Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ром. В ряде случаев целесообразно применение асинхронных дви гателей с контактными кольцами.
Применительно к асинхронным двигателям получили рас пространение следующие способы регулирования скорости: из менением активного сопротивления в цепи ротора; изменением питающего напряжения; изменением числа пар полюсов; изме нением частоты подводимого напряжения; включением в каскад асинхронных двигателей
Кроме указанных способов имеются и другие специальные спо собы регулирования скорости асинхронных двигателей, которые, однако, не нашли широкого применения на практике. К ним мож но отнести импульсный метод регулирования скорости, регули рование скорости с помощью электромагнитных муфт и другие.
Наиболее простым способом регулирования является т. н. реостатное регулирование или регулирование введением допол нительного активного сопротивления в цепь асинхронного двига теля, что позволяет, также как и для двигателей постоянного тока изменять скорость вращения двигателя при заданной нагрузке. Подобное регулирование скорости возможно при введении до полнительного сопротивления в цепь статора или ротора двига теля. Однако более широкое практическое применение получил способ изменения сопротивления в цепи ротора, так как введение сопротивления в цепь статора двигателя приводит к уменьшению его максимального момента вследствие уменьшения напряжения на зажимах двигателя. Вместе с тем при введении сопротивления в цепь статора создается узкий диапазон регулирования скорости вращения двигателя.
При введении в цепь ротора активного сопротивления ток в двигателе уменьшается, скорость вращения снижается, а сколь жение увеличивается при неизменном значении максимального момента. При этом регулирование скорости вращения двигателя происходит в сторону уменьшения скорости вниз от основной скорости, так как с увеличением активного сопротивления цепи ротора характеристики двигателя становятся мягче.
Создаваемые при этом искусственные характеристики по мере увеличения сопротивления смещаются по часовой стрелке отно сительно точки, соответствующей синхронной скорости вращения. Поэтому максимальный момент двигателя при введении сопро тивления в цепь ротора остается неизменным. Перегрузочная способность двигателя так же остается неизменной в довольно широком диапазоне регулирования скорости. Это видно из рис. 3,9, на котором приведено семейство механических характе ристик асинхронного двигателя при рассматриваемом способе
80
регулирования. Следует отметить, что регулировочные сопротив ления одновременно могут быть использованы и как пусковые сопротивления, поскольку они рассчитываются на длительное включение.
Рис. 3-9. Механические характеристики асинхронного электродвигателя с фазным ротором при регулировании скорости из менением сопротивления в цепи ротора
Изменение сопротивления в цепи ротора позволяет осущест вить плавное регулирование скорости вращения асинхронного двигателя и обеспечивать диапазон регулирования в пределах (2,5 -f- 2) : 1. Рассматриваемый способ регулирования скорости находит применение в электроприводах, работающих в повторно кратковременном режиме работы. К числу недостатков этого способа следует отнести наличие больших потерь в роторе, кото рые пропорциональны скольжению, поэтому его целесообразно применять при необходимости регулирования скорости в не больших пределах, составляющих примерно 10— 15%. При этом регулирование может осуществляться только в сторону уменьше ния скорости.
Регулирование скорости вращения асинхронного двигателя из менением подводимого напряжения оказывается экономически целесообразным при введении в цепь статора управляемых бес контактных устройств (магнитных усилителей и полупроводни ковых приборов). На рис. 3,10 приведено семейство механичес
81
ких характеристик асинхронного двигателя при регулировании напряжением. При изменение напряжения в значительной степени изменяются максимальный и пусковой моменты асинхронного двигателя, при уменьшении жесткости механической характе ристики.
Рис. 3-10. Механические характеристики асинхронного электродвигателя при регу лировании напряжением
На рис. 3,11 приведена силовая часть схемы управления трех фазного асинхронного двигателя при использовании магнитного усилителя. Схема строится на трех однофазных магнитных усили телях или на одном трехфазном усилителе. В магнитном усили теле индуктивное сопротивление обмотки переменного тока зависит от величины тока подмагничивания, т. е. от величины тока в обмотке постоянного тока усилителя. При малом токе подмагничивания (токе управления /,) индуктивное сопротивле ние обмотки переменного тока Очень велико. С увеличением тока подмагничивания индуктивное сопротивление уменьшается до значения, соответствующего насыщению магнитопровода усили теля и в дальнейшем не изменяется. Указанное свойство магнит ного усилителя позволяет с помощью относительно небольшого по величине тока управления изменять полное сопротивление об моток переменного тока усилителя, включенных последовательно с обмотками двигателя в сеть переменного тока, в широких пре делах. В результате при неизменной величине питающего напря жения сети с изменением тока управления усилителя будет изме няться величина напряжения на статорной обмотке асинхрон ного двигателя.
82
Рассмотренный метод регулирования не получил широкого применения на практике вследствие изменения максимального и начального моментов двигателя, поэтому он применяется для относительно небольшого числа исполнительных машин и меха низмов, для которых это не может служить препятствием.
А В С
А В С
Рис. 3-11. Схема включения трех- |
Рис. 3-12. Схема включения трех |
фазного асинхронного электро- |
фазного асинхронного двигателя |
двигателя с магнитным усили- |
с фазным ротором |
телем |
|
Для получения достаточно удовлетворительных регулировоч ных характеристик асинхронного двигателя с магнитным усили телем приходится изменять ток управления в процессе измене ния нагрузки на валу двигателя. Лучше всего это достигается в автоматизированных системах управления асинхронных электро
двигателей. л >.. !
В качестве примера подобных схем рассмотрим наиболее рас пространенную схем автоматического регулирования скорости вращения асинхронным электродвигателем с магнитным уси лителем с самоподмагничиванием, силовая часть которого приве
83
дена на рис. 3,12. Введение в цепь ротора добавочного сопротив ления обусловлено здесь условиями регулирования и желанием улучшить тепловые условия работы двигателя, поскольку тепло, выделяемое в регулировочном сопротивлении, находится вне асинхронного двигателя. Для обеспечения поддержания постоян ства скорости вращения в схеме используются обратные связи. Выбор вида обратной связи определяется необходимым преде лом регулирования скорости. На рис. 3,12 используется обратная связь по скорости. Для этой цели на валу асинхронного двигателя устанавливается тахогенератор ТГ, напряжение на зажимах ко торого пропорционально скорости вращения асинхронного дви гателя.
В цепи обратной связи используется метод сравнения задаю щего напряжения от потенциометра источника питания и напря жения, снимаемого с потенциометра. Ток в обмотке управления определяется разностью этих напряжений. На рис. 3,13 приведена
Рис. 3-13. Схема обрат |
Рис. 3-14. Механические характерис |
|
ной связи в |
системе |
тики системы асинхронный электро |
асинхронный |
электро |
двигатель с фазным ротором-МУ |
двигатель — магнитный |
с обратной связью по скорости |
|
усилитель |
|
схема сравнения напряжений в системе магнитный усилитель — асинхронный двигатель с фазным ротором. Ток в обмотке уп равления магнитного усилителя определяется выражением:
/ у |
и , — и„ |
(3,12) |
|
84
где l/тг — напряжение на зажимах тахогенератора;
Uз — задающее |
напряжение на |
потенциометре; |
гу — суммарное |
сопротивление |
цепи управления. |
При возрастании нагрузки на валу электродвигателя проис ходит снижение его скорости и, соответственно, уменьшение на пряжения на зажимах тахогенератора. При U3 = const и гу = = const это вызывает увеличение тока управления, увеличение напряжения на двигателе и увеличение его момента. В результате уменьшение скорости вращения двигателя прекращается. Задавая различные значения U3 на потенциометре, можно получить се мейство механических характеристик, представленных на рис. 3,14,
Рис. 3-15. Схемы соединения обмоток статора двухскоростного асинхронного электродвигателя
85
из которых видно, что схема обеспечивает достаточный диапазон регулирования, а механические характеристики обладают необ ходимой жесткостью и максимальным моментом.
Плавность регулирования в этой схеме может быть получена
всоответствии с требованием исполнительного механизма. Регулирование скорости вращения изменением числа пар полю
сов находит применение для производственных механизмов, которые по условиям технологического процесса требуют или допускают ступенчатое регулирование скорости.
В соответствии с формулой скорости вращающегося магнит
ного |
поля |
при неизменной частоте питающего напряжения |
«1 |
60/, |
Изменение числа пар полюсов достигается переключе |
|
Р |
|
нием обмотки статора многоскоростного асинхронного двига теля. Обмотка каждой фазы, например, двухскоростного двига теля, состоит из двух одинаковых частей, которые в процессе регулирования переключаются с последовательного на параллель ное соединение, при этом в одной части обмотки меняется нап равление тока, в результате чего изменяется число пар полюсов двигателя. Возможны схемы переключения со звезды на двойную звезду и с треугольника на двойную звезду (рис. 3,15). В первом случае обеспечивается работа двигателя с постоянным моментом. При этом, поскольку скорость вращения изменяется вдвое, мощ ность двигателя также изменяется в два раза при неизменном моменте. (Мощность двигателя Р = Мсо).
> к
Рис. 3-16. Механические характеристики двухскоростного асинхронного электродвигателя при регулировании скорости
'**-•' а) с постоянным моментом; б) с постоянной мощностью.
86
Во втором случае переключение используется для регулирова ния скорости вращения механизмов при сохранении мощности неизменной.
На рис. 3,16 приведены механические характеристики двухско ростного двигателя при регулировании с постоянной мощностью
ис постоянным моментом.
Внастоящее время промышленность изготовляет многоско ростные асинхронные короткозамкнутые двигатели единой серии. При этом кроме двухскоростных выпускаются также трехскорост ные и четырехскоростные электродвигатели. В трехскоростных электродвигателях кроме переключаемой обмотки, аналогичной обмотке двухскоростного двигателя, имеется еще одна допол нительная независимая обмотка, которая не переключается. Четырехскоростные имеют две независимые друг от друга об мотки, каждая из которых переключается по одной из приведен ных выше для двухскоростных двигателей схем, что дает возмож
ность получить четыре числа пар полюсов: Рх, Р2\ Рз\ Р*. Син хронные скорости четырехскоростных асинхронных электродви гателей соответствуют одному из следующих значений: 3000/1500/ 1000/500; 3000/1500/750/375; 1500/1000/750/500; 1000/750/500/375.
К числу недостатков, свойственных регулированию скорости изменением числа пар полюсов, следует отнести ступенчатость регулирования, повышенную стоимость двигателя, неполное ис пользование активных материалов, заложенных в двигатель, сравнительно небольшой диапазон регулирования, не превышаю щий отношения 8:1.
Частотное регулирование скорости вращения асинхронного двигателя применяется при питании двигателя от источника регу лируемой частоты.
В качестве источника регулируемой частоты используются различные преобразователи частоты. В электромашинных пре образователях частоты используются синхронные или асинхрон ные генераторы, приводимые во вращение регулируемым двига телем постоянного тока. На рис. 3,17 приведена схема преобразо вателя частоты с синхронным генератором. В этой схеме регу лируемый электродвигатель постоянного тока Д приводит во вращение синхронный генератор СГ, на зажимах которого соз дается регулируемое напряжение U^ с регулируемой часто той /р^. Двигатель постоянного тока входит в состав системы генератор — двигатель (Г — Д). При изменении сопротивления гг в обмотке возбуждения генератора Г меняется ток возбуждения, что приводит к изменению напряжения на его зажимах, а, сле довательно, на зажимах двигателя Д, в результате чего меняется
87