Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
объемов строительно-монтажных работ. За 1960— 1972 гг. основные производственные фонды в строитель ных организациях НРБ возросли в 6 раз, а объемы строительно-монтажных работ — в 2,3 раза, в ВНР — соответственно в 4,6 и 2,3 раза, в ПНР — в 3,3 и 3,1 раза, в ЧССР — в 2,2 н 1,9 раза, в результате чего имело место снижение фондоотдачи. Многие экономисты считают этот процесс вполне закономерным, так как фондооснащенность строительства по сравнению с другими отра слями материального производства находилась на од ном из самых низких уровней и по-прежнему продолжа ет значительно отставать.
Интенсификация строительного производства во всех странах — членах СЭВ направлена на то, чтобы более эффективно использовать основные фонды для увеличе ния объемов работ и роста национального дохода. Во всех отраслях материального производства, в том числе
ив строительстве, имеются большие резервы роста фон доотдачи за счет увеличения сменности, снижения про стоев, правильного подбора и расстановки машин, повы шения квалификации рабочих, обслуживающих машины
иоборудование, и т. д.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КОНЦЕНТРАЦИЯ
И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Общая характерная черта индустриального развития строительного дела во всех странах — членах СЭВ— ук репление подрядного способа строительства, осущест вление концентрации и специализации в строительном производстве, совершенствование форм и методов уп равления строительством.
В европейских странах — членах СЭВ управление строительством осуществляется на основе принципов демократического централизма, в котором централизо ванное государственное руководство сочетается с разви тием хозяйственной инициативы и самостоятельности строителы-ю-монтажных организаций. Совершенствова ние системы управления строительным производством идет по'линии развития отраслевого принципа управле ния, сочетания его с территориальным, сокращения чис ла звеньев управления, создания новых типов строитель ных организаций и новых форм участия трудящихся в управлении производством.
88
Однако наряду с общими принципами руководства строительством в отдельных странах имеются и свои особенности. В Болгарии, Германской Демократиче ской Республике и Польше система управления состоит из трех основных звеньев: руководящего государствен ного органа (министерство), среднего хозрасчетного зве на управления и низовых строительно-монтажных организаций. В Венгрии осуществлен переход на двух звеньевую систему управления (министерство — строи тельное предприятие). В Румынии до последнего време
ни функционировала |
четырехзвеньевая система: мини |
стерство — главное |
управление — трест — строительное |
предприятие, а теперь действует двухзвеньевая система: министерство — объединение.
Основным звеном отраслевого или территориально отраслевого управления являются в НРБ, ПНР и СРР объединения, в ГДР — комбинаты, в ЧССР — генераль ные дирекции. Строительные объединения в различных странах имеют много общего. Можно выделить три ос новных типа объединений:
общестроительные, чаще всего территориальные, вы полняющие работы по строительству на территории од ного или нескольких районов;
по производственному строительству, преимуществен но специализированные по отраслям народного хозяй ства или промышленности и действующие на территории всей страны или ее отдельных районов;
по специальным и монтажным работам, действую щие, как правило, на территории всей страны («Элект ромонтаж» в ПНР, «Монтажи» в НРБ, «Магдебург» и «Лейпциг» в ГДР).
Объединения (комбинаты) находятся на хозяйствен ном расчете, содержатся за счет отчислений от прибыли подведомственных им предприятий и имеют собственные фонды экономического стимулирования. В их непосред ственное подчинение переданы, например в Болгарии, все организации, ведущие строительные работы, экс плуатацию, средний и текущий ремонт механизмов и автотранспорта, научно-исследовательские работы и строительное проектирование. В состав строительных организаций входят предприятия по производству сбор ного железобетона. Объединения имеют широкие права по оперативному руководству входящими в их состав строительными предприятиями. Они планируют и рас
89
пределяют работы между этими предприятиями с уче том их мощностей, специализации и наличия ресурсов, создают организационные и экономические условия для широкого внедрения в производство новых средств труда и технологических процессов, образуют и используют по своему усмотрению целевые фонды. Все это внесло существенные изменения в распределение функций и от ветственности среднего звена и предприятий, непосред ственно осуществляющих строительство.
Вместе с тем имеются определенные различия в от дельных странах. В Венгрии и Польше, например, стро ительные предприятия являются юридическими лицами и имеют право заключать хозяйственные договоры, а в ГДР комбинат определяет, когда и в каком объеме подчи ненные ему предприятия могут самостоятельно заклю чать хозяйственные договоры с другими организациями. В этих случаях предприятия оформляют договоры от своего имени и полностью отвечают за их выполнение.
В европейских странах — членах СЭВ строительные предприятия находятся на самостоятельном балансе, имеют фонды материального стимулирования, использу ют целевые фонды на внедрение новой техники, рекон струкцию и модернизацию основных фондов, совер шенствование технологических процессов строительного производства. Руководителям строительных предприя тий предоставлено право оперативного планирования производства и определения внутренней структуры пред приятия.
Срасширением прав и самостоятельности среднего
инизшего звена функции министерств по управлению производством постепенно уменьшаются. Они освобож дены от ненужной детализации планов, мелочной опеки
иповседневной регламентации работы строительных ор ганизаций. Регулирование производственно-хозяйствен ных процессов и контроль выполнения плана осущест вляются по ведущим обобщающим показателям. Опера тивное вмешательство министерств в деятельность строительных предприятий допускается лишь для вы
полнения заданий, установленных правительством, и в случаях, когда интересы народного хозяйства не в пол ной мере обеспечиваются экономическими методами.
В новых условиях хозяйствования строительные ми нистерства стран — членов СЭВ являются ответственны ми за разработку и проведение технической и экономи
90
ческой политики в области капитального строительства в целом по стране. На них возложена разработка тех нико-экономических проблем и программ развития строительной индустрии, подготовка предложений по долгосрочному и среднесрочному планированию строи тельного производства и основных направлений капи тальных вложений, направляемых на развитие строи тельной индустрии. Наряду с этим министерства руково дят кредитной политикой, системами ценообразования, оплаты труда, взаимоотношений между подрядчиками и заказчиками. Особое внимание министерства уделяют разработке экономических методов управления и долго срочных нормативов, роль которых в централизованной системе управления и планирования строительством за последние годы существенно возросла.
Основные объемы строительно-монтажных работ вы полняются в европейских социалистических странах под рядным способом. Объемы работ, выполняемых подряд ными организациями, в общем объеме строительно-мон тажных работ в 1972 г. составили1: в НРБ 84,7%, ВНР 69,4, ГДР 83,3 (без строительных организаций желез ных дорог), ПНР 70,0, СРР 85,2, СССР 88, в ЧССР 69,5% (только строительные работы).
В ходе хозяйственных реформ, когда существенно возросла доля капитальных вложений за счет собствен ных накоплений предприятий и накоплений, направля емых на расширение, реконструкцию, модернизацию, а также капитальный ремонт, рост доли строительно монтажных работ, выполняемых подрядным способом, в ряде стран приостановился, а в некоторых странах, на пример в ВНР, ПНР, ЧССР, даже несколько снизился.
В НРБ тенденция роста подрядных работ сохраняет ся. Постановлением Совета Министров НРБ о капиталь ном строительстве в условиях реформы установлено, что хозяйственным способом можно строить только объекты с небольшим объемом работ и специфическим характе ром их выполнения при сметной стоимости строительно монтажных работ до 300 тыс. левов. В Венгрии, наобо рот, промышленным предприятиям разрешено создавать новые или расширять уже имеющиеся строительно-мон тажные подразделения для выполнения работ хозяйст
1 Статистический ежегодник стран — членов Совета Экономиче ской Взаимопомощи. 1973, М., с. 185 (Секретариат СЭВ).
91
венным способом. Это решение было примято для умень шения диспропорции между потребностью в капиталь
ном строительстве и наличием производственных мощностей подрядных строительных организаций.
Изучение практики применения хозяйственного и под рядного способов на строительно-монтажных работах по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту основных фондов даст возможность обосновать экономи ческую эффективность применения каждого из этих двух способов работ.
Некоторое снижение в ряде стран удельного веса строительно-монтажных работ, выполняемых подряд ным способом, происходит главным образом из-за недо статка мощностей подрядных организаций н сложности выполнения работ в условиях действующих предприя тий, а также рассредоточенности небольших по объемам работ по большому числу объектов.
В прогнозах на долгосрочную перспективу, которые разрабатываются во всех странах — членах СЭВ, тен денция роста подрядного способа сохраняется и его удельный вес в общем объеме работ предполагается довести до 95%.
Большое значение в зарубежных социалистических странах придается совершенствованию системы дого ворных отношений в строительстве. В качестве гене рального подрядчика выступают преимущественно об щестроительные объединения. В НРБ заказчикам пре доставлено право заключать договоры на строительство одного объекта с двумя или более объединениями — генеральными подрядчиками, каждое из которых прини мает на себя выполнение определенного комплекса ра бот. Координирует их деятельность заказчик. В Венгрии в качестве генерального подрядчика выступает, как правило, общестроительная организация. Предполага ется, что в дальнейшем функции генерального подряд чика будут возложены на проектные организации, кото рые станут ответственными за весь процесс капиталь ного строительства в целом, начиная с разработки проектных материалов и кончая передачей заказчику готового объекта. Эта точка зрения получает распрост ранение и в ряде других стран.
Наряду с этим в Венгрии признано целесообразным отказаться от практики административного назначения подрядчиков и субподрядчиков. Более 50%' объема стро
92
ительно-монтажиых работ в стране ведется на основе самостоятельно заключенных договоров между заказ чиками и подрядчиками. Предполагается, что работы будут передаваться подрядчику по конкурсу, на кото ром последние будут выступать со своими предложе ниями относительно сроков, качества и стоимости строи тельства. После анализа этих данных заказчик будет принимать решение, какому строительному предприя тию передать строительство.
В ГДР генеральный подрядчик ответствен за весь процесс строительства в целом — от проектирования до ввода объекта в действие, включая его пробную эксплу атацию (при строительстве объектов производственного назначения). Функции генподрядчика заказчик может поручить по договору или строительно-монтажной орга низации или промышленному предприятию — постав щику оборудования.
Другой характерной чертой системы договорных от ношений в строительстве ГДР является то, что заказчик или генеральный подрядчик заключает договоры с так называемыми главными подрядчиками по строительным работам и по комплектации, поставке, монтажу и налад ке оборудования. В зависимости от сложности строя щегося объекта главных подрядчиков по строительным работам и по оборудованию может быть несколько.
Внедряется система главного подряда и по матери ально-техническому снабжению. Здесь в роли главных подрядчиков выступают территориальные объединения по торговле строительными материалами. В настоящее время эти объединения поставляют строительным орга низациям около 50% всех необходимых им материалов, полуфабрикатов и конструкций, не считая продукцию химической и электротехнической промышленности. Этим путем строители постепенно освобождаются от функций снабжения и ведения собственного складского хозяйства.
Для покрытия затрат по осуществлению своих функ ций генеральный подрядчик и главные подрядчики по лучают надбавку к фонду заработной платы — так на
зываемый тариф генерального (или главного) подряд чика.
Деятельность участвующих в строительстве пред приятий и организаций координирует генеральный под рядчик на основе комплексных сетевых графиков. Важ-
93
чую роль в новых условиях играют экономические сред ства воздействия иа поставщиков и исполнителей. Так, в подрядном договоре могут быть предусмотрены сле дующие условия: материальные санкции за невыполне ние работ в установленные сроки; участие в прибыли при досрочном вводе в эксплуатацию; скидки и надбав ки к цене строительства объекта. На крупных стройках при заказчике или при генеральном подрядчике созда ется премиальный фонд. Источниками его образования являются средства из премиальных фондов всех участ ников строительства. Премирование из средств этого фонда обычно производится по итогам социалистическо го соревнования.
В Польше начиная с 1968 г. после широкого обсуж дения и проведения экспериментов внедряется в прак тику новая система расширенного генерального подряда, характеризующаяся расширением функций и прав, а также ответственности генерального подрядчика. Дей ствующие правила предусматривают создание таких организационных форм строительства, при которых ге неральный подрядчик, кроме выполнения обычных обя занностей, является руководителем всего инвестиционно го процесса — от этапа проектирования до сдачи заказ чику объекта «на ходу» или «под ключ».
Условиями, способствующими внедрению в практи ку строительства расширенного генподряда, являются: создание при генподрядчике «фонда риска» и дополни тельное вознаграждение, выплачиваемое генподрядчику за выполнение им обязанностей заказчика. Право пре мирования коллективов и отдельных работников субпод рядных организаций и наложения в необходимых слу чаях на них денежных штрафов также предоставлено генеральным подрядчикам. Намечается проведение экс периментов по передаче функций генеральных подряд чиков проектным организациям технологического про филя.
Для повышения эффективности и улучшения струк туры управления большое значение имеют концентра ция строительного производства и укрупнение строи тельных и монтажных организаций. Особенности строи тельства как отрасли материального производства усложняют процесс его концентрации.
Сопоставительный анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельно-
94