гоеполитяздаі, К» 1961г ., стр.569.
турно-бытового назначения, используемые совместно. В колхозах они образуются по решению общего собрания колхозников при распре делении валового дохода колхоза за отчетный год. Их использова ние показывается в годовом отчете формой "Расходы за ичет спе циальных фондов" по следующим фондам:
1) фонд социального обеспечения и материальной помощи, в кото ром отражается расход средств для пенсионного обеспечения стари ков и инвалидов, содержания домов для престарелых, оказания ра зовой помощи и помощи колхозникам но временной нетрудоспособнос ти и т.д.;
2) фонд на культурно-бытовые нужды отражает расходы на содер жание клубов, детских яслей и садов, на подготовку кадров, на оп лату расходов по приобретению инвентаря и оборудования культур но-бытового назначения и т.д.
В последние годы, особенно после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, темпы роста общественных фондов потребления ускорились, а их объем значительно вырос. Так, с 1966 ро 1970 гг. отчисление и расход средств из фондов социального обеспечения и материальной помощи, а также на культурно-бытовые мероприятия удвоились. Рост отчислений на их пополнение происходил как за счет расширения фонда культурно-бытового назначения, так и особенно за счет увели чения денежных выплат колхозникам, прежде всего пенсий, которые выросли в связи с введением пенсионного обеспечения почти для 8 шш. колхозников, оплаты отпусков женщинаы-колхозницам по бе
ременности и родам, повышения минимальных размеров пенсии по ин валидности и в случае потери кормильца.
Общественные фонды потребления распределяются в виде бесплат ных услуг з основном независимо от трудового вклада того или ино го труженика ( исключение составляют пенсии). Именно в этом зало жены ростки коммунистического принципа распределения материальных благ, идущих в личное потребление. Такой порядок распределения этих фондов является важнейшей предпосылкой в деле быстрейшего осуществления постепенного перерастании социалистических произвол ствснных отношений в коммунистические.
Рост общественных фондов потребления колхозов за счет отчисле ний от прибыли находится в тесной зависимости от общей суммы при била а ее распределения. Поэтому при планировании на перспективу
следует исходить из этой зависимости. Средний размер отчислений в фонды общественного потребления (фонд помощи и пенсионного обес печения, культурно-бытовой фонд) за несколько лет относится к среднему размеру фонда накопления. Эта величина для колхозов Амурской области составила 14%. Произведение запланированной на расчетный год величины фонда накопления на полученный процент позволит получить ожидаемую величину общественных фондов потреб ления. Фонд накопления в нашем расчете составляет.41,5 млн. руб.;
14% от этой суммы |
равно 5,8 млн. руб. Таким образом, сумма отчис |
лений от прибыли |
на пополнение общественных фондов потребления |
( О ф .) составит 5,8 млн. руб. |
Фонд материального поощрения колхозников.
В методических указаниях к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР за основу при определении фонда материального поощрения принимается плановый фонд заработной пла ты. При этом объем фонда материального поощрения за рост объема реализации продукции (или прибыли) определяется путем умножения установленного отраслевого норматива отчислений от прибыли на процент роста в планируемом году по сравнению с планом предыдуще го года соответствующего показателя (объема реализации или прибы ли) и на фонд заработной платы всего персонала и деления получен ной величины на 100. Таким же методом определяется размер отчие- • лений от прибили в фонд материального поощрения за уровень рен табельности.
Фонд материального поощрения в сельскохозяйственных предприя тиях целиком зависит от финансовых результатов деятельности. В "Примерном Уставе колхоза" имеется указание на необходимость , производить из чистого дохода отчисления на материальное поощрвг; ние колхозников и специалистов, но ни о каких размерах не идет речь. В совхозах же, переведенных на новую систему планирования, и экономического стимулирования, фонд материального поощрения образуется за счет отчислений от общей суммы фактически получен ной прибыли ( за вычетом платы за фонды) в размере 15% в пределах плана. По указанию вышестоящих органов норма отчислений от сверх плановой прибыли может быть увеличена до 50%, но с таким расче том, чтобы общая сумма отчислений не превышала 12% годового.пла нового фонда заработной платы всего персонала совхоза. Нам пред ставляется, что по такому пути следует идти и при планировании
^to.
фонда материального поощрения колхозников. Однако здесь следует сделать одну оговорку: базовый фонд оплаты труда должен бить по стоянный на все планируемое пятилетие. Ото позволит избежать поло жения, когда с ростом фонда заработной платы увеличивается отчис ление в фонд материального поощрения. В нашем расчете в качестве исходного можно принять фонд оплаты, сложившийся в колхозах Амур ской области в среднем за восьмую пятилетку (26,В млн, руб.). Рас четы показывают, что при таком подходе фонд материального поощре ния (Фы.) составит 3,2 млн.руб. (12# от 26,0 или. руб.).
Однако сумма прибыли, необходимая колхозам Амурской области для осуществления заданных темпов расширенного воспроизводства, будет неполной, если мы не учтем производимые отчисления из при были на погашение процентов за пользование долгосрочными кредита ми и на уплату подоходного налога. Рассмотрим более подробно эти показатели.
Долгосрочные кредиты.
Впроцессе хозяйственной деятельности колхозы широко прибегают
киспользованию кредитов долгосрочных и краткосрочных. Кроме того, что кредиты через определенные промежутки времени погашаются, кол хозы за их использование выплачивают определенные проценты. Суммы выплат за пользование кредитами достигают значительных размеров.
Причем погашение начисленных процентов производится банком с ос новных текущих счетов колхозов независимо от их желания. Учрежде ния госбанка ежеквартально начисляют проценты: но долгосрочным
ссудам - в размере 1% и по просроченным долгосрочным - в размере 3%. В связи с переходом на прямое банковское кредитование (второй вариант опытного кредитования колхозов) краткосрочные кредиты выдаются колхозам на покрытие сезонного недостатка денежных средств в целом по хозяйству, включая денежную часть оплаты труда колхозников. За пользование краткосрочными ссудами колхозы упла чивают 1% годовых, а по просроченным ссудам - 3# годовых. Суммы, уплаченные за пользование краткосрочными кредитами, учитываются в себестоимости.
Специальной статистической отчетности но суммам, характеризую щей выплаты аа пользование долгосрочными и краткосрочными креди тами, в органах ЦСУ по колхозам не имеется. Для каждого конкрет ного хозяйства такие данные можно найти по материалам бухгалтер ского учета. В среднем ае по области, краю, республике эти данные