Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

 

 

 

Т а б л и ц а 4-1

Классы вагревостойкости изоляционных материалов, используемых

 

 

в электрических машинах

 

 

 

Класс нагрево-

Предельная

Характеристика изоляционного

стойкости

допустимая

 

материала

 

 

температура,°С

 

 

 

 

У

90

Непропитанные

хлопчатобумажные

 

 

ткани, пряжа, бумага и волокнистые

 

 

материала

из целлюлозы и

шелка

А

105

То же, но пропитанные специаль­

 

 

ным лаком

 

 

Е

120

Синтетические органические

пленки

В

130

Материалы из слюды, асбеста и

 

 

стекловолокна, содержащие органи­

 

 

ческие связующие

вещества

 

F

155

То же, в сочетании с синтетическими

 

 

связующими и пропитывающими со­

 

 

ставами

 

 

 

Н

180

То же, но в сочетании с кремнийор-

 

 

ганическими связующими и пропиты­

 

 

вающими

веществами

 

Ссвыше 180 Слюда, керамические материалы,

стекло, кварц, асбест, применяемые без связующих составов или в соче­ тании с неорганическими связующими составами.

В процессе работы электродвигателя происходит взаимное на­ гревание отдельных его частей, в результате чего температура двигателя постепенно повышается. Это происходит до тех пор, пока количество тепла, выделяемое в электродвигателе, не ока­ жется равным количеству тепла, отдаваемого им в окружающую среду. При этом прекращается дальнейший нагрев двигателя и наступает установившийся тепловой режим.

На практике часто имеют место случаи, когда электродвига­ тели отключаются раньше, чем наступает длительный устано­ вившийся тепловой режим. После отключения греющие потери в электродвигателе оказываются равными нулю, поэтому при

95


этом происходит процесс охлаждения двигателя. Снижение тем­ пературы электродвигателя происходит и при снижении нагрузки в результате уменьшения греющих потерь в его обмотках.

При рассмотрении тепловых процессов электрическая машина в целом в простейшем случае представляется как однородное тело, имеющее одинаковую температуру во всех точках, поэтому теплопроводность его принимают равной бесконечности. При этом считается, что окружающая среда обладает бесконечно большой теплоемкостью и температура ее не изменяется при отдаче тепла нагретым телом. Исходя из этого, уравнение теп­ лового баланса при неизменной нагрузке в данном случае будет иметь вид:

Qdt = Axdt + Cdx,

(4,3)

где: Q — количество тепла, выделяемое двигателем в единицу времени • дж/сек\

С— теплоемкость двигателя (дж/град), т. е. количество тепла, необходимое для повышения температуры дви­ гателя на 1°С;

А— теплоотдача двигателя (дж/сек ■град), под которой

понимается количество тепла, выделяемое телом в ок­ ружающую среду в единицу времени при разности температур равной 10 С;

т— превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды, ° С.

Преобразуя выражение (4,3), получим:

(4.4)

После интегрирования выражения (4,4), имеем:

t = — 7 -1 п (б — Л т )+ К.

(4,5)

А

 

Постоянная интегрирования К, входящая в выражение (4,5), определится из начальных условий нагрева при t = 0 , т = т0:

K = - ^ -А\ n ( Q - A x о).

(4,6)

96

Подставляя значение К в выражение (4,5), будем иметь:

t =

[In (Q Ах) — In (Q — Ах0)\ = — -j In

(4,7)

Л

С (дж • град • сек\

=

_

постоянной

Отношение — I

------- ----------I

Т сек называется

 

А \

град дж J

 

 

времени нагрева. Оно представляет собой время, в течение кото­ рого двигатель достиг бы установившейся температуры, при отсутствии отдачи тепла в окружающую среду (постоянная вре­ мени характеризует скорость нагревания двигателя).

С учетом этого имеем:

 

, = Г

(4,8)

 

Q — A т0

Решая выражение (4,8) относительно т, получим следующую

зависимость, представленную на рис. 4,1 в виде кривой 1:

 

т = -7 - (1 — е т)+т0е~~т ■

(4,9)

При t = оо получим установившуюся температуру двигателя:

 

 

 

(4,Ю)

В результате получим:

__ I

__ <

 

т = Ту ( 1

(4,11)

— е г)+т0е т

При т0 = 0 уравнение нагрева принимает вид:

 

т =

ту(1—е " Ь -

 

(4,12)

Уравнению(4,12) соответствует кривая 2 на рис. 4.1. Первая сос­ тавляющая уравнения (4,11) представляет собой кривую нагрева при отсутствии подвода тепла к двигателю Q = 0 и ту = 0 , по­ этому уравнение нагрева принимает вид:

т = т0е г -

(4,13)

Выражение (4,13) представляет собой кривую охлаждения

(рис. 4,3).

97


г

Рис. 4-1. Кривые нагрева электродвигателя

На рис. 4,2 представлена кривая нагрева электродвигателя. Теоретически установившаяся температура двигателя достигается за время, равное бесконечности. В действительности эта темпера­ тура достигается гораздо раньше. Так при t = 4Т температура двигателя составляет порядка 98% от установившейся темпера­ туры (т = 0,98ту). Поэтому обычно считается, что двигатель дос­ тигает установившейся температуры за время t = (4 -f- 5) Т.

Рис. 4-2. Кривая нагрева электродвигателя и графи­ ческое определение по­ стоянной времени нагрева

Постоянная времени нагрева в значительной мере зависит от типа двигателя. Для самовентилируемых двигателей открытого типа в частности, для асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, постоянная времени составляет порядка

Т = 20 — 30 мин.

98

Для двигателей закрытого исполнения постоянная времени Т оказывается большей, чем для двигателей открытого исполнения, так как теплоотдача у них меньше, поэтому Т для них будет больше.

Постоянная времени зависит от теплоемкости двигателя и его теплоотдачи и не зависит от его нагрузки. Величина А и С зави­ сят только от способа охлаждения, габаритов и конструкции ма­ шины.

Графически постоянная времени определяется как отрезок времени между точкой касания и точкой пересечения соответст­ вующей касательной с линией установившегося нагрева кривой нагрева. Это следует из того, что если в выражение (4,12) поло­ жить t = Т, то:

т = Ту(1 — е *) = 0,632Ту.

(4,14)

Это означает, что температура электродвигателя за время Г из­ менится на 0,632ту.

Необходимо отметить, что опытная кривая нагрева отличается от теоретической, вследствие этого определение постоянной времени нагрева по опытной кривой является не точным. Повы­ шение точности определения постоянной времени может быть достигнуто, если пользоваться средним значением Т из трех его значений, полученных в начале процесса нагрева, в середине

процесса нагрева при

т = 0,5ту и в конце процесса нагрева при

т = (0,8 -г 0,9) ту. На

рис. 4,3 приведены кривые охлаждения,

т

Рис. 4-3. Кривые охлаж­ дения электродвигателя Ту

о

Г

99



соответствующая отключению двигателя (кривая 1). Уравнение теоретической кривой охлаждения имеет вид:

т = т0е г ■

(4,15)

Кривая охлаждения 2 на рис. 4,3 соответствует уменьшению наг­ рузки двигателя.

§2. Режимы работы электродвигателей по условиям нагрева

Взависимости от условий нагрева различают три основных режима работы электродвигателя: длительный, кратковремен­ ный и повторнократковременный. Каждый из этих режимов ха­ рактеризуется соответствующей продолжительностью работы и продолжительностью паузы. Рабочий период соответствует вре­ мени, в течение которого электродвигатель находится под нагруз­ кой, а период паузы промежутку времени, в течение которого электродвигатель находится в отключенном состоянии или ра­ ботает в режиме холостого хода.

При работе электродвигателя в длительном режиме работы рабочий период оказывается достаточным для того, чтобы тем­ пература его достигла своего установившегося значения. При этом необязательно, чтобы нагрузка двигателя была длительной, установившийся тепловой режим наступает и при повторно­ кратковременном режиме работы. Такие механизмы как насосы, вентиляторы, компрессоры, транспортеры и т. д. обычно рабо­ тают в длительном режиме работы с постоянной нагрузкой. На

Рис. 4-4. Нагрузочная диа­ грамма при длительной неизменной нагрузке

100

рис. 4,4 представлен график работы и изменение температуры двигателя во времени для длительного режима работы.

Р Л

Рис. 4-5. Нагрузочная диаграмма при кратковременном режиме работы

Кратковременный режим работы характеризуется тем, что в рабочий период температура электродвигателя обычно не успе­ вает достигнуть своего установившегося значения. При этом вре­ мя паузы настолько велико, что оно оказывается достаточным

РЛ

Рис. 4-6. Нагрузочная диаграмма при повторно-кратковре­ менном режиме работы

101

для того, чтобы температура электродвигателя снизилась до температуры окружающей среды. К механизмам с подобным ре­ жимом работы могут быть отнесены некоторые типы кранов, вспомогательные устройства станков и т. д. Нагрузочный график кратковременного режима работы представлен на рис. 4,5.

При длительном режиме работы длительность рабочего пе­ риода, как правило, намного превышает время паузы. При пов­ торно-кратковременном режиме работы за период работы электродвигатель не успевает нагреться до установившегося зна­ чения температуры, а за время паузы — не успевает охлаждаться до температуры окружающей среды.

Многие механизмы подъемно-транспортных устройств, куз­ нечно-прессовых машин, вспомогательные механизмы прокатных станов работают в повторно-кратковременном режиме работы. Нагрузочный график и кривые нагрева для этого режима работы представлены на рис. 4,6.

Одним из основных показателей, характеризующих повторно­ кратковременный режим работы, является относительная про­

должительность включения:

 

 

пв% = 4- 1 0 0 %

(4,16)

 

 

 

где

/р — время

работы под нагрузкой;

 

 

/п — время

паузы;

 

fa = tp + ^ — время цикла, равное суммарному времени ра­ боты и времени паузы.

Глава V

В Ы БО Р М ОЩ НОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫ Х РЕЖ И М ОВ РА БО ТЫ

§1. Общие вопросы выбора мощности электродвигателя

Выбор мощности электродвигателя является одним из важ­ нейших этапов проектирования электропривода. При выборе электродвигателя помимо учета режима работы, при котором предполагается его использование, приходится руководствоваться многими другими важными факторами.

В простейшем случае задача выбора двигателя сводится к про­ верке пригодности предварительно выбранного по тем или иным соображениям стандартного электродвигателя. В идеальном случае расчетная мощность электродвигателя полностью соот­ ветствует номинальной мощности исполнительного механизма,

102