Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
объектов в СССР явился комплекс зданий СЭВ на прос пекте Калинина в Москве. Для широкого ознакомления с опытом этой стройки Центральным институтом организа ции, механизации и технической помощи Госстроя СССР
была издана специальная информация «Опыт примене ния сетевого метода планирования и управления на стро ительстве комплекса зданий СЭВ в г. Москве».
Заказчиком строительства этого комплекса являлся международный орган — Секретариат Совета Экономиче ской Взаимопомощи, а генеральным подрядчиком —- Главмосстрой горисполкома Москвы (трест «Мос- строй-13»), В строительстве принимали участие 40 суб подрядных строительно-монтажных организаций, из них 14 организаций стран — членов СЭВ (НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР). В напряженный период завершения строи тельства (июнь — октябрь 1967 .г.) на стройке работало 300—350 квалифицированных работников из указанных стран. Основные (земляные, общестроительные, монтаж ные, отделочные, специальные, дорожные и др.) работы выполняли преимущественно субподрядные организации
СССР. Зарубежные субподрядные организации, как пра вило, принимали на себя выполнение специальных работ, которые были непосредственно связаны с поставкой ма териалов, конструкций и оборудования для строительст ва комплекса.
Так, трест «Мостосталь» (ПНР) производил монтаж наружных ограждающих конструкций (алюминиевые переплеты, остекление высотной части здания), установ ку витражей стилобата, монтаж тамбура гостиницы; предприятие «Диэлектротехник» (ГДР) — шефмонтаж оборудования трех КТП и РП-10кВ; предприятие «Гум- ми-Ахлер» (ГД Р )— укладку синтетического ковра «тримоза» на полы конференц-зала и гостиницы; предприя тие «Ферунион» (ВНР) — облицовку стен холлов травер тином в высотной части здания СЭВ, покрытие ступеней лестницы мрамором, монтаж подвесных потолков, на стилку паркета, монтаж алюминиевых перегородок; внешнеторговые предприятия связи и точной механики «Электроимпекс» (ВНР) — поставку и монтаж всех сла боточных электроакустических установок, а также кресел конфереиц-зала, отделку зала искусцтвенной кожей и де ревом ценных пород, поставку и монтаж звукоусилитель ных центров гостиницы, ресторана, баров, банкетного зала.
108
Ёо многих случаях страны — члены СЭВ проявляют заинтересованность в дальнейшем развитии такой формы взаимного сотрудничества и помощи, как непосредствен ное участие подрядных строительных и монтажных орга низаций одной или группы отран в сооружении промыш ленных и других объектов братских стран. Так, в МНР развитие строительства затруднялось из-за недостатка строительных рабочих и отставания в подготовке собст венных квалифицированных рабочпх-строителей. В реше нии этой проблемы приняли участие многие страны — члены СЭВ. На монгольских стройках совместно трудятся монгольские, советские, чехословацкие, бол гарские и польские строители, • их труд стал симво лом интернациональной дружбы и братского сотруд ничества.
ВСССР на ряде отроек производят строительно-мон тажные работы строители НРБ. В частности, они работа ют на строительстве рудников Курской магнитной ано малии, газо- и нефтепроводов, лесозаготовительного предприятия в Коми АССР, на реконструкции Архан гельского целлюлозно-бумажного комбината и т. д.
ВГДР на многих стройках ведут работы строитель ные организации ПНР («Гидробудова-IV»), монтаж ники из СССР, ЧССР и ВНР. Очевидно, эта форма со трудничества будет развиваться в порядке разделения труда на основе специализации и кооперирования при строительстве промышленных комплексов и объектов на многосторонней и двусторонней основе. Заслуживает внимания интересный пример многостороннего сотрудни чества в проектировании и строительстве крупной элект ростанции в г. Тирбах (ГДР). Технический проект этой тепловой электростанции разработали советские проект
ные организации. СССР поставил для строительства па ровые котлы и турбогенераторы. Венгрия изготовила и смонтировала оборудование для удаления золы. Поль ские строители осуществили строительство четырех ба шен охладителей и дымовой трубы высотой 300 м. В этом примере отчетливо проявляются принципы международ ного социалистического разделения труда проектных и строительно-монтажных работ на основе специализации и кооперирования.
Приведенные примеры убедительно показывают, что специфика строительства отнюдь не ограничивает воз можности развития международного разделения труда и
109
социалистической экономической интеграции и полно стью соответствует современному этапу индустриального развития строительного производства. Интеграционные процессы непрерывно углубляются и расширяются, соз даются конкретные формы кооперирования и специали зации в строительстве на двусторонней и многосторонней основе. Расширение масштабов строительно-монтажных работ в зарубежных странах привело к созданию само стоятельных организаций для осуществления таких ра бот. Так, в НРБ создано государственное объединение «Техноэкспортстрой», в ПНР — объединение «Будимекс», в СРР — румынский строительно-монтажный подряд. В отдельных странах строительством за рубежом наряду со специальными организациями занимаются и строи тельные объединения. Положением об объединении про мышленного строительства «Юг» Польской Народной Республики предусмотрено, что объединением выполня ются также задания в области зарубежного строительст ва. В структуре этого объединения имеется экспортный отдел, который организует выполнение заданий по стро ительству в зарубежных странах, а также планов науч но-технического сотрудничества с этими странами.
В Комплексной программе поставлена задача поднять сотрудничество на новый, более высокий уровень и осу ществить поэтапно специализацию и кооперирование возведения специальных объектов и отдельных видов строительных работ, таких как сооружение метрополите нов, магистральных трубопроводов, автодорог, градирен, высотных труб, большепролетных зданий, подземные п подводные работы, работы, требующие уникальных строительных машин и агрегатов и др., в зависимости от потребностей и возможностей каждой страны. На первом этапе выбраны три типа сооружений: высотные дымовые трубы, градирни больших размеров и монолитные силосы для хранения зерна.
Опыт совместного проектирования и строительства междугосударственных объектов, разделения труда на основе специализации и кооперирования, выдвигает за дачу более глубокого экономического анализа их эффек тивности, изучения и разработки конкретных предложе ний о целесообразности создания межгосударственных проектно-строительных организаций по проектированию и осуществлению крупных строительных программ, в ча стности по строительству атомных электростанций, меж
110
государственных водных систем, ирригационных и других сооружений, по комплексному использованию водных ре сурсов, крупных промышленных комплексов, в которых заинтересованы многие страны — члены Совета Эконо мической Взаимопомощи.
В Комплексной программе выдвинуто в качестве од ной из важных задач совершенствование правовых основ экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ в целях обеспечения наиболее бла гоприятных условий для углубления сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Одним из наиболее отсталых участков в этом направле нии является правовое регулирование в области капи тального строительства. До настоящего времени взаимо отношения стран регулируются «Общими условиями по ставок товаров между организациями стран — членов СЭВ» (ОУП 1968 г.) и «Общими условиями монтажа СЭВ 1962 г.». В этих документах строительные организа ции, которые берут на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ, именуются поставщиками со всеми вытекающими из этого последствиями. Между тем выполнение строительно-монтажных работ по своей юридической природе является подрядом, а не поставкой. В большинстве стран взаимоотношения заказчика и под рядчика регулируются специальными правилами о дого ворах подряда на капитальное строительство. Следова тельно, общие условия должны учитывать опыт примене ния в странах правил о договорах подряда и практику регулирования взаимоотношений генеральных подрядчи ков с субподрядными организациями. В Общих условиях необходимо отразить предмет и общее содержание до говора подряда на строительство комплексов и объектов в различных отраслях народного хозяйства с расчленени ем на отдельные этапы и виды строительно-монтажных работ.
Эти пожелания частично учтены в Общих условиях выполнения строительно-монтажных работ организация ми одной страны — члена СЭВ в другой ртране — члене СЭВ, одобренных на 33-м заседании Постоянной комис сии СЭВ по строительству в качестве временного доку мента. До их одобрения Постоянной комиссией СЭВ по внешней торговле странам — членам СЭВ рекомендовано учитывать положения Общих условий при заключении контрактов на выполнение строительно-монтажных работ
111
с тем, чтобы после проверки этого документа на практи ке он был внесен на рассмотрение Исполкома СЭВ.
Одновременно с Общими условиями необходимо вы работать рекомендации по разработке проектов и смет на выполнение строительно-монтажных работ одной стра ной— членом СЭВ в другой стране, а также по составле нию, рассмотрению и утверждению проектов организации строительства и производства строительно-монтажных работ одной страны на территории другой страны — чле на СЭВ.
Расширение практики непосредственного участия под рядных строительно-монтажных организаций одной или группы стран в сооружении промышленных и других объектов в братских странах связано с направлением на длительные сроки специалистов и квалифицированных рабочих в эти страны. Очевидно, вопросы регулирования системы их оплаты с учетом отрыва от семьи имеют боль шое практическое значение и нуждаются в изучении и разработке специальных рекомендаций.
Товарищеский обмен богатейшим и разносторонним опытом, бескорыстная взаимная помощь и поддержка стран — членов СЭВ в индустриализации строительства способствуют постепенному сближению и выравниванию уровней технического п экономического развития строи тельного производства братских стран. Это является важным дополнительным источником для развития и
углубления интеграционных процессов в капитальном строительстве.
I V
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ — ЧЛЕНАХ СЭВ
1. КООРДИНАЦИЯ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЛАНОВ В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВКомплексной программе указывается, что главным
ирешающим средством развития интеграционных про цессов в экономике стран — членов СЭВ в целях совмест ного решения важнейших общих задач братских стран в производстве, капитальном строительстве, научно-иссле довательских и проектно-конструкторских работах явля ется сотрудничество в области плановой деятельности. Координация планов — основной метод организации со трудничества и углубления международного социалисти
ческого разделения труда на основе специализации и кооперирования. Широкий обмен опытом совершенство
вания системы планирования и экономического стиму |
|
лирования способствует сближению |
форм и методов, |
а также повышению научного уровня |
народнохозяйст |
венного планирования в странах — членах СЭВ. |
Сотрудничество в области плановой деятельности дол жно осуществляться систематически и непрерывно в на правлении разработки прогнозов в важнейших областях экономики, науки и техники, координации планов на длительную перспективу, совместного планирования за интересованными странами развития отдельных отраслей промышленности и видов производства, составления со гласованных планов многосторонних интеграционных мероприятий, обмена опытом по совершенствованию сис темы планирования и управления народным хозяйством.
Координация народнохозяйственных планов занимает ведущее место в системе экономического и научно-техни ческого сотрудничества стран — членов СЭВ, что опреде ляется ролью планирования как главного метода руко-
8-171 |
118 |
водства социалистической экономикой. Намечаемые мероприятия по развитию интеграции становятся реаль ными и претворяются в жизнь лишь при условии их включения в национальные планы развития народного хозяйства стран — членов СЭВ.
Комплексная программа, решения XXVI и XXVII сес сий СЭВ определили особенности работы по координации народнохозяйственных планов в современных условиях. Координация пятилетних планов впервые будет осущест вляться во взаимной увязке с планами на длительную перспективу — до 1985 и 1990 г.
Формы, методы и порядок работы по координации планов определены в подготовленной Секретариатом СЭВ методике многосторонней координации народнохо зяйственных планов стран — членов СЭВ на длительную перспективу и на пятилетие в увязке с двусторонней ко ординацией планов. Этим документом определены функ ции органов СЭВ в работе по координации планов. Коми теты СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятель ности и по научно-техническому сотрудничеству определяют перечень координируемых проблем, а также проблем, разрабатываемых постоянными комиссиями и рассматриваемых этими комитетами. Комитет по сотруд ничеству в области плановой деятельности разрабатыва ет программу работ по координации планов развития на родного хозяйства стран — членов СЭВ на 1976—1980 гг., которая является основой для разработки программы постоянными комиссиями по отдельным отраслям.
Постоянные комиссии СЭВ на основе материалов стран выявляют экономические и научно-технически^ проблемы и разрабатывают отдельные вопросы, связан ные с координацией планов. Помимо проблем, определен ных комитетами СЭВ, в планы комиссий включаются проблемы, рассматриваемые ими самими. Постоянные ко миссии представляют комитетам соответствующие мате риалы и предложения по решению проблем межотрасле вого характера, подготовляют проекты соглашений и до говоров заинтересованных стран — членов СЭВ по отдельным вопросам, связанным с этими проблемами, а также информацию о результатах работы по координа ции планов н разработке проблем экономического со трудничества для Исполкома СЭВ.
В области координации пятилетннх планов постоян ные комиссии СЭВ и в их числе Комиссия по строитель
114
ству проводят работу в соответствующих отраслях на основе их программы работ, ведут разработку проблем экономического сотрудничества на пятилетие, согласовы вают пути и методы решения проблем отраслевого харак тера, принимают рекомендации странам по выполнению Комплексной программы. Постоянные комиссии СЭВ представляют информацию о ходе и результатах коор динации планов развития соответствующих отраслей народного хозяйства и видов производства.
Секретариат СЭВ готовит проекты сводной информа ции о намечаемом развитии народного хозяйства, эконо мическом п научно-техническом сотрудничестве стран — членов СЭВ. В ходе работы по координации планов Сек ретариат СЭВ осуществляет организационное и методи ческое руководство, подготовляет проект программы разработки координируемых проблем, предложения по общей организации работ, обобщает результаты очеред ных этапов координации планов, готовит сводную инфор мацию о результатах координации планов и предложения по дальнейшей работе в этой области.
Исполком СЭВ рассматривает разработанные посто янными комиссиями проблемы экономического и научнотехнического сотрудничества, сводную информацию о ра ботах по координации планов и результатах переговоров по заключению странами — членами СЭВ долгосрочных соглашений о взаимных поставках товаров на 1976— 1980 гг.
Из характеристики основных функции органов СЭВ становится очевидным, что главная работа по координа ции планов выполняется постоянными комиссиями СЭВ, которые в g b o io очередь опираются на материалы стран — членов СЭВ. Успех работы по координации на роднохозяйственных планов во многом зависит от орга низации исследовательской и плановой работы прежде всего на национальном уровне.
В настоящее время в странах — членах СЭВ разраба тываются долгосрочные прогнозы и перспективные пла ны развития народного хозяйства, в том числе по строи тельству и промышленности строительных материалов. Коммунистические и рабочие партии и правительства стран — членов СЭВ определили основы и порядок раз работки долгосрочных перспективных планов развития их народного хозяйства до 1990 г. В принятых во всех странах решениях подчеркивается, что долгосрочные пла
8* |
115 |
ны должны в максимальной мере учитывать возможно сти международного социалистического разделения тру да и развития социалистической экономической инте грации.
Цель координации планов в области строительства и промышленности строительных материалов — разработка программы сотрудничества стран—-членов СЭВ, которая должна найти отражение в национальных пятилетних планах на 1976—1980 гг. Основные направления сотруд ничества .указаны в долгосрочном плане работы Посто янной комиссии СЭВ по строительству по выполнению задач Комплексной программы на 1971—1975 гг. Отдель ные мероприятия, намеченные этим планом, будут про должены в следующей пятилетке и должны учитываться в работе по координации планов на 1976—1980 гг., что обеспечит преемственность в выполнении Комплексной программы. Вместе с тем при координации планов на по следующую пятилетку следует учитывать актуальные вопросы, вытекающие из современных условий и накоп ленного опыта сотрудничества.
В области производства строительных материалов и конструкций главное внимание надо уделить согласова нию планов производства и взаимных поставок прогрес сивных материалов и конструкций, определяющих техни ческий уровень строительства. При разработке програм мы международной специализации и кооперирования необходимо учитывать уже складывающуюся специали зацию отдельных стран.
В области механизации строительства перспективные направления сотрудничества, которые следует учитывать при координации планов, — это специализация производ ства новых видов строительных машин, механизирован ного инструмента для строительно-монтажных работ, специализация заводов по ремонту отдельных видов стро ительных машин с учетом размещения в районах, вклю чающих территорию ряда стран, например западные районы СССР, ПНР, ЧССР, ВНР.
В 1976—1980 гг. целесообразно продолжить начатую линию на специализацию и кооперирование возведения специальных объектов, постепенно распространяя ее на массовые, особенно крупные стройки, возводимые сов местными усилиями стран — членов СЭВ.
При координации планов надо учитывать необходи мость совершенствования уже сложившихся и вполне оп
116