Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
где »/ц — коэффициент |
полезного действия цапф (принимается |
|
равным 0,9—0,98); |
||
Р — угол |
подъема |
червяка; |
у — угол |
трения (для наиболее распространенной пары чер |
вячной передачи — фосфористой бронзы колеса и нике левой стали червяка, принимается равным 6°).
Ременная передача. Ременные передачи находят применение главным образом в групповом проводе. Передачи подобного рода способны смягчать удары нагрузки скольжением ремня о шкив. Область применения ременной передачи ограничивается макси мальной скоростью движения ремня, которое находится в преде лах порядка 50 м/сек.
Несмотря на отдельные недостатки, свойственные ременным передачам, последние все же находят применение в качестве од ного из видов передачи в одиночном приводе.
Коэффициент полезного действия ременной передачи относи тельно невысок, причем величина его зависит от многих факторов. Общий к. п. д. ременной передачи может быть рассчитан с доста точной для практики точностью по следующей формуле:
п = ЧсПжЧш, |
(7,3) |
где: т]с — коэффициент полезного действия, учитывающий потери на скольжение ремня (среднее значение принимается равным 0,98);
цж— коэффициент полезного действия, учитывающий потери, обусловленные жесткостью ремня (среднее значение принимается равным 0,98);
ць— коэффициент полезного действия, учитывающий поте ри на сопротивление о воздух (среднее значение прини мается равным 0,99).
При проектировании ременных передач могут возникнуть воп росы, связанные с выбором расстояния между шкивами при задан ном передаточном отношении и выбранном диаметре одного из шкивов. В этом случае минимальное расстояние между шкивами в метрах, в зависимости от размеров большего и меньшего шки вов, могут быть определены с помощью данных таблицы 7,2.
Некоторой разновидностью ременной передачи являются кли новая, стальная ленточная и канатная передачи.
Клиновая передача выполняется в виде вариаторов и передач с конусными шкивами.
138
Стальная ленточная передача отличается высокими допусти мыми скоростями (в пределах до 100 м/сек).
Коэффициент полезного действия этой передачи весьма высок и достигает значений порядка 0,98—0,99.
Канатные передачи используются главным образом при пере даче больших мощностей с большими расстояниями между шки вами. Однако передаточное число таких передач, как правило, не превышает 6:1. Среднее значение к. п. д. канатной передачи с достаточной для практики точностью может быть принято рав ным 0,9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7,2 |
|||
Диаметр |
|
|
|
диаметр большего шкива (м м ) |
|
|
|
|||||
меньшего |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
1100 |
1200 |
|
шкива |
||||||||||||
(м м ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
0,5 |
0,75 |
0,10 |
1Д5 |
1,50 |
1,75 |
1,90 |
2,20 |
2,40 |
2,75 |
2,90 |
|
100 |
— |
0,5 |
0,75 |
1,00 |
1,25 |
1,50 |
1,75 |
2,00 |
2,25 |
2,50 |
2,75 |
|
150 |
— |
|
0,60 |
0,80 |
1,10 |
1,30 |
1,60 |
1,90 |
2,10 |
2,40 |
2,60 |
|
200 |
— |
— |
0,50 |
0,75 |
1,00 |
1,25 |
1,50 |
1,75 |
2,00 |
2,25 |
2,50 |
|
250 |
|
0,60 |
0,90 |
1,10 |
1,30 |
1,60 |
1,90 |
2,10 |
2,40 |
|||
— |
— |
— |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2,25 |
||||
300 |
— |
— |
— |
0,50 |
0,75 |
1,00 |
1,25 |
1,50 |
1,75 |
2,00 |
||
350 |
— |
— |
— |
— |
0,70 |
0,90 |
1,10 |
1,40 |
1,60 |
1,90 |
2,10 |
|
400 |
— |
— |
— |
— |
0,60 |
0,80 |
1,00 |
1,25 |
1,50 |
1,75 |
2,00 |
|
450 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,75 |
0,90 |
1,10 |
1,40 |
1,60 |
1,90 |
|
500 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,70 |
0,90 |
1,00 |
1,25 |
1,50 |
1,75 |
139
Ч а с т ь II
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Понятие управление электроприводом включает в себя воп росы пуска, остановки, торможения, регулирования скорости, реверсирования, а так же обеспечения рационального ведения технологического процесса, обеспечения заданной программы и т. д.
При ручном управлении эти процессы осуществляются опера тором с помощью аппаратов ручного управления.
Применение аппаратов ручного управления исключает дистан ционное управление, приводит к затрате значительного времени на осуществление процесса управления, что соответственно при водит к увеличению времени цикла, а следовательно, снижает производительность соответствующей рабочей машины. Осо бенно заметно это при большой частоте включения электропри вода и при его реверсировании поэтому для большинства совре менных технологических установок ручное управление оказывает ся практически неприемлемым.
Обладая рядом недостатков, ручное управление электропри водом в настоящее время все меньше применяется на практике. Взамен ручного управления электроприводами используются сейчас главным образом полуавтоматическое и автоматическое управление.
Автоматическое управление электроприводами лишено недо статков, присущих ручному управлению, поэтому оно служит основой для повышения производительности труда, улучшения качества продукции и удешевления ее стоимости, повышения надежности работы исполнительных механизмов и облегчения труда обслуживающего персонала и улучшения его санитарногигиенических условий. ___________
140
Для осуществления автоматического управления в настоящее время широко используются релейно-контакторные аппараты и электромашинные (магнитные) усилители в сочетании с релейно контакторной аппаратурой.
С целью дальнейшего повышения надежности работы электро приводов в современных условиях находят все большее приме нение бесконтактные аппараты, взамен релейно-контакторных аппаратов.
Особенно перспективным для этих целей является использова ние управляемых полупроводниковых вентилей (тиристоров).
Глава W I
АППАРАТЫ РУ Ч Н О Г О УПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Рубильники, переключатели и пакетные выключатели
Рубильники и переключатели являются наиболее простыми в конструктивном отношении электрическими аппаратами управ ления, предназначенными для включения и отключения цепей постоянного и переменного тока.
В зависимости от числа фаз выпускаются однополюсные, двухполюсные, трехполюсные рубильники. Рубильники изго товляются с центральной рукояткой и с рычажным приводом, открытого и закрытого (в кожухе) исполнения.
Вряде случаев рубильники снабжаются блок-контактами, предназначенными для использования в качестве блокировок и для управления сигнальными лампами.
Изготовляются рубильники на номинальный ток от 60 до 10000 а, для использования в цепях постоянного и переменного тока напряжением 500 в.
Вкачестве коммутирующей аппаратуры широко используются
вцепях управления переключатели, которые представляют со бой перекидные рубильники с дополнительными разъемными контактами. При этом к верхним контактам подсоединяется одна цепь, а к нижним — другая цепь.
Подобно рубильникам переключатели изготовляются с цен тральной рукояткой или с рычажным приводом.
Пакетные выключатели предназначены для переключения цепей управления и сигнализации цепей постоянного и перемен ного тока. В отдельных случаях они используются для пуска маломощных электродвигателей.
141
Пакетные выключатели изготовляются однополюсными, двух — и трехполюсными на токи от 10 до 60 ампер для цепей переменного тока напряжением до 380 в и на токи от 10 до 100 ам пер для цепей постоянного тока напряжением до 250 вольт.
/1{ ^2^3
лер
Рис. 8-1. Принципиальная схема включе ния асинхронного двигателя с помощью пакетного выключателя
Внутри пакетных переключателей расположены подвижные и не подвижные контакты, число которых равно числу полюсов. Для включения цепи с помощью пакетного выключателя, руко ятку его следует повернуть на 90°, при этом подвижные контакты приходят в соприкосновение с неподвижными контактами. На рис. 8.—1,'в качестве примера, приведена принципиальная схема включения асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором с помощью пакетного выключателя.
142
§2. Контроллеры
Контроллеры относятся к ручным переключающим аппара там, при помощи которых осуществляется управление электро двигателями постоянного и переменного тока. Контроллеры позволяют осуществлять переключение значительного числа электрических цепей.
В конструктивном отношении они выполняются плоскими, барабанными и кулачковыми.
Плоские контроллеры применяются при необходимости осу ществления переключения большого числа электрических цепей, например, при регулировании тока в цепях возбуждения электро двигателей постоянного тока.
Наибольшее распространение получили барабанные контрол леры, которые применяются для управления силовыми цепями электродвигателей мощностью до 75 кет. Конструкция их до пускает большое число включений в час (до 240 включений в час).
На рис. 8—2 представлен эскиз барабанного контроллера. Центральной частью контроллера является вращающий бара бан 1 с укрепленными на нем подвижными медными или брон зовыми контактами — сегментами 2. На неподвижной рейке 3 установлены контактные пальцы 4, от которых отходят провода к различным элементам схемы (к сети, двигателю, сопротивле ниям и т. д.) При вращении барабана с помощью ручки 5 паль цы 4 приходят в соприкосновение с соответствующими сегмен тами 2 и происходит переключение в схеме.
Контроллеры позволяют осуществлять пуск, торможение, реверсирование скорости электродвигателей. Для гашения дуги, возникающей в процессе переключения контактов, контроллеры снабжаются специальными дугогасительными катушками и пере городкой, изготовленной из изолирующего огнеупорного мате риала. При этом гашение дуги происходит в камере, образован ной двумя соседними перегородками.
Кроме контроллеров барабанного типа широкое распростра нение на практике получили кулачковые контроллеры, которые применяются для управления электродвигателями большой мощ ности при частоте включения, достигающей 600 включений в час.
Устройство контроллера кулачкового типа показано на рис. 8—3. На валу 1 по высоте контроллера размещены фасонные кулачковые шайбы 2. При вращении вала ролик скользит по шайбе, замыкая или размыкая подвижные 3 и неподвижные 4 контакты. При попадании ролика в разрез шайбы под действием пружин 6 и 7 контакты 5 и 4 замыкаются и остаются в замкнутом
143