Файл: Отраслевая экономика народного хозяйства Удмуртской АССР [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. Синюшин

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ к о о п е р а ц и и в р е ш е н и и ПРОБЛЕМЫ СБЛИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО

И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Марксизм-ленинизм учит,

что противоположность между

городом

и деревней с полной победой

социализма исчезает, остаются

сущест­

венные различия, а с построением

коммунизма — просто различия,

отражающие

естественно-природные

и технологические

особенности

сельского

хозяйства. Ленин

говорил:

«...есть

особенности

земледелия, которые абсолютно неустранимы (если оставить в сторо­ не слишком отдаленную и слишком проблематическую возможность лабораторного приготовления белка и пищи). Вследствие этих особен­ ностей крупная машинная индустрия в земледелии никогда не будет отличаться всеми теми чертами, которые она имеет в промыш­ ленности» '.

На современном этапе развития существенные различия носят остаточный характер и не являются антогонистическими. Однако их нельзя «и преуменьшать, ни преувеличивать, ни тем более игнориро­ вать. Преодоление как социально-экономических, так и культурно-бы­ товых различий между городом и деревней — одна из коренных проб­ лем коммунистического строительства. Подчеркивая важность и слож­ ность этой проблемы, Коммунистическая партия указала в своей Про­ грамме, что решение ее явится одним из величайших пезчльтатов все­ народной борьбы за высшую фазу общественного развития.

О необходимости выравнивания уровней развития города и села говорят следующие цифры: в сельском хозяйстве трудится 27% всего

населения, занятого

в народном

хозяйстве,

здесь

создается

до 30°/п

национального дохода, а используется лишь

20%

всех производствен­

ных фондов (с учетом скота,

но без оценки земли)

и 5,2% производи­

мой в стране электроэнергии,

в том числе на производственные нуж­

ды — немногим более половины ее 21.

 

 

основывается и

 

Благодаря тому,

что социалистическое общество

развивается на базе

общественной

собственности

на

средства

произ-

1

Ленин В. И. Поли.

00,6р. соч., т. 5, с.

137.

 

 

 

 

2

«Экономика сельского хозяйства», 1972, № 5, с. 95—96.

 

 

 

96


водства, исключающей антогонизм классов, предоставляется широкая возможность придать процессу преодоления существенных различий между городом и деревней планомерный, научно управляемый харак­ тер. Становится вполне доступным не только предвидеть результаты решения проблемы сближения города и деревни, но и целенаправлен­ но, активно влиять на факторы, определяющие и ускоряющие это сближение.

Вмногостороннем процессе преодоления существенных различий между городом и деревней немаловажную роль играет потребительская кооперация, являющаяся основной торгующей системой на селе и располагающей разветвленным заготовительным аппаратом..

Всвоем развитии она выполняла многообразные функции. В пер­ вые годы Советской власти кооперативные организации были основным

распределительным аппаратом, работающим по заданиям продорганов. Потребительская кооперация в то время оказала неоценимую помощь

крестьянам путем организации

различных

подсобных

производств:

ремонта сельскохозяйственного

инвентаря,

переработки

сельхозпро­

дуктов и т. д.

кооперативные организации Удмуртии

В период коллективизации

провели ряд важных мероприятий по работе с беднотой, с женщинами,

по

улучшению и оздоровлению быта

крестьян. В

1931

г., например,

‘Система облпотребсоюза имела 60 кинопередвижек,

18

радиоузлов с

771

радиоточкой, 104 громкоговорящих

установки и 8

фотокружков.

В системе потребительской кооперации в то время действовало также

•47 детских яслей, 225 детских садов и площадок, 40 кружков

кройки

и шитья, 9 акушерских пунктов, 6 врачебных консультаций, 67

уголков

«Мать и дитя».1 Несмотря на то, что сейчас многие виды деятельности от потреб­

кооперации отошли в ведение других министерств и ведомств, объем ее работы и степень влияния на ускорение'.процесса сближения уровня жизни городского и сельского населения неизмеримо выросли. Реали­ зация широкого перечня мероприятий, намеченных Программой и XXIV съездом КПСС и направленных на решение проблемы сближения уровня жизни городского и сельского населения, непосредственно свя­ зана с совершенствованием деятельности потребительской кооперации. В частности, в ее непосредственную задачу входит:

— обеспечение более быстрого

роста розничного

товарооборота

на селе при улучшении всех форм торгового обслуживания;

— экономия времени населения

и облегчение труда

в домашнем

хозяйстве;

 

 

обеспечение семей бытовыми машинами;

благоустройство сельских населенных пунктов.

1Чадаев Я. Е. Потребительская кооперация УАССР. Неопубликованные записки 1932 г., архив Удмуртпотребсоюза.

7-02185

97


В настоящее время кооперативные организации обслуживают око­ ло 600 тыс. человек населения Удмуртской АССР. Об объеме деятель­ ности потребкооперации республики наглядное представление дают не­ которые цифры. Так, система Удмуртпотребсоюза в 1972 г. имела 2167 магазинов и других предприятий розничной торговли, 237 столовых, закусочных и буфетов, 192 хлебозавода и пекарни, свыше 700 авто­ машин и более 120 тракторов.1 Годовой товарооборот потребкоопера­ ции достиг четверти миллиарда рублей, выпечка хлеба и хлебобулоч­ ных изделий приблизилась к 100 тыс. т. в год. Объем капитальных вложений превышает 4 млн руб. ежегодно. Система Удмуртпотребсоюза проводит заготовку сельхозпродуктов и сырья объемом около 17 млн руб. ежегодно, занимается разведением пушных зверей, свинооткормом, консервированием сельхозпродуктов, имеет свой техникум, училище, учебно-курсовой комбинат и несколько школ-предприятий. В организа­ циях и предприятих потребкооперации республики работает около 13 тыс. человек.

Даже эти немногие цифры говорят о том, какие важные и глубин­ ные процессы в социальном, экономическом и культурном развитии советской деревни затрагивает потребительская кооперация. Исследо­ вания показывают, что благодаря широкому развертыванию коопера­ тивного товарооборота, продажа на душу населения, проживающего в сельской местности Удмуртской АССР, увеличивается более высокими темпами по сравнению с ростом среднедушевой продажи в городских поселениях. Так, только за годы 8-й пятилетки товарооборот на душу населения в сельской местности увеличился на 63,7°/о, а в городских поселениях — на 37,2%. Процесс сближения уровней товарооборота в расчете на душу населения наглядно виден из табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Выравнивание уровней товарооборота на душу населения в городских поселениях

исельской местности Удмуртской АССР2

Продано на 1 человека, руб.

П оказатели

 

 

 

 

 

1940 г.

1953 г.

1960 г.

1965 г.

1970 г.

1971 г.

В городских

142

309

491

554

759

785

поселениях

В сельской

29

98

155

 

343

379

местности

2 10

1

Отчет Удмуртпотребсоюза за 1972 г.

 

 

 

Удмуртской

2

Рассчитано

на основании статистических сборников Статуправления

АССР за соответствующие годы..

98


Если в 1940 году продажа на душу населения в городах и рабо­ чих поселках превышала аналогичный показатель сельской торговли почти в 5 раз, то в 1971 г. разрыв сократился до 2: 1. Происходит активное сближение и в структуре товарооборота. Еще в 1953 г. на­ селение, обслуживаемое потребительской кооперацией, из каждых 100 руб. тратило на керосин и спички 1 руб. 21 коп., а уже в 1971 г. эти рас­ ходы сократились до 14 коп. В то же время на электротовары из каждых 100 руб. в 1971 г. было израсходовано около 1руб. против 6 коп. в 1953 г. В покупках сельского населения неуклонно растет доля животновод­ ческих продуктов, готовых швейных и трикотажных изделий, радиото­ варов при снижении удельного веса хлебопродуктов, тканей и других товаров, предназначенных для длительного потребления.

Совершенствуя кооперативную торговлю на селе, потребительская кооперация улучшает географию покупок сельского населения, тем самым способствует сокращению затрат времени на поездки за по­ купками в города. Проведенный нами двукратный опрос 1000 семей, обслуживаемых потребкооперацией, показал следующую географию

покупок и ее влияние

на обеспеченность

сельского населения

некото­

рыми товарами длительного пользования

(табл. 2).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

География покупок и обеспеченность некоторыми товарами длительного

пользования населения, обслуживаемого потребкооперацией

Удмуртской

АССР

 

П окупалось в м агазинах

П риходилось в расчете на

 

потребкооперации (в %)

100 семей (единиц)

Н аименование товаров

 

 

 

 

 

1967 г.

1970 г.

1967 г.

1970 г.

Радиола

58,3

81,0

46,1

53,8

Телевизор

49,2

78,4

24,4

57,3

Мотоцикл

44,1

48,7

9,3

11,5

Стир, машина

56,3

82,3

36,3

58,3

Холодильник

45,0

71,5

2,0

9,1

Показатели таблицы 2 говорят о том, что сельское население полу­ чает возможность всебольшую часть товаров приобретать в магази­ нах потребительской кооперации. Улучшение коооперативной торговли избавляет сельского жителя от поездок в города за покупками, спо­ собствует экономии его свободного времени. По материалам опроса и произведенным расчетам установлено, что за счет увеличения поку­ пок в кооперативных магазинах сельское население только в 1970' г. сэкономило около 270 тыс. человеко-часов по сравнению с затратами времени на поездки в города в 1967 г. Это — прямое увеличение бюд­ жета времени сельского населения, способствующего росту производи­ тельности труда, повышению его культуры и быта.

т

99