Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
равдавших себя форм сотрудничества, таких, как участие рабочих н специалистов одних стран — членов СЭВ в строительстве крупных объектов на территории других стран. Практика показывает целесообразность постепен ного перехода к специализации и кооперированию при строительстве крупных объектов с тем, чтобы каждая страна, участвующая в строительстве, брала на себя выполнение определенного вида работ, или возведение части объекта, или объекта в целом.
В облаатп прогнозирования и перспективного плани рования развития строительства, выполняемого как от дельными странами, так и по согласованной программе работ, предусмотренной планом Постоянной комиссии СЭВ по строительству, содержание работ и сроки их вы полнения необходимо привести в соответствие с требова ниями, вытекающими из первоочередной задачи коорди нации планов на пятилетие 1976—1980 гг. При разра ботке национальных прогнозов и перспективных планов особого внимания заслуживает выявление проблем, пред ставляющих интерес с точки зрения возможности объеди нения усилий братских стран для их решения. При со ставлении национальных балансов материальных, трудо вых и финансовых ресурсов в строительстве на перспек тиву и ближайшее пятилетие следует рассматривать прежде всего варианты, связанные с развитием интегра ции стран— членов СЭВ.
В рамках Постоянной комиссии СЭВ по строительст ву проведена работа по выявлению заинтересованности стран в развитии международной специализации и коопе рирования в области выполнения строительно-монтаж ных работ, производства строительных материалов, а также в области научных исследований и проектиро вания. Приняты предварительные соображения по «Но менклатуре видов объектов, продукции и изделий в об ласти строительства, строительных материалов, стекла и керамики, учитываемой при координации планов на длительную перспективу и на 1976—1980 гг.».
Номенклатура, построенная с; учетом заинтересо ванности стран, является основой для дальнейшей ра боты по координации планов. Она должна на основе предложений стран последовательно и систематически уточняться Постоянной комиссией СЭВ по строитель ству. Согласованная между компетентными органами внутри стран и между странами Номенклатура явится
117
документом, на базе которого должны быть внесены соответствующие показатели в национальные планы стран — членов СЭВ и заключены между ними согла шения по сотрудничеству.
Сложившееся в настоящее время положение дел в области координации планов определяет последова тельность дальнейшей работы. На передний план вы двигается разработка единой методики определения экономической эффективности интеграции в капиталь ном строительстве. Эта работа, на наш взгляд, долж на быть выполнена в рамках Постоянной комиссии по строительству в процессе исследований по теме «Раз работка предложений по сотрудничеству в области ко ординации планов».
На основе этой методики страны — члены СЭВ |
смо |
|
гут определять эффективные для каждой |
из них |
на |
правления интеграции и согласовывать эти |
направле |
ния одно с другим для того, чтобы включить их в на циональные планы развития строительства и промыш ленности строительных материалов на 1976—1980 гг. Интеграционные мероприятия, выработанные на основе единой методики, вместе с рекомендациями о порядке их реализации составят в комплексе долговременную, научно обоснованную концепцию социалистической экономической интеграции в капитальном строитель стве.
В крупных отраслевых программах все большее место будут занимать программы капитального строи тельства, связанные с дальнейшим развитием произво дительных сил, реконструкцией действующего произ водственного аппарата, подъемом народного благосо стояния и образованием мирового социалистического хозяйства. Следовательно, в комплексной методологии планирования и координации народнохозяйственных планов необходимо отражать методологические прин ципы координации планов основных капитальных вло жений, строительство производственных комплексов и отдельных объектов, представляющих взаимный инте рес. Это особенно важно, когда решение технических и экономических задач требует.значительной концент рации средств для создания оптимальных производст венных мощностей, строительства совместными уси лиями объектов, продукция которых является дефи цитной.
118
Международные экономические организации социа листических стран должны включать в сферу своей деятельности широкий круг задач по сотрудничеству и охватить весь процесс воспроизводства в комплексе, включая перспективную и текущую координацию ос новных капитальных вложений, проектирование, орга низацию и выполнение подрядных строительных работ. Значительный интерес для всех социалистических стран представляет исследование возможностей и соз дание условий для более полного использования науч но-технической революции в целях повышения эффек тивности капитальных вложений, роста производи тельности труда и национального дохода в сфере стро ительного производства.
В целях создания плановой основы для реализации Комплексной программы XXVII сессия СЭВ одобрила предложение о разработке согласованных пятилетних планов многосторонних интеграционных мероприятий с разбивкой по годам н о выделении в национальных народнохозяйственных планах стран — членов СЭВ специальных разделов, предусматривающих матери альные, финансовые и трудовые ресурсы для выполне ния согласованных мероприятий социалистической экономической интеграции, особенно в тех отраслях материального производства, развитие которых требу ет крупных капитальных вложений и более широкого объединения ресурсов заинтересованных стран.
Присоставлении согласованных планов многосто ронних интеграционных мероприятий и специальных разделов национальных народнохозяйственных планов особое внимание необходимо уделить показателям, формам и методам планирования мероприятий в обла сти капитального строительства, имея в виду их комп
лексность, |
взаимосвязь и непосредственное воздейст |
|||
вие на |
ускорение |
решения |
проблем |
обеспечения |
стран — членов СЭВ |
топливом, |
сырьем, |
материалами, |
машинами и оборудованием, товарами народного по требления, транспортом и услугами.
План многосторонних интеграционных мероприятий в области строительства и промышленности строитель ных материалов должен включать важнейшие избран ные мероприятия: по совместному строительству круп ных хозяйственных объектов путем объединения мате риальных и трудовых ресурсов заинтересованных
119
государств; по коллективному решению крупных научнотехнических проблем; по специализации п коопериро ванию проектирования, производства строительно-мон тажных работ, прогрессивных материалов и конст рукций.
Основой для составления планов многосторонних интеграционных мероприятий должны являться заклю ченные соглашения и проекты будущих соглашений, а также прогнозы научно-технического прогресса и долгосрочные перспективные планы развития отдель ных отраслей и видов производств. Например, на бли жайшее время эти планы должны предусматривать меры по осуществлению совместного строительства Усть-Илимского целлюлозного и Киембаевского асбес тового комбинатов; по совместному освоению газонос ных месторождений в районе Оренбурга и сооружение нового мощного магистрального газопровода для транспортирования оттуда природного газа в европей ские Социалистические страны; по сооружению круп ных дополнительных мощностей по производству нике ля в Республике Куба; по ускорению экономического развития Монголии, в частности по созданию матери ально-технической базы строительства.
В ряде стран в плане развития народного хозяйства на 1974 г. выделены специальные разделы, в которых отражены мероприятия по осуществлению совместного строительства. Первый опыт составления этого разде ла показывает, что объекты совместного строительства необходимо включать в титульные списки, в планах выделять отдельной цтрокой капитальные вложения, объемы строительно-монтажных 'работ, материальные ресурсы, производство для совместных строек техноло гического оборудования. Важной задачей экономиче ской науки является обобщение первого опыта и созда ние стройной системы планирования интеграционных мероприятий в составе годовых, пятилетних и долго срочных планов.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
На современном этапе развития производительных сил коммунистические и рабочие партии стран — членов СЭВ значительное внимание уделяют выработке новых
120
Приемов н методов социалистического .хозяйствования. Они стремятся поставить партийное и государственное руководство на прочную научную базу, привести эконо мическую политику в соответствие с достигнутым уров нем развития производительных сил и производственных отношений и возможностями более полного использова ния преимуществ социалистической экономики. Для то го «...чтобы не довольствоваться тем умением, которое выработал в нас прежний наш опыт, а идти непременно дальше, добиваться непременно большего, переходить непременно от более легких задач к более трудным» ', европейские социалистические страны проводят целый комплекс взаимосвязанных мероприятий по совершенст вованию форм и методов планирования, экономического стимулирования и управления народным хозяйством.
Центральное место в создании механизма новой си стемы руководства народным хозяйством все европейские социалистические страны отводят совершенствованию планирования. Созданная В. И. Лениным теория плано вого ведения социалистического хозяйства опирается на единство политики и экономики, научные принципы пла нирования, демократический централизм в планирова нии, сочетание директивности планов с использованием экономических рычагов, принцип единого народнохозяй ственного плана, полную взаимоувязку перспективного и текущего, отраслевого и территориального планирова ния и является основой проводимых работ по совершен ствованию планирования в ходе развития экономики каждой страны — члена СЭВ.
Перестройка планирования потребовала прежде все
го нового подхода к народнохозяйственному |
плану, су |
||
щественного |
изменения |
его характера и содержания. |
|
В документах |
партийных |
и государственных органов |
|
большинства |
европейских социалистических |
стран по |
вопросам совершенствования планирования указывает ся, что централизованное планирование должно явиться важнейшим средством осуществления единой экономи ческой, технической, культурной и социальной политики, внесения прогрессивных изменений в структуру и разви тие общественного производства. В перспективных и те кущих планах в соответствии с требованиями объектив ных законов социализма и конкретных условий развития1
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 37, с. 196.
121
отдельных стран должны определяться основные на правления развития производительных сил, главные про порции развития народного хозяйства и общества.
В общей системе планирования европейских социа листических стран, как это определено в ряде докумен тов, предусматриваются разработка и реализация прог нозов (до 30 лет), отраслевых программ, долгосрочных перспективных планов (на 10—15—20 лет), среднесроч ных — пятилетних и годовых — планов, определены их содержание и функции.
Структура планов, содержание и методы их разра ботки, число и характер директивных показателей, са мостоятельность и права объединений и предприятий по планированию в разных странах имеют существенные различия. В то же время общим для всех социалистиче ских стран является сокращение числа директивных по казателей и усиление роли в составлении пятилетних и годовых планов системы обязательных нормативов, ли митов и критериев. Нормативы, как правило, являются долгосрочными и должны отражать объективные усло вия и тенденции в развитии; устанавливаются они одно временно с утверждением плана. Общими чертами со вершенствования планирования являются повышение научного уровня планирования и достижение реально сти в его осуществлении.
Капитальное строительство планируется в неразрыв ной связи и единстве с планированием развития народ ного хозяйства в целом. Общие принципы планирования являются также основой планирования капитального строительства с учетом специфики продукции строитель ства и особенностей строительного производства. Осо бенности планирования капитальных вложений, разви тия строительного производства, как и других отраслей, учитываются в большинстве стран отдельными отрасле выми инструкциями. .
При проведении хозяйственных реформ во всех стра нах— членах СЭВ обращается большое внимание на по вышение экономической эффективности капитальных вложений. Имеющиеся в этом направлении огромные ре зервы должны быть реализованы за счет сокращения продолжительности, улучшения качества и снижения сметной стоимости строительства, а также повышения производительности труда и рентабельности строитель ного производства. Поэтому все страны при проведении
122
хозяйственных реформ по народному хозяйству в целом уделяют большое внимание мероприятиям по совершен ствованию механизма управления строительным произ водством. Опыт совершенствования планирования и эко номического стимулирования строительства в странах — членах СЭВ позволяет выявить положительные стороны и недостатки мероприятий по совершенствованию хозяй ственного механизма и их воздействия на развитие и по вышение эффективности строительного производства.
В Народной Республике Болгарии за время после принятия решения о проведении эксперимента в разви тии новой системы планирования и управления выделя ются несколько этапов. В апреле 1964 г. эксперимент был начат в одной строительной организации (Стара Загора). Новый механизм хозяйствования внедрялся в опытном порядке, постепенно. С января 1968 г. на рабо ту по новой системе были переведены все строительно монтажные организации Министерства строительства и архитектуры Народной Республики Болгарии (они выполняют до 70% строительно-монтажных работ по стране). По решению июльского (1968 г.) Пленума ЦК БКП новый хозяйственный механизм внедряется во все сферы народного хозяйства с 1 января 1969 г. По мере накопления опыта новая система планирования и руко водства народным хозяйством получает дальнейшее раз витие, систематически вносятся существенные коррек тивы, направленные на усиление роли централизованно го планового руководства и дальнейшее расширение хозяйственной самостоятельности предприятий.
В Венгерской Народной Республике совершенствова ние методов хозяйственного руководства позволило на копить положительный опыт и создать единую взаимо увязанную модель нового хозяйственного механизма. В отраслях народного хозяйства, включая строительство, новый хозяйственный механизм внедрен с 1 января 1968 г. Первый год показал успешность проведения этой системы. В 1969—1970 гг. проведено дальнейшее совер шенствование отдельных элементов нового хозяйственно го механизма. X съезд Венгерской социалистической ра бочей партии (ноябрь 1970 г.) отметил, что реформа управления экономикой благоприятно воздействует на экономическую жизнь в целом и позволяет более эффек тивно использовать товарно-денежные отношения.
Опыт хозяйственной реформы убедительно подчер ка