Файл: Отраслевая экономика народного хозяйства Удмуртской АССР [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
А. Синюшин
РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ к о о п е р а ц и и в р е ш е н и и ПРОБЛЕМЫ СБЛИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО
И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Марксизм-ленинизм учит, |
что противоположность между |
городом |
||||
и деревней с полной победой |
социализма исчезает, остаются |
сущест |
||||
венные различия, а с построением |
коммунизма — просто различия, |
|||||
отражающие |
естественно-природные |
и технологические |
особенности |
|||
сельского |
хозяйства. Ленин |
говорил: |
«...есть |
особенности |
земледелия, которые абсолютно неустранимы (если оставить в сторо не слишком отдаленную и слишком проблематическую возможность лабораторного приготовления белка и пищи). Вследствие этих особен ностей крупная машинная индустрия в земледелии никогда не будет отличаться всеми теми чертами, которые она имеет в промыш ленности» '.
На современном этапе развития существенные различия носят остаточный характер и не являются антогонистическими. Однако их нельзя «и преуменьшать, ни преувеличивать, ни тем более игнориро вать. Преодоление как социально-экономических, так и культурно-бы товых различий между городом и деревней — одна из коренных проб лем коммунистического строительства. Подчеркивая важность и слож ность этой проблемы, Коммунистическая партия указала в своей Про грамме, что решение ее явится одним из величайших пезчльтатов все народной борьбы за высшую фазу общественного развития.
О необходимости выравнивания уровней развития города и села говорят следующие цифры: в сельском хозяйстве трудится 27% всего
населения, занятого |
в народном |
хозяйстве, |
здесь |
создается |
до 30°/п |
|||
национального дохода, а используется лишь |
20% |
всех производствен |
||||||
ных фондов (с учетом скота, |
но без оценки земли) |
и 5,2% производи |
||||||
мой в стране электроэнергии, |
в том числе на производственные нуж |
|||||||
ды — немногим более половины ее 21. |
|
|
основывается и |
|||||
|
Благодаря тому, |
что социалистическое общество |
||||||
развивается на базе |
общественной |
собственности |
на |
средства |
произ- |
|||
1 |
Ленин В. И. Поли. |
00,6р. соч., т. 5, с. |
137. |
|
|
|
|
|
2 |
«Экономика сельского хозяйства», 1972, № 5, с. 95—96. |
|
|
|
96
водства, исключающей антогонизм классов, предоставляется широкая возможность придать процессу преодоления существенных различий между городом и деревней планомерный, научно управляемый харак тер. Становится вполне доступным не только предвидеть результаты решения проблемы сближения города и деревни, но и целенаправлен но, активно влиять на факторы, определяющие и ускоряющие это сближение.
Вмногостороннем процессе преодоления существенных различий между городом и деревней немаловажную роль играет потребительская кооперация, являющаяся основной торгующей системой на селе и располагающей разветвленным заготовительным аппаратом..
Всвоем развитии она выполняла многообразные функции. В пер вые годы Советской власти кооперативные организации были основным
распределительным аппаратом, работающим по заданиям продорганов. Потребительская кооперация в то время оказала неоценимую помощь
крестьянам путем организации |
различных |
подсобных |
производств: |
ремонта сельскохозяйственного |
инвентаря, |
переработки |
сельхозпро |
дуктов и т. д. |
кооперативные организации Удмуртии |
||
В период коллективизации |
провели ряд важных мероприятий по работе с беднотой, с женщинами,
по |
улучшению и оздоровлению быта |
крестьян. В |
1931 |
г., например, |
‘Система облпотребсоюза имела 60 кинопередвижек, |
18 |
радиоузлов с |
||
771 |
радиоточкой, 104 громкоговорящих |
установки и 8 |
фотокружков. |
В системе потребительской кооперации в то время действовало также
•47 детских яслей, 225 детских садов и площадок, 40 кружков |
кройки |
и шитья, 9 акушерских пунктов, 6 врачебных консультаций, 67 |
уголков |
«Мать и дитя».1 Несмотря на то, что сейчас многие виды деятельности от потреб
кооперации отошли в ведение других министерств и ведомств, объем ее работы и степень влияния на ускорение'.процесса сближения уровня жизни городского и сельского населения неизмеримо выросли. Реали зация широкого перечня мероприятий, намеченных Программой и XXIV съездом КПСС и направленных на решение проблемы сближения уровня жизни городского и сельского населения, непосредственно свя зана с совершенствованием деятельности потребительской кооперации. В частности, в ее непосредственную задачу входит:
— обеспечение более быстрого |
роста розничного |
товарооборота |
на селе при улучшении всех форм торгового обслуживания; |
||
— экономия времени населения |
и облегчение труда |
в домашнем |
хозяйстве; |
|
|
—обеспечение семей бытовыми машинами;
—благоустройство сельских населенных пунктов.
1Чадаев Я. Е. Потребительская кооперация УАССР. Неопубликованные записки 1932 г., архив Удмуртпотребсоюза.
7-02185 |
97 |
В настоящее время кооперативные организации обслуживают око ло 600 тыс. человек населения Удмуртской АССР. Об объеме деятель ности потребкооперации республики наглядное представление дают не которые цифры. Так, система Удмуртпотребсоюза в 1972 г. имела 2167 магазинов и других предприятий розничной торговли, 237 столовых, закусочных и буфетов, 192 хлебозавода и пекарни, свыше 700 авто машин и более 120 тракторов.1 Годовой товарооборот потребкоопера ции достиг четверти миллиарда рублей, выпечка хлеба и хлебобулоч ных изделий приблизилась к 100 тыс. т. в год. Объем капитальных вложений превышает 4 млн руб. ежегодно. Система Удмуртпотребсоюза проводит заготовку сельхозпродуктов и сырья объемом около 17 млн руб. ежегодно, занимается разведением пушных зверей, свинооткормом, консервированием сельхозпродуктов, имеет свой техникум, училище, учебно-курсовой комбинат и несколько школ-предприятий. В организа циях и предприятих потребкооперации республики работает около 13 тыс. человек.
Даже эти немногие цифры говорят о том, какие важные и глубин ные процессы в социальном, экономическом и культурном развитии советской деревни затрагивает потребительская кооперация. Исследо вания показывают, что благодаря широкому развертыванию коопера тивного товарооборота, продажа на душу населения, проживающего в сельской местности Удмуртской АССР, увеличивается более высокими темпами по сравнению с ростом среднедушевой продажи в городских поселениях. Так, только за годы 8-й пятилетки товарооборот на душу населения в сельской местности увеличился на 63,7°/о, а в городских поселениях — на 37,2%. Процесс сближения уровней товарооборота в расчете на душу населения наглядно виден из табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Выравнивание уровней товарооборота на душу населения в городских поселениях
исельской местности Удмуртской АССР2
Продано на 1 человека, руб.
П оказатели |
|
|
|
|
|
1940 г. |
1953 г. |
1960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
1971 г. |
В городских |
142 |
309 |
491 |
554 |
759 |
785 |
|
поселениях |
|||||||
В сельской |
29 |
98 |
155 |
|
343 |
379 |
|
местности |
2 10 |
||||||
1 |
Отчет Удмуртпотребсоюза за 1972 г. |
|
|
|
Удмуртской |
||
2 |
Рассчитано |
на основании статистических сборников Статуправления |
АССР за соответствующие годы..
98
Если в 1940 году продажа на душу населения в городах и рабо чих поселках превышала аналогичный показатель сельской торговли почти в 5 раз, то в 1971 г. разрыв сократился до 2: 1. Происходит активное сближение и в структуре товарооборота. Еще в 1953 г. на селение, обслуживаемое потребительской кооперацией, из каждых 100 руб. тратило на керосин и спички 1 руб. 21 коп., а уже в 1971 г. эти рас ходы сократились до 14 коп. В то же время на электротовары из каждых 100 руб. в 1971 г. было израсходовано около 1руб. против 6 коп. в 1953 г. В покупках сельского населения неуклонно растет доля животновод ческих продуктов, готовых швейных и трикотажных изделий, радиото варов при снижении удельного веса хлебопродуктов, тканей и других товаров, предназначенных для длительного потребления.
Совершенствуя кооперативную торговлю на селе, потребительская кооперация улучшает географию покупок сельского населения, тем самым способствует сокращению затрат времени на поездки за по купками в города. Проведенный нами двукратный опрос 1000 семей, обслуживаемых потребкооперацией, показал следующую географию
покупок и ее влияние |
на обеспеченность |
сельского населения |
некото |
|
рыми товарами длительного пользования |
(табл. 2). |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
География покупок и обеспеченность некоторыми товарами длительного |
||||
пользования населения, обслуживаемого потребкооперацией |
Удмуртской |
АССР |
||
|
П окупалось в м агазинах |
П риходилось в расчете на |
||
|
потребкооперации (в %) |
100 семей (единиц) |
||
Н аименование товаров |
|
|
|
|
|
1967 г. |
1970 г. |
1967 г. |
1970 г. |
Радиола |
58,3 |
81,0 |
46,1 |
53,8 |
Телевизор |
49,2 |
78,4 |
24,4 |
57,3 |
Мотоцикл |
44,1 |
48,7 |
9,3 |
11,5 |
Стир, машина |
56,3 |
82,3 |
36,3 |
58,3 |
Холодильник |
45,0 |
71,5 |
2,0 |
9,1 |
Показатели таблицы 2 говорят о том, что сельское население полу чает возможность всебольшую часть товаров приобретать в магази нах потребительской кооперации. Улучшение коооперативной торговли избавляет сельского жителя от поездок в города за покупками, спо собствует экономии его свободного времени. По материалам опроса и произведенным расчетам установлено, что за счет увеличения поку пок в кооперативных магазинах сельское население только в 1970' г. сэкономило около 270 тыс. человеко-часов по сравнению с затратами времени на поездки в города в 1967 г. Это — прямое увеличение бюд жета времени сельского населения, способствующего росту производи тельности труда, повышению его культуры и быта.
т |
99 |