Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вень ОНЗТ не прямо, а косвенно через изменение условий произ­ водства.

Во-вторых, рабочая сила должна функционировать в нормаль­ ных условиях с точки зрения организации производства, труда, а также обеспечения его средствами производства нормального качества. По этому поводу К. Маркс писал: «Если прядильная машина является общественно господствующим средством труда при прядении, то рабочему нельзя вручать старинную прялку. Он должен получить хлопок нормального качества, а не отбросы, которые рвутся каждую минуту. Иначе ему в том и другом случае на производство одного фунта пряжи пришлось бы затратить больше рабочего времени, чем общественно необходимое время, но это излишнее время не создало бы стоимости» [3]. Кроме того, уровень квалификации рабочих, а также степень интенсив­ ности их использования должны быть нормальными, т. е. обыч­ ными для данного характера работ.

Ко всему следует добавить, что технологический процесс, при котором нерационально расходуется материал и используются средства труда, не может считаться нормальным. И, следовательно, излишнее количество овеществленного труда, затрачиваемого при его осуществлении, также не создает стоимости.

В-третьих, при определении ОНЗТ должны быть приняты усло­ вия производства, которые могут быть в наличии на период уста­ новления величины общественно необходимых затрат труда. Если, например, вследствие нового изобретения машины данного рода реально могут быть произведены в текущем периоде с меньшей затратой, то в расчет их ОНЗТ, устанавливаемых на этот период, следует принимать условия производства с применением данного изобретения. Если же это изобретение может быть внедрено в про­ изводство только в будущем периоде, то его следует принимать в расчетные условия будущего, а не текущего периода.

Говоря об имеющихся условиях производства, заметим, что не любые из них следует принимать во внимание при определении ОНЗТ, а только те, которые действительно обществу необходимы для производства нужных ему продуктов, в данном случае машин. Причем если общество в определенные моменты своего развития вынуждено для удовлетворения своих потребностей использовать не только лучшие, но и средние, и даже худшие условия, то воз­ никающие при этом затраты труда также формируют величину ОНЗТ. Стало быть стоимость всегда измеряется трудом, необхо­ димым при существующих общественных условиях.

В-четвертых, по определению К. Маркса все продукты одного и того же рода образуют, в сущности, одну массу, поэтому величину ОНЗТ, значит и стоимости, следует определять не по отношению к отдельным экземплярам машин, а каждый раз по отношению ко всей их совокупности. Затраты труда на отдельный экземпляр будут являться производными или, выражаясь языком матема­ тики, функцией величины общественно необходимого времени,

91


затраченного на всю совокупность машин, а не наоборот, как утверждают некоторые экономисты. Причем целесообразно при­ нимать среднеарифметическое значение (а не моду или медиану), в противном случае сумма стоимостей отдельных товаров не будет совпадать с численным значением стоимости всей массы рассматриваемой однородной продукции.

Подводя итог, можно сказать, что именно общественно необ­ ходимые затраты труда на производство машины определенного качества представляют субстанцию ее стоимости, которая, в свою очередь, образует экономическое содержание цены этой машины. Поэтому построение цен на стадии проектирования должно осу­ ществляться прежде всего в соответствии с их действительной стоимостью, а потом решается вопрос об отклонении от нее и мере этого отклонения.

Определив основной экономический принцип установления цен на машины, рассмотрим хотя бы в краткой форме один из наиболее дискуссионных вопросов теории социалистического це­ нообразования — это проблему учета качества в цене продукта, в частности, изделий машиностроения.

Многие экономисты считают необходимым учитывать качество продукции в их ценах [12, 20, 40]. Важно, чтобы цены на про­ дукцию правильно отражали ее потребительские свойства, утвер­ ждают они. Для этого рекомендуются различные способы. Напри­ мер, предлагается метод установления зависимости цены от тех­ нических параметров. Сущность метода заключается в том, что в основу определения коэффициентов соотношения уровня цен (коэффициентов сложности k j на изделия приняты их технические

параметры. При этом для расчета оптовой

цены используется

формула

 

Ни Чб^С»

(^4)

где цб— оптовая цена на базисное изделие;

kc — k j k 6— коэф­

фициент сложности; kn, k6— коэффициенты технического со­ вершенства конструкции новой (&н) и базисной (k6) машин.

Для одноковшовых экскаваторов, на примере которых автор работы [40] иллюстрирует свои рассуждения, формула принимает

вид

 

 

Чн = Чб

Ч б

(95)

Он Об ’

где q6, <7 Н— емкости ковшей старой и новой машин, м3; г6, гн — радиусы копания для оборудования прямой лопаты старой и новой машин, м; G6, GH— веса старой и новой машин, т.

Предлагаемый метод определения цен на новыё машины прост и доступен, однако с теоретических позиций принципиально неверен. Дело в том, что цена есть общественная, а не естественно­ техническая категория и определяется, как показано было выше, затратами труда, общественно необходимыми для изготовления

92


машины, а не ее техническими параметрами. Но даже если в прин­ ципе согласиться с концепцией авторов формул, то все равно эти формулы не пригодны ни для практического, ни для теорети­ ческого использования. И вот по каким причинам.

В основе рассуждений сторонников приведенной формулы заложена концепция полезности, сущность которой сводится к тому, что более полезная машина должна иметь большую цену. Причем предполагается, что величина полезности находится в прямо пропорциональной зависимости от изменения технических параметров. На наш взгляд это неверно.

Во-первых, увеличение технических параметров, не увязанное с конкретными потребностями общества, может просто оказаться бесполезным и, следовательно, возрастание цены машины ока­ жется неоправданным.

Во-вторых, зависимость между полезностью и техническими параметрами необоснованно упрощена. В действительности она является более сложной, чем приведенная в виде их произведения qrG'1. Каждый из них имеет разную степень влияния на величину полезности машины. В соответствии же с формулой их значимость одинаковая. Получается, что увеличение емкости ковша экскава­ тора на 20% оказывает одинаковое влияние на величину полез­ ности, а следовательно, и на цену машины, что и снижение ее веса на 20%. При таком толковании полезности можно считать равно­ ценными (при прочих равных условиях) машину с низкой произ­ водительностью Q, но большим весом G и машину с большой произ­ водительностью и малым весом, т. е.:

Варианты

 

G

Q

I

..............................................................

1

100

II

..............................................................

10

1000

Это не отражает действительности. Хотя снижение веса имеет важное значение, однако определяющая роль принадлежит пока­ зателю производительности машины, а не ее весу. Разная степень влияния качественных параметров G, q и г, которые составляют основу производительности, показана на рис. 16.

Но даже на первый взгляд очевидно, что машина с большой производительностью и большим весом, т. е. вариант II является лучше. И цена на нее, если придерживаться анализируемой кон­ цепции, должна быть выше, чем для варианта I. Однако по формуле они будут иметь одинаковую цену.

В-третьих, в этой формуле учитываются не все важнейшие по­ казатели, характеризующие качество машины. В частности, отсут­ ствуют показатели степени надежности и долговечности, а их учет имеет важное значение для определения величины полезности. Экскаватор, обладающий большой емкостью ковша, значительным радиусом копания и малым весом, будет практически бесполезен, если он имеет низкую степень надежности и долговечности. Ясно, что повышение цены с позиций полезности на него неоправдано.


В-четвертых, ценообразование на машину нового качества по­ ставлено в прямую зависимость от уровня цены старой машины, которая, как известно, может отличаться от новой и по конструк­ ции, и по технологии изготовления, следовательно, и по величине затрат, связанных с ее производством. Рекомендуемые формулы и не позволяют учесть это различие. Кроме того, ошибки, которые могут быть допущены при установлении цены на старую модель машины, автоматически переносятся и в цену машины нового качества.

Рассуждая далее,

еще

раз отметим,

что

создание

машины

с высокими

качественными параметрами

не

самоцель,

а лишь

 

 

 

 

 

средство повышения

экономической

 

 

 

 

 

эффективности общественного произ­

 

 

 

 

 

водства

главным

образом через сни­

 

 

 

 

 

жение затрат на единицу продукции,

 

 

 

 

 

производимой с помощью этой ма­

 

 

 

 

 

шины.

«Цель

машинного производ­

 

 

 

 

 

ства, ■— писал

К. Маркс, —■вообще

 

 

 

 

 

говоря,

заключается

в том, чтобы

 

 

 

 

 

понизить стоимость товара, следова­

 

 

 

 

 

тельно,

его цену,

удешевить товар,

 

 

 

 

 

т. е. сократить необходимое для

10

3 0 50

70

9 0

110 О д ,г

производства

товара

рабочее время»

[21]. Поэтому полезность

машины

Рис. 16.

Зависимость

стоимости

выражается прежде всего в эконо­

1 м3 грунта от изменения техни­

мии труда, получаемой в результате

ческих параметров

 

применения машины.

Конечно, тео­

когда

изменение

 

 

ретически можно подобрать пример,

качественного параметра будет точно

пропор­

ционально изменению экономического эффекта. Но дело не в при­ мере, а в принципе подхода.к вопросу определения уровня цены на машины с повышенными параметрами.

Таким образом, логичнее определять цену не в соответствии с изменением ее качественных параметров (по отношению к сравни­ ваемой машине), а в соответствии с ее экономическим эффектом, по степени морального износа второго рода. Для этих целей можно использовать следующее выражение:

Чст = Чэ(1— # міі).

(96)

где цст— цена сравниваемой существующей модели машины ана­

логичного назначения с машиной

нового качества; цэ — цена

новой, более эффективной модели

машины; ИыП— величина,

характеризующая моральный износ существующей модели ма­ шины по отношению к новой машине.

Моральный износ определяется соотношением призванных обществом затрат на воспроизводство продукции (работ), осу­ ществляемых с помощью новой модели машины и аналогичных затрат по сравниваемой модели. Численное значение морального

94


износа второго рода может быть найдено в долях единицы по формуле

ИмН

__ «jy. CT —S-У - Э .

Эу. 9

(97)

 

->у. ст

jy . ст

 

где Sy, э, Sy, сх — совокупные общественные затраты на единицу продукции, производимой соответственно с помощью сравнивае­ мых машин.

Тогда подставляя (96) в (97) и делая некоторые преобразования, получим

ц ст= ц э - ^ л - .

(98)

О у . С т

 

В связи с тем, что текущие затраты, связанные с использова­ нием рассматриваемых машин, изменяются с их возрастом t, то соотношение 5 у,3/Sy, ст может быть представлено более точно

Sy. э

(99)

Sy. ст

 

где cp (t), f (І) — функции, характеризующие изменение по вре­ мени текущих затрат при использовании сравниваемых машин; Z„ э> Za, ст — затраты, связанные с производством, транспорти­ ровкой и установкой рассматриваемых машин.

Предложенный порядок определения цен на новые модели машин имеет определенные преимущества по сравнению с широко распространенным в настоящее время приемом установления над­ бавок и завышенных цен на продукцию с повышенными парамет­ рами. Одно из них заключается в том, что цены на новые машины устанавливаются в соответствии с затратами труда, общественно необходимыми для их производства, а не в зависимости от цены на старую модель машины. Зто в полной мере отвечает положению, что цены должны во все большей степени отражать общественно необходимые затраты труда [8].

Кроме того, рекомендуемая схема формированияцен будет больше способствовать техническому прогрессу, а следовательно, повышению эффективности общественного производства. Этот вывод базируется на следующих рассуждениях. Очевидно, что если появляется лучшая модель, позволяющая получить больший экономический эффект, то следует переходить к ее изготовлению, снимая с производства старую модель. Последняя уже не имеет морального права на свое воспроизводство, а предприятияизготовители должны быть заинтересованы в этом. Однако на практике нередко наблюдается иная картина. Предприятия далеко не всегда охотно переходят на выпуск новой продукции.

95