Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

объемов строительно-монтажных работ. За 1960— 1972 гг. основные производственные фонды в строитель­ ных организациях НРБ возросли в 6 раз, а объемы строительно-монтажных работ — в 2,3 раза, в ВНР — соответственно в 4,6 и 2,3 раза, в ПНР — в 3,3 и 3,1 раза, в ЧССР — в 2,2 н 1,9 раза, в результате чего имело место снижение фондоотдачи. Многие экономисты считают этот процесс вполне закономерным, так как фондооснащенность строительства по сравнению с другими отра­ слями материального производства находилась на од­ ном из самых низких уровней и по-прежнему продолжа­ ет значительно отставать.

Интенсификация строительного производства во всех странах — членах СЭВ направлена на то, чтобы более эффективно использовать основные фонды для увеличе­ ния объемов работ и роста национального дохода. Во всех отраслях материального производства, в том числе

ив строительстве, имеются большие резервы роста фон­ доотдачи за счет увеличения сменности, снижения про­ стоев, правильного подбора и расстановки машин, повы­ шения квалификации рабочих, обслуживающих машины

иоборудование, и т. д.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КОНЦЕНТРАЦИЯ

И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Общая характерная черта индустриального развития строительного дела во всех странах — членах СЭВ— ук­ репление подрядного способа строительства, осущест­ вление концентрации и специализации в строительном производстве, совершенствование форм и методов уп­ равления строительством.

В европейских странах — членах СЭВ управление строительством осуществляется на основе принципов демократического централизма, в котором централизо­ ванное государственное руководство сочетается с разви­ тием хозяйственной инициативы и самостоятельности строителы-ю-монтажных организаций. Совершенствова­ ние системы управления строительным производством идет по'линии развития отраслевого принципа управле­ ния, сочетания его с территориальным, сокращения чис­ ла звеньев управления, создания новых типов строитель­ ных организаций и новых форм участия трудящихся в управлении производством.

88

Однако наряду с общими принципами руководства строительством в отдельных странах имеются и свои особенности. В Болгарии, Германской Демократиче­ ской Республике и Польше система управления состоит из трех основных звеньев: руководящего государствен­ ного органа (министерство), среднего хозрасчетного зве­ на управления и низовых строительно-монтажных организаций. В Венгрии осуществлен переход на двух­ звеньевую систему управления (министерство — строи­ тельное предприятие). В Румынии до последнего време­

ни функционировала

четырехзвеньевая система: мини­

стерство — главное

управление — трест — строительное

предприятие, а теперь действует двухзвеньевая система: министерство — объединение.

Основным звеном отраслевого или территориально­ отраслевого управления являются в НРБ, ПНР и СРР объединения, в ГДР — комбинаты, в ЧССР — генераль­ ные дирекции. Строительные объединения в различных странах имеют много общего. Можно выделить три ос­ новных типа объединений:

общестроительные, чаще всего территориальные, вы­ полняющие работы по строительству на территории од­ ного или нескольких районов;

по производственному строительству, преимуществен­ но специализированные по отраслям народного хозяй­ ства или промышленности и действующие на территории всей страны или ее отдельных районов;

по специальным и монтажным работам, действую­ щие, как правило, на территории всей страны («Элект­ ромонтаж» в ПНР, «Монтажи» в НРБ, «Магдебург» и «Лейпциг» в ГДР).

Объединения (комбинаты) находятся на хозяйствен­ ном расчете, содержатся за счет отчислений от прибыли подведомственных им предприятий и имеют собственные фонды экономического стимулирования. В их непосред­ ственное подчинение переданы, например в Болгарии, все организации, ведущие строительные работы, экс­ плуатацию, средний и текущий ремонт механизмов и автотранспорта, научно-исследовательские работы и строительное проектирование. В состав строительных организаций входят предприятия по производству сбор­ ного железобетона. Объединения имеют широкие права по оперативному руководству входящими в их состав строительными предприятиями. Они планируют и рас­

89


пределяют работы между этими предприятиями с уче­ том их мощностей, специализации и наличия ресурсов, создают организационные и экономические условия для широкого внедрения в производство новых средств труда и технологических процессов, образуют и используют по своему усмотрению целевые фонды. Все это внесло существенные изменения в распределение функций и от­ ветственности среднего звена и предприятий, непосред­ ственно осуществляющих строительство.

Вместе с тем имеются определенные различия в от­ дельных странах. В Венгрии и Польше, например, стро­ ительные предприятия являются юридическими лицами и имеют право заключать хозяйственные договоры, а в ГДР комбинат определяет, когда и в каком объеме подчи­ ненные ему предприятия могут самостоятельно заклю­ чать хозяйственные договоры с другими организациями. В этих случаях предприятия оформляют договоры от своего имени и полностью отвечают за их выполнение.

В европейских странах — членах СЭВ строительные предприятия находятся на самостоятельном балансе, имеют фонды материального стимулирования, использу­ ют целевые фонды на внедрение новой техники, рекон­ струкцию и модернизацию основных фондов, совер­ шенствование технологических процессов строительного производства. Руководителям строительных предприя­ тий предоставлено право оперативного планирования производства и определения внутренней структуры пред­ приятия.

Срасширением прав и самостоятельности среднего

инизшего звена функции министерств по управлению производством постепенно уменьшаются. Они освобож­ дены от ненужной детализации планов, мелочной опеки

иповседневной регламентации работы строительных ор­ ганизаций. Регулирование производственно-хозяйствен­ ных процессов и контроль выполнения плана осущест­ вляются по ведущим обобщающим показателям. Опера­ тивное вмешательство министерств в деятельность строительных предприятий допускается лишь для вы­

полнения заданий, установленных правительством, и в случаях, когда интересы народного хозяйства не в пол­ ной мере обеспечиваются экономическими методами.

В новых условиях хозяйствования строительные ми­ нистерства стран — членов СЭВ являются ответственны­ ми за разработку и проведение технической и экономи­

90



ческой политики в области капитального строительства в целом по стране. На них возложена разработка тех­ нико-экономических проблем и программ развития строительной индустрии, подготовка предложений по долгосрочному и среднесрочному планированию строи­ тельного производства и основных направлений капи­ тальных вложений, направляемых на развитие строи­ тельной индустрии. Наряду с этим министерства руково­ дят кредитной политикой, системами ценообразования, оплаты труда, взаимоотношений между подрядчиками и заказчиками. Особое внимание министерства уделяют разработке экономических методов управления и долго­ срочных нормативов, роль которых в централизованной системе управления и планирования строительством за последние годы существенно возросла.

Основные объемы строительно-монтажных работ вы­ полняются в европейских социалистических странах под­ рядным способом. Объемы работ, выполняемых подряд­ ными организациями, в общем объеме строительно-мон­ тажных работ в 1972 г. составили1: в НРБ 84,7%, ВНР 69,4, ГДР 83,3 (без строительных организаций желез­ ных дорог), ПНР 70,0, СРР 85,2, СССР 88, в ЧССР 69,5% (только строительные работы).

В ходе хозяйственных реформ, когда существенно возросла доля капитальных вложений за счет собствен­ ных накоплений предприятий и накоплений, направля­ емых на расширение, реконструкцию, модернизацию, а также капитальный ремонт, рост доли строительно­ монтажных работ, выполняемых подрядным способом, в ряде стран приостановился, а в некоторых странах, на­ пример в ВНР, ПНР, ЧССР, даже несколько снизился.

В НРБ тенденция роста подрядных работ сохраняет­ ся. Постановлением Совета Министров НРБ о капиталь­ ном строительстве в условиях реформы установлено, что хозяйственным способом можно строить только объекты с небольшим объемом работ и специфическим характе­ ром их выполнения при сметной стоимости строительно­ монтажных работ до 300 тыс. левов. В Венгрии, наобо­ рот, промышленным предприятиям разрешено создавать новые или расширять уже имеющиеся строительно-мон­ тажные подразделения для выполнения работ хозяйст­

1 Статистический ежегодник стран — членов Совета Экономиче­ ской Взаимопомощи. 1973, М., с. 185 (Секретариат СЭВ).

91

венным способом. Это решение было примято для умень­ шения диспропорции между потребностью в капиталь­

ном строительстве и наличием производственных мощностей подрядных строительных организаций.

Изучение практики применения хозяйственного и под­ рядного способов на строительно-монтажных работах по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту основных фондов даст возможность обосновать экономи­ ческую эффективность применения каждого из этих двух способов работ.

Некоторое снижение в ряде стран удельного веса строительно-монтажных работ, выполняемых подряд­ ным способом, происходит главным образом из-за недо­ статка мощностей подрядных организаций н сложности выполнения работ в условиях действующих предприя­ тий, а также рассредоточенности небольших по объемам работ по большому числу объектов.

В прогнозах на долгосрочную перспективу, которые разрабатываются во всех странах — членах СЭВ, тен­ денция роста подрядного способа сохраняется и его удельный вес в общем объеме работ предполагается довести до 95%.

Большое значение в зарубежных социалистических странах придается совершенствованию системы дого­ ворных отношений в строительстве. В качестве гене­ рального подрядчика выступают преимущественно об­ щестроительные объединения. В НРБ заказчикам пре­ доставлено право заключать договоры на строительство одного объекта с двумя или более объединениями — генеральными подрядчиками, каждое из которых прини­ мает на себя выполнение определенного комплекса ра­ бот. Координирует их деятельность заказчик. В Венгрии в качестве генерального подрядчика выступает, как правило, общестроительная организация. Предполага­ ется, что в дальнейшем функции генерального подряд­ чика будут возложены на проектные организации, кото­ рые станут ответственными за весь процесс капиталь­ ного строительства в целом, начиная с разработки проектных материалов и кончая передачей заказчику готового объекта. Эта точка зрения получает распрост­ ранение и в ряде других стран.

Наряду с этим в Венгрии признано целесообразным отказаться от практики административного назначения подрядчиков и субподрядчиков. Более 50%' объема стро­

92


ительно-монтажиых работ в стране ведется на основе самостоятельно заключенных договоров между заказ­ чиками и подрядчиками. Предполагается, что работы будут передаваться подрядчику по конкурсу, на кото­ ром последние будут выступать со своими предложе­ ниями относительно сроков, качества и стоимости строи­ тельства. После анализа этих данных заказчик будет принимать решение, какому строительному предприя­ тию передать строительство.

В ГДР генеральный подрядчик ответствен за весь процесс строительства в целом — от проектирования до ввода объекта в действие, включая его пробную эксплу­ атацию (при строительстве объектов производственного назначения). Функции генподрядчика заказчик может поручить по договору или строительно-монтажной орга­ низации или промышленному предприятию — постав­ щику оборудования.

Другой характерной чертой системы договорных от­ ношений в строительстве ГДР является то, что заказчик или генеральный подрядчик заключает договоры с так называемыми главными подрядчиками по строительным работам и по комплектации, поставке, монтажу и налад­ ке оборудования. В зависимости от сложности строя­ щегося объекта главных подрядчиков по строительным работам и по оборудованию может быть несколько.

Внедряется система главного подряда и по матери­ ально-техническому снабжению. Здесь в роли главных подрядчиков выступают территориальные объединения по торговле строительными материалами. В настоящее время эти объединения поставляют строительным орга­ низациям около 50% всех необходимых им материалов, полуфабрикатов и конструкций, не считая продукцию химической и электротехнической промышленности. Этим путем строители постепенно освобождаются от функций снабжения и ведения собственного складского хозяйства.

Для покрытия затрат по осуществлению своих функ­ ций генеральный подрядчик и главные подрядчики по­ лучают надбавку к фонду заработной платы — так на­

зываемый тариф генерального (или главного) подряд­ чика.

Деятельность участвующих в строительстве пред­ приятий и организаций координирует генеральный под­ рядчик на основе комплексных сетевых графиков. Важ-

93

чую роль в новых условиях играют экономические сред­ ства воздействия иа поставщиков и исполнителей. Так, в подрядном договоре могут быть предусмотрены сле­ дующие условия: материальные санкции за невыполне­ ние работ в установленные сроки; участие в прибыли при досрочном вводе в эксплуатацию; скидки и надбав­ ки к цене строительства объекта. На крупных стройках при заказчике или при генеральном подрядчике созда­ ется премиальный фонд. Источниками его образования являются средства из премиальных фондов всех участ­ ников строительства. Премирование из средств этого фонда обычно производится по итогам социалистическо­ го соревнования.

В Польше начиная с 1968 г. после широкого обсуж­ дения и проведения экспериментов внедряется в прак­ тику новая система расширенного генерального подряда, характеризующаяся расширением функций и прав, а также ответственности генерального подрядчика. Дей­ ствующие правила предусматривают создание таких организационных форм строительства, при которых ге­ неральный подрядчик, кроме выполнения обычных обя­ занностей, является руководителем всего инвестиционно­ го процесса — от этапа проектирования до сдачи заказ­ чику объекта «на ходу» или «под ключ».

Условиями, способствующими внедрению в практи­ ку строительства расширенного генподряда, являются: создание при генподрядчике «фонда риска» и дополни­ тельное вознаграждение, выплачиваемое генподрядчику за выполнение им обязанностей заказчика. Право пре­ мирования коллективов и отдельных работников субпод­ рядных организаций и наложения в необходимых слу­ чаях на них денежных штрафов также предоставлено генеральным подрядчикам. Намечается проведение экс­ периментов по передаче функций генеральных подряд­ чиков проектным организациям технологического про­ филя.

Для повышения эффективности и улучшения струк­ туры управления большое значение имеют концентра­ ция строительного производства и укрупнение строи­ тельных и монтажных организаций. Особенности строи­ тельства как отрасли материального производства усложняют процесс его концентрации.

Сопоставительный анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельно-

94