Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
тельно потока по фазе на 90°. Возникающий под действием этой э. д. с. ток в витке, в свою очередь, создает переменный магнит ный поток, который пронизывает сердечник и якорь контактора и тем самым препятствует отпаданию якоря при переходе основ ного магнитного потока через нуль.
В контакторах переменного тока для гашения электрической дуги, возникающей в момент разрыва цепи, применяется искро гасительная катушка или система деионного гашения.
На рис. 9—3 показана схема деионного гашения дуги.
Рис. 9-3. Схема деионного гашения дуги в контакторах переменного тока
§ 2. Магнитные пускатели
Магнитный пускатель представляет собой пусковой дистан ционно управляемый аппарат, включающий в себя один или два закрытых кожухом контактора, смонтированных на общей изо ляционной панели.
Магнитные пускатели, как правило, снабжаются тепловой защитой в виде теплового реле. Подобные пускатели выполняют ся реверсивными и нереверсивными. Магнитный пускатель с од ним контактором выполняется нереверсивным. В реверсивном магнитном пускателе имеются два контактора, предназначенные для «прямого» и «обратного» включения соответствующих потре бителей.
В реверсивном магнитном пускателе контакторы сблокированы между собой. При этом для большей надежности применяется одновременно механическая и электрическая блокировки, что
150
исключает одновременное их включение, но позволяет включаться одному из них при выключенном другом.
Магнитные пускатели переменного тока предназначены глав ным образом для дистанционного управления трехфазными асин хронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором, т. е. для пуска и остановки электродвигателей.
С помощью магнитных пускателей осуществляют также т. н. нулевую защиту электродвигателей, которая заключается в том, что при снижении напряжения питающей сети более чем на 15% или при полном его снятии подвижная система контактора пус кателя отпадает и при повторной подаче напряжения электро двигатель не сможет произвольно запуститься. В этом случае для его пуска необходимо снова включить кнопку «пуск» в цепи управления.
§ 3. Таймтакторы
Таймтактором называют временной контактор, имеющий специальное устройство, предназначенное для регулирования соб ственного времени срабатывания. Таймтактор имеет две электроматнитные системы — включающей и удерживающей катушек. Схематическое устройство таймтактора показано на рис. 9—4.
Рис. 9-4. Устройство таймтактора (временно го контактора)
151
Электромагнитная система 1 включает в себя удерживающую катушку 1, которая предназначена для подготовки таймтактора к действию. Электромагнитная система П, содержащая включаю щую катушку 2, предназначена для замыкания главных контак тов 3 таймтактора.
Система 1 содержит демпфирующую гильзу 4, расположенную на сердечнике 5. В том случае, когда катушки 1 и 2 не возбуждены якорь 6, под действием пружины 7, прижат к сердечнику 5. Глав ные контакты 3 контактора при этом разомкнуты. При подаче напряжения на катушку 1 в процессе подготовки контактора к включению, под действием пружины 7 и удерживающей катушки 1 якорь 6 с достаточным усилием прижимается к сердечнику 5 при разомкнутых главных контактах 3.
При подаче напряжения на включающую катушку 2 и одно временном снятии напряжения с катушки 1 на якорь одновремен но будут действовать момент включающей катушки и припятствующие замыканию главных контактов моменты, обусловлен ные действием пружины 7 и катушки 1.
С течением времени момент, создаваемый катушкой 1, будет все больше уменьшаться, при этом наступит положение, когда момент, создаваемый включающей катушкой станет больше суммарного момента создаваемого удерживающей катушкой и пружиной 7. В этом случае якорь притянется и обеспечит замы кание главных контактов 3 таймтактора.
Медная гильза 4, выполняющая роль короткозамкнутого вит ка, расположенная на магнитопроводе 1, позволяет получить замедленное спадание магнитного потока при снятии с катушки 1 питающего напряжения.
Регулировка времени срабатывания таймтактора осущест вляется двумя способами: изменением толщины немагнитной прокладки 8 магнитопровода и изменением момента, создаваемо го специальной механической пружиной.
Достоинством таймтактора является независимость выдержки времени его срабатывания от таких посторонних факторов, как колебание напряжения питающей сети, нагрева катушек возбуж дения и др.
§ 4. Реле управления н защиты
Реле представляет собой электромагнитный аппарат, предназ наченный для контроля нормального режима работы электричес кой системы, и в случае его нарушения автоматически подающий
152
сигнал или производящий с помощью выключателей отключение соответствующих элементов защищаемой системы, а также слу жащие для замыкания и размыкания вспомогательных цепей систем, при подаче на их воспринимающий орган электрического, теплового, механического и др. видов импульсов.
В подавляющем своем большинстве реле основаны на электри ческом принципе действия и состоят из двух основных узлов: воспринимающего органа и исполнительного органа. Воспри нимающий орган предназначен для воспринятая изменения вели чин тока, напряжения и т. д., на которые реле реагируют и в слу чае их отклонения от установленных значений, приводящий в действие исполнительную систему. Исполнительный орган пред назначен для размыкания и замыкания выключающей цепи или для воздействия на механизмы выключателя и т. д.
Реле классифицируются по различным признакам. Различают реле времени, реле напряжения, реле тока, тепловые реле и др.
Реле времени предназначено для обеспечения требуемой вы держки времени при замыкании или размыкании его контактов. Реле напряжения предназначено для замыкания и размыкания своих контактов при наличии определенного напряжения на включающей катушке. Токовое реле срабатывает при определен ном заданном значении тока в цепи включающей катушки. Раз личают реле максимального и минимального тока и напряжения. Тепловое реле срабатывает при определенной заданной темпера туре защищаемого объекта.
По роду тока различают реле постоянного и переменного тока. По назначению реле делятся на реле управления и защиты. Реле управления используются в соответствующих цепях для выполнения различных функций, например, для приведения в действие отдельных элементов системы. Защитные реле пред назначены для защиты электрических систем, например, электри ческих двигателей при возникновении ненормального для задан ных условий режимов.
Широкое распространение получили реле, основанные на электромагнитном, электродинамическом, индукционном и теп ловом принципах наибольшее применение получили электромаг нитные реле времени.
Электромагнитные реле времени постоянного тока применяют ся при необходимости обеспечения выдержки времени в различ ного рода схемах автоматического управления.
На рис. 9—5 показано устройство реле времени на постоянном foxe. Реле состоит из сердечника 1, на которой расположена ка тушка 2. При протекании постоянного тока по катушке сердечник
153
намагничивается и притягивает к себе якорь (подвижной сердеч ник) 3, в результате чего размыкаются нормально закрытые кон такты 4. Имеются так же конструкции реле, в которых преду смотрены нормально открытые контакты, замыкающиеся при втягивании якоря реле. Электромагнитные реле времени на пос тоянном токе обеспечивают получение необходимой выдержки времени только при отпадании якоря, когда прекращается пита ние втягивающей катушки. При подаче постоянного напряжения на зажимы катушек реле якорь практически мгновенно притяги вается к его сердечнику, так как время нарастания магнитного потока и время перемещения якоря от исходного положения до соприкосновения с сердечником, т. н. собственное время сраба тывания, чрезвычайно мало составляет сотые доли секунды.
При прекращении питания катушки магнитный поток в сер дечнике реле вследствие наличия в конструкции реле магнитной прокладки 6 и медной гильзы 7, представляющей собой короткозамкнутый виток, спадает не мгновенно, а во времени.
Обесточить катушку реле можно либо замыканием ее на коротко, либо отключением ее от источника питания. Прй замы кании катушки накоротко создаваемый ею магнитный поток спадает по логарифмической кривой (рис. 9—6). На рисунке показано установившееся значение магнитного потока в сердеч-
154
нике магнитопровода реле, соответствующее установившемуся значению потока в катушке, и поток отпуска, при наличии кото рого механическая пружина 5 возвращает якорь в исходное поло жение. Здесь же показано время выдержки времени tu до начала движения якоря. Фактическая выдержка времени реле оказывает ся больше времени fi, на величину времени возвращения якоря в исходное положение под действием соответствующей пружины. Однако виду малого значения этого времени обычно им прене брегают. Рассмотренный способ обеспечения выдержки времени, путем замыкания катушки накоротко, не всегда удобен, т, к. дает относительно малую выдержку. Поэтому на практике необ ходимую выдержку времени чаще всего обеспечивают при раз рыве цепи питания катушки возбуждения. Величина выдержки времени реле при этом обычно регулируется толщиной немагнит ной прокладки и натяжением пружины. В настоящее время элек тромагнитные реле времени изготавливаются с временем сра батывания, примерно, от 0,1 до 12—15 сек. Указанная выдержка времени достаточно стабильна при колебании питающего нап ряжения в пределах от vHдо 0,5 гк.
Рис. 9-6. Изменение магнитного потока |
Рис. 9-7. Изменение вре- |
|
электромагнитного реле времени |
мени действия |
теплового |
|
реле от тока |
нагрузки |
Для защиты электродвигателей от технологических перегрузок используются тепловые реле. При длительном превышении тока нагрузки на 10—20% свыше номинального значения тока данного двигателя под действием нагревательного элемента, температура которого зависит от тока происходит срабатывание реле и соот ветствующей аппаратуры защиты. В силу своей конструкции
155
тепловые реле не реагируют на мгновенное нарастание тока. Тепловые реле имеют ампер-секундную характеристику, ограни ченно-зависимую от тока.
На рис. 9—7 представлена зависимость времени срабатывания теплового реле от тока нагрузки.
На схемах управления трехфазными асинхронными электро двигателями тепловое реле используется также для отключения двигателя при обрыве фазного провода, поскольку в этом случае происходит увеличение тока в двух других фазах, обтекаемых током. Действие теплового реле основано на использовании свойств биметаллической пластинки. На рис. 9—8 приведена принципиальная схема теплового реле. Реле состоит из нагрева тельного элемента, включенного последовательно в силовую цепь двигателя, биметаллической пластинки, состоящей из двух полосок, выполненных из разнородных металлов с различ ными коэффициентами линейного расширения. При нормальной нагрузке двигателя биметаллическая пластинка имеет небольшую температуру нагрева при этом изгибается незначительно. В слу чае перегрузки двигателя по току биметаллическая пластинка нагревается довольно значительно и изгибается. При этом ее свободный конец освобождает рычаг, который под действием пружины размыкает контакт. Поскольку этот контакт включен последовательно в цепь катушки контактора (разрыв контактов реле прерывает питание цепи этой катушки) она обесточивается, якорь реле отпадает и отключает своими главными контактами
I.
В цепь двигателя
156
двигатель от питающей сети. Возврат реле в исходное положение после его срабатывания осуществляется при помощи кнопки возврата.
При необходимости контролировать скорость вращения дви гателя в системах электропривода широкое применение получило реле контроля скорости. В основу действия реле скорости поло жен либо чисто механический (центробежное реле), либо индук ционный принцип. Центробежное реле замыкает или размыкает свои контакты при достижении заданной скорости вращения дви гателя. Основной частью этого реле является ротор с грузиками, которые при вращении раздвигаются и воздействуют на электри ческие контакты. Центробежные реле используются для предо хранения двигателя от чрезмерной скорости вращения.
Однако наибольшее распространение получили индукционные реле скорости типа РКС.
На рис. 9—9 приведена принципиальная схема реле контроля скорости индукционного типа.
Рис. 9-9. Принци пиальная схема реле контроля скорости
С валом контролируемого электродвигателя связан постоян ный магнит, вращающийся внутри кольца, закрепленного в отдельных подшипниках. На внутренней поверхности кольца имеется короткозамкнутая обмотка, представляющая собой по добно обмотке короткозамкнутого ротора асинхронной машины беличью клетку. При вращении магнитна в этой обмотке наво дится электродвижущая сила, под действием которой в цепи ее протекает ток. В результате взаимодействия магнитна с полем
157
тока в обмотке возникает вращающий момент, под действием которого кольцо увлекается полем и вращается в ту же сторону, что и магнит. При повороте кольца рычаг в зависимости от направления вращения электродвигателя замыкает контакты При снижении-скорости до нуля рычаг, под действием пружин, устанавливается в нейтральное положение .и контактная схема приходит в исходное положение.
Для изменения скорости вращения, при которой замыкаются контакты реле, имеется специальный настроечный винт.
Глава X
БЕСКОНТАКТНЫЕ АППАРАТЫ И УСТРОЙСТВА
§1. Полупроводниковые приборы
Вустройствах автоматического управления широкое приме нение получили полупроводниковые приборы, в частности, крем
ниевые управляемые вентили — тиристоры.
Тиристоры представляют собой четырехслойный полупровод никовый прибор с тремя р—п переходами, в котором слои с элек тронной проводимостью чередуются со слоями с дырочной проводимостью. В нем крайний слой с дырочной проводимостью является анодом, а крайний слой с электронной проводимостью — катодом. К среднему слою прибора с дырочной проводимостью присоединяется управляющий электрод. На рис. 10—1 показана
Рис. 10-1. Структурная схема и схема включения тиристора
1 — анод; 2 — катод; 3 — управ ляющий электрод; E t — источник питания; Е у— источник управ ляющих сигналов
158
схема включения тиристора. Крайние р—п переходы называются эмиттерными, а средний р—п переход — коллекторным.
Свойства тиристора аналогичны свойствам тиратрона. Если к тиристору приложить напряжение в проводящем направлении, т. е. к крайнему р — слою, то тиристор не откроется до тех пор, пока на управляющий его электрод не будет подан соответствую щий положительный потенциал. При этом функции управляющего электрода тиристора подобны функциям сетки тиратрона. Сетка управляет моментом зажигания тиратрона, а управляющий элек трод управляет моментом открывания тиристора, когда сопро тивление между анодом и катодом скачкообразно уменьшится от весьма значительной до очень малой величины, которой обла дает прибор в проводящий период. На рис. 10—2 приведена вольтамперная характеристика тиристора.
При отсутствии положительного потенциала на управляющем электроде, когда управляющий ток / у = 0, тиристор имеет боль шое сопротивление, как в прямом, так и в обратном направле ниях. В области 1 вольтамперной характеристики даже при зна чительной величине напряжения ток имеет незначительную вели чину, измеряемую микроамперами. В области 2 вольтамперной характеристики тиристор обладает отрицательным сопротивле нием. Эта область характеризует неустойчивый режим работы тиристора. Напряжение (7П, при котором тиристор переходит из области 1 в область 2 характеристики, называется напряжением переключения. Это напряжение зависит от величины тока / у в цепи управляющего электрода. Область 3 вольтамперной ха рактеристики, в которой весьма малому анодному напряжению (порядка 1—2 вольт) соответствует значительный анодный ток, достигающий порядка сотен и тысяч ампер, является ее рабочим участком. В области 4 вольтамперной характеристики при отри цательной полярности анодного напряжения в непроводящий пе риод, которое может достигать больших значений, порядка тысяч вольт, анодный ток имеет величину, измеряемую микроамперами.
При недопустимой для данного типа тиристора величине об ратного напряжения, т. н. критическом обратном напряже-' нии Uxр. обР., может произойти пробой тиристора, сопровождаю щийся значительным возрастанием анодного тока. Этот процесс является необратимым и приводит к разрушению прибора.
Для перевода тиристора в открытое состояние (область 3) на управляющий электрод подается положительный потенциал от источника постоянного тока, либо в виде отдельного импульса треугольной, прямоугольной или синусоидальной формы. Уп-
159