Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
вень ОНЗТ не прямо, а косвенно через изменение условий произ водства.
Во-вторых, рабочая сила должна функционировать в нормаль ных условиях с точки зрения организации производства, труда, а также обеспечения его средствами производства нормального качества. По этому поводу К. Маркс писал: «Если прядильная машина является общественно господствующим средством труда при прядении, то рабочему нельзя вручать старинную прялку. Он должен получить хлопок нормального качества, а не отбросы, которые рвутся каждую минуту. Иначе ему в том и другом случае на производство одного фунта пряжи пришлось бы затратить больше рабочего времени, чем общественно необходимое время, но это излишнее время не создало бы стоимости» [3]. Кроме того, уровень квалификации рабочих, а также степень интенсив ности их использования должны быть нормальными, т. е. обыч ными для данного характера работ.
Ко всему следует добавить, что технологический процесс, при котором нерационально расходуется материал и используются средства труда, не может считаться нормальным. И, следовательно, излишнее количество овеществленного труда, затрачиваемого при его осуществлении, также не создает стоимости.
В-третьих, при определении ОНЗТ должны быть приняты усло вия производства, которые могут быть в наличии на период уста новления величины общественно необходимых затрат труда. Если, например, вследствие нового изобретения машины данного рода реально могут быть произведены в текущем периоде с меньшей затратой, то в расчет их ОНЗТ, устанавливаемых на этот период, следует принимать условия производства с применением данного изобретения. Если же это изобретение может быть внедрено в про изводство только в будущем периоде, то его следует принимать в расчетные условия будущего, а не текущего периода.
Говоря об имеющихся условиях производства, заметим, что не любые из них следует принимать во внимание при определении ОНЗТ, а только те, которые действительно обществу необходимы для производства нужных ему продуктов, в данном случае машин. Причем если общество в определенные моменты своего развития вынуждено для удовлетворения своих потребностей использовать не только лучшие, но и средние, и даже худшие условия, то воз никающие при этом затраты труда также формируют величину ОНЗТ. Стало быть стоимость всегда измеряется трудом, необхо димым при существующих общественных условиях.
В-четвертых, по определению К. Маркса все продукты одного и того же рода образуют, в сущности, одну массу, поэтому величину ОНЗТ, значит и стоимости, следует определять не по отношению к отдельным экземплярам машин, а каждый раз по отношению ко всей их совокупности. Затраты труда на отдельный экземпляр будут являться производными или, выражаясь языком матема тики, функцией величины общественно необходимого времени,
91
затраченного на всю совокупность машин, а не наоборот, как утверждают некоторые экономисты. Причем целесообразно при нимать среднеарифметическое значение (а не моду или медиану), в противном случае сумма стоимостей отдельных товаров не будет совпадать с численным значением стоимости всей массы рассматриваемой однородной продукции.
Подводя итог, можно сказать, что именно общественно необ ходимые затраты труда на производство машины определенного качества представляют субстанцию ее стоимости, которая, в свою очередь, образует экономическое содержание цены этой машины. Поэтому построение цен на стадии проектирования должно осу ществляться прежде всего в соответствии с их действительной стоимостью, а потом решается вопрос об отклонении от нее и мере этого отклонения.
Определив основной экономический принцип установления цен на машины, рассмотрим хотя бы в краткой форме один из наиболее дискуссионных вопросов теории социалистического це нообразования — это проблему учета качества в цене продукта, в частности, изделий машиностроения.
Многие экономисты считают необходимым учитывать качество продукции в их ценах [12, 20, 40]. Важно, чтобы цены на про дукцию правильно отражали ее потребительские свойства, утвер ждают они. Для этого рекомендуются различные способы. Напри мер, предлагается метод установления зависимости цены от тех нических параметров. Сущность метода заключается в том, что в основу определения коэффициентов соотношения уровня цен (коэффициентов сложности k j на изделия приняты их технические
параметры. При этом для расчета оптовой |
цены используется |
формула |
|
Ни Чб^С» |
(^4) |
где цб— оптовая цена на базисное изделие; |
kc — k j k 6— коэф |
фициент сложности; kn, k6— коэффициенты технического со вершенства конструкции новой (&н) и базисной (k6) машин.
Для одноковшовых экскаваторов, на примере которых автор работы [40] иллюстрирует свои рассуждения, формула принимает
вид |
|
|
Чн = Чб |
Ч б |
(95) |
Он Об ’ |
где q6, <7 Н— емкости ковшей старой и новой машин, м3; г6, гн — радиусы копания для оборудования прямой лопаты старой и новой машин, м; G6, GH— веса старой и новой машин, т.
Предлагаемый метод определения цен на новыё машины прост и доступен, однако с теоретических позиций принципиально неверен. Дело в том, что цена есть общественная, а не естественно техническая категория и определяется, как показано было выше, затратами труда, общественно необходимыми для изготовления
92
машины, а не ее техническими параметрами. Но даже если в прин ципе согласиться с концепцией авторов формул, то все равно эти формулы не пригодны ни для практического, ни для теорети ческого использования. И вот по каким причинам.
В основе рассуждений сторонников приведенной формулы заложена концепция полезности, сущность которой сводится к тому, что более полезная машина должна иметь большую цену. Причем предполагается, что величина полезности находится в прямо пропорциональной зависимости от изменения технических параметров. На наш взгляд это неверно.
Во-первых, увеличение технических параметров, не увязанное с конкретными потребностями общества, может просто оказаться бесполезным и, следовательно, возрастание цены машины ока жется неоправданным.
Во-вторых, зависимость между полезностью и техническими параметрами необоснованно упрощена. В действительности она является более сложной, чем приведенная в виде их произведения qrG'1. Каждый из них имеет разную степень влияния на величину полезности машины. В соответствии же с формулой их значимость одинаковая. Получается, что увеличение емкости ковша экскава тора на 20% оказывает одинаковое влияние на величину полез ности, а следовательно, и на цену машины, что и снижение ее веса на 20%. При таком толковании полезности можно считать равно ценными (при прочих равных условиях) машину с низкой произ водительностью Q, но большим весом G и машину с большой произ водительностью и малым весом, т. е.:
Варианты |
|
G |
Q |
I |
.............................................................. |
1 |
100 |
II |
.............................................................. |
10 |
1000 |
Это не отражает действительности. Хотя снижение веса имеет важное значение, однако определяющая роль принадлежит пока зателю производительности машины, а не ее весу. Разная степень влияния качественных параметров G, q и г, которые составляют основу производительности, показана на рис. 16.
Но даже на первый взгляд очевидно, что машина с большой производительностью и большим весом, т. е. вариант II является лучше. И цена на нее, если придерживаться анализируемой кон цепции, должна быть выше, чем для варианта I. Однако по формуле они будут иметь одинаковую цену.
В-третьих, в этой формуле учитываются не все важнейшие по казатели, характеризующие качество машины. В частности, отсут ствуют показатели степени надежности и долговечности, а их учет имеет важное значение для определения величины полезности. Экскаватор, обладающий большой емкостью ковша, значительным радиусом копания и малым весом, будет практически бесполезен, если он имеет низкую степень надежности и долговечности. Ясно, что повышение цены с позиций полезности на него неоправдано.
В-четвертых, ценообразование на машину нового качества по ставлено в прямую зависимость от уровня цены старой машины, которая, как известно, может отличаться от новой и по конструк ции, и по технологии изготовления, следовательно, и по величине затрат, связанных с ее производством. Рекомендуемые формулы и не позволяют учесть это различие. Кроме того, ошибки, которые могут быть допущены при установлении цены на старую модель машины, автоматически переносятся и в цену машины нового качества.
Рассуждая далее, |
еще |
раз отметим, |
что |
создание |
машины |
|||||
с высокими |
качественными параметрами |
не |
самоцель, |
а лишь |
||||||
|
|
|
|
|
средство повышения |
экономической |
||||
|
|
|
|
|
эффективности общественного произ |
|||||
|
|
|
|
|
водства |
главным |
образом через сни |
|||
|
|
|
|
|
жение затрат на единицу продукции, |
|||||
|
|
|
|
|
производимой с помощью этой ма |
|||||
|
|
|
|
|
шины. |
«Цель |
машинного производ |
|||
|
|
|
|
|
ства, ■— писал |
К. Маркс, —■вообще |
||||
|
|
|
|
|
говоря, |
заключается |
в том, чтобы |
|||
|
|
|
|
|
понизить стоимость товара, следова |
|||||
|
|
|
|
|
тельно, |
его цену, |
удешевить товар, |
|||
|
|
|
|
|
т. е. сократить необходимое для |
|||||
10 |
3 0 50 |
70 |
9 0 |
110 О д ,г |
производства |
товара |
рабочее время» |
|||
[21]. Поэтому полезность |
машины |
|||||||||
Рис. 16. |
Зависимость |
стоимости |
выражается прежде всего в эконо |
|||||||
1 м3 грунта от изменения техни |
мии труда, получаемой в результате |
|||||||||
ческих параметров |
|
применения машины. |
Конечно, тео |
|||||||
когда |
изменение |
|
|
ретически можно подобрать пример, |
||||||
качественного параметра будет точно |
пропор |
ционально изменению экономического эффекта. Но дело не в при мере, а в принципе подхода.к вопросу определения уровня цены на машины с повышенными параметрами.
Таким образом, логичнее определять цену не в соответствии с изменением ее качественных параметров (по отношению к сравни ваемой машине), а в соответствии с ее экономическим эффектом, по степени морального износа второго рода. Для этих целей можно использовать следующее выражение:
Чст = Чэ(1— # міі). |
(96) |
где цст— цена сравниваемой существующей модели машины ана
логичного назначения с машиной |
нового качества; цэ — цена |
новой, более эффективной модели |
машины; ИыП— величина, |
характеризующая моральный износ существующей модели ма шины по отношению к новой машине.
Моральный износ определяется соотношением призванных обществом затрат на воспроизводство продукции (работ), осу ществляемых с помощью новой модели машины и аналогичных затрат по сравниваемой модели. Численное значение морального
94
износа второго рода может быть найдено в долях единицы по формуле
ИмН |
__ «jy. CT —S-У - Э . |
Эу. 9 |
(97) |
|
->у. ст |
jy . ст |
|
где Sy, э, Sy, сх — совокупные общественные затраты на единицу продукции, производимой соответственно с помощью сравнивае мых машин.
Тогда подставляя (96) в (97) и делая некоторые преобразования, получим
ц ст= ц э - ^ л - . |
(98) |
О у . С т |
|
В связи с тем, что текущие затраты, связанные с использова нием рассматриваемых машин, изменяются с их возрастом t, то соотношение 5 у,3/Sy, ст может быть представлено более точно
Sy. э |
(99) |
|
Sy. ст |
||
|
где cp (t), f (І) — функции, характеризующие изменение по вре мени текущих затрат при использовании сравниваемых машин; Z„ э> Za, ст — затраты, связанные с производством, транспорти ровкой и установкой рассматриваемых машин.
Предложенный порядок определения цен на новые модели машин имеет определенные преимущества по сравнению с широко распространенным в настоящее время приемом установления над бавок и завышенных цен на продукцию с повышенными парамет рами. Одно из них заключается в том, что цены на новые машины устанавливаются в соответствии с затратами труда, общественно необходимыми для их производства, а не в зависимости от цены на старую модель машины. Зто в полной мере отвечает положению, что цены должны во все большей степени отражать общественно необходимые затраты труда [8].
Кроме того, рекомендуемая схема формированияцен будет больше способствовать техническому прогрессу, а следовательно, повышению эффективности общественного производства. Этот вывод базируется на следующих рассуждениях. Очевидно, что если появляется лучшая модель, позволяющая получить больший экономический эффект, то следует переходить к ее изготовлению, снимая с производства старую модель. Последняя уже не имеет морального права на свое воспроизводство, а предприятияизготовители должны быть заинтересованы в этом. Однако на практике нередко наблюдается иная картина. Предприятия далеко не всегда охотно переходят на выпуск новой продукции.
95