Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
где Sy — величина полных совокупных затрат общественного труда, связанных с производством и эксплуатацией машины, при ходящаяся на единицу продукции (работы), производимой с ее помощью; Sn — величина полных совокупных затрат обществен ного труда, связанных с производством и эксплуатацией машины за весь срок службы, руб./период; R„ — объем полезной по ка честву и количеству продукции (работы), производимой с помощью машины, за весь срок службы /, ед./пернод.
Показатель Sy, принятый в сравнении с базовым Sy б, отра жает сравнительную экономическую оценку уровня качества ма шины Sy. ср, т. е.:
S |
у. ср |
= |
или S' |
: S |
У |
—S |
,. |
|
( 4) |
|
|
|
->у. б |
у. ср |
|
|
У- б |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, |
|
измерение |
технического |
уровня машин |
и |
|||||
определение ее |
экономической |
оценки — хотя |
и |
связанные, |
но |
|||||
разные аспекты комплексной проблемы качества |
изделий, пре |
|||||||||
следующие различные цели. |
|
|
|
|
|
|
|
Смешение технического и экономического аспектов приводит к конструированию так называемых комплексных технико-эко номических показателей, построенных вне научного анализа причинных связей их составляющих.
В результате рекомендуются комплексные показатели, ос нованные на формальном суммировании (или иных арифметиче ских действиях) технических, экономических, эргономических, эстетических и других показателей, порой даже не характери зующих качество самого готового изделия, а отражающих ка чество работы организаций и предприятий, создающих это изделие.
Так, например, в работе [28] предлагается |
комплексный по |
|||
казатель с элементами взвешивания |
|
|
|
|
Я0 — к і “д - "Ь К 2,П Т /с3Яс -ф- /с4/7п-п. з ~Ь к6Яэ, |
(5) |
|||
где Я 0 — обобщенный |
показатель |
качества; |
А — комплексный |
|
технико-экономический |
показатель; |
Ят — технический |
показа |
тель (наиболее характерный для каждой группы изделий техни ческий параметр); Я с — показатель стандартизации (выражается суммой коэффициентов стандартизации, применяемости и повто ряемости); Яп_„ а — показатель патентно-правовой защиты; Яэ — технико-эстетический показатель; к и к2, к3, кіг к5— коэффици енты значимости (весомости) показателей.
Основные недостатки приведенного показателя и ему подоб ных заключаются в двойном учете технических показателей. Один раз непосредственно, второй раз через экономические пока затели, численное значение которых, как известно, формируется под влиянием первых. Например, в величине себестоимостиединицы продукции, производимой с помощью определенной машины, находят отражение и мощность, и скорость, и безот-
24
казнйсть, й к. п. Д., и даже при правильном расчете эргономиче ские и эстетические параметры изделия. Поэтому учитывать их дважды просто неверно. Во-вторых, введение так называемых коэффициентов весомости, не обоснованных с общественно-эконо мической точки зрения, открывает широкую дорогу субъекти визму, так как нахождение их численных значений базируется не на научных теориях, а на личном опыте и психологических чув ствах отдельных экспертов.
Кроме того, ошибочно допускается суммирование показателей, имеющих различную размерность: производится сложение абсо лютных и относительных показателей, частных и групповых, что недопустимо.
Сторонники описываемых показателей делают попытки их усовершенствования, предлагая суммировать не абсолютные, размеренные значения технических и экономических показателей, а их относительные, безразмерные величины.
Однако в результате такой модернизации достигается лишь возможность арифметического сложения разнородных по внутрен нему содержанию показателей, и не более. В то время как основной вопрос о логической допустимости и тем более целесообразности самого процесса суммирования или совершения другого арифме тического действия с техническими и экономическими показате лями остается научно необоснованным.
Применение подобных показателей в итоге не позволяет ни объективно измерить уровень качества, ни произвести его досто верную экономическую оценку, а следовательно, правильно уста новить прогрессивность изделия и целесообразность его создания.
3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ МАШИН
Для успешного формирования параметров машин важное зна чение имеет изучение закономерностей их развития. Их досто верное познание позволяет установить оптимальные пути дости жения необходимого обществу качества, осуществить прогнози рование его дальнейших изменений й выработать эффективную систему управления параметрами машиностроительной продукции на стадии ее конструирования.
Параметры машин постоянно развиваются. Это наглядно видно хотя бы по данным диаграмм, характеризующих изменение мощности тепловых турбин и гидротурбин, произведенных оте чественной промышленностью (рис. 5). Если в 20-х годах мощность одной турбины не превышала 10 000 кВт, то сегодня она составит для тепловых турбин 1 600.000 кВт и для гидравлических тур бин 1 500 000 кВт. Подобная тенденция в изменении параметров, и прежде всего мощности, наблюдается в развитии и других видов машин. Например, только за последние 30—40 лет мощность ме таллорежущих станков возросла в 5^-10 раз, а точность в ряде
25
Случаев до 50 раз с одновременным увеличением периода стабильного сохранения в процессе эксплуатации гарантийных норм точности.
За короткий период развития советского самолетостроения мощность применяемых двигателей увеличилась более чем в 600 раз при значительном повышении их надежности и долговечности. Происходит также увеличение технической скорости самолетов, численное значение которой достигнет в скором времени 2500— 3000 км/ч. Растет и будет возрастать скорость и на других видах транспорта.
Однако далеко не так очевидны причины изменения параметров создаваемых машин, источники и закономерности их развития.
193019311932 т о m s 19521957196119631970
Рис. 5. Изменение мощности тепловых турбин (а) и гидротурбин (б)
Опричинах изменения параметров техники вообще и машин
вчастности высказываются различные мнения. Ряд исследователей видят основную причину в развитии знаний, науки [23]. Нередко
впоисках причины обращаются к техническому творчеству, изо бретательству, стремясь найти ее именно здесь. Конечно, наличие определенных знаний так же, как техническое творчество, крайне необходимы для успешного изменения параметров машин, по скольку с их помощью осуществляется процесс совершенствова ния и создания машин нового качества. Однако абсолютизировать их роль в этом процессе, рассматривать их вне детерминации со циально-экономическими отношениями, а тем более отождествлять с причиной развития качества машинной техники будет неверно. «Преувеличение роли сознания, науки, чисто технического твор чества и изобретательства, абсолютизация их значения, — спра
ведливо пишет профессор Ю. С. Мелещенко,— представляют собой те гносеологические причины, которые неизбежно приводят к идеа листическим взглядам на развитие техники, часто приобретающим откровенно религиозный характер» [30].
Проблема определения первопричины развития параметров машин подлинно по-научному может быть решена на основе
26
положений материалистической диалектики и в первую очередь ее основного закона единства и борьбы противоположностей, который В. И. Ленин называл сутью, ядром диалектики. В соот ветствии с этим законом, движущим механизмом всякого разви тия, саморазвития является взаимодействие противоположных сторон, имманентно присущих предметам, явлениям, процессам. Причем противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии противоречия, борьбы между собой. Борьба противо положностей и образует внутреннее содержание — движущий ме ханизм развития действительности, в том числе и качества из делий.
Если процесс развития параметров машин рассматривать как явление общественное, то в самом общем виде главную причину этого развития, его движущий механизм составляет противоре чие между постоянно возникающими и растущими потребностями общества, с одной стороны, и достигнутым уровнем его техниче ского развития, с другой стороны.
Принцип действия этого механизма применительно к машинам промышленного назначения отчетливо показан К. Марксом на примере переходного периода от мануфактурного производства к крупной промышленности. «Огромные массы железа, которые приходилось теперь ковать, сваривать, резать, сверлить и фор мовать, в свою очередь требовали таких циклопических машин, создать которые мануфактурное машиностроение было не в силах» [3]. Таким образом, именно практика диктует необходимость
появления и совершенствования тех или иных |
средств труда, |
в том числе и машин. И происходит это .потому, |
что возникают |
потребности, которые уже не могут быть удовлетворены старыми средствами. Причем эти потребности в значительной степени обу словлены взаимной связью и развитием всех отраслей промышлен ности. «Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, обуславливает переворот в других сфе рах»,— писал К. Маркс [3], подчеркивая взаимное влияние различных отраслей на формирование уровня производственных потребностей.
Сказанное прежде всего относится к таким отраслям промыш ленности, которые переплетаются между собой как фазы одного общего процесса, хотя общественное разделение труда до такой степени изолировало их, что каждая из них производит самостоя тельный вид продукции. Например, машинное прядение выдвинуло необходимость машинного ткачества, а следовательно, и необ ходимость создания ткацких машин с высокими качественными параметрами.
Если имеются движущие силы, то должны быть и источники, их питающие. Применительно к процессу развития параметров машин такими источниками являются: творческий труд людей, их научные знания, культурно-технический уровень работников и другие факторы. При этом, чем выше их уровень, тем больше
27
имеется возможностей для прогрессивного развития параметров машинной техники.
Правильное определение первопричины и источников развития параметров машин имеет не только познавательное, но и важное практическое значение. Так как при формировании параметров оно нацеливает специалистов на тщательное изучение и анализ потребностей и возможностей общественного производства.
Формирование параметров машин в соответствии с обществен ной потребностью и производство этих машин в необходимом ко личестве является важнейшим условием достижения необходимой обществу эффективности. Изменение параметров определенных моделей машин или конструирование и создание их новых видов при отсутствии производственной необходимости вообще не имеет смысла. Более того, с экономических позиций оно даже вредно, так как снижает эффективность общественного производства за счет напрасной траты средств на конструирование и изготовление ненужных обществу машин. К сожалению, это обстоятельство не всегда учитывается на практике. В результате наряду с недоис пользованием (по времени и техническим параметрам) действую щего парка оборудования проектируются и изготовляются новые модели машин с еще более высокими качественными характери стиками, которые опять остаются полностью неиспользованными. Так, проведенный профессором Д. С. Львовым анализ свыше 100 тыс. деталей, обрабатываемых на самой распространенной модели станка 1К62, показал, что его возможности используются: по мощности и числу оборотов не более чем на 50—60%, по числу скоростей на 40—45%, а по продольной подаче только на 17—20% [42]. Аналогичное положение наблюдается и при использовании других видов машин.
В то же время ряд моделей машин, выпускаемых отечественной промышленностью, обладает низкой надежностью и долговеч ностью. В результате значительное время машины бездействуют, простаивая в ремонтах. Например, величина простоев в ремонте машин, применяемых на строительных объектах Ленинграда и Ленинградской области, составляет около 40—50% рабочего вре мени (табл. 2). А по отдельным их видам (скреперы, автогрейдеры и др.) численное значение этого показателя достигает 60— 70%.
Такое положение характерно и для других видов машин и оборудования, причем не только для условий Ленинграда, но и других районов. По данным профессора А. П. Вавилова, в СССР
на ремонтные работы ежегодно расходуется около 14 млрд. руб. [14]. Каждый четвертый станочник занят ремонтом оборудования. На ремонт металлорежущих станков в целом по стране расхо дуется ежегодно примерно 120 000 т чугуна, столько же стали, много цветных металлов. Правда, большие затраты на ремонт машин во многом объясняются серьезными недостатками в орга низации использования и ремонта машин. Однако основной перво-
28
Т а б л и ц а 2
Данные о затратах времени на ремонт машин
|
|
|
|
|
Отношение |
|
|
|
|
|
количества |
|
|
Количе |
Количе |
Количество |
машнно-дней |
|
|
машино-дней |
пребывания |
||
Машины |
ство |
ство |
пребывания |
в ремонте |
|
анализи |
машино- |
в ремонте |
и его |
||
|
|
руемых |
дней |
и его ожи |
ожидания |
|
|
машин |
работы |
дания |
к количеству |
|
|
|
|
|
рабочих |
|
|
|
|
|
машино-дней |
|
|
|
|
|
% |
Экскаваторы |
одноковшовые |
397 |
18 541 |
7707 |
42 |
с ковшом емкостью до 0,35 м3 |
|
|
|
|
|
В том числе тракторы с на |
237 |
9 464 |
4893 |
58 |
|
весным оборудованием |
|
|
|
|
|
Экскаваторы |
многоковшо |
14 |
550 |
223 |
40 |
вые |
|
|
|
|
|
Скреперы |
|
18 |
560 |
313 |
56 |
Погрузчики |
одноковшовые |
54 |
2 187 |
1025 |
47 |
Автогрейдеры |
|
48 |
1 704 |
1145 |
67 |
причиной все же является недостаточный уровень их надежности и долговечности.
Нередко машины недоиспользуются и по времени. Например, в Ленинградской промышленности коэффициент сменности по металлообрабатывающему оборудованию из года в год падает (табл. 3). При этом следует иметь в виду, что указанный коэффи циент не содержит внутрисменных потерь рабочего времени, с учетом которых величина, характеризующая фактическое ис пользование оборудования, будет еще меньше.
Низкий коэффициент использования не только по металлооб рабатывающему оборудованию, но и по другим видам машин. Например, коэффициент использования-режимного фонда вре мени (определяемый путем отношения отработанных машиночасов к режимному фонду времени в машино-часах) для строи тельно-дорожных машин за три года (1967—1969) не превышал 0,5 ц соответственно был равен в 196-7 г. 0,47, в 1968 г. 0,5,'в 1969 г. 0,49 (табл. 4).
О недоиспользовании машин свидетельствует также значитель ный объем неустановленного оборудования, излишнего, и в том числе нового (табл. 5, 6).
Например, по данным переписи на 1 января 1970 г., только в Ленинграде и Ленинградской области оказалось в наличии не установленного электротехнического оборудования 14 067 единиц. Велико число других видов неустановленных и излишних машин, среди которых имеется дорогостоящее импортное оборудование,
.29