Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Физическое знание, рассматриваемое с точки зре ния материалистической диалектики, также представ ляет собой единство двух сторон, так как содержит определенную опытную, экспериментальную основу, т. е. фактические данные о физической реальности, и систему теоретических понятий и законов (утвержде ний), часть из которых является обобщением резуль татов эксперимента (экспериментальные законы), а часть — связывает теоретические понятия. Послед нюю часть обычно называют теорией «в узком значе нии этого слова», или «собственно теорией»Значит, в теорию в узком значении слова экспериментальные законы не входят, ,и это обстоятельство делает ее формальной системой. Теория как формальная систе ма содержит такие понятия и высказывания, которые подчиняются или, лучше сказать, отвечают, как пра вило, двум главным логическим требованиям:
«1) все высказывания этой совокупности связаны отношением следования таким образом, что каждое высказывание является по крайней мере один раз по сылкой или заключением вывода, все члены которого принадлежат к этой совокупности; 2) все специфиче ские понятия (термины, знаки), фигурирующие в этих высказываниях в качестве субъектов и предикатов, связаны отношением определения таким образом, что каждое из них входит в определяющую или опреде ляемую часть по крайней мере одного определе ния...»12
Как видно, одним из главных требований для тео рии в узком смысле слова является отвлечение от со-
1 См. А. А. Печенкин. Логико-методологические проблемы естественнонаучного знания. — «Вопросы философии», 1967,
№ 8, стр. 87.
2 А. А. Зиновьев. Проблема строения науки в логике и диа лектике. — «Диалектика и логика. Формы мышления». М., 1962, стр. 232—233.
.48
Дёржательной стороны знания. Однако такое Отвле чение при формализации знания еще не означает, что содержание совершенно не принимается во внимание. В круг теоретических знаний (в теорию в употребля емом здесь смысле слова) с необходимостью входят помимо терминов, знаков, высказываний и некоторые экспериментальные законы, которые определяют за висимость теории (в узком смысле) от содержатель ной стороны в исходном пункте ее построения либо в ее заключительной стадии в качестве главных основ интерпретации. Но экспериментальные законы, даже будучи всегда выраженными в специальных терми нах, определяются эмпирическими знаниями, опытом, т. е. в конечном счете объективными свойствами и за конами физической реальности. Поэтому теория с не обходимостью предполагает данные, взятые из опыта, из физической реальности. Опыт в этом отношении и выступает в качестве той стороны физического знания как единого целого, без которой оно не может стать физическим знанием как таковым. «Эксперимент, не отъемлемая основа любого прогресса... этих (физиче ских. — В. С.) наук, эксперимент, из которого мы всегда исходим и к которому мы всегда возвращаем ся, — лишь он один может служить нам источником знаний о реальных фактах, которые стоят выше лю бой теоретической концепции, любой предвзятой идеи» К Без эксперимента нет знаний, так как любое физическое знание исходит из эксперимента и воз вращается к нему. Но, может быть, в таком случае знание можно ограничить экспериментом? Разумеет ся, нет.
Сведение физических знаний к эксперименту лик видирует две главнейшие функции любого знания: истолкование и предвидение. Действительно, для вы-
1 Л. де Бройль. По тропам науки, стр. 162.
19
полпенни функций истолкования и предвидения необ ходимо установить одно и то же отношение логиче ской дедукции между предложениями, в которых вы ражены экспериментальные и теоретические законы. Поэтому истолкование, объяснение и предвидение описываются одной схемой. Это так называемая мо дель Гемпеля — Опенгейма — Поппера:
[(£i; Е2\... Еп)-{Ti, Т2 ;... Тп)] —>■En^ v
где Е ь Е2 и Еп — экспериментальные законы, Т\, Т2 и Тп — теоретические законы, £ n+i — объясня емый или предсказуемый эксперимент. «Что касается теории, — отмечал Луи де Бройль, — то ее задача состоит в классификации и синтезе полученных „ре зультатов, расположении их в разумную систему, ко торая не только позволяет истолковывать известное, но также по мере возможности предвидеть еще неиз вестное (курсив мой. — В. С.)»
Однако это только одна сторона дела. Сведение физического знания к эксперименту возможно только при субъективно-идеалистическом понимании опыта, т. е. при понимании под содержанием физического опыта лишь человеческих ощущений и их «комплек сов». Но физический опыт в таком его толковании не может представлять для физика ни малейшего инте реса и ценности. Физический опыт, эксперимент толь ко в том случае может стать исходным моментом' физического знания, если экспериментатор имеет
представление |
о |
самом приборе, о |
методике и цели |
эксперимента, |
а |
не ограничивается |
лишь данными |
органов чувств. |
Отмечая эту сторону физического |
экспериментирования, Л. де Бройль писал: «Резуль
тат эксперимента никогда не |
имеет |
характера про |
|
стого |
факта, который нужно |
только |
констатировать. |
1 Л. |
де Бройль. По тропам науки, |
стр. 162. |
|
20
В изложении этого результата всегда содержится не которая доля истолкования, следовательно, к факту всегда примешаны теоретические представления. Фи зик, измеряющий ток амперметром, не удовлетворит ся следующими словами: «Я увидел, что стрелка моего измерительного прибора переместилась на столько-то делений шкалы», поскольку констатация" в такой форме не представляет ни малейшего инте реса; он скажет: «Я измерил силу тока, она оказа лась равной 10 а». Но, если на этот раз его утверж дение представляет интерес, оно связано с совокуп
ностью теоретических |
представлений |
о законах |
|
электричества, о |
работе |
измерительного |
устройства |
и т. д.»'. Таким |
образом, эксперимент, опыт, чтобы |
||
стать значимым |
для физики, необходимо |
предпола |
гает наличие определенной теории.
Данное положение ни в коей мере не противоре чит, как может показаться, признанию решающей роли практики в получении физических знаний. Речь в данном случае идет о достаточно развитой системе знаний, каковой и является современная физика. А достаточно развитая система знаний предполагает специализированный опыт, не сводимый к чисто эм пирическому постижению мира в ходе практического освоения его. Как было сказано, исходный импульс к развитию науки в целом, безусловно, дает практика, но дальнейшее развитие науки не может быть связа но только с практикой.
Рассмотрим теперь вопрос о том, каким образом, предполагая друг друга, опыт и теория как бы взаим но друг друга отрицают. Под отрицанием в этом слу чае подразумевается не уничтожение и отбрасывание, а прежде всего сохранение качественного своеобра зия, несводимость одного к другому. Обратимся к
1 Л. де Бройль. По тропам науки, стр. 164.
21
Теории. Главнейшие внешние отличительные призна ки теории были названы, а сейчас, поскольку речь идет о внутреннем качественном отличии теории от опыта, представляется необходимым как бы загля нуть в ее внутреннее содержание.
Теория не может быть выведена непосредственно из опыта не только в силу того, что она должна удов летворять определенным логическим требованиям, которые нельзя заимствовать из того опыта, который эта теория призвана объяснить, но также и в силу наличия в каждой теории особого содержания, не сводимого к содержанию именно этого опыта. Изве стно, например, что алхимики поставили огромней шее число опытов, целью которых было получение золота. В своих опытах они, как правило, прибегали к воздействию на самые различные смеси и растворы ртутью и ее производными. Необходимость использо вания ртути при этом экспериментально обоснована вовсе не была. Это предполагалось, так сказать, «тео ретически» и не объяснялось свойствами ртути, обна руженными при ее исследовании. Суть этих предпо ложений заключалась в том, что окись ртути имеет красный цвет, который был в те времена символом власти и действия. Именно поэтому ртути и приписы валось магическое действие, наличие которого не подтверждалось никакими опытами.
Как видно, главную руководящую идею алхимики не обосновывали экспериментально, а привносили в эксперимент.
Настоящий теоретик чужд всякой мистификации, но при построении той или иной теории без привнесе
ния в нее |
руководящей |
идеи он |
не обходится. |
|
И. |
Ньютон, как известно, утверждал, |
что «гипотез он |
||
не |
измышляет» и его система механики покоится на |
|||
единственно |
несомненном |
основании |
— на опыте и |
|
индукции. Но на деле метод Ньютона |
«вовсе не был |
22
таким эмпирическим, каким он казался после уборки выполнивших свою миссию лесов»Ньютоновская механика в отличие от предшествующих ей представ лений заключала в себе руководящую идею о меха нической связи между явлениями. На ней покоились представления Ньютона об абсолютных пространст ве и времени, понятия массы, силы и другие, которые чисто индуктивным путем из экспериментов получить было невозможно. Эти представления, скорее, явля лись наиболее точным выражением руководящей идеи
впонимании физического мира и его свойств. Поэто му утверждение о выведении Ньютоном законов ме ханики из чистого эксперимента, которое содержится
впредисловии ко второму изданию «Математических
начал натуральной философии», является легендой, которая «не соответствует действительному пути по строения механики Ньютона» 2.
Но и этим не ограничивается внутреннее, содер жательное отличие физической теории от экспери мента. В физических законах выражаются отношения между различными сторонами явлений физической реальности. Однако сформулировать такие законы невозможно без представлений, лежащих за предела ми экспериментов. Даже с самыми первыми физиче скими научными теориями, к которым, безусловно, должна быть отнесена классическая механика, дело обстояло таким же образом.
Когда в основных законах механики употребляв ются понятия «сила» и «масса», то они, разумеется, не выступают здесь как впервые изобретенные, ибо употреблялись и до формулировки данных законов. Но они употреблялись вне какой-либо связи с поня-1
1 Б. Г. Кузнецов. Развитие физических ифей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки. М., 1963, стр. 140.
? См. об этом: там же, стр. 141.
тием «ускорение», через которое они в механике толь ко и получили свой истинный смысл. Понятие «уско рение» было как бы угадано, «специально изобрете но» для того, чтобы сформулировать закон, а это как раз и означает, что теория включает необходимо та кие понятия, которые из экспериментов непосредст венно не вытекают. С этим, последним, обстоятельст вом, очевидно, и связано некоторое отдаление теории, все более насыщающейся такими понятиями, от по вседневных представлений в сферу представлений, все более абстрактных и трудно переводимых на обыден ный язык.
Таким образом, содержательными отличительны ми чертами теории являются: наличие (1) объединяю щей и руководящей идеи, связывающей воедино все части теории, но из опыта, экспериментов, лежащих в основании этой теории, непосредственно не выво димой, и (2) особых понятий, абстракций, также не выводимых непосредственно из данного опыта, но необходимых для формулировки законов этой теории как теории, органически связанной с опытом.
Рассмотрим с этой точки зрения теорию образова ния Солнечной системы, предложенную акад. О. Ю. Шмидтом. Мы нарочито выбираем такую тео рию, которая еще не нашла своего подтверждения и в то же время не опровергнута, чтобы вне зависимо сти от ее окончательной оценки отыскать в ней и ру ководящую идею, и понятия, при помощи которых объединяется в систему ряд данных, полученных на основе опыта.
Как и любая физическая теория, космогоническая теория О. Ю. Шмидта опирается на результаты опы та. Но даже беглый анализ опытных данных, лежа щих в ее основе, позволяет видеть, как далеки они от непосредственных показаний органов чувств. Приве дем эти данные в той последовательности, в которой
24