Файл: Теория и практика зональной дифференциации закупочных цен..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

w.

внепредвиденных олучага поддержатъ необходимый уровень денежной оплаты труда и при необходимости приобрести оборотные фонды. На субсчете "Резервный фонд" колхозов учитываются средства, резерви­ руемые колхозом на покрытие возможных убытков, связанных с небла­ гоприятными условиями сельскохозяйственного года, а также на обес­ печение принятого в колхозе уровня оплаты труда. Списание произве­ денных затрат колхозом за счет резервного фонда производится толь­ ко в неблагоприятный по урожайности год и при стихийных бедствиях.

Натуральные резервные'фонды в колхозах создаются из средств, производимых непосредственно в хозяйствах: это семена, корма и др. Так, например, фуражные страховые фонды по грубым кормам в колхо­ зах создаются в размере 15-20% потребности в них общественного скота за стойловый период, а в ряде областей - 35%. Страховой за­ пас сена на участках отгонных пастбищ создается в размере 100% годовой потребности. Кроме резервных фондов, создаваемых внутри отрасли, колхозам необходим и резерв оборотных фондов промышлен­ ного производства (запасные части, ядохимикаты, горюче-смазочные

материары), нужен колхозам и резерв основных фондов (энергетичес­ кие мощности). Следовательно, для обеспечения непрерывности про­ цесса воспроизводства при условии непредвиденных обстоятельств колхозам необходимо иметь резерв денежных средств, основных и оборотных фондов и страховых фондов предметов потребления.

В последние годы, особенно после 1965 года, в связи с улучше­ нием финансового состояния сельскохозяйственных предприятий ре­ зервные фонда значительно выросли. В среднем по колхозам Амурской Области (за 1968-1970 гг.) ежегодные отчисления в резервные фонды составили 1022 тыс. руб. С учетом заданных темпов прироста про­ дукции в размере 5%можно примерно рассчитать величину резервно­ го фонда и на перспективу..

■ ■ Планирование непроизводственных вложений в колхозах. Осуществление процесса расширенного воспроизводства немыслимо

без участия непроизводственных основных фондов. Хотя, как уже обмечалось, между их величиной и ростом стоимости валовой продук­ ции нс® функциональной зависимости, тем не менее от наличия жи­ лищного ховяйства, столовых, домов культуры, подразделений здра­ воохранения во многом зависит настроение людей, их производивль-

Я 0 С Т 5 .'

Непроизводственные основіше фонды сельскохозяйственных пред-


41.

приятии не принимают непосредственного участия в процессе произ­ водства материальных благ. В этом их основное отличие от основ­ ных производственных фондов. Но между ними есть много общего, что и дает основание определить непроизводственные фонды как ос­

новные. Общее между производственными основными и непроизводствен­ ными основными то, что и те и другие потребляются постепенно в течение определенного времени и лишь по истечению какого-то пе­ риода подлежат возмещению. Общее между ними также и то, что и те и другие выступают как определенное количество прошлого овещест­ вленного труда.

Как экономическая категория, непроизводственные основные фон­ ды выражают отношения, связанные с использованием и формированием материальных средств, предназначенных для совместного удовлетво­ рения социальных и культурно-бытовых потребностей тружеников сель­ скохозяйственных предприятий,. Образуются непроизводственные фон­ ды в колхозах за счет их накоплений, которые уставом но лимити­ руются, и в основном определяются в зависимости от результатов финансовой деятельности. С 1965 по 1970 гг. в колхозах Амурской области непроизводственные основные фонды и производственные ос­ новные фонды несельскохозяйственного назначения увеличились поч­ ти в 3 раза. В среднем за последние годы ежегодный абсолютный при­ рост этих фондов составил около 5000 тыс. рублей. Учитывая отно­ сительную стабильность отчислений в непроизводственные фонды (из последних пяти лет в 1966, 1967 и 1969 годах - сумма отчислений почти совпадает), можно предположить, что и в ближайшие 3-4 года эта тенденция сохранится.

Итак, мы рассчитали сумму прибыли, необходимую для пополнения резервного фонда и непроизводственных фондов. Поставляя получен­ ные данные в формулу расчета фонда накопления, можно было бы по­ лучить искомую величин,, ,

Но расчет необходимых накоплений (для осуществления расширен­ ного производства заданными темпами) следует проводить с поправ­ кой на фактическое их освоение. Как правило, капиталовложения те­ кущего годаполностью материализуются и вступают в действие лишь спустя несколько лет. Поскольку по годам эта сумма имеет примерно одно и то же количественное выражение, расчет такой поправки' ста­ новится реальностью. Для определения удельного веса неосвоенной суммы г чіиталовложений можно пользоваться следующей схемой (по

42.

лшым годового отчета колхозов за 1970 год): отчислено за год ::ч капвложения - данные формы 4 ( строка 41 минус сумма строк

>■ 'н

39). Поступление основішх фондов за год определяем по дан-

ч ;і

годового отчета (форма I , справка I, строка 7, графа 2). В,

графе 2

показываются поступления основных средств по всем источ­

никам.

Из этой суммы

следует исключить основные средства, посту*-

.ііціишс

безвозмездно,

так как подобные поступления носят стихий­

на! характер и по сути не управляемы'.

Исходя из вышеизложенных методических предпосылок, нами на

..■ агсриалах годовых отчетов колхозов Амурской области составлена

:ледующая таблица.

 

 

 

Таблица 3.

 

Освоение капитальных вложений в колхозах

 

Амурской области за 1966-1970 гг.

 

Затраты на капи­

1966

1967

Г оды

1970

Итого

1968

1969

таловложения

20,7

24,7

28,0

30,5

 

138,7

(млн.руб.)

з*',з

Поступило ос­

 

 

 

 

 

новных средств

17,8

21,0

25,3

27,4

32,1

123,6

(млн. руб.).

процент освое­

86

86

90

90

93

90

ния •

Как видно из приводимых данных, в среднем за последние годы удельный вес основных средств в общей сумме затрат на капиталовло­ жения находился примерно на одном и том же уровне и в среднем за последние пять лет только один рае превысил 0OjS. Это означает, что при планировании массы прибыли, направляемой на расширенное воспроизводство, необходимо делать соответствующую поправку на освоение капвложений. В нашем расчете по колхозам Амурской облас­ ти такой поправочный коэффициент (К0) составил 1,1. Если общая сумма капиталовложений в производственные фонды доджна в среднем составить 40,4 млн, руб., то фактический прирост производственных. фондов с поправкой на кэффициент освоения даст 44,4 млн. руб. (40,4 . 1,1 ). Следовательно, реальный фонд накопления колхозов Области с учетом резервного фонда и отчислений на пополнениё не­ производственных фондов составит:


43.

Фн.= пР>ф. + рф. + Иф. = (40,4 . 1,1 ( + 5,0 + 1,1 = 50,5 млн.

рублей.

Но и это будет еще не вся сумма прибыли, необходимая для обес­ печения заданных темпов роста продукции. Следует учесть также сумму прибыли для пополнения фондов общественного потребления, материального поощрения.

Общественные фонды потребления.

В целом фонд потребления, состоящий из фонда оплаты и общест­ венных фондов потребления, предназначен для удовлетворения потри с ностей всех тружеников общества. Рассмотрим более подробно сущ­ ность и методику планирования общественных фондов потребления. Общественные фонды потребления, состоящие из денежных и материалі.- ных средств, предназначены ( так же как и фонд оплаты по труду} для воспроизводства рабочей силы. Им отводится исключительно болішая роль в деле удовлетворения личных потребностей советских лю­ дей, " ... по мере продвижения к коммунизму,- подчеркивается в Программе КПСС, - личные потребности будут все больше удовлетво­ ряться за счет общественных фондов потребления, темпы их роста превысят темпы увеличения индивидуальной оплаты по труду"1' .

Характерной особенностью создания общественных фондов, потребле ния в нашей стране является то, что они образуются не за счет от­ числений от заработной платы, как это делается в капиталистичес­ ких странах при образовании, например, фонда пенсионного обеспе­ чения, а,наоборот, являются прямым дополнением к зарплате рабо­ чих и служащих, к д($ходу колхозников.

Общественные фонды потребления, образуемые в колхозах, по сво­ им целевым функциям и экономическому содержанию не отличаются от аналогичных фондов общенародного характера. Источником их формиро вания в колхозах является централизованный государственный фонд общественного потребления,' за счет которого удовлетворяются та­ кие потребности колхозников, как: образование, охрана здоровья, выдаются пособия многодетным матерям и т.д*, и соответствующие отчисления от валового дохода колхозов.

. По характеру использования общественные фонды потребления мож­ но подразделить на фонды, непосредственно поступающие колхозникам в личное потребление (пенсии, пособия, стипендии) и фонды куль-71

17 Материалы ХХП съезда КПСС. Гоеполитяздаі, К» 1961г ., стр.569.

турно-бытового назначения, используемые совместно. В колхозах они образуются по решению общего собрания колхозников при распре­ делении валового дохода колхоза за отчетный год. Их использова­ ние показывается в годовом отчете формой "Расходы за ичет спе­ циальных фондов" по следующим фондам:

1) фонд социального обеспечения и материальной помощи, в кото­ ром отражается расход средств для пенсионного обеспечения стари­ ков и инвалидов, содержания домов для престарелых, оказания ра­ зовой помощи и помощи колхозникам но временной нетрудоспособнос­ ти и т.д.;

2) фонд на культурно-бытовые нужды отражает расходы на содер­ жание клубов, детских яслей и садов, на подготовку кадров, на оп­ лату расходов по приобретению инвентаря и оборудования культур­ но-бытового назначения и т.д.

В последние годы, особенно после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, темпы роста общественных фондов потребления ускорились, а их объем значительно вырос. Так, с 1966 ро 1970 гг. отчисление и расход средств из фондов социального обеспечения и материальной помощи, а также на культурно-бытовые мероприятия удвоились. Рост отчислений на их пополнение происходил как за счет расширения фонда культурно-бытового назначения, так и особенно за счет увели чения денежных выплат колхозникам, прежде всего пенсий, которые выросли в связи с введением пенсионного обеспечения почти для 8 шш. колхозников, оплаты отпусков женщинаы-колхозницам по бе­

ременности и родам, повышения минимальных размеров пенсии по ин­ валидности и в случае потери кормильца.

Общественные фонды потребления распределяются в виде бесплат­ ных услуг з основном независимо от трудового вклада того или ино­ го труженика ( исключение составляют пенсии). Именно в этом зало­ жены ростки коммунистического принципа распределения материальных благ, идущих в личное потребление. Такой порядок распределения этих фондов является важнейшей предпосылкой в деле быстрейшего осуществления постепенного перерастании социалистических произвол ствснных отношений в коммунистические.

Рост общественных фондов потребления колхозов за счет отчисле­ ний от прибыли находится в тесной зависимости от общей суммы при­ била а ее распределения. Поэтому при планировании на перспективу


следует исходить из этой зависимости. Средний размер отчислений в фонды общественного потребления (фонд помощи и пенсионного обес печения, культурно-бытовой фонд) за несколько лет относится к среднему размеру фонда накопления. Эта величина для колхозов Амурской области составила 14%. Произведение запланированной на расчетный год величины фонда накопления на полученный процент позволит получить ожидаемую величину общественных фондов потреб­ ления. Фонд накопления в нашем расчете составляет.41,5 млн. руб.;

14% от этой суммы

равно 5,8 млн. руб. Таким образом, сумма отчис­

лений от прибыли

на пополнение общественных фондов потребления

( О ф .) составит 5,8 млн. руб.

Фонд материального поощрения колхозников.

В методических указаниях к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР за основу при определении фонда материального поощрения принимается плановый фонд заработной пла­ ты. При этом объем фонда материального поощрения за рост объема реализации продукции (или прибыли) определяется путем умножения установленного отраслевого норматива отчислений от прибыли на процент роста в планируемом году по сравнению с планом предыдуще­ го года соответствующего показателя (объема реализации или прибы­ ли) и на фонд заработной платы всего персонала и деления получен­ ной величины на 100. Таким же методом определяется размер отчие- • лений от прибили в фонд материального поощрения за уровень рен­ табельности.

Фонд материального поощрения в сельскохозяйственных предприя­ тиях целиком зависит от финансовых результатов деятельности. В "Примерном Уставе колхоза" имеется указание на необходимость , производить из чистого дохода отчисления на материальное поощрвг; ние колхозников и специалистов, но ни о каких размерах не идет речь. В совхозах же, переведенных на новую систему планирования, и экономического стимулирования, фонд материального поощрения образуется за счет отчислений от общей суммы фактически получен­ ной прибыли ( за вычетом платы за фонды) в размере 15% в пределах плана. По указанию вышестоящих органов норма отчислений от сверх­ плановой прибыли может быть увеличена до 50%, но с таким расче­ том, чтобы общая сумма отчислений не превышала 12% годового.пла­ нового фонда заработной платы всего персонала совхоза. Нам пред­ ставляется, что по такому пути следует идти и при планировании


^to.

фонда материального поощрения колхозников. Однако здесь следует сделать одну оговорку: базовый фонд оплаты труда должен бить по­ стоянный на все планируемое пятилетие. Ото позволит избежать поло­ жения, когда с ростом фонда заработной платы увеличивается отчис­ ление в фонд материального поощрения. В нашем расчете в качестве исходного можно принять фонд оплаты, сложившийся в колхозах Амур­ ской области в среднем за восьмую пятилетку (26,В млн, руб.). Рас­ четы показывают, что при таком подходе фонд материального поощре­ ния (Фы.) составит 3,2 млн.руб. (12# от 26,0 или. руб.).

Однако сумма прибыли, необходимая колхозам Амурской области для осуществления заданных темпов расширенного воспроизводства, будет неполной, если мы не учтем производимые отчисления из при­ были на погашение процентов за пользование долгосрочными кредита­ ми и на уплату подоходного налога. Рассмотрим более подробно эти показатели.

Долгосрочные кредиты.

Впроцессе хозяйственной деятельности колхозы широко прибегают

киспользованию кредитов долгосрочных и краткосрочных. Кроме того, что кредиты через определенные промежутки времени погашаются, кол­ хозы за их использование выплачивают определенные проценты. Суммы выплат за пользование кредитами достигают значительных размеров.

Причем погашение начисленных процентов производится банком с ос­ новных текущих счетов колхозов независимо от их желания. Учрежде­ ния госбанка ежеквартально начисляют проценты: но долгосрочным

ссудам - в размере 1% и по просроченным долгосрочным - в размере 3%. В связи с переходом на прямое банковское кредитование (второй вариант опытного кредитования колхозов) краткосрочные кредиты выдаются колхозам на покрытие сезонного недостатка денежных средств в целом по хозяйству, включая денежную часть оплаты труда колхозников. За пользование краткосрочными ссудами колхозы упла­ чивают 1% годовых, а по просроченным ссудам - 3# годовых. Суммы, уплаченные за пользование краткосрочными кредитами, учитываются в себестоимости.

Специальной статистической отчетности но суммам, характеризую­ щей выплаты аа пользование долгосрочными и краткосрочными креди­ тами, в органах ЦСУ по колхозам не имеется. Для каждого конкрет­ ного хозяйства такие данные можно найти по материалам бухгалтер­ ского учета. В среднем ае по области, краю, республике эти данные