Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

равдавших себя форм сотрудничества, таких, как участие рабочих н специалистов одних стран — членов СЭВ в строительстве крупных объектов на территории других стран. Практика показывает целесообразность постепен­ ного перехода к специализации и кооперированию при строительстве крупных объектов с тем, чтобы каждая страна, участвующая в строительстве, брала на себя выполнение определенного вида работ, или возведение части объекта, или объекта в целом.

В облаатп прогнозирования и перспективного плани­ рования развития строительства, выполняемого как от­ дельными странами, так и по согласованной программе работ, предусмотренной планом Постоянной комиссии СЭВ по строительству, содержание работ и сроки их вы­ полнения необходимо привести в соответствие с требова­ ниями, вытекающими из первоочередной задачи коорди­ нации планов на пятилетие 1976—1980 гг. При разра­ ботке национальных прогнозов и перспективных планов особого внимания заслуживает выявление проблем, пред­ ставляющих интерес с точки зрения возможности объеди­ нения усилий братских стран для их решения. При со­ ставлении национальных балансов материальных, трудо­ вых и финансовых ресурсов в строительстве на перспек­ тиву и ближайшее пятилетие следует рассматривать прежде всего варианты, связанные с развитием интегра­ ции стран— членов СЭВ.

В рамках Постоянной комиссии СЭВ по строительст­ ву проведена работа по выявлению заинтересованности стран в развитии международной специализации и коопе­ рирования в области выполнения строительно-монтаж­ ных работ, производства строительных материалов, а также в области научных исследований и проектиро­ вания. Приняты предварительные соображения по «Но­ менклатуре видов объектов, продукции и изделий в об­ ласти строительства, строительных материалов, стекла и керамики, учитываемой при координации планов на длительную перспективу и на 1976—1980 гг.».

Номенклатура, построенная с; учетом заинтересо­ ванности стран, является основой для дальнейшей ра­ боты по координации планов. Она должна на основе предложений стран последовательно и систематически уточняться Постоянной комиссией СЭВ по строитель­ ству. Согласованная между компетентными органами внутри стран и между странами Номенклатура явится

117

документом, на базе которого должны быть внесены соответствующие показатели в национальные планы стран — членов СЭВ и заключены между ними согла­ шения по сотрудничеству.

Сложившееся в настоящее время положение дел в области координации планов определяет последова­ тельность дальнейшей работы. На передний план вы­ двигается разработка единой методики определения экономической эффективности интеграции в капиталь­ ном строительстве. Эта работа, на наш взгляд, долж­ на быть выполнена в рамках Постоянной комиссии по строительству в процессе исследований по теме «Раз­ работка предложений по сотрудничеству в области ко­ ординации планов».

На основе этой методики страны — члены СЭВ

смо­

гут определять эффективные для каждой

из них

на­

правления интеграции и согласовывать эти

направле­

ния одно с другим для того, чтобы включить их в на­ циональные планы развития строительства и промыш­ ленности строительных материалов на 1976—1980 гг. Интеграционные мероприятия, выработанные на основе единой методики, вместе с рекомендациями о порядке их реализации составят в комплексе долговременную, научно обоснованную концепцию социалистической экономической интеграции в капитальном строитель­ стве.

В крупных отраслевых программах все большее место будут занимать программы капитального строи­ тельства, связанные с дальнейшим развитием произво­ дительных сил, реконструкцией действующего произ­ водственного аппарата, подъемом народного благосо­ стояния и образованием мирового социалистического хозяйства. Следовательно, в комплексной методологии планирования и координации народнохозяйственных планов необходимо отражать методологические прин­ ципы координации планов основных капитальных вло­ жений, строительство производственных комплексов и отдельных объектов, представляющих взаимный инте­ рес. Это особенно важно, когда решение технических и экономических задач требует.значительной концент­ рации средств для создания оптимальных производст­ венных мощностей, строительства совместными уси­ лиями объектов, продукция которых является дефи­ цитной.

118


Международные экономические организации социа­ листических стран должны включать в сферу своей деятельности широкий круг задач по сотрудничеству и охватить весь процесс воспроизводства в комплексе, включая перспективную и текущую координацию ос­ новных капитальных вложений, проектирование, орга­ низацию и выполнение подрядных строительных работ. Значительный интерес для всех социалистических стран представляет исследование возможностей и соз­ дание условий для более полного использования науч­ но-технической революции в целях повышения эффек­ тивности капитальных вложений, роста производи­ тельности труда и национального дохода в сфере стро­ ительного производства.

В целях создания плановой основы для реализации Комплексной программы XXVII сессия СЭВ одобрила предложение о разработке согласованных пятилетних планов многосторонних интеграционных мероприятий с разбивкой по годам н о выделении в национальных народнохозяйственных планах стран — членов СЭВ специальных разделов, предусматривающих матери­ альные, финансовые и трудовые ресурсы для выполне­ ния согласованных мероприятий социалистической экономической интеграции, особенно в тех отраслях материального производства, развитие которых требу­ ет крупных капитальных вложений и более широкого объединения ресурсов заинтересованных стран.

Присоставлении согласованных планов многосто­ ронних интеграционных мероприятий и специальных разделов национальных народнохозяйственных планов особое внимание необходимо уделить показателям, формам и методам планирования мероприятий в обла­ сти капитального строительства, имея в виду их комп­

лексность,

взаимосвязь и непосредственное воздейст­

вие на

ускорение

решения

проблем

обеспечения

стран — членов СЭВ

топливом,

сырьем,

материалами,

машинами и оборудованием, товарами народного по­ требления, транспортом и услугами.

План многосторонних интеграционных мероприятий в области строительства и промышленности строитель­ ных материалов должен включать важнейшие избран­ ные мероприятия: по совместному строительству круп­ ных хозяйственных объектов путем объединения мате­ риальных и трудовых ресурсов заинтересованных

119


государств; по коллективному решению крупных научнотехнических проблем; по специализации п коопериро­ ванию проектирования, производства строительно-мон­ тажных работ, прогрессивных материалов и конст­ рукций.

Основой для составления планов многосторонних интеграционных мероприятий должны являться заклю­ ченные соглашения и проекты будущих соглашений, а также прогнозы научно-технического прогресса и долгосрочные перспективные планы развития отдель­ ных отраслей и видов производств. Например, на бли­ жайшее время эти планы должны предусматривать меры по осуществлению совместного строительства Усть-Илимского целлюлозного и Киембаевского асбес­ тового комбинатов; по совместному освоению газонос­ ных месторождений в районе Оренбурга и сооружение нового мощного магистрального газопровода для транспортирования оттуда природного газа в европей­ ские Социалистические страны; по сооружению круп­ ных дополнительных мощностей по производству нике­ ля в Республике Куба; по ускорению экономического развития Монголии, в частности по созданию матери­ ально-технической базы строительства.

В ряде стран в плане развития народного хозяйства на 1974 г. выделены специальные разделы, в которых отражены мероприятия по осуществлению совместного строительства. Первый опыт составления этого разде­ ла показывает, что объекты совместного строительства необходимо включать в титульные списки, в планах выделять отдельной цтрокой капитальные вложения, объемы строительно-монтажных 'работ, материальные ресурсы, производство для совместных строек техноло­ гического оборудования. Важной задачей экономиче­ ской науки является обобщение первого опыта и созда­ ние стройной системы планирования интеграционных мероприятий в составе годовых, пятилетних и долго­ срочных планов.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

На современном этапе развития производительных сил коммунистические и рабочие партии стран — членов СЭВ значительное внимание уделяют выработке новых

120


Приемов н методов социалистического .хозяйствования. Они стремятся поставить партийное и государственное руководство на прочную научную базу, привести эконо­ мическую политику в соответствие с достигнутым уров­ нем развития производительных сил и производственных отношений и возможностями более полного использова­ ния преимуществ социалистической экономики. Для то­ го «...чтобы не довольствоваться тем умением, которое выработал в нас прежний наш опыт, а идти непременно дальше, добиваться непременно большего, переходить непременно от более легких задач к более трудным» ', европейские социалистические страны проводят целый комплекс взаимосвязанных мероприятий по совершенст­ вованию форм и методов планирования, экономического стимулирования и управления народным хозяйством.

Центральное место в создании механизма новой си­ стемы руководства народным хозяйством все европейские социалистические страны отводят совершенствованию планирования. Созданная В. И. Лениным теория плано­ вого ведения социалистического хозяйства опирается на единство политики и экономики, научные принципы пла­ нирования, демократический централизм в планирова­ нии, сочетание директивности планов с использованием экономических рычагов, принцип единого народнохозяй­ ственного плана, полную взаимоувязку перспективного и текущего, отраслевого и территориального планирова­ ния и является основой проводимых работ по совершен­ ствованию планирования в ходе развития экономики каждой страны — члена СЭВ.

Перестройка планирования потребовала прежде все­

го нового подхода к народнохозяйственному

плану, су­

щественного

изменения

его характера и содержания.

В документах

партийных

и государственных органов

большинства

европейских социалистических

стран по

вопросам совершенствования планирования указывает­ ся, что централизованное планирование должно явиться важнейшим средством осуществления единой экономи­ ческой, технической, культурной и социальной политики, внесения прогрессивных изменений в структуру и разви­ тие общественного производства. В перспективных и те­ кущих планах в соответствии с требованиями объектив­ ных законов социализма и конкретных условий развития1

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 37, с. 196.

121


отдельных стран должны определяться основные на­ правления развития производительных сил, главные про­ порции развития народного хозяйства и общества.

В общей системе планирования европейских социа­ листических стран, как это определено в ряде докумен­ тов, предусматриваются разработка и реализация прог­ нозов (до 30 лет), отраслевых программ, долгосрочных перспективных планов (на 10—15—20 лет), среднесроч­ ных — пятилетних и годовых — планов, определены их содержание и функции.

Структура планов, содержание и методы их разра­ ботки, число и характер директивных показателей, са­ мостоятельность и права объединений и предприятий по планированию в разных странах имеют существенные различия. В то же время общим для всех социалистиче­ ских стран является сокращение числа директивных по­ казателей и усиление роли в составлении пятилетних и годовых планов системы обязательных нормативов, ли­ митов и критериев. Нормативы, как правило, являются долгосрочными и должны отражать объективные усло­ вия и тенденции в развитии; устанавливаются они одно­ временно с утверждением плана. Общими чертами со­ вершенствования планирования являются повышение научного уровня планирования и достижение реально­ сти в его осуществлении.

Капитальное строительство планируется в неразрыв­ ной связи и единстве с планированием развития народ­ ного хозяйства в целом. Общие принципы планирования являются также основой планирования капитального строительства с учетом специфики продукции строитель­ ства и особенностей строительного производства. Осо­ бенности планирования капитальных вложений, разви­ тия строительного производства, как и других отраслей, учитываются в большинстве стран отдельными отрасле­ выми инструкциями. .

При проведении хозяйственных реформ во всех стра­ нах— членах СЭВ обращается большое внимание на по­ вышение экономической эффективности капитальных вложений. Имеющиеся в этом направлении огромные ре­ зервы должны быть реализованы за счет сокращения продолжительности, улучшения качества и снижения сметной стоимости строительства, а также повышения производительности труда и рентабельности строитель­ ного производства. Поэтому все страны при проведении

122

хозяйственных реформ по народному хозяйству в целом уделяют большое внимание мероприятиям по совершен­ ствованию механизма управления строительным произ­ водством. Опыт совершенствования планирования и эко­ номического стимулирования строительства в странах — членах СЭВ позволяет выявить положительные стороны и недостатки мероприятий по совершенствованию хозяй­ ственного механизма и их воздействия на развитие и по­ вышение эффективности строительного производства.

В Народной Республике Болгарии за время после принятия решения о проведении эксперимента в разви­ тии новой системы планирования и управления выделя­ ются несколько этапов. В апреле 1964 г. эксперимент был начат в одной строительной организации (Стара Загора). Новый механизм хозяйствования внедрялся в опытном порядке, постепенно. С января 1968 г. на рабо­ ту по новой системе были переведены все строительно­ монтажные организации Министерства строительства и архитектуры Народной Республики Болгарии (они выполняют до 70% строительно-монтажных работ по стране). По решению июльского (1968 г.) Пленума ЦК БКП новый хозяйственный механизм внедряется во все сферы народного хозяйства с 1 января 1969 г. По мере накопления опыта новая система планирования и руко­ водства народным хозяйством получает дальнейшее раз­ витие, систематически вносятся существенные коррек­ тивы, направленные на усиление роли централизованно­ го планового руководства и дальнейшее расширение хозяйственной самостоятельности предприятий.

В Венгерской Народной Республике совершенствова­ ние методов хозяйственного руководства позволило на­ копить положительный опыт и создать единую взаимо­ увязанную модель нового хозяйственного механизма. В отраслях народного хозяйства, включая строительство, новый хозяйственный механизм внедрен с 1 января 1968 г. Первый год показал успешность проведения этой системы. В 1969—1970 гг. проведено дальнейшее совер­ шенствование отдельных элементов нового хозяйственно­ го механизма. X съезд Венгерской социалистической ра­ бочей партии (ноябрь 1970 г.) отметил, что реформа управления экономикой благоприятно воздействует на экономическую жизнь в целом и позволяет более эффек­ тивно использовать товарно-денежные отношения.

Опыт хозяйственной реформы убедительно подчер­ ка