Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ний и т. д. Основными центрами приборостроения Грузии яв ляются Тбилиси, Сухуми, Гори.
Станкостроение Грузии, возникшее еще в довоенные го ды, специализировано на производстве металлорежущих станков. Удельный вес республики в общесоюзном производ стве станков составил ;в 1971 году 1,7%. В 1973 г. в Грузии было произведено 3953 металлорежущих станка, в 4,5 раза больше, чем в 1940 ir. и в 1,6 раза больше, чем в 1950 г.
Автомобильная промышленность |
Грузии представлена |
|
в основном, Кутаисским автозаводом, |
построенном в после |
|
военные годы. Производство |
автомашин в республике в 1973 г. |
|
составило 16380 штук (1.4% |
общесоюзного производства, в том |
числе 2,5% производства грузовых автомашин). Удельный вес Кутаисского автозавода в валовой продукции машино строения республики составляет 21%, в численности ППП— 15% и стоимости основных производственных фондов — 21,5 %. В 1975 г. предусмотрено довести выпуск автомашин до 17 тыс. штук.
Важными отраслями машиностроения Грузии является производство технологического оборудования для чайной, винодельческой промышленности. Грузия поставляет часть продукции этих отраслей в другие союзные республики.
Сельскохозяйственное машиностроение Грузии специа лизируется на производстве машин по сбору (технических культур, а в перспективе призвано обеспечить горные районы
СССР машинами, работающими на крутых склонах. Предприятия сельскохозяйственного машиностроения Гру
зии выпускают та-кую .сложную продукцию, как чаеубороч ная машина, малогабаритные тракторы и т. д. В перспектив ный период наряду с расширением завода «Грузсельмаш» и Кутаисского завода малогабаритных тракторов, планирует ся строительство завода по производству машин для работы в виноградниках, садах и огородах.
Одной из наиболее перспективных отраслей матиино- ■ строения Грузии является судостроение, представленное Потийаким судоремонтным заводом им. Орджоникидзе и Ба тумским судостроительным заводом. Оба предприятия спе циализированы на производстве пассажирских судов на под водных крыльях, в том числе типа «Комета». Уже в ближай шем будущем, на наш взгляд, целесообразно строительство нового завода в Поти, так как действующий судоремонт ный завод им. Орджоникидзе занят, главных образом,, ремонтом рыболовецких судов.
56
Металлообрабатывающая промышленность республики представлена довольно многочисленными -ремонтно-механи ческими предприятиями и заводами, удельный вес которых в валовой продукции машиностроения превышает 30%.
Крупные предприятия данной отрасли обслуживают же лезнодорожный (Тбилисский -ЭВ-РЗ), автомобильный и морской транспорт.
Территориальное размещение машиностроения Грузии весьма неравномерно. На Центр ально-Восточной экономичес кий район приходится -60,4% валовой продукции и 63,4% промышленно-производственного персонала -машиностроения Грузии. На втором месте — Центрально-Западный экономи ческий район, где производится 24,9% валовой -продукции машиностроения Грузии. Развивающимися центрами маши ностроения являются также приморские -города Батуми, Поти, Сухуми.
С целью рационального использования трудовых ресур сов и более равномерного размещения данной отрасли пред ставляется целесообразным -создание машиностроительных предприятий в малых и средних городах. Наиболее эконо мически эффективной формой размещения машиностроитель ных предприятий является создание специализированных ма шиностроительных комплексов. В первую очередь необходимо создать комплекс судостроительных предприятий в г. Поти
иБатуми.
Вдевятой пятилетке наибольшее развитие получит электротехническая -промышленность, производство средств автоматизации и -приборов, .сельскохозяйственное машино строение. Вступил в строй .завод с-четно-вычислительных ма
тематических машин, расширен завод «Сухумиприбор», стро ятся новые корпуса заводов «Гбилнр-ибор», Кутаисского ав тозавода и т. д. Совершенствуются технологические процес сы, повышается прои,31водительность труда, улучшаются эко номические показатели .предприятий; -быстро увеличивается производство -бытовых машин и хозтоваров.
География машиностроения в текущей пятилетке претер пит некоторые изменения, хотя хар-актерная для наго концен трация в нескольких основных центрах -сохранится. Измене ния в. размещении машиностроительных предприятий связа ны с созданием филиалов головных предприятий в ряде хоро шо обеспеченных трудовыми ресурсами малых городах и по селках Грузии.
Машиностроение является самой перспективной отраслью промышленности Грузии, в наибольшей степени соответ ствующей природно-экономическим условиям республики.
■Наличие значительных трудовых ресурсов высокой квалифи кации диктует необходимость развития машиностроения Гру зии более быстрыми темпами, чем других трудоемких отрас лей промышленности. На -более отдаленный перспективный период рост объема производства машиностроения было бы ■целесообразно установить примерно в 5 раз при увеличении численности промышленно-производственного персонала в 2 раза. Должна усилится специализация республики на прибо ростроении, электронной и электротехнической промышлен ности. Более равномерной станет география машиностроения, новые предприятия будут размещаться в средних и малых го родах республики. В важные центры машиностроения долж ны превратиться Марнеули, Ткварчели, Хашури, Самтредиа, Чиатура и д.р. Уже в десятой пятилетке (1976—1980 гг.) бу дет построено несколько крупных предприятий квалифициро ванного машиностроения, что положительно отразится на от раслевой структуре промышленности Грузии.
Промышленность строительных материалов играет важ ную роль в обеспечении комплексного развития народного хо зяйства республики. В 1971 г. на эту отрасль приходилось 5,1% валовой продукции промышленности республики, 2,7% общего числа промышленно-производственного персонала и 4,1% основных производственных фондов.
Основные предприятия промышленности стройматериа лов фактически созданы за годы советской власти. В 1913 г. на территории Грузии существовали лишь полукустарные предприятия, выпустившие 16 млн. шт. кирпича и 0,9 млн. шт. черепицы. К настоящему времени развита широкая сеть пред приятий -промышленности стройматериалов. Сформировались такие отрасли, как цементная, шиферная, производство же лезобетонных изделий и т. д. За 1940—71 .гг. продукция .про мышленности стройматериалов возросла в 25 раз, а произво дительность труда в 5 раз. Производство строительного кир пича в 1972 г. составило 358 млн. шт. (в 1970 г. 3-88 млн. шт.). Строительная индустрия республики .почти полностью обеспе чивается основными стройматериалами собственного произ водства, а некоторые из них вывозятся и в другие республи ки. Возможности развития промышленности стройматериа лов в столь .значительных масштабах обусловлены наличием разнообразной сырьевой базы (цементное сырье, известняки, керамические глины, облицовочные камни, в том числе вы сококачественные мрамора и т. д.). За период 1951—1970 гг. среднегодовые темпы прироста валовой продукции промыш ленности стройматериалов составили 10,5% (в СССР в це лом 13,4%). Коэффициент опережения роста производства
•58
стройматериалов-по сравнению с ростом строительно-монтаж ных работ составлял 1,03 за 1961—Г965 ,гг. и 1,02 за 1966— 1970 гг. В текущей пятилетке этот показатель возрастет до 1,27 (нормативный коэффициент 1,3)29.
Цементная промышленность Грузии представлена двумя крупными предприятиями — Кашским и Густавским цемент ными заводами. По производству цемента республика зани
мает шестое место в СССР |
(после РСФСР, |
Украины, |
Бело |
|
руссии, Казахстана и Узбекистана) |
и первое место в |
За |
||
кавказье. Выпуск цемента |
осо1бенно |
быстро |
возрастал |
в по |
слевоенные годы, после передачи в эксплуатацию Руставско-
го завода и расширения Каопокого цементного |
завода. |
В |
||
1940 |
г. в Грузии было произведено 119 |
тыс. т |
цемента, |
в |
1950 |
г. 264 тыс. т, в 1960 т. 1256 тыс. т. |
и в 1973 г. 1534 тыс. |
т. Несмотря на столь значительный рост цементной промыш ленности республика испытывает затруднения с обеспечени ем строительства этим важнейшим видом вяжущего мате риала.
Каспсний цементный завод работает на базе местного месторождения карбонатных пород, где ежегодно добывают 1,2 млн. т. сырья. В настоящее время ведутся работы по рас ширению данного предприятия. Руставский завод вместе с другим сырьем, использует отходы металлургического завода л производит шлакопортландцемект. В перспективе развитие цементной промышленности связано с освоением новых место рождений и необходимостью строительства на их базе ново го крупного цементного завода; по нашему мнению такой за вод целесообразно создать в Западной Грузии.
Основным видом вяжущих материалов наряду с цемен том является известь. Предприятия известюдаой промышленности расположены в Цители-Цкаро, Сурами, Цхакая, Моцамети (Кутаиси). Они ежегодно производят многие десятки тыс. т молотой и кусковой извести. Перспективы расширения известковой промышленности в республике довольно хоро шие. Промышленными запасами располагает более чем трид цать месторождений.
Для современной строительной индустрии все большее значение приобретают инертные материалы, в частности, ще бень, гравий. В настоящее время в эксплуатации находятся Аварское, Аджаметское, Чалабаурское, Кодорекое месторож
29 Д. |
М о у р а в и д з е . К вопросу |
об основных особенностях |
и на |
||
правлениях развития |
промышленности |
строительных материалов Грузин |
|||
ской ССР. |
Доклады |
научной |
сессии НИЭП народного хозяйства |
при |
|
Госплане |
Грузинской |
ССР, |
Тбилиси, |
1973. |
|
59