Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

объектов в СССР явился комплекс зданий СЭВ на прос­ пекте Калинина в Москве. Для широкого ознакомления с опытом этой стройки Центральным институтом организа­ ции, механизации и технической помощи Госстроя СССР

была издана специальная информация «Опыт примене­ ния сетевого метода планирования и управления на стро­ ительстве комплекса зданий СЭВ в г. Москве».

Заказчиком строительства этого комплекса являлся международный орган — Секретариат Совета Экономиче­ ской Взаимопомощи, а генеральным подрядчиком —- Главмосстрой горисполкома Москвы (трест «Мос- строй-13»), В строительстве принимали участие 40 суб­ подрядных строительно-монтажных организаций, из них 14 организаций стран — членов СЭВ (НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР). В напряженный период завершения строи­ тельства (июнь — октябрь 1967 .г.) на стройке работало 300—350 квалифицированных работников из указанных стран. Основные (земляные, общестроительные, монтаж­ ные, отделочные, специальные, дорожные и др.) работы выполняли преимущественно субподрядные организации

СССР. Зарубежные субподрядные организации, как пра­ вило, принимали на себя выполнение специальных работ, которые были непосредственно связаны с поставкой ма­ териалов, конструкций и оборудования для строительст­ ва комплекса.

Так, трест «Мостосталь» (ПНР) производил монтаж наружных ограждающих конструкций (алюминиевые переплеты, остекление высотной части здания), установ­ ку витражей стилобата, монтаж тамбура гостиницы; предприятие «Диэлектротехник» (ГДР) — шефмонтаж оборудования трех КТП и РП-10кВ; предприятие «Гум- ми-Ахлер» (ГД Р )— укладку синтетического ковра «тримоза» на полы конференц-зала и гостиницы; предприя­ тие «Ферунион» (ВНР) — облицовку стен холлов травер­ тином в высотной части здания СЭВ, покрытие ступеней лестницы мрамором, монтаж подвесных потолков, на­ стилку паркета, монтаж алюминиевых перегородок; внешнеторговые предприятия связи и точной механики «Электроимпекс» (ВНР) — поставку и монтаж всех сла­ боточных электроакустических установок, а также кресел конфереиц-зала, отделку зала искусцтвенной кожей и де­ ревом ценных пород, поставку и монтаж звукоусилитель­ ных центров гостиницы, ресторана, баров, банкетного зала.

108

Ёо многих случаях страны — члены СЭВ проявляют заинтересованность в дальнейшем развитии такой формы взаимного сотрудничества и помощи, как непосредствен­ ное участие подрядных строительных и монтажных орга­ низаций одной или группы отран в сооружении промыш­ ленных и других объектов братских стран. Так, в МНР развитие строительства затруднялось из-за недостатка строительных рабочих и отставания в подготовке собст­ венных квалифицированных рабочпх-строителей. В реше­ нии этой проблемы приняли участие многие страны — члены СЭВ. На монгольских стройках совместно трудятся монгольские, советские, чехословацкие, бол­ гарские и польские строители, • их труд стал симво­ лом интернациональной дружбы и братского сотруд­ ничества.

ВСССР на ряде отроек производят строительно-мон­ тажные работы строители НРБ. В частности, они работа­ ют на строительстве рудников Курской магнитной ано­ малии, газо- и нефтепроводов, лесозаготовительного предприятия в Коми АССР, на реконструкции Архан­ гельского целлюлозно-бумажного комбината и т. д.

ВГДР на многих стройках ведут работы строитель­ ные организации ПНР («Гидробудова-IV»), монтаж­ ники из СССР, ЧССР и ВНР. Очевидно, эта форма со­ трудничества будет развиваться в порядке разделения труда на основе специализации и кооперирования при строительстве промышленных комплексов и объектов на многосторонней и двусторонней основе. Заслуживает внимания интересный пример многостороннего сотрудни­ чества в проектировании и строительстве крупной элект­ ростанции в г. Тирбах (ГДР). Технический проект этой тепловой электростанции разработали советские проект­

ные организации. СССР поставил для строительства па­ ровые котлы и турбогенераторы. Венгрия изготовила и смонтировала оборудование для удаления золы. Поль­ ские строители осуществили строительство четырех ба­ шен охладителей и дымовой трубы высотой 300 м. В этом примере отчетливо проявляются принципы международ­ ного социалистического разделения труда проектных и строительно-монтажных работ на основе специализации и кооперирования.

Приведенные примеры убедительно показывают, что специфика строительства отнюдь не ограничивает воз­ можности развития международного разделения труда и

109


социалистической экономической интеграции и полно­ стью соответствует современному этапу индустриального развития строительного производства. Интеграционные процессы непрерывно углубляются и расширяются, соз­ даются конкретные формы кооперирования и специали­ зации в строительстве на двусторонней и многосторонней основе. Расширение масштабов строительно-монтажных работ в зарубежных странах привело к созданию само­ стоятельных организаций для осуществления таких ра­ бот. Так, в НРБ создано государственное объединение «Техноэкспортстрой», в ПНР — объединение «Будимекс», в СРР — румынский строительно-монтажный подряд. В отдельных странах строительством за рубежом наряду со специальными организациями занимаются и строи­ тельные объединения. Положением об объединении про­ мышленного строительства «Юг» Польской Народной Республики предусмотрено, что объединением выполня­ ются также задания в области зарубежного строительст­ ва. В структуре этого объединения имеется экспортный отдел, который организует выполнение заданий по стро­ ительству в зарубежных странах, а также планов науч­ но-технического сотрудничества с этими странами.

В Комплексной программе поставлена задача поднять сотрудничество на новый, более высокий уровень и осу­ ществить поэтапно специализацию и кооперирование возведения специальных объектов и отдельных видов строительных работ, таких как сооружение метрополите­ нов, магистральных трубопроводов, автодорог, градирен, высотных труб, большепролетных зданий, подземные п подводные работы, работы, требующие уникальных строительных машин и агрегатов и др., в зависимости от потребностей и возможностей каждой страны. На первом этапе выбраны три типа сооружений: высотные дымовые трубы, градирни больших размеров и монолитные силосы для хранения зерна.

Опыт совместного проектирования и строительства междугосударственных объектов, разделения труда на основе специализации и кооперирования, выдвигает за­ дачу более глубокого экономического анализа их эффек­ тивности, изучения и разработки конкретных предложе­ ний о целесообразности создания межгосударственных проектно-строительных организаций по проектированию и осуществлению крупных строительных программ, в ча­ стности по строительству атомных электростанций, меж­

110


государственных водных систем, ирригационных и других сооружений, по комплексному использованию водных ре­ сурсов, крупных промышленных комплексов, в которых заинтересованы многие страны — члены Совета Эконо­ мической Взаимопомощи.

В Комплексной программе выдвинуто в качестве од­ ной из важных задач совершенствование правовых основ экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ в целях обеспечения наиболее бла­ гоприятных условий для углубления сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Одним из наиболее отсталых участков в этом направле­ нии является правовое регулирование в области капи­ тального строительства. До настоящего времени взаимо­ отношения стран регулируются «Общими условиями по­ ставок товаров между организациями стран — членов СЭВ» (ОУП 1968 г.) и «Общими условиями монтажа СЭВ 1962 г.». В этих документах строительные организа­ ции, которые берут на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ, именуются поставщиками со всеми вытекающими из этого последствиями. Между тем выполнение строительно-монтажных работ по своей юридической природе является подрядом, а не поставкой. В большинстве стран взаимоотношения заказчика и под­ рядчика регулируются специальными правилами о дого­ ворах подряда на капитальное строительство. Следова­ тельно, общие условия должны учитывать опыт примене­ ния в странах правил о договорах подряда и практику регулирования взаимоотношений генеральных подрядчи­ ков с субподрядными организациями. В Общих условиях необходимо отразить предмет и общее содержание до­ говора подряда на строительство комплексов и объектов в различных отраслях народного хозяйства с расчленени­ ем на отдельные этапы и виды строительно-монтажных работ.

Эти пожелания частично учтены в Общих условиях выполнения строительно-монтажных работ организация­ ми одной страны — члена СЭВ в другой ртране — члене СЭВ, одобренных на 33-м заседании Постоянной комис­ сии СЭВ по строительству в качестве временного доку­ мента. До их одобрения Постоянной комиссией СЭВ по внешней торговле странам — членам СЭВ рекомендовано учитывать положения Общих условий при заключении контрактов на выполнение строительно-монтажных работ

111

с тем, чтобы после проверки этого документа на практи­ ке он был внесен на рассмотрение Исполкома СЭВ.

Одновременно с Общими условиями необходимо вы­ работать рекомендации по разработке проектов и смет на выполнение строительно-монтажных работ одной стра­ ной— членом СЭВ в другой стране, а также по составле­ нию, рассмотрению и утверждению проектов организации строительства и производства строительно-монтажных работ одной страны на территории другой страны — чле­ на СЭВ.

Расширение практики непосредственного участия под­ рядных строительно-монтажных организаций одной или группы стран в сооружении промышленных и других объектов в братских странах связано с направлением на длительные сроки специалистов и квалифицированных рабочих в эти страны. Очевидно, вопросы регулирования системы их оплаты с учетом отрыва от семьи имеют боль­ шое практическое значение и нуждаются в изучении и разработке специальных рекомендаций.

Товарищеский обмен богатейшим и разносторонним опытом, бескорыстная взаимная помощь и поддержка стран — членов СЭВ в индустриализации строительства способствуют постепенному сближению и выравниванию уровней технического п экономического развития строи­ тельного производства братских стран. Это является важным дополнительным источником для развития и

углубления интеграционных процессов в капитальном строительстве.


I V

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ — ЧЛЕНАХ СЭВ

1. КООРДИНАЦИЯ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЛАНОВ В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВКомплексной программе указывается, что главным

ирешающим средством развития интеграционных про­ цессов в экономике стран — членов СЭВ в целях совмест­ ного решения важнейших общих задач братских стран в производстве, капитальном строительстве, научно-иссле­ довательских и проектно-конструкторских работах явля­ ется сотрудничество в области плановой деятельности. Координация планов — основной метод организации со­ трудничества и углубления международного социалисти­

ческого разделения труда на основе специализации и кооперирования. Широкий обмен опытом совершенство­

вания системы планирования и экономического стиму­

лирования способствует сближению

форм и методов,

а также повышению научного уровня

народнохозяйст­

венного планирования в странах — членах СЭВ.

Сотрудничество в области плановой деятельности дол­ жно осуществляться систематически и непрерывно в на­ правлении разработки прогнозов в важнейших областях экономики, науки и техники, координации планов на длительную перспективу, совместного планирования за­ интересованными странами развития отдельных отраслей промышленности и видов производства, составления со­ гласованных планов многосторонних интеграционных мероприятий, обмена опытом по совершенствованию сис­ темы планирования и управления народным хозяйством.

Координация народнохозяйственных планов занимает ведущее место в системе экономического и научно-техни­ ческого сотрудничества стран — членов СЭВ, что опреде­ ляется ролью планирования как главного метода руко-

8-171

118

водства социалистической экономикой. Намечаемые мероприятия по развитию интеграции становятся реаль­ ными и претворяются в жизнь лишь при условии их включения в национальные планы развития народного хозяйства стран — членов СЭВ.

Комплексная программа, решения XXVI и XXVII сес­ сий СЭВ определили особенности работы по координации народнохозяйственных планов в современных условиях. Координация пятилетних планов впервые будет осущест­ вляться во взаимной увязке с планами на длительную перспективу — до 1985 и 1990 г.

Формы, методы и порядок работы по координации планов определены в подготовленной Секретариатом СЭВ методике многосторонней координации народнохо­ зяйственных планов стран — членов СЭВ на длительную перспективу и на пятилетие в увязке с двусторонней ко­ ординацией планов. Этим документом определены функ­ ции органов СЭВ в работе по координации планов. Коми­ теты СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятель­ ности и по научно-техническому сотрудничеству определяют перечень координируемых проблем, а также проблем, разрабатываемых постоянными комиссиями и рассматриваемых этими комитетами. Комитет по сотруд­ ничеству в области плановой деятельности разрабатыва­ ет программу работ по координации планов развития на­ родного хозяйства стран — членов СЭВ на 1976—1980 гг., которая является основой для разработки программы постоянными комиссиями по отдельным отраслям.

Постоянные комиссии СЭВ на основе материалов стран выявляют экономические и научно-технически^ проблемы и разрабатывают отдельные вопросы, связан­ ные с координацией планов. Помимо проблем, определен­ ных комитетами СЭВ, в планы комиссий включаются проблемы, рассматриваемые ими самими. Постоянные ко­ миссии представляют комитетам соответствующие мате­ риалы и предложения по решению проблем межотрасле­ вого характера, подготовляют проекты соглашений и до­ говоров заинтересованных стран — членов СЭВ по отдельным вопросам, связанным с этими проблемами, а также информацию о результатах работы по координа­ ции планов н разработке проблем экономического со­ трудничества для Исполкома СЭВ.

В области координации пятилетннх планов постоян­ ные комиссии СЭВ и в их числе Комиссия по строитель­

114


ству проводят работу в соответствующих отраслях на основе их программы работ, ведут разработку проблем экономического сотрудничества на пятилетие, согласовы­ вают пути и методы решения проблем отраслевого харак­ тера, принимают рекомендации странам по выполнению Комплексной программы. Постоянные комиссии СЭВ представляют информацию о ходе и результатах коор­ динации планов развития соответствующих отраслей народного хозяйства и видов производства.

Секретариат СЭВ готовит проекты сводной информа­ ции о намечаемом развитии народного хозяйства, эконо­ мическом п научно-техническом сотрудничестве стран — членов СЭВ. В ходе работы по координации планов Сек­ ретариат СЭВ осуществляет организационное и методи­ ческое руководство, подготовляет проект программы разработки координируемых проблем, предложения по общей организации работ, обобщает результаты очеред­ ных этапов координации планов, готовит сводную инфор­ мацию о результатах координации планов и предложения по дальнейшей работе в этой области.

Исполком СЭВ рассматривает разработанные посто­ янными комиссиями проблемы экономического и научнотехнического сотрудничества, сводную информацию о ра­ ботах по координации планов и результатах переговоров по заключению странами — членами СЭВ долгосрочных соглашений о взаимных поставках товаров на 1976— 1980 гг.

Из характеристики основных функции органов СЭВ становится очевидным, что главная работа по координа­ ции планов выполняется постоянными комиссиями СЭВ, которые в g b o io очередь опираются на материалы стран — членов СЭВ. Успех работы по координации на­ роднохозяйственных планов во многом зависит от орга­ низации исследовательской и плановой работы прежде всего на национальном уровне.

В настоящее время в странах — членах СЭВ разраба­ тываются долгосрочные прогнозы и перспективные пла­ ны развития народного хозяйства, в том числе по строи­ тельству и промышленности строительных материалов. Коммунистические и рабочие партии и правительства стран — членов СЭВ определили основы и порядок раз­ работки долгосрочных перспективных планов развития их народного хозяйства до 1990 г. В принятых во всех странах решениях подчеркивается, что долгосрочные пла­

8*

115

ны должны в максимальной мере учитывать возможно­ сти международного социалистического разделения тру­ да и развития социалистической экономической инте­ грации.

Цель координации планов в области строительства и промышленности строительных материалов — разработка программы сотрудничества стран—-членов СЭВ, которая должна найти отражение в национальных пятилетних планах на 1976—1980 гг. Основные направления сотруд­ ничества .указаны в долгосрочном плане работы Посто­ янной комиссии СЭВ по строительству по выполнению задач Комплексной программы на 1971—1975 гг. Отдель­ ные мероприятия, намеченные этим планом, будут про­ должены в следующей пятилетке и должны учитываться в работе по координации планов на 1976—1980 гг., что обеспечит преемственность в выполнении Комплексной программы. Вместе с тем при координации планов на по­ следующую пятилетку следует учитывать актуальные вопросы, вытекающие из современных условий и накоп­ ленного опыта сотрудничества.

В области производства строительных материалов и конструкций главное внимание надо уделить согласова­ нию планов производства и взаимных поставок прогрес­ сивных материалов и конструкций, определяющих техни­ ческий уровень строительства. При разработке програм­ мы международной специализации и кооперирования необходимо учитывать уже складывающуюся специали­ зацию отдельных стран.

В области механизации строительства перспективные направления сотрудничества, которые следует учитывать при координации планов, — это специализация производ­ ства новых видов строительных машин, механизирован­ ного инструмента для строительно-монтажных работ, специализация заводов по ремонту отдельных видов стро­ ительных машин с учетом размещения в районах, вклю­ чающих территорию ряда стран, например западные районы СССР, ПНР, ЧССР, ВНР.

В 1976—1980 гг. целесообразно продолжить начатую линию на специализацию и кооперирование возведения специальных объектов, постепенно распространяя ее на массовые, особенно крупные стройки, возводимые сов­ местными усилиями стран — членов СЭВ.

При координации планов надо учитывать необходи­ мость совершенствования уже сложившихся и вполне оп­

116