Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
кивает, что закон стоимости при социализме ие является регулятором общественного производства, а становится одним из объективных экономических законов, который используется социалистическими странами как средство интенсификации и повышения эффективности общест венного производства. Хозяйственные реформы, прово димые в странах — членах СЭВ, направлены на более полное использование закона стоимости и связанных с ним категорий (цена, прибыль, кредит и др.), роль кото рых в условиях хозяйственной реформы значительно по вышается.
В Германской Демократической Республике хозяйст венная реформа развивается последовательно. VII съезд СЕПГ (апрель 1967 г.) отметил, что в целом хозяйствен ная реформа оказывает положительное влияние на раз витие народного хозяйства и что созданы условия для комплексного применения новой экономической системы во всей экономике страны,
В Польской Народной Республике решения по совер шенствованию планового руководства экономикой, при
нятые в |
1965 |
г., были |
рассчитаны |
на |
1966—1970 гг. |
|
V съезд ПОРП |
(ноябрь 1968 г.) постановил ускорить со |
|||||
вершенствование системы |
планирования |
и управления |
||||
народным |
хозяйством. |
В |
апреле |
1969 |
г. состоялся |
|
II Пленум ЦК ПОРП, |
посвященный |
проблемам повы |
шения эффективности капитальных вложений на 1971— 1975 гг. Решения Пленума направлены на совершенст вование системы планирования и финансирования капи тального строительства, разработку новой системы сти мулирования всех участников инвестиционного процес са, способствующей завершению строительства и вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и сни жению сметной стоимости строительства.
В Социалистической Республике Румынии реформа,
по существу, |
началась |
в виде |
эксперимента в 1968 г. |
X съезд РКП |
(август |
1969 г.) |
уделил внимание вопро |
сам совершенствования системы планирования и повы шения научного уровня руководства экономикой на принципах демократического централизма. В области капитального строительства большое внимание сосредо точено на повышении эффективности капитальных вло жений, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования строительного произ водства. В частности, в Директивах съезда по совершен-
124
ствованшо планирования и управления подчеркнута важ ность разработки перспективных планов развития капи тального строительства, оказывающего влияние на раз витие всех отраслей. В соответствии с этим проводится сокращение числа директивных показателей, в частно сти по труду, заработной плате и себестоимости.
В |
Чехословацкой |
Социалистической |
Республике в |
|
процессе |
реформы, |
как указывалось |
на январском |
|
(1970 |
г.) |
Пленуме ЦК КПЧ, проявились вредные оппор |
тунистические и ревизионистские тенденции, в частности в преувеличении роли рынка и принижении значения государственного плана. Некоторые негативные явления вызвали необходимость проведения ряда существенных изменений. Так, например, высокие, чаще всего необос нованные доходы предприятий вызвали стремление к не оправданным, не отвечающим интересам улучшения структуры общественного производства капитальным вложениям, что в свою очередь привело к резкому уве личению цен «на рынке капитального строительства». Постоянное увеличение объема незаконченного строи тельства, задержка сдачи в эксплуатацию новых мощно стей, чрезмерно большие сроки строительства, рост его стоимости, а также необоснованно быстрое увеличение общих доходов населения вызвали явления инфляции в экономике страны. По решению пленумов Центрального Комитета и XIV съезда Коммунистической партии Чехо словакии проведены мероприятия по устранению этих негативных явлений и усилению роли плана в развитии и укреплении социалистических принципов хозяйство вания.
В Монгольской Народной Республике эксперименты по внедрению новой системы планирования и экономи ческого стимулирования вначале проводились только на предприятиях легкой и пищевой промышленности и в отдельных автотранспортных хозяйствах. В 1971 г. на новую систему планирования и экономического стимули рования начали переводиться предприятия из других от раслей промышленности, торговли и коммунально-быто вого обслуживания, а также отдельные госхозы. В 1971 г. постепенный перевод на новую систему охватил и пред приятия промышленности строительных материалов. В строительном производстве МНР внедрение новой си стемы планирования и экономического стимулирования начато в 1972 г.
125
В строительных организациях СССР в шестидесятых годах эксперимеитировались, проверялись на практике различные формы и методы планирования и экономиче ского стимулирования, направленные на ускорение вво да в действие строящихся объектов, снижение стоимости и повышение качества строительства и роста производи тельности труда. Проведенные в СССР эксперименты и опыт применения новой системы планирования и эконо мического стимулирования в ряде отраслей народного хозяйства послужили основой для принятия в 1969 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР
«О совершенствовании планирования капитального стро ительства и об усилении экономического стимулирова ния строительного производства». На основе этого по становления перевод строительных организаций на новые условия хозяйствования начат в 1970 г., и его наме чено завершить в 1975 г. За 1970—1973 гг. переведено около 1 тыс. строительных организаций, которые выпол няют примерно 40% всего объема строительно-монтаж ных работ в стране. Хозяйственная реформа в целом положительно сказалась на результатах деятельности переведенных организаций. Уровень выполнения плано вых заданий у организаций, перешедших на новую си стему хозяйствования, выше, чем у подрядных организа ций, не переведенных на новые условия работы. В част ности, более высокие показатели достигнуты по вводу в
действие производственных мощностей и объектов, по вышению производительности труда, мобилизации внут рипроизводственных резервов, росту прибыли и уровня рентабельности. Так, работавшие в 1972 г. по новой си стеме планирования и экономического стимулирования подрядные строительные организации СССР достигли более высокого уровня выполнения основных показате лей плана (табл'. 20).
Совершенствование форм и методов управления ка питальным строительством в странах — членах СЭВ не единовременный акт, не нечто застывшее, а сложный, динамичный процесс, который вытекает из преимуществ плановой социалистической системы хозяйства. Обобще ние опыта проведения хозяйственных реформ в стра нах.— членах СЭВ показывает их общую тенденцию к формированию единой концепции совершенствования планирования и уйравления строительным производст вом. В этом большую роль сыграли обмен опытом и сов-
126
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
|
|
Уровень выполнения отдельных плановых показателей |
|||
|
|
|
|
Подрядные строительные организации |
|
|
|
Показатель |
переведенные на но |
|
|
|
|
вый порядок плани |
п. целом по стране |
||
|
|
|
|
рования и экономи |
|
|
|
|
|
ческого стимулиро |
|
|
|
|
|
вания |
|
Объем |
строительных |
101 |
100 |
||
и |
монтажных |
работ, |
|
|
|
выполненных |
собствен |
|
|
||
ными |
силами в 1972 г., |
|
|
||
% к плану |
|
|
5,4 |
||
Выработка |
(прирост |
6,5 |
|||
к 1971 г .),;% |
|
|
3,1 |
||
Среднемесячная |
зара |
4,2 |
|||
ботная |
плата |
(прирост |
|
|
|
к 1971 г.), % |
|
|
|
||
Прибыль, % к |
плану |
103,6 |
93,1 |
местная разработка проблем планирования и управле ния капитальным строительством на конференциях и симпозиумах, проведенных Постоянной комиссией СЭВ по строительству. В октябре 1966 г. в Братиславе (ЧССР) была проведена научная конференция по проб лемам экономического управления строительством, на которой состоялся широкий обмен мнениями по теоре тическим проблемам, формам и методам управления строительством, экономическим инструментам хозяйст венной деятельности.
В октябре 1968 г. в Лейпциге (ГДР) был проведен симпозиум по проблемам планирования и управления социалистической строительной организацией, на кото ром специалисты и научные работники институтов стран — членов СЭВ обменялись опытом разработки те оретических и практических проблем хозяйственных ре форм. В октябре 1972 г. в Москве состоялся очередной симпозиум, который в отличие от конференции в Брати славе и симпозиума в Лейпциге сосредоточил внимание на широком обмене опытом практического применения и эффективности новых форм и методов планирования и экономического управления строительным производст вом. На симпозиумах результаты обмена опытом не со-
127
провождаются принятием каких-либо общих для всех стран рекомендаций. Внедрение или использование про грессивного опыта других стран является внутренним делом каждой заинтересованной страны. В то же время творческий обмен мнениями по теоретическим и методо логическим проблемам экономики строительства позво ляет совершенствовать практику экономической работы, развивать экономическую науку на незыблемых осно вах марксизма-ленинизма. По плану Постоянной ко миссии по строительству очередной симпозиум по обме ну опытом совершенствования планирования и системы управления строительством намечено провести в октяб ре 1975 г. в Будапеште.
Важное значение для повышения уровня обобщений, глубины выводов по совершенствованию планирования
иуправления строительным производством имеет сов местная разработка комплексных проблем по плану ра боты' Постоянной комиссии СЭВ по строительству. На пример, по теме «Тенденции развития научных методов управления строительным и монтажным производством» (закончена в 1969 г.) были выделены две подтемы и два ведущих исполнителя: по подтеме «Тенденции развития научных методов управления общей системой строитель ства» делегация ВНР в Постоянной комиссии СЭВ по строительству, а по подтеме «Тенденции развития науч ных методов управления строительным и монтажным производством на уровне строительных организаций» — делегация ЧССР. В связи с тем что переход к современ ным научным методам управления строительным и мон тажным производством требует глубокой теоретической
ипрактической подготовки, включая применение мето дов кибернетики, как в отдельных областях строитель ства, так и в общей системе строительства, основной целью разработки темы являлось выявление главных тенденций развития научных методов управления стро
ительным и монтажным производством на основе изу чения опыта стран — членов СЭВ в этой области, а так же достижений в других областях'народного хозяйства. Для всестороннего определения содержания исследова ния и координации работ по теме ведущие исполнители разрабо'тали тезисы и координационные планы, которые были согласованы на совещании специалистов стран — членов СЭВ. Разработка сводного доклада, докладов и содокладов по теме проводилась на основе информаций
128
it научно-исследовательских материалов, представлен ных ведущим исполнителям делегациями стран — чле нов СЭВ, а также иа основе опыта ведущих исполните лей по теме. Наряду с разделением труда, образованием рабочих групп широко применялись совещания и взаим ные консультации по крупным и наиболее сложным воп росам темы. Например, Советская часть Постоянной комиссии СЭВ по строительству приняла на себя и про вела консультацию по методам прогнозирования разви тия и размещения строительства.
3.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
ИПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В докладе «О пятидесятилетии Союза Советских Со циалистических Республик» товарищ Л. И. Брежнев указывал, что «Главная задача сейчас — это круто из менить ориентацию, перенести упор на интенсивные ме тоды ведения хозяйства, обеспечить тем самым серьез ное повышение эффективности экономики. Речь идет о том, чтобы экономический рост все в большей степени происходил путем повышения производительности тру да и ускорения научно-технического прогресса, путем более полного использования действующих производст венных мощностей, путем повышения отдачи от каждого вложенного в хозяйство рубля, каждой тонны использу емого металла, топлива, цемента, удобрений»1.
В целях направления экономики по пути интенсивно го развития и создания надежных предпосылок для ор ганического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической систе мы хозяйства за последние годы принимаются решения по углублению экономических методов управления.
Во всех странах значительное внимание уделяется вопросам стимулирования повышения фондоотдачи и эффективности использования основных производствен ных фондов. В одних странах настойчиво выдвигаются предложения об увеличении нормы платы в бюджет за производственные фонды и большей ее дифференциации по строительным организациям. В других норматив и источник платы за фонды (себестоимость, прибыль) не
1 «Коммунист», 1972, № 18, с. 35.
9— 171 |
129 |
однократно подвергался изменениям. В НРБ с 1973 г. плата за основные производственные фонды вообще от менена.
Заслуживает большого внимания разработка вопро
сов непосредственной увязки |
хозяйственной реформы |
с укреплением хозяйственного |
расчета в строительно- |
монтажных организациях, усиления роли цен в повыше нии качества и сокращении материальных и трудовых ресурсов при производстве строительных работ. Суще ствующий механизм еще не позволил решить проблему
полной сбалансированности и |
стабильности планов ка |
||
питального строительства и найти |
единый показатель |
||
плана на всех уровнях |
для |
подрядчика н заказчика. |
|
При этом очевидно, что |
влияние |
заказчиков и проект |
ных институтов на достижение максимальной эффектив ности внедрения хозяйственной реформы особенно ве лико.
Между тем, как известно, заказчики в значительной мере стоят в стороне от ускорения ввода мощностей н объектов н не способствуют сокращению продолжитель ности их строительства. В то же время практика и рас четы показывают, что эффект от ускорения ввода в дей ствие мощностей и объектов образуется главным обра зом в сфере заказчика. Это особенно наглядно видно на результатах строительства Волжского автозавода в г. Тольятти. В практике мирового строительства нет прецедентов сооружения автомобильного завода годо вой производительностью 660 тыс. легковых автомоби лей за такой короткий срок. При строительстве и монта же оборудования этого гиганта продолжительность строительства первой очереди (220 тыс. автомобилей в год) по расчетам, произведенным в Институте эконо мики строительства Госстроя СССР, была сокращена по сравнению с нормативной на полтора года. В общей сумме экономического эффекта от сокращения продол жительности строительства, полученного народным хо зяйством, доля строительных организаций составляет примерно 10—11% (сокращение условно-постоянной ча сти расходов строительных организаций и улучшение использования производственных фондов строительства). Таким образом, подавляющую долю экономического эффекта получает заказчик от реализации плановой прибыли, полученной за время досрочного выпуска про дукции и от уменьшения отвлечения средств в незавер-
130