Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
1 |
|
|
|
Т а б л и ц а 4-1 |
|
Классы вагревостойкости изоляционных материалов, используемых |
|
||||
|
в электрических машинах |
|
|
|
|
Класс нагрево- |
Предельная |
Характеристика изоляционного |
|||
стойкости |
допустимая |
|
материала |
|
|
|
температура,°С |
|
|
|
|
У |
90 |
Непропитанные |
хлопчатобумажные |
||
|
|
ткани, пряжа, бумага и волокнистые |
|||
|
|
материала |
из целлюлозы и |
шелка |
|
А |
105 |
То же, но пропитанные специаль |
|||
|
|
ным лаком |
|
|
|
Е |
120 |
Синтетические органические |
пленки |
||
В |
130 |
Материалы из слюды, асбеста и |
|||
|
|
стекловолокна, содержащие органи |
|||
|
|
ческие связующие |
вещества |
|
|
F |
155 |
То же, в сочетании с синтетическими |
|||
|
|
связующими и пропитывающими со |
|||
|
|
ставами |
|
|
|
Н |
180 |
То же, но в сочетании с кремнийор- |
|||
|
|
ганическими связующими и пропиты |
|||
|
|
вающими |
веществами |
|
Ссвыше 180 Слюда, керамические материалы,
стекло, кварц, асбест, применяемые без связующих составов или в соче тании с неорганическими связующими составами.
В процессе работы электродвигателя происходит взаимное на гревание отдельных его частей, в результате чего температура двигателя постепенно повышается. Это происходит до тех пор, пока количество тепла, выделяемое в электродвигателе, не ока жется равным количеству тепла, отдаваемого им в окружающую среду. При этом прекращается дальнейший нагрев двигателя и наступает установившийся тепловой режим.
На практике часто имеют место случаи, когда электродвига тели отключаются раньше, чем наступает длительный устано вившийся тепловой режим. После отключения греющие потери в электродвигателе оказываются равными нулю, поэтому при
95
этом происходит процесс охлаждения двигателя. Снижение тем пературы электродвигателя происходит и при снижении нагрузки в результате уменьшения греющих потерь в его обмотках.
При рассмотрении тепловых процессов электрическая машина в целом в простейшем случае представляется как однородное тело, имеющее одинаковую температуру во всех точках, поэтому теплопроводность его принимают равной бесконечности. При этом считается, что окружающая среда обладает бесконечно большой теплоемкостью и температура ее не изменяется при отдаче тепла нагретым телом. Исходя из этого, уравнение теп лового баланса при неизменной нагрузке в данном случае будет иметь вид:
Qdt = Axdt + Cdx, |
(4,3) |
где: Q — количество тепла, выделяемое двигателем в единицу времени • дж/сек\
С— теплоемкость двигателя (дж/град), т. е. количество тепла, необходимое для повышения температуры дви гателя на 1°С;
А— теплоотдача двигателя (дж/сек ■град), под которой
понимается количество тепла, выделяемое телом в ок ружающую среду в единицу времени при разности температур равной 10 С;
т— превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды, ° С.
Преобразуя выражение (4,3), получим:
(4.4)
После интегрирования выражения (4,4), имеем:
t = — 7 -1 п (б — Л т )+ К. |
(4,5) |
А |
|
Постоянная интегрирования К, входящая в выражение (4,5), определится из начальных условий нагрева при t = 0 , т = т0:
K = - ^ -А\ n ( Q - A x о). |
(4,6) |
96
Подставляя значение К в выражение (4,5), будем иметь:
t = |
[In (Q — Ах) — In (Q — Ах0)\ = — -j In |
(4,7) |
|||
Л |
С (дж • град • сек\ |
= |
_ |
постоянной |
|
Отношение — I |
------- ----------I |
Т сек называется |
|||
|
А \ |
град • дж J |
|
|
времени нагрева. Оно представляет собой время, в течение кото рого двигатель достиг бы установившейся температуры, при отсутствии отдачи тепла в окружающую среду (постоянная вре мени характеризует скорость нагревания двигателя).
С учетом этого имеем: |
|
, = Г |
(4,8) |
|
Q — A т0 |
Решая выражение (4,8) относительно т, получим следующую
зависимость, представленную на рис. 4,1 в виде кривой 1: |
|
т = -7 - (1 — е т)+т0е~~т ■ |
(4,9) |
При t = оо получим установившуюся температуру двигателя:
|
|
|
(4,Ю) |
|
В результате получим: |
__ I |
__ < |
|
|
т = Ту ( 1 |
(4,11) |
|||
— е г)+т0е т |
||||
При т0 = 0 уравнение нагрева принимает вид: |
|
|||
т = |
ту(1—е " Ь - |
|
(4,12) |
Уравнению(4,12) соответствует кривая 2 на рис. 4.1. Первая сос тавляющая уравнения (4,11) представляет собой кривую нагрева при отсутствии подвода тепла к двигателю Q = 0 и ту = 0 , по этому уравнение нагрева принимает вид:
т = т0е г - |
(4,13) |
Выражение (4,13) представляет собой кривую охлаждения
(рис. 4,3).
97
г
Рис. 4-1. Кривые нагрева электродвигателя
На рис. 4,2 представлена кривая нагрева электродвигателя. Теоретически установившаяся температура двигателя достигается за время, равное бесконечности. В действительности эта темпера тура достигается гораздо раньше. Так при t = 4Т температура двигателя составляет порядка 98% от установившейся темпера туры (т = 0,98ту). Поэтому обычно считается, что двигатель дос тигает установившейся температуры за время t = (4 -f- 5) Т.
Рис. 4-2. Кривая нагрева электродвигателя и графи ческое определение по стоянной времени нагрева
Постоянная времени нагрева в значительной мере зависит от типа двигателя. Для самовентилируемых двигателей открытого типа в частности, для асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, постоянная времени составляет порядка
Т = 20 — 30 мин.
98
Для двигателей закрытого исполнения постоянная времени Т оказывается большей, чем для двигателей открытого исполнения, так как теплоотдача у них меньше, поэтому Т для них будет больше.
Постоянная времени зависит от теплоемкости двигателя и его теплоотдачи и не зависит от его нагрузки. Величина А и С зави сят только от способа охлаждения, габаритов и конструкции ма шины.
Графически постоянная времени определяется как отрезок времени между точкой касания и точкой пересечения соответст вующей касательной с линией установившегося нагрева кривой нагрева. Это следует из того, что если в выражение (4,12) поло жить t = Т, то:
т = Ту(1 — е *) = 0,632Ту. |
(4,14) |
Это означает, что температура электродвигателя за время Г из менится на 0,632ту.
Необходимо отметить, что опытная кривая нагрева отличается от теоретической, вследствие этого определение постоянной времени нагрева по опытной кривой является не точным. Повы шение точности определения постоянной времени может быть достигнуто, если пользоваться средним значением Т из трех его значений, полученных в начале процесса нагрева, в середине
процесса нагрева при |
т = 0,5ту и в конце процесса нагрева при |
т = (0,8 -г 0,9) ту. На |
рис. 4,3 приведены кривые охлаждения, |
т
Рис. 4-3. Кривые охлаж дения электродвигателя Ту
о
Г
99
соответствующая отключению двигателя (кривая 1). Уравнение теоретической кривой охлаждения имеет вид:
т = т0е г ■ |
(4,15) |
Кривая охлаждения 2 на рис. 4,3 соответствует уменьшению наг рузки двигателя.
§2. Режимы работы электродвигателей по условиям нагрева
Взависимости от условий нагрева различают три основных режима работы электродвигателя: длительный, кратковремен ный и повторнократковременный. Каждый из этих режимов ха рактеризуется соответствующей продолжительностью работы и продолжительностью паузы. Рабочий период соответствует вре мени, в течение которого электродвигатель находится под нагруз кой, а период паузы промежутку времени, в течение которого электродвигатель находится в отключенном состоянии или ра ботает в режиме холостого хода.
При работе электродвигателя в длительном режиме работы рабочий период оказывается достаточным для того, чтобы тем пература его достигла своего установившегося значения. При этом необязательно, чтобы нагрузка двигателя была длительной, установившийся тепловой режим наступает и при повторно кратковременном режиме работы. Такие механизмы как насосы, вентиляторы, компрессоры, транспортеры и т. д. обычно рабо тают в длительном режиме работы с постоянной нагрузкой. На
Рис. 4-4. Нагрузочная диа грамма при длительной неизменной нагрузке
100
рис. 4,4 представлен график работы и изменение температуры двигателя во времени для длительного режима работы.
Р Л
Рис. 4-5. Нагрузочная диаграмма при кратковременном режиме работы
Кратковременный режим работы характеризуется тем, что в рабочий период температура электродвигателя обычно не успе вает достигнуть своего установившегося значения. При этом вре мя паузы настолько велико, что оно оказывается достаточным
РЛ
Рис. 4-6. Нагрузочная диаграмма при повторно-кратковре менном режиме работы
101
для того, чтобы температура электродвигателя снизилась до температуры окружающей среды. К механизмам с подобным ре жимом работы могут быть отнесены некоторые типы кранов, вспомогательные устройства станков и т. д. Нагрузочный график кратковременного режима работы представлен на рис. 4,5.
При длительном режиме работы длительность рабочего пе риода, как правило, намного превышает время паузы. При пов торно-кратковременном режиме работы за период работы электродвигатель не успевает нагреться до установившегося зна чения температуры, а за время паузы — не успевает охлаждаться до температуры окружающей среды.
Многие механизмы подъемно-транспортных устройств, куз нечно-прессовых машин, вспомогательные механизмы прокатных станов работают в повторно-кратковременном режиме работы. Нагрузочный график и кривые нагрева для этого режима работы представлены на рис. 4,6.
Одним из основных показателей, характеризующих повторно кратковременный режим работы, является относительная про
должительность включения: |
|
||
|
пв% = 4- 1 0 0 % |
(4,16) |
|
|
|
*Ц |
|
где |
/р — время |
работы под нагрузкой; |
|
|
/п — время |
паузы; |
|
fa = tp + ^ — время цикла, равное суммарному времени ра боты и времени паузы.
Глава V
В Ы БО Р М ОЩ НОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫ Х РЕЖ И М ОВ РА БО ТЫ
§1. Общие вопросы выбора мощности электродвигателя
Выбор мощности электродвигателя является одним из важ нейших этапов проектирования электропривода. При выборе электродвигателя помимо учета режима работы, при котором предполагается его использование, приходится руководствоваться многими другими важными факторами.
В простейшем случае задача выбора двигателя сводится к про верке пригодности предварительно выбранного по тем или иным соображениям стандартного электродвигателя. В идеальном случае расчетная мощность электродвигателя полностью соот ветствует номинальной мощности исполнительного механизма,
102