Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

Использование металлообрабатывающего оборудования

 

 

на

ленинградских промышленных предприятиях

 

 

 

(коэффициент сменности) 1

 

 

 

 

 

Все

Оборудование, занятое

 

 

 

металло-

в основном производстве

Данные наблюдений

обрабаты-

 

 

 

вающее

металло­

кузнечно­

 

 

 

 

оборудо­

литейное

 

 

 

вание

режущее

прессовое

Различные предприятия:

 

 

 

 

1965

г.

 

1,29

1,37

1,33

1,58

1967

г.

 

1,18

1,25

1,24

1,48

1969

г.

 

1,16

1,22

1,22

1,48

Сопоставимый

круг предприятий:

 

 

 

 

1965

г.

 

1,29

1,37

1,32

1,58

1967

г.

 

1,23

1,31

1,33

1,56

1969

г.

 

1,19

1,26

1,23

1,53

1 Коэффициент сменности определен как отношение отработанных станко-

смен в течение суток к числу установленного оборудования; значение показателей принято по данным суточного обследования; наблюдения проводились в 1965 г. на 92 промышленных предприятиях, в 1967 г. — на 131 предприятии и в 1969 г. — на 138 предприятиях.

лежащее тяжелым бременем на бюджете промышленных предпри­ ятий.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что производство ряда моделей машин как по качеству, так и по количеству еще не

Т а б л и ц а 4

Использование строительно-дорожных машин по времени в строительных организациях Ленинграда и Ленинградской обл.

за 1967—1969 гг.

 

Годы

 

Показатели

 

 

1967

1968

1969

Общее количество анализируемых машин

2140

2234

2443

Нахождение машин в распоряжении строи­

12 176

12 788

13712

тельной организации с начала года (при

 

 

 

работе в две смены), машино-ч

 

 

 

Отработано всеми машинами с начала

5796

6470

6839

года, машино-ч

 

 

 

Коэффициент использования режимного

0,47

0,50

0,49

фонда времени

 

 

 

30


 

 

Т а б л и ц а 5

Наличие неустановленного оборудования в народном хозяйстве

Ленинграда и Ленинградской обл., ед.

 

 

 

Подле­

Излишнего

Виды оборудования

 

В том

жащего

Всего

 

установке

числе

 

 

 

нового

Металлорежущие станки

1 030

324

36

Кузнечно-прессовое оборудование

272

95

29

Подьемно-трэкспортное оборудование

3 126

329

273

Строительно-дорожные машины

174

64

60

Электротехническое оборудование

14 067

2759

1715

Химическое оборудование

1 574

308

232

соответствует в полной мере общественным потребностям. Кроме того, эти примеры еще раз убеждают в необходимости учета тре­ бований сферы потребления в процессе проектирования машин нового качества. Это позволит создавать машины именно с такими параметрами и в таком количестве, которые действительно не­ обходимы обществу.

Установив причину и источники развития параметров продук­ ции, следует определить и закономерности их изменения, в ос­ нове которых лежат такие законы материалистической диалек­ тики, как закон взаимного перехода количественных и каче­ ственных изменений, показывающий, как происходит развитие

машинной техники, и закон отрицания

отрицания,

раскрываю­

щий, в каком направлении совершается

это развитие.

Закон количественных и качественных изменений проявляется

в двух формах: эволюционном и скачкообразном.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

Наличие неустановленного нового импортного оборудования

в народном хозяйстве Ленинграда

 

 

 

Подлежащего

Излишнего

Виды оборудования

установке

 

 

 

 

 

 

 

ед.

тыс. руб.

ед.

тыс. руб.

Металлорежущие станки

10

50,1

_

_

Кузнечно-прессовое оборудование

'20

245,9

3

12,6

Подъемно-транспортное оборудо­

47

150,5

12

106,8

вание

 

 

 

 

Электротехническое оборудование

267

69,9

14

30

Химическое оборудование

113

685,7

15

16,7

31


Эволюционные изменения осуществляются путем постепенных усовершенствований существующих моделей машин, имеющих в своей конструктивной основе традиционные, опробованные научно-технические принципы. В процессе‘эволюционного' раз­ вития параметров машин различаются три этапа. Первый этап, на котором происходит зарождение новой модели машины, харак­ теризуется незначительной интенсивностью роста параметров. Однако эта интенсивность непрерывно возрастает, достигая своего высшего значения на втором этапе развития машин. Именно на этом этапе наблюдаются наиболее высокие темпы приращения параметров машин (рис. 6).

На третьем этапе скорость возрастания показателей качества

замедляется.

И,

наконец,

наступает такой

момент,

когда

раз­

 

 

 

 

личные

усовершенствования

 

 

 

_|

не приводят к желаемым из-

 

 

 

менениям

в

качественных

 

 

^качест вен-

параметрах.

 

Кривая

роста

 

 

 

ный скачок

приобретает асимптотический

 

 

 

 

характер.

В

этом

случае

 

 

 

 

только

создание

машин

на

 

 

 

 

базе нового научно-техниче­

 

 

 

 

ского

принципа может при­

I

II

III Этапы

вести к росту их параметров.

Этот ' переход

отражает

Рис. 6. Этапы

развития качества машин

скачкообразную фазу

разви­

техники. Как правило,

 

тия

параметров

машинной

скачок наступает

при

использовании

в машинах новых физических явлений процессов и материалов. Эту закономерность можно проследить на примере роста чис­ ленного значения к. п. д. двигателей внутреннего сгорания (рис. 7).

Наиболее резкое

изменение

к.

п. д. наблюдается при переходе

к конструкциям

двигателя

с

различным энергоносителем [45].

Аналогичная тенденция и в развитии параметров других видов машин. Для примера на рис. 8 графически показана закономер­ ность изменения скорости транспортных средств на различных этацах.их исторического развития.

I В связи с тем, что величины экономических показателей ма­ шины в значительной степени зависят от ее параметров, то, как правило, вышеприведенные тенденции сопровождаются подоб­ ными изменениями и в экономических показателях. Этот процесс в общем виде изображен на рис. 9.

Конкретный характер указанной зависимости для разных видов машин будет, конечно, различным. Поэтому в каждом случае нужно проводить глубокие технико-экономические и математико­ статистические исследования, которые позволили бы дать точную количественную оценку этим закономерностям. Но уже сам факт существования таких тенденций обязывает экономическую науку определять экономические границы целесообразности проектиро­

32


вания и создания моделей машин на базе определенных научнотехнических принципов, известных материалов и конструктивных схем. Установление этих границ позволит вовремя (с точки зрения роста экономической эффективности общественного про­ изводства) переключиться на проектирование принципиально но­ вых машин.

Из рис. 9 видно, что с экономической точки зрения искомая граница находится в точке перегиба кривых / и II. Ее численное значение может быть найдено путем приравнивания нулю пер­ вой производной от функций, характеризующихся кривыми /

%

70

 

 

 

 

 

 

 

Топливная ячейка,

 

 

 

 

 

 

 

 

основанная на МГД ,

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і / Газовая

 

 

 

 

 

 

Турбина на паре

 

турбина

40

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

высокого давления \

 

 

30

 

 

 

 

 

Турбина Парсона

 

 

 

 

 

 

 

Ä

 

(1910)

 

 

 

 

20

 

 

 

HUU1

 

 

 

 

 

 

 

Уатт

7,1860)

 

 

 

 

 

Ньюкомен

 

 

 

 

 

 

 

О 770,1796)

 

 

 

 

 

 

 

10 -

(1712)

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1730

1760

1790

1820

I860

I860

1910

1940

1970

2000

1700

Рис. 7. Рост к. п. д. двигателей внутреннего сгорания

и II, и дальнейшего определения корней полученных таким образом уравнений. Кривая I характеризует зависимость показателя полных совокупных общественных затрат на еди­ ницу продукции, производимой с помощью машины, от измене­ ния показателей ее качества (параметров); кривая II харак­ теризует зависимость показателя общественной производитель­ ности труда, осуществляемого с помощью машин, от изменения

еекачества (параметров).

Всовременных условиях повышение технических параметров машин возможно до значительного уровня. Однако для машин производственного назначения это повышение не является само­ целью. Применение указанных видов машин осуществляется в на­ родном хозяйстве прежде всего с позиций увеличения эффек­ тивности общественного производства. Поэтому целесообразность создания таких машин следует рассматривать с точки зрения роста общественной производительности труда.

3 А . Е . К о г у т

33