Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ных недостатков, связанных с невозможностью использования двигателей, рассчитанных на номинальное напряжение 380 в в сетях с напряжением 500 в и необходимостью питания освети тельной нагрузки не непосредственно от сети, а от предназначен ных для этих целей трансформаторов 500/127—220 в. Поэтому это напряжение не может быть рекомендовано для цеховых элек трических сетей.
По указанной выше причине вместо напряжения 500 в во всех случаях следует рекомендовать напряжение 660 вольт, которое не имеет отмеченных недостатков.
Напряжение 3, 6 и 10 киловольт применяются, как правило, для мощных потребителей переменного тока (мощных асинхрон ных и синхронных двигателей, электрических печей большой мощ ности и пр.).
При выборе напряжения для осветительных целей необходимо иметь в виду, что с точки зрения световой отдачи электрических ламп накаливания наиболее целесообразным является напряжение 127 вольт. Однако широкое применение для этих целей получило и напряжение 220 в.
Питание электродвигателей постоянного тока обычно осущест вляется напряжением 220 и 440 вольт. Более надежным являет ся напряжение 220 вольт, однако в настоящее время наблюдается тенденция перехода к более высокому напряжению.
В соответствии с правилами устройства электроустановок при работе в особо опасных условиях для электроинструмента следует применять напряжение не выше 36 вольт.
При работе в помещениях без повышенной опасности для пи тания электроинструмента можно применять напряжение 127/220 в при наличии изолированной нейтрали.
Применение напряжения 380 в для питания электроинструмен тов запрещается вне зависимости от условий работы.'
С точки зрения безопасности обслуживающего персонала, осо бенно при работе в сырых помещениях, желательно иметь воз можно более низкое напряжение.
Однако необходимо отметить, что высоковольтные электро двигатели так же не являются опасными в процессе эксплуатации, поскольку обладают соответствующей высококачественной изо ляцией и надежной защитой. С точки же зрения возможности по ражения человека опасны как токи высокого, так и низкого нап ряжения, причем степень опасности поражения определяется не только величиной действующего напряжения, но так же и теми условиями, в которых находится электрооборудование и обслу живающий его персонал.
132
Таким образом,вопрос рабочего напряжения решается не толь ко одними экономическими соображениями, но и соображениями безопасности обслуживающего персонала. Практически эти нап ряжения определяются соответствующим стандартом.
При выборе величины номинального напряжения следует так же иметь в виду, что при напряжении 380 вольт требуется устрой ство специальных защитных заземлений, что в ряде случаев соз дает значительные затруднения, в то время как напряжение 220 вольт не требует в сухих помещениях указанного заземления.
Во всех случаях выбор системы тока и напряжения, естествен но, должен проводится с учетом реальных возможных источников питания.
§ 2. Выбор электродвигателя по скорости вращения
Выбор электродвигателя по скорости вращения определяется требуемым номинальным числом оборотов рабочего механизма.
В зависимости от скорости вращения электродвигатели услов но могут быть подразделены на три подгруппы: быстроходные (выше 1000 об/мин), средней быстроходности (500—750 об/мин)
итихоходные (ниже 500 об/мин) электродвигатели.
Всравнении с тихоходными, быстроходные имеют существен ные преимущества. Быстроходные электродвигатели при одной
итой же номинальной мощности имеют значительно меньшие габариты и вес при более высоком коэффициенте полезного дейст вия. Поэтому в процессе проектирования электропривода в боль шинстве практических случаев следует отдавать предпочтение быстроходным электродвигателям. При невысоких, так же как
ипри значительных скоростях рабочих механизмов (номиналь ных), между электродвигателем и механизмом приходится ста вить передачу. Наличие передачи может привести к снижению к. п. д. и повышению стоимости привода в целом, что должно учитываться при выборе оптимального варианта электропривода.
Каждый электродвигатель характеризуется своими расчетны
ми (паспортными) данными: номинальной мощностью, номи нальным числом оборотов (номинальной скоростью), номиналь ным моментом на валу, номинальной перегрузочной способ ностью и другими данными, соответствующими номинальному режиму, т. е. режиму работы, для которого электродвигатель рассчитан заводом-изготовителем. Номинальные данные электро двигателей указываются в соответствующих каталогах. С увели чением номинальной мощности данного типа электродвигателя, предлагаемого каталогом, как правило, наблюдается системати ческое уменьшение номинальной скорости вращения, а с умень-
133
шением мощности наблюдается заметное падение коэффициента полезного действия.
Правильное определение номинальной мощности электродви гателя далеко еще не определяет типа того двигателя, который необходимо использовать в каждом конкретном случае.
Это вызывается тем, что электродвигатели выполняются не только на различные системы тока, величины напряжения и но минальные скорости вращения, но и отличаются по своему кон структивному исполнению, значению к. п. д. и коэффициента мощности и пр. Так как выбор типа электродвигателя должен производиться с учетом не только технической, но и экономичес кой целесообразности, то при выборе соответствующего привод ного электродвигателя следует отдавать предпочтение экономи ческому преимуществу при одинаковых технических достоин ствах.
Таким образом, выбор типа электродвигателя тесно связан с условиями работы, с выбором системы тока и напряжения, числа оборотов и механической характеристикой производственного механизма и самого электродвигателя.
Глава Ш
СИ СТЕМ Ы П ЕРЕД А ЧИ ЭЛЕКТРО ДВИГАТЕЛЬ — РАБОЧАЯ МАШИНА
§ 1. Выбор системы передачи
Выбор системы передачи энергии от электродвигателя к ис полнительному механизму является важным этапом проектиро вания электропривода.
Современный электрический привод развивается по пути наи большего сближения электродвигателя с производственным меха низмом с максимально возможным вытеснением промежуточных передач. Во многих случаях удается достигнуть настолько тесного сближения электродвигателя с производственным механизмом, при котором в конструктивном отношении они представляют единое целое. В реальных условиях, однако, это далеко не всегда становится возможным. В общем случае между электродвигате лем и исполнительным механизмом существует особое звено системы электропривода, называемое передачей.
Наибольшее распространение в практике получили следующие виды передачи: непосредственная (или прямая), зубчатая, чер вячная, фрикционная, ременная и гидравлическая передача.
Наиболее совершенным видом передачи усилия от исполни тельного электродвигателя к исполнительному механизму яв-
134
ляется непосредственная передача, при которой вал электродвига теля соединяется непосредственно с валом исполнительного ме ханизма.
Непосредственное сочленение вала электродвигателя с валом исполнительного механизма в большинстве практических случаев оказывается наиболее предпочтительным как с технической, так и экономической точек зрения, поскольку отсутствие передаточных механизмов между двигателем и рабочим органом повышает коэффициент полезного действия электропривода в целом и зна чительно упрощает его конструкцию.
При непосредственном соединении электродвигателя с произ водственным механизмом обеспечивается практически 100% зна чение коэффициента полезного действия и минимальные габариты передачи, что соответствует максимальному сближению двига теля с исполнительным механизмом и снижению веса и габари тов производственного исполнительного механизма в целом.
Непосредственное сочленение исполнительного механизма с электродвигателем обеспечивает одинаковую скорость вращения вала исполнительной машины и приводного электродвигателя.
Для привода в действие быстроходных рабочих органов ис полнительного механизма электропривод конструируется, как правило, с применением непосредственного соединения двигате ля с рабочим механизмом. В зависимости от условий работы производственного механизма непосредственное соединение вала двигателя и вала машины может быть осуществлено по различ ным схемам. Во многих случаях рабочий механизм соединяется с валом электродвигателя без применения каких-либо приспособ лений. К категории таких исполнительных механизмов можно отнести вентиляторы, центробежные насосы, центрифуги и др. При наличии безударной спокойной нагрузки непосредственное сочленение в ряде случаев может быть достигнуто с помощью жесткой муфты. Для улучшения работы привода, когда требуется обеспечить смягчение ударов, а также в случае возможной в про цессе работы расцентровки сочлененных валов, целесообразно использовать эластичные — гибкие муфты, в которых эластич ность достигается за счет ременных или резиновых прокладок между половинками муфты. В случае необходимости обеспечения нормальной работы электропривода при пониженных пусковых моментах двигателя целесообразно применение центробежных муфт. Для этих целей могут быть также использованы различ ного типа электромагнитные муфты и гидромуфты.
При небольших скоростях вращения рабочего механизма не посредственное сочленение с тихоходным двигателем не всегда,
135
однако, оказывается рациональным. Для этих целей во многих случаях лучшим вариантом системы электропривода может ока заться вариант с применением быстроходного электродвигателя с использованием систем передачи. Это вызывается тем, что с уменьшением скорости вращения при той же расчетной мощности габаритные размеры, вес и стоимость электродвигателя сущест венно увеличиваются.
Зубчатая передача. Наряду с непосредственным сочленением электродвигателя с рабочим механизмом большое распростране ние получила зубчатая передача. В конкретных случаях зубчатая передача может быть выполнена в виде цилиндрической, коничес кой или цепной передачи. Зубчатая передача наибольшее распро странение получила в системах с одиночным приводом. Этот вид передачи дает возможность при выборе соответствующего пере даточного числа применять малогабаритные высокоскоростные электродвигатели. Опыт показывает, что применение высоко скоростных электродвигателей с зубчатой передачей, которая, как правило, имеет высокое значение к. п. д., во многих случаях (например, для привода цементных мельниц) оказывается более целесообразным, нежели непосредственное сочленение вала тихо ходного электродвигателя с валом исполнительного механизма. Причем в случае применения тихоходных электродвигателей с зубчатыми передачами можно добиться некоторого снижения установленной мощности, повышения коэффициента мощности электродвигателя и повышения к. п. д. установки в целом. Есте ственно, выбор наиболее подходящего типа передачи может быть произведен путем соответствующей предварительной оценки сравниваемых вариантов. Коэффициент полезного действия зуб чатой передачи с учетом потерь в цапфах с достаточной для прак тики точностью может быть рассчитан по формуле:
где: д — коэффициент трения (принимается равным 0,03—0,15);
Z j — число |
зубцов большого зубчатого колеса; |
Z2 — число |
зубцов малого зубчатого колеса; |
г\а— коэффициент полезного действия, учитывающий потери
в цапфах. |
|
Коэффициент полезного действия |
учитывающий потери в |
цапфах обычно принимается равным 0,94 — при плохой смазке;
0,97 — при |
фитильной смазке; |
0,98 — при кольцевой смазке и |
0,99 — при |
наличии шариковых |
подшипников. |
136
При расчетах можно ориентировочно принимать значения к. п. д. указанные в таблице 7,1 для зубчатых передач с нормаль ными зубчатыми колесами с прямым зубом и шевронными зуб чатыми колесами, с передаточными коэффициентами в интер
вале от 1 : 1 |
до 1 :20 |
с различными углами наклона а. |
||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 , 1 |
|
Передаточ- |
|
К .п |
д. передачи в % |
|
||
|
Прямой |
Шеврон |
Прямой фре |
|
||
нос отно |
Шевронный |
Шевронный |
||||
шение |
литой зуб |
ный фре |
зерованный |
фрезеро |
||
|
|
литой зуб, |
(обычная |
зерован зуб (обыч |
ванный |
|
|
|
о = 25' |
зубчатая |
ный зуб, |
ная зубчатая |
зуб; |
|
|
|
передача) |
о = 25” |
передача) |
о -= 45' |
1 |
:1 |
95,0 |
95,2 |
97,5 |
97,6 |
98,7 |
5 :1 |
94,0 |
94,2 |
97,0 |
97,1 |
98,4 |
|
10 :1 |
93,0 |
93,2 |
96,5 |
96;6 |
98,1 |
|
20 :1 |
— |
— |
— |
— |
94,6 |
Для других промежуточных значений передаточных чисел зна чение к. п. д.- передачи может быть получено по данным, пред ставленным в таблице 7,1 путем интерполяции.
Червячная передача. Другим, довольно распространенным ти пом передачи является червячная передача. Такой тип передачи оказывается целесообразным при больших значениях передаточ ных чисел (порядка 75 и выше), при которых обычная зубчатая передача, как правило, оказывается нерациональной. При этом коэффициент полезного действия червячной передачи, вследствие значительных передаточных чисел, так же как и к. п. д. зубчатой передачи с увеличением передаточного числа при прочих равных условиях оказывается несколько меньшим.
Значение к. п. д. червячной передачи с учетом потерь в цапфах для предварительных расчетов с достаточной для практики точ ностью может быть определено по формуле:
_ |
tgft |
|
(7,2) |
П ~ П* *80? + 7) ’
137