Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельств стран—членов СЭВ о совершенствовании и по­ вышении научного уровня проектирования, развитии се­ ти и специализации проектных организаций.

Сотрудничество в области проектирования, особенно на первом этапе социалистической интеграции, получило широкое развитие главным образом по линии обмена проектной документации между странами и развития типового проектирования.

По мере роста объемов капитального строительства непрерывно возрастал и обмен проектной документацией. Это подтверждается числом переданных Советским Сою­ зом странам — членам СЭВ и полученных .от них проек­ тов за 20 лет (табл. 13)*. В последующие годы обмен

Т а б л и ц а 13

Число переданных Советским Союзом странам — членам СЭВ и полученных от них проектов за 20 лет

(1948—1968 гг.)

Страна

Число проектов

получено из СССР

передано СССР

 

НРБ

371

29

ВНР

186

23

ГДР

105

33

МНР

514

ПНР

266

76

СРР

293

98

ЧССР

300

161

И т о г о

2035

420

проектной документацией получил дальнейшее развитие и он выгоден всем странам—членам СЭВ.

Совместные работы по совершенствованию проектно­ го дела способствуют повышению научного уровня про­ ектирования и используются странами с учетом своих особенностей при разработке нормативных документов и отдельных проектов. Например, Постоянной комиссией СЭВ по строительству разрабатываются многие важные

* Десять лет работы Постоянной комиссии СЭВ по строительст­ ву (обзор). М„ 1968, с. 16 (ЦИНИС Госстроя СССР).

59


рекомендации по стандартизации в области строитель­ ного проектирования. К их числу относятся классифика­ ция здании и сооружений; указания по унификации со­ става и объема типовой проектной документации; основ­ ные положения по расчету строительных конструкций и основании здании и сооружений; единая модульная си­ стема в строительстве; единые нормативные нагрузки и коэффициенты перегрузки для промышленных, сельско­ хозяйственных и гражданских зданий и сооружений; ос­ новные положения по унификации объемно-планировоч­ ных параметров зданий в различных отраслях промыш­ ленности и др. Большое внимание уделяется разработке норм проектирования: противопожарных, отопления, вен­ тиляции, кондиционирования, искусственного и есте­ ственного освещения промышленных предприятий, по защите зданий и сооружений — гидроизоляции, звуко­

изоляции и т. д.

Разработка единых документов по стандартизации строительного проектирования создала предпосылки для расширения взаимного обмена проектами, координации планов капитального строительства, а также дала воз­ можность планомерно и последовательно осуществлять межгосударственное разделение труда с учетом мощно­ стей проектных организаций, их профиля и опыта работы. Например, при проектировании нефтепровода «Дружба» обязанности головной проектной организации были воз­ ложены на Государственный институт по проектирова­ нию магистральных трубопроводов «Гипротрубопровод» (СССР), а проектирование участков нефтепровода в от­ дельных странах — иа соответствующие проектные орга­ низации: варшавское проектное бюро «Нефтепроект» (ПНР), пражский институт «Химпроект» (ЧССР), инже­ нерно-техническое бюро в Болоне (ГДР), Трест нефтя­ ной промышленности и Проектный институт нефтяной промышленности в Будапеште (ВНР). «Гипротрубопро­ вод» оказывал техническую помощь проектным органи­ зациям Польши, ГДР, Чехословакии и Венгрии. В про­ цессе строительства специалисты проектных организа­ ций осуществляли постоянный авторский надзор за сооружением объектов нефтепровода «Дружба» и за пусконаладочными работами.

Проектирование крупного сооружения, как газопро­ вод из СССР в ЧССР протяженностью 520 км, было возложено в порядке разделения труда на «Гипро-

60


газ» (УССР)— по советской территории и «Плынпро0кт» (ЧССР)— на чехословацкой территории.

При проектировании химических предприятий проект­ ные организации СССР разработали типовый проект шинного завода, ПНР — проект завода по производству пенистой резины, ГДР — проект завода по производству транспортеров. При разработке типовых проектов нефте­ перерабатывающих установок были учтены новейшие до­ стижения мировой науки и техники, накопленный опыт и специфические условия каждой страны, а также преду­ смотрено достижение уровня, обеспечивающего наиболее рациональную переработку сырья. Совместная работа научно-исследовательских и проектных институтов поз­ волила разработать как основную и принять для проек­ тирования установку по переработке сырой нефти мощ­ ностью 2 млн. т в год. Расчеты эффективности увели­ чения мощности установки с 0,75 до 2 млн. т в год предусматривали сокращение удельных капитальных вло­ жений на 45%, расходов по эксплуатации— на 20%, металла-—на 18% и уменьшение числа обслуживающе­ го персонала примерно в 2,5—3 раза.

Весьма эффективной была совместная разработка в органах Постоянной комиссии СЭВ по строительству ре­ комендаций по основным принципам блокировки зданий и сооружений промышленных предприятий. Применение блокировки и создание промышленных узлов, объединя­ ющих близрасположенные предприятия (в части инже­ нерных коммуникаций и зданий подсобно-вспомогатель­ ного назначения), позволяют снизить сметную стоимость строительства, уменьшить территорию предприятий, про­ тяженность коммуникаций и сократить число типоразме­ ров конструкций и деталей в три раза и более. Опыт ра­ боты проектных организаций Госстроя СССР подтвердил существенные технико-экономические преимущества со­ здания промышленных узлов. Так, например, в 1965— 1970 гг. были разработаны и утверждены 244 генераль­ ные схемы промышленных узлов, в состав которых наме­ чено включить более 2800 предприятий общей сметной стоимостью 30 млрд. руб. В соответствии с этими схема­ ми проектируют и строят 206 промышленных узлов. В результате использования преимуществ объединения предприятий в промышленные узлы и создания для них объединенных объектов сметная стоимость строительст­ ва по утвержденным схемам уменьшается примерно на

61

750 млн. руб., а эксплуатационные расходы — на 120 млн. руб.”в год. Объединение предприятий в промыш­ ленные узлы становится ведущим направлением в про­ мышленном строительстве. Необходимо использовать преимущества промышленных узлов не частично, а пол­ ностью и решать наряду с кооперацией при строительст­ ве также и вопросы создания для групп предприятий об­ щих производств межотраслевого характера.

Полезную работу провела группа экспертов, направ­ ленная Постоянной комиссией СЭВ по строительству на 16 строек тепловых электростанций стран — членов СЭВ. В результате были разработаны рекомендации, которые дают большой экономический эффект. При применении этих рекомендаций использование территорий застройки может быть повышено с 40—50 до 63—70%, протяжен­ ность железных и автомобильных дорог сокращена на 20—30%, кабельных туннелей и каналов — до 30%. Вме­ сте с тем сборность конструкций повышается до 80% при одновременном уменьшении числа типоразмеров.

Значительный экономический эффект получают стра­ ны—члены СЭВ от внедрения совместно разработанных основных положений по унификации объемно-планиро­ вочных и конструктивных решений промышленных зда­ ний и производственных зданий сельскохозяйственного назначения, номенклатуры унифицированных сборных же­ лезобетонных и стальных конструкций для промышлен­ ных зданий и производственных сельскохозяйственных зданий, а также от внедрения других рекомендаций и норм технологического и строительного проектирования.

Сотрудничество стран в повышении научного уровня проектирования способствует улучшению объемно-пла­ нировочных и конструктивных решений, увеличению при­ менения в строительстве проектов промышленных зданий универсального назначения (блокировка зданий) с уста­ новкой технологического оборудования на открытых и полуоткрытых площадках и в зданиях с легкими ограж­ дающими конструкциями, а также дальнейшему расши­ рению применения прогрессивных конструкций в строи­ тельстве. Все это содействует повышению эффективности капитальных вложений и улучшению их технологической структуры за счет снижения доли строительно-монтаж­ ных работ и повышения в составе капитальных вложе­ ний доли оборудования, машин, станков.

Важное место в сотрудничестве стран—членов СЭВ

£2


р»

занимают проблемы типового проектирования, примене­ ние типовых н повторных проектов. Обмен опытом про­ ходит на международной и двусторонней основе. Боль­ шое значение имеют четыре международные конферен­ ции по типовому проектированию. Существенные резуль­ таты достигнуты при совместной разработке и отборе типовых проектов животноводческих ферм, зданий и сооружений для хранения и первичной переработки сельскохозяйственных продуктов. XV сессия Совета СЭВ по представлению Постоянной комиссии СЭВ по строи­ тельству рекомендовала к применению 51 проект жи­ вотноводческих ферм, из них 23 были разработаны в

СССР. Эти проекты предусматривают передовую техно­ логию содержания скота и птицы и находят как наибо­ лее экономичные широкое применение в строительстве стран — членов СЭВ.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

 

Применение типовых и повторных проектов

 

 

 

в строительстве отдельных стран — членов СЭВ

 

 

(% общего объема по видам строительства)

 

 

 

Сельскохозяйс гвенное

Жилищное строи­

Культурно-бытовое

Страна

строительство

 

тельство

 

строительство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19G5

1970 |

1972

1905

| 1970 |

1972

1965

1970 j

1972

НРБ

_

_

_

25,0

35,1

39,9

22,9

10,0

7,6

ВИР

78.7

22,0

39,5

80,1

82,4

81,0

СРР

22,9

34,4

42,6

60,2

69,6

71,8

28,7

27,9

29,1

СССР

83,5

94,3

95,3

95,0

93,5

96,7

82,5

85,7

86,7

ЧССР

48,9

37,9

33,6

76,3

57,4

55,7

18,9

11,6

13,2

Данные, приведенные в табл. 14, показывают большую неравномерность применения в странах—членах СЭВ ти­ повых проектов, что в значительной степени объясняется особенностями отдельных стран. Обращает также внима­ ние уменьшение в некоторых странах (ВНР, ЧССР) при­ менения типовых проектов после 1965 г., что объясняется переходом от ранее утвержденных типовых проектов зда­ ний и сооружений к типизации и унификации производст­ ва конструкций. В Комплексной программе намечаются совместная разработка прогрессивных типовых проектов строительства объектов по производству отдельных ви­ дов животноводческой продукции промышленными мето­ дами и проектирование предприятий пищевой промыш­ ленности; совместная разработка и проектирование

63


мелиоративных систем со строительством эксперимен­ тальных сооружении; совместное проектирование и стро­ ительство заинтересованными странами новых систем

орошения.

В области районной планировки и градостроительст­ ва Постоянная комиссия СЭВ по строительству изучила опыт и выработала рекомендации по такой острой про­ блеме современного градостроительства, как оптималь­ ный размер городов, регулирование их роста и ограниче­ ние роста крупных городов. Исходя из необходимости обеспечить наиболее благоприятные условия жизни, тру­ да и отдыха населения, в рекомендациях был определен верхний предел для крупного города — 300 тыс. и нижний для малых городов — 20 тыс. жителей. В реко­ мендациях обобщен опыт стран — членов СЭВ по разме­ щению и организации нового массового городского жи­ лищного строительства, определены оптимальные разме­ ры жилых районов и микрорайонов, этажность и плотность застройки,уровень инженерного оборудования п культурно-бытового обслуживания населения. В стра­ нах— членах СЭВ широко используются разработанные Комиссией рекомендации и нормативы по социалистиче­ ской реконструкции городов, планировке городских про­ мышленных районов, планировке и застройке приго­ родных зон крупных городов, районной планировке сельскохозяйственных районов и сельских населенных пунктов, а также по планировке районов отдыха, туриз­ ма, курортных мест н перспективам развития городского транспорта, классификации уличной сети.

Развитие и углубление интеграции в области проек­ тирования настоятельно выдвигают вопросы экономики проектного дела. Следует иметь в виду, что проектирова­ ние постепенно превратилось в крупную производствен­ ную отрасль, в которой в странах—членах СЭВ работает около 1 млн. специалистов и ученых, причем ежегодно расходуется па проектно-изыскательские работы свыше 2 млрд. руб. Общие закономерности и тенденции особен­ но четко проявляются в системе построения проектных организаций, их классификации и структуре; при опреде­ лении этапов и системы технико-экономических показа­ телей проектирования; в процессе специализации и коо­ перирования проектных организаций и их экономических отношений с заказчиками; при совершенствовании пла­ нирования проектно-изыскательских работ и экономиче-

64

ского стимулирования коллективов проектных организа­ ций. В последнее время заметно усиливается процесс органического соединения науки с проектированием и строительным производством. Проектирование и соору­ жение современных промышленных, сельскохозяйствен­ ных и жилищно-гражданских комплексов становится не­ возможным без проведения глубоких научных исследо­ ваний, отражающих достижения современных фунда­ ментальных наук. Наука, проектирование, строительное производство превращаются во взаимосвязанный общий научно-производственный цикл. Например, Нурекский гидротехнический комплекс в Средней Азин разрабаты­ вали и проектировали более 100 научных и проектных ор­ ганизаций; проблемами создания промышленного комп­ лекса на базе Курской магнитной аномалии занимается около 40 научно-исследовательских и проектных инсти­ тутов.

Процесс органического соединения строительной нау­ ки, проектирования и производства отчетливо проявляет­ ся и в экспериментальном строительстве. Еще недавно опытной проверке подвергались главным образом строи­ тельные детали и конструкции. В настоящее время, осо­ бенно в СССР, осуществляется экспериментальное про­ ектирование и строительство комплексов зданий и соору­ жений, населенных мест, микрорайонов. Крупнейшие строительные площадки становятся научной лаборатори­ ей, проектной мастерской, школой знаний и опыта. На та­ ких крупных стройках, как Нурекская ГЭС, КамАЗ, Волжский автомобильный завод в г. Тольятти возникли новые технологические процессы и методы строительст­ ва, применялись новые строительные машины и механиз­ мы, использовались новые современные проектные ре­ шения, в результате чего проектирование н строитель­ ство были в значительной мере совмещены во времени. Это обеспечило высокую производительность труда и ус­ корение отдачи от вложенных средств. Одна из важней­ ших задач экономической науки — разработка и обосно­ вание форм и методов дальнейшего углубления органи­ ческого соединения строительной науки, проектирования и строительного производства с преимуществами социа­ листической системы хозяйства, направленные на реше­ ние экономических проблем капитального строительства, вытекающих из достижений современной научно-техни­ ческой революции.

5-171

65