Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
во взаимосвязи с проектированием и строительством новых типов и конструктивных систем зданий и соору жений. Так, новый тип сборных зданий с монолитными ядрами жесткости создает условия для разработки и внедрения комбинированных крановых и бескрановых методов их возведения. Практика многих стран показы вает, что быстрое развитие получают бескрановые мето ды монтажа (подъем этажей и перекрытий, подъем зда ний с подведением этажей н др.).
Широкое применение крупноразмерных сборных эле ментов и блочного монтажа технологического оборудо вания требует создания монтажных средств большой грузоподъемности в комплекте со специализированной монтажной оснасткой. Расширение применения свайных оснований в составе работ по устройству фундаментов, а также набивных свай различных типов для устройст ва глубоких опор неразрывно связано также с поиском эффективных методов п средств погружения свай (вибропогружение, вдавливание и др.). При производстве земляных работ преимущественное применение в пер спективе получат эффективные способы разработки грунта при помощи скреперов, машин непрерывного действия, средств гидромеханизации, бестраншейной прокладки коммуникаций путем прокола, щитовой про ходки, взрывными п другими способами.
В целях ускорения индустриализации строительного производства капитальные вложения в строительную индустрию стран — членов СЭВ прежде всего направ ляются на улучшение структуры основных производст венных фондов за счет увеличения в их составе удель ного веса строительных машин, механизмов и транс портных средств. Их доля в структуре основных произ водственных фондов строительных и монтажных орга низаций в 1972 г. составила в НРБ 78,1 %, ВНР 60,5,
ПНР 61, СРР 75,5, в СССР 67,1%*.
Особенно большое внимание обращалось при этом на увеличение числа основных строительных машин, способствующих снижению ручного труда на массовых тяжелых строительных и монтажных работах. Динами ка роста числа основных машин приводится в табл. 18.
Значительный рост парка строительных машин поз-
* Обзор уровня и экономических показателей строительства в странах — членах СЭВ за 1972т. М., 1973, с. 72.
80
Т а б л и ц а 18
Динамика роста числа основных строительных машин и механизмов в строительстве европейских стран — членов СЭВ за 1958—1971 гг. (шт.)
Машины |
Годы |
НРБ |
ВНР |
ГДР |
ПНР |
СРР |
ЧССР |
Экскаваторы |
1958 |
135 |
175 |
1169 |
842 |
230 |
889 |
|
1960 |
264 |
168 |
1585 |
1257 |
380 |
1289 |
|
1972 |
1807* |
616 |
2273** |
7577 |
4083 |
3061 |
|
13.4 |
3,5 |
1,9 |
9,0 |
17,8 |
3.5 |
|
|
|
||||||
Бульдозеры |
1958 |
68- |
128 |
326 |
986 |
229 |
932 |
|
1960 |
158 |
125 |
557 |
1579 |
360 |
1239 |
|
1972 |
1198 |
334 |
1636 |
5861 |
4135 |
2456 |
|
17,7 |
2,6 |
5.1 |
6.0 |
18,1 |
2,6 |
|
|
|
||||||
Скреперы |
1958 |
54 |
114 |
39 |
116 |
187 |
184 |
|
1960 |
161 |
127 |
56 |
171 |
186 |
124 |
|
1972 |
189 |
219 |
29 |
321 |
841 |
90 |
|
3.5 |
1.9 |
— |
2,8 |
4,5 |
— |
|
|
|
||||||
Крапы башенные |
1958 |
28 |
93 |
297 |
494 |
82 |
2259 |
|
1960 |
30 |
109 |
667 |
636 |
128 |
2952 |
|
1972 |
537 |
531 |
683 |
2257 |
1105 |
3066 |
|
19,2 |
5,7 |
2,3 |
4,6 |
13,4 |
1,3 |
|
|
|
* Везде под чертой — рост по сравнению с 1958 г., число раз. ** Данные 1971 г.
волил достигнуть больших успехов в повышении уровня механизации трудоемких, тяжелых земляных и погру зочно-разгрузочных работ. Земляные работы в 1972 г. были механизированы в НРБ на 86,5%', ВНР на 84,6, ГДР на 93,5, ПНР на 95, СРР на 88,2, СССР на 99,1,
вЧССР на 89,4%. На погрузочно-разгрузочных работах
вбольшинстве стран также достигнут высокий уровень механизации: в НРБ 81,7%, ГДР 93,8, ПНР 79,4, СРР
6-171 |
81 |
79,5, СССР 95,5, в ЧССР 81,3%. Однако уровень меха низации таких массовых работ, как штукатурные и ма лярные, продолжает оставаться в большинстве стран еще невысоким. Крайне медленно внедряется автома тизация в строительное производство. Она практически применяется лишь на отдельных видах работ (приго товление бетонной смеси) и в сфере управления.
Все страны уделяют большое внимание вопросам дальнейшей механизации строительного производства, а Постоянная комиссия СЭВ по строительству система тически обобщает опыт и разрабатывает рекомендации по дальнейшему снижению доли ручного труда. В рам ках Постоянной комиссии СЭВ по строительству была проведена большая совместная работа по проблеме «Тенденции развития автоматизации в строительстве». В результате этой работы определены основные направ ления и конкретные строительные процессы, автомати зация которых должна получить развитие в ближайшее время.
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ЗАДАЧИ
ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТОЙ ТЕХНИКИ
В процессе деятельности Постоянная комиссия СЭВ по строительству разработала предложения по типовым рядам строительных машин, выявила потребность в них по пятилетиям на 1961—1965, 1966—1970 и 1971— 1975 гг. Эти данные были также рассмотрены Постоян ной комиссией СЭВ по машиностроению и послужили основой для разработки предложений по координации планов производства и взаимных поставок машин, а также прекращения выпуска некоторых устаревших типов машин. Однако всестороннее сотрудничество и международное разделение труда на основе специализа ции и кооперирования производства строительных ма шин должного развития еще не получили. В настоящее время более широко развиваются взаимные поставки строительных машин и механизмов, что создает пред посылки для производственного сотрудничества и со действует формированию направлений разделения тру да и специализации в производстве строительной тех ники.
Взаимные поставки основных строительных машин
82
европейских |
Стран — членов |
СЭВ (НРБ, ВНР, ГДР, |
||||||
ПНР, СРР, |
СССР и ЧССР) приведены в табл. |
19. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
|
Взаимные поставки основных строительных машин |
||||||||
европейских стран — членов |
СЭВ за 1970 и 1971 гг. |
|||||||
|
|
|
|
|
Поставки из СССР в |
Поставки в СССР из |
||
|
|
|
|
|
европейские страны — |
европейских стран — |
||
Машины |
|
члены СЭВ |
членов СЭВ |
|||||
|
|
|
|
|
1970 |
1971 |
1970 |
1971 |
Экскаваторы, |
шт. |
|
1891 |
1 806 |
1 323 |
1534 |
||
Бульдозеры, |
шт. |
|
984 |
983 |
— |
— |
||
Скреперы, |
шт. |
|
|
103 |
54 |
— |
— |
|
Крамы, шт., всего |
|
1383 |
1 619 |
1 797 |
2 134 |
|||
В том числе: |
|
|
17 |
32 |
— |
|
||
башенные |
|
|
— |
|||||
трубоукладчики |
|
37 |
131 |
|
— |
|||
|
|
|
|
|
242 |
|
— |
|
Автогрендеры, |
шт. |
|
351 |
— |
||||
Дорожные |
и |
дорожно |
7416 |
9 050 |
44 394 |
44 444 |
||
строительные |
|
машины |
|
|
|
|
||
и оборудование, |
млн. |
|
|
|
|
|||
руб. |
|
|
|
за |
8261 |
10 159 |
|
|
Принадлежности и |
|
|
пасные части к экскава торам и дорожно-строи тельным машинам, млн. руб.
Характерно, что из семи стран, данные по которым суммированы в табл. 19, бульдозеры, скреперы, авто грейдеры, краны башенные и трубоукладчики постав ляет в основном одна страна (СССР), экскаваторы раз ных типов и мощности — четыре страны (ГДР, ПНР,
СССР и ЧССР), краны — пять стран (ВНР, ГДР, ПНР,
СССР и ЧССР). Складывающееся разделение труда, специализация и кооперирование производства строи тельных и дорожно-строительных машин отражают уро вень развития их производства в отдельных странах и возможности стран по созданию этой отрасли машино строения.
Комплексная программа развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ преду сматривает расширение работ в области специализации и кооперирования производства основного оборудова ния для строительства, а также проведение работ по
6* |
83 |
созданию системы машин, комплектов и отдельных ви дов универсального оборудования для прогрессивных технологических процессов.
Международное разделение труда на основе специа лизации и кооперирования производства строительных машин вытекает из объективной необходимости всемер ной механизации и автоматизации строительного произ водства, а также экономической эффективности, полу чаемой странами за счет концентрации производства машин. Между тем анализ взаимных поставок основных строительных и дорожно-строительных машин европей скими странами — членами СЭВ (НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР п ЧССР) и предложений о многосто ронней специализации и кооперировании их производ ства показывает, что, несмотря на общее стремление всех стран — членов СЭВ, работа по осуществлению та кой специализации не соответствует темпам, предусмот ренным Комплексной программой. Между тем достиже ние оптимального уровня концентрации производства строительной техники требует экономического обоснова ния целесообразных границ оптимальности, преодоления мелкосерийное™ п неоправданного параллелизма в про изводстве массовых строительных и дорожных машин.
Повышение эффективности механизации строитель ных н монтажных работ, намечаемое странами в долго срочных перспективных планах, предполагается обеспе чить за счет значительного улучшения структуры парка машин, используемых в строительстве, повышения их мощности и рабочих скоростей, а также создания новых типов машин и инструментов для механизации работ, выполняемых в настоящее время вручную. Расчеты, производимые в странах — членах СЭВ на перспективу, показывают, что существующий парк строительных ма шин быстро морально устаревает и требует замены ма шинами с более высокими технико-экономическими параметрами; при этом особенно должны возрастать мощности и рабочие скорости машин и механизмов. Так, средняя мощность бульдозеров должна возрасти примерно в 1,8 раза, скреперов — в 2,5 раза, пневмоколесных кранов — в 1,3 раза, погрузчиков — в 2,4 раза. Намечается производство и внедрение в строительство универсальных гидрофицированных экскаваторов с ков шом объемом до 2,5 м3, бульдозеров и рыхлителей на гусеничных тракторах и колесных тягачах мощностью
84
до 1200 л. с., самоходных скреперов с ковшом объемом до 40 м3, колесных и гусеничных погрузчиков грузоподъ емностью до 25 т. Должны быть освоены п внедрены
стреловые |
краны большой |
грузоподъемностью (до |
500 т) с |
различными видами |
ходового оборудования. |
При этом крановое хозяйство должно развиваться преи мущественно за счет кранов на специальном шасси ав томобильного типа, имеющих высокие транспортные скорости. Доля гидрофицироваиных кранов с телескопи ческими стрелами грузоподъемностью до 25 т должна составить примерно 4/s общего парка кранов.
Расширение в перспективе строительства высотных зданий потребует коренных изменений в структуре вер тикального транспорта. Должны быть также разрабо таны и внедрены новые виды наземных транспортных средств, обеспечивающие повышение средней грузо подъемности автотранспортных средств примерно в два раза.
и |
Все это подтверждает, что проблема специализации |
кооперирования производства машин, оборудования |
|
и |
механизированного (электрифицированного) инстру |
мента для строительного производства должна рассмат риваться в более широком аспекте и на длительную пер спективу. Эти расчеты должны вытекать из закономер ностей научно-технического и социального прогресса, влияющего на изменение характера н структуры продук ции, технологии возведения зданий и сооружений, а также предметов и средств труда, которые обеспечивают сни жение трудоемкости и резкое уменьшение ручного труда в строительном производстве.
Важнейшими направлениями многосторонней спе циализации и кооперирования производства строитель ной техники в соответствии с Комплексной программой социалистической экономической интеграции должны явиться оптимизация уровня концентрации производст ва, более рациональное использование и повышение эко номической эффективности существующих производст венных мощностей, в частности за счет резкого сокра щения мелкосерийности. Особое внимание должно быть уделено созданию на многосторонней и двусторонней основе производственных мощностей для выпуска но вых перспективных параметрических рядов машин и ме ханизмов с повышенными эксплуатационными качест вами, принципиально новой техники для механизации
85
трудоёмких процессов как в строительном производстве социалистических стран, так и для продажи строитель ной техники на мировом рынке. В связи с этим работа по специализации и кооперированию производства ма шин, проводимая Постоянной комиссией по машино строению и рабочими органами Постоянной комиссии по строительству, нуждается в углублении и более тщатель ном технико-экономическом обосновании. Очевидно, объединение работы этих двух комиссий весьма целесо образно и будет способствовать принятию более обосно ванных рекомендаций и ускорению в рамках СЭВ мно госторонней специализации и кооперирования производ ства машин для строительства.
В предложениях по специализации и кооперирова нию производства строительных и дорожно-строитель ных машин, подготовленных Постоянной комиссией СЭВ по машиностроению, эти вопросы еще не получили должной разработки.
Индустриализация строительства потребовала зна чительных капитальных вложений на ускоренное разви тие строительной индустрии. В общих капитальных вло жениях стран — членов СЭВ доля капитальных вло жений, направленных на развитие строительной индустрии, была более высокой, чем в развитых капи талистических странах (примерно в 1,5—2 раза). Это позволило значительно увеличить мощности строитель ных организаций и их основные производственные фонды. Только за период с 1960 по 1972 г. основные производст венные фонды строительной индустрии возросли в НРБ почти в 6 раз, ВНР в 4,6 раза, ГДР в 3,2, ПНР в 3,3, СРР в 4, СССР в 3,7, в ЧССР в 2,2 раза.
Эффективное использование производственных фон дов народного хозяйства является одним из наиболее актуальных вопросов развития социалистической эконо мики. В условиях быстрого развития современного об щественного производства и научно-технической рево люции объем продукции и снижение затрат на ее произ водство все в большей мере определяются уровнем технического оснащения предприятий и рациональным использованием производственных фондов. Поэтому важнейшей задачей хозяйственной реформы в странах — членах СЭВ явилось создание экономических стимулов повышения заинтересованности коллективов предприя тий в улучшении использования машин, оборудования,
8G
основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии.
При переходе на новые условия хозяйствования был изменен порядок пользования фондами и введена плата за фонды. При наличии общих черт размеры, порядок и источники платы за фонды в европейских социалисти ческих странах различны. Например, в ВНР налог, уплачиваемый за производственные фонды, включается в себестоимость строительно-монтажных работ из рас чета 5% первоначальной стоимости собственных и арен дованных основных производственных фондов; налог со стоимости собственных оборотных фондов и иностран ной валюты, предоставленной предприятиям для приоб ретения импортного оборудования, также состав ляет 5%.
ВГДР для строительно-монтажных комбинатов плата за фонды не должна превышать 6%. Комбинатам предоставлено право дифференцировать норму платы между подчиненными предприятиями.
ВЧехословакии строительно-монтажные организа
ции платят за основные производственные фонды 6%, а за оборотные средства, которые предоставляются им только в виде кредита, — 4%. При просрочке погашения кредита плата увеличивается вдвое. Кроме того, с об щей суммы материальных запасов взимается плата
вразмере 2% их стоимости.
ВПНР плата за основные производственные фонды
встроительстве введена с 1971 г. Стоимостной базой для исчисления этой платы за основные производственные фонды принята их остаточная стоимость, а источник
платежа — прибыль.
В большинстве стран отдельные виды основных про изводственных фондов, преимущественно те, которые используются как средства охраны труда и противопо жарной техники, не облагаются платой. Строительномонтажным организациям предоставлено право реали зовать излишние и ненужные машины и оборудование, а также сдавать их в'аренду другим организациям.
Введение платы за производственные фонды строи тельно-монтажных организаций как общее правило не достаточно способствовало улучшению использования строительной техники. В этой связи необходимо указать, что интенсивный рост основных производственных фон дов уже давно опережает в странах — членах СЭВ рост
87