Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для привода которого этот двигатель предназначен. Завышение или занижение мощности электродвигателя будет приводить к нежелательным, в ряде случаев недопустимым, последствиям.

Если выбор электродвигателя заниженной мощности неизбеж­ но приводит к выходу его из строя с последующим нарушением производственного технологического процесса, то завышение его мощности будет приводить к снижению коэффициента полез­ ного действия и коэффициента мощности двигателя (cos <р), повышению стоимости установленного оборудования, а также увеличению веса и габаритов установки в целом.

Выбор мощности электродвигателя тесно связан и со многими другими факторами, характеризующими условия их работы. К ним относятся в первую очередь перегрузочная способность, требуемый пусковой момент, скорость вращения, необходимость регулирования скорости электропривода, конструктивное испол­ нение двигателя, необходимость защиты его от окружающей среды и пр. При этом большое значение имеет вид требуемой в каждом отдельном случае механической характеристики, опре­ деляющей зависимость скорости вращения исполнительного ме­ ханизма от нагрузки.

При расчете мощности электродвигателя часто требуется нагрузочная диаграмма привода не только при установившейся работе, но и в переходных процессах. Нагрузочная диаграмма представляет собой зависимость вращающего момента (мощ­ ности или тока) от времени. Правильно выбранный в соответствии с нагрузочной диаграммой электродвигатель должен быть пол­ ностью загружен. При этом температура нагрева его изоляции обмотки и других частей должна находиться в пределах допусти­ мых норм для данного класса изоляции.

Правильно выбранный двигатель также должен развивать дос­ таточный момент для обеспечения кратковременных перегрузок и иметь достаточный пусковой момент для обеспечения нормаль­ ного пуска рабочего механизма.

В большинстве практических случаев двигатель выбирается по условиям нагрева. В приводах с переменной нагрузкой двига­ тель проверяется по перегрузочной способности. Под перегрузоч­ ной способностью двигателя по моменту понимается отношение максимального момента к номинальному моменту двигателя:

Л/ыажс.

(5,1)

м = _ й Г ’ где А/М„с. — максимальный момент двигателя;

Ми— номинальный момент двигателя.

юз


Электродвигатель по перегрузочной способности выбран правиль­ но, если удовлетворяется условие:

М, > 1Ю.

(5,2)

Перегрузочная способность двигателя по току соответственно определяется отношением:

(5,3)

В таблице 5,1 приведены значения Ам для различных типов двига­ телей.

 

 

Т а б л и ц а 5,1

п/п

Тилы двигателей

Лм

1

Двигатели постоянного тока для обычных

2

условий работы

2

Двигатели постоянного тока для тяжелых

3

условий работы

3— 4

Асинхронные двигатели с

контактными

4

кольцами

2—2,5

Асинхронные двигатели к короткозамкну­

5

тым ротором

1,7 ч- 2,5 (3,2)

Синхронные двигатели

2,5 - 3,5

Перегрузочная способность электрических двигателей зави­ сит от многих факторов. В двигателях постоянного тока она оп­ ределяется максимальным электромагнитным моментом. В дви­ гателях постоянного тока максимальный момент ограничивается условиями коммутации. Перегрузочная способность электрических машин в закрытом исполнении во всех случаях выше перегрузоч­ ной способности открытых машин, что обусловлено более низким использованием по моменту закрытых машин, чем машин откры­

того исполнения.

 

§ 2. Выбор мощности электродвигателя для длительной

~~

неизменной нагрузки

Мощность электродвигателя во всех случаях определяется рас­ четной мощностью, которая необходима для приведения в дви-

104


женив производственного исполнительного механизма при вы­ полнении заданного технологического процесса. В производствен­ ных условиях имеется большое количество исполнительных меха­ низмов, работа которых протекает при длительной неизменной или мало меняющейся нагрузке.

Режимы работы электродвигателя характеризуются т. н. нагру­ зочными диаграммами, показывающими, как меняется мощность электродвигателя во времени в процессе его работы.

На рис. 5,1 в качестве примера представлена нагрузочная ди­ аграмма, соответствующая режиму работы электродвигателя при длительной неизменной нагрузке.

р

Рис. 5-1. Нагрузоч­ ная диаграмма при длительной изменной нагрузке

Для механизмов, работающих в длительном неизменном ре­ жиме работы, выбор мощности электродвигателя обычно не пред­ ставляет особых затруднений и производится по каталогу, исходя из мощности, потребляемой соответствующим исполнительным механизмом при данной скорости вращения. Если электродви­ гателя, рассчитанного на данную мощность в каталоге нет, то в этом случае выбирается электродвигатель, рассчитанный на ближайшую большую мощность. Выбранный таким образом электродвигатель обеспечивает нормальную работу соответствую­ щего исполнительного механизма в ходе выполнения технологи­ ческого процесса при наибольших значениях энергетических по­ казателей и обеспечении допустимого нагрева двигателя при неограниченном длительном режиме его работы. В ряде случаев предварительно выбранный электродвигатель приходится про­ верять по пусковому моменту, т. к. некоторые исполнительные механизмы имеют повышенный пусковой момент трогания.

При отсутствии нагрузочной диаграммы необходимая мощ­ ность может определяться по нормативам потребления энергии, которые составляются по статистическим данным, учитывающим удельный расход энергии при выпуске соответствующей продук­ ции. Мощность приводных электродвигателей в этом случае может быть также определена по опытным нагрузочным диа­ граммам, снятым самопишущими приборами.

105

При работе электродвигателя в длительном неизменном режи­ ме нагрузки, когда его мощность соответствует мощности приво­ димого во вращение механизма, нет необходимости проверки его по нагреву, поскольку при нагрузке двигателя номинальной мощностью нагрев его всегда находится в допустимых для дан­ ного класса изоляции пределах. Объясняется это тем, что при длительных режимах работы вследствие небольшого времени пуска в сравнении со временем работы, относительно большие потери, выделяемые в двигателе при пуске, не могут оказать сколько-нибудь существенного влияния на его нагрев.

Таким образом, если номинальная мощность производствен­ ного агрегата Р, то при длительной неизменной нагрузке номи­

нальная мощность электродвигателя, требуемая

для привода

в движение этого агрегата, находится из условия,

при котором:

р

> р

(5,4)

Л Н

^ 1 9

где Р и Рн — соответственно, мощность производственного меха­ низма и номинальная мощность электродвигателя.

В ряде случаев задается не мощность, а момент на валу про­ изводственного механизма и скорость его вращения. При этом расчетная мощность механизма (в киловаттах) может быть оп­ ределена по формуле:

пМ

(5,5)

9550’

 

где М — номинальный момент нагрузки на валу механизма, нм; п — скорость вращения механизма, об!мин.

По значению расчетной мощности выбирается затем по ката­ логу номинальная мощность Рн требуемого электродвигателя. С учетом потерь в механизме и передаче она должна быть равна:

=

(5,6)

Чм

 

где ци — коэффициент полезного действия

передачи.

Мощность механизма в процессе работы, во многих случаях может быть определена теоретически путем расчета по соответ­ ствующим эмпирическим формулам, как правило, дающим относительно небольшое расхождение с опытными данными. Определение значения мощности электродвигателя расчетом ограничивается, однако, относительно небольшим числом испол­ нительных механизмов.’ Определение мощности электродвигателя

106


при длительной неизменной нагрузке для наиболее часто встре­ чающихся в практике электропривода производственных меха­ низмов может быть произведено по нижеприведенным форму­ лам. По расчетной мощности в каталоге выбирается электродви­ гатель с номинальной мощностью, равной расчетному ее значе­ нию. В том случае, когда в каталоге отсутствует электродвига­ тель требуемой номинальной мощности, выбирается электродви­ гатель ближайшей большей мощности.

Определение мощности электродвигателя вентилятора. Расчет­ ная мощность электродвигателя вентилятора при длительном режиме работы находится по формуле:

Р =

10-3, кет

(5,7)

ЧвЧ

где: Q — производительность вентилятора, м3/сек\

Н— давление (напор) или разрежение, н/л<2; на практике напор обычно задается в миллиметрах водяного столба

(1 мм • вод. cm. = 9,81 н/м2).

г\ — коэффициент полезного

действия передачи от электро­

двигателя к

вентилятору;

rjB— коэффициент

полезного

действия вентилятора;

(к. п. д. мощных вентиляторов

ограничен пределами 0,5 Ч- 0,8,

к. п. д. центробежных вентиляторов средней мощности находится в пределах 0,3 ч- 0,5; и для маломощных вентиляторов он состав­

ляет 0,2 ч- 0,35).

 

 

мощность электродвигателя венти­

П р им ер:

Определить

лятора производительностью Q = 7000

м3/час при давлении

Н = 980 н • м2\

»jg =

0,35. Двигатель соединяется с вентилятором

непосредственно.

 

 

 

 

Р е ш е н и е :

 

 

 

7000

 

 

 

 

 

 

Р =

QH

1 0

-з _

3600 980

3 = 5,5 кет.

Чв

 

10

 

 

 

0,35

 

Определение мощности электродвигателя насоса. Мощность электродвигателя насоса при длительном режиме работы может быть рассчитана по формуле:

P = I® L 10- 3,кет.

(5,8)

ЧвЧ

107


здесь: у — плотность (удельный вес) жидкости, н/м3; Чн— коэффициент полезного действия насоса (для центро­

бежных насосов высокого давления rja = 0,5 4- 0,8; для центробежных насосов низкого давления — 0,3 ч- Ч- 0,6; для поршневых насосов — 0,8 Ч- 0,9);

г\ — коэффициент полезного действия передачи от элек­ тродвигателя к насосу (при непосредственном соеди­ нении вала насоса с валом электродвигателя к. п. д. передачи принимается равным единице).

Q — производительность насоса, м3/сек;

Н— расчетная высота подачи в метрах, находится по формуле:

Н = h1 4- h2 + h3 + h4,

(5,9)

где: h1— высота всасывания — расстояние от уровня

жидкости

до оси насоса, м\

 

h2 — высота нагнетания — расстояние от оси насоса до наи­ более высокого пункта потребления, м\

h3— напор, учитывающий потери во всасывающем и нагне­ тательном трубопроводах, в вентилях, на поворотах и т. д., м\

h4 — свободный напор, обеспечивающий определенную ско­ рость вытекания жидкости из трубопровода, м.

Определение мощности электродвигателя компрессора. Мощ­ ность электродвигателя компрессора при длительном режиме

работы рассчитывается по формуле:

 

QA • 10~ 3

(5,10)

Р =

кет,

где: Q — производительность компрессора, м3/час\

tjx— коэффициент полезного

действия

компрессора;

ц— коэффициент полезного действия передачи от двигателя

ккомпрессору;

А— работа сжатия одного м3 воздуха.

Значения коэффициента А в зависимости от величины сжатия в ат­ мосферах с достаточной для практики точностью могут быть приняты по таблице 5,2.

Для промежуточных значений сжатия величина коэффициен­ та А может быть определена путем интерполяции данных, при­ веденных в таблице 5,2.

108