Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

играет решающую роль в развитии Тбилисской городской аг­ ломерации, но и определяет масштабы и структуру сформи­ ровавшегося здесь промышленного комплекса. В этом отно­ шении Тбилиси-Руставский промышленный узел аналогичен другим столичным промышленным агломерациям союзных республик, хотя по объему валовой промышленной продукции и уступает некоторым из них (например, Бакинской, Риж­ ской, Киевской, Ташкентской, Минской). По основным эко­ номическим показателям Тбилисская промышленная агломе­ рация вполне сравнима со столичными промышленными аг­ ломерациями ряда европейских стран (Софийская, Белград­ ская, Бухарестская, Афино-Пирейская и т. д.).

В силу исторических обстоятельств на территории со­ временного Тбилвси-Руставского промышленного узла с V-VI века существует крупный город, выделяющийся значительной концентрацией населения и трудовых ресурсов, обладающих традицонными навыками ремесла, а со второй половины XIX столетия и индустриального труда. Кроме того, за годы со­ ветской власти Тбилиси превратился в научно-культурный центр общесоюзного значения, что обусловило формирование значительных континентов квалифицированных кадров, в том числе технического профиля. В Тбилиси сосредоточено 48% лиц республики, имеющих высшее образование. Благодаря этому стало возможным создание современных производств— сложного машиностроения, электротехники, а в последнее время и электронной промышленности.

Очень важную роль в формировании Тбилисской про­ мышленной агломерации сыграл транспортно-географический фактор. Тбилиси представляет наиболее крупный в Закав­ казье транспортный узел, где скрещиваются четыре железно­ дорожные линии и восемь автомобильных дорог. Это позво­ ляет размещать в пределах Тбилиси-Руставского узла не только трудоемкие, но в определенной мере и материалоем­ кие предприятия.

Тбилисская городская агломерация, насчитывающая 1,2 млн. чел. является крупнейшим в Грузинской ССР центром потребления продовольственных и промышленных товаров. На этой основе в Тбилиси развиваются отрасли, ориентирую­ щиеся на районы потребления. Следует иметь в виду и то об­ стоятельство, что Тбилиси остается наиболее значительным в Грузии торгово-распределительным центром.

Сравнительно ограниченную роль в формировании Тби- лиси-Руставокого промышленного комплекса сыграли мест­ ные природные и сельскохозяйственные ресурсы. В этом от­ ношении он коренным образом отличается, например, от

6. Э. Д. Кобахидзе

81


Чиатура-Зестафонского промышленного узла. На базе мест­ ных полезных ископаемых действует лишь несколько пред­ приятий промышленности стройматериалов. Кроме того, ряд. пищевых предприятий использует, в значительной мере, сель­ скохозяйственное сырье, в основном молоко, производимое в совхозах пригородной зоны Тбилиси. К числу предприятии,, использующих местные ресурсы относятся также .гидроэлек­ тростанции, работающие на базе гидроэнергетических ресур­ сов Куры и Самторского оросительного канала. Всего отрас­ ли, базирующиеся на местных природных и сельскохозяй­ ственных ресурсах, сравнительно незначительны и произво­ дят примерно 2—3% валовой промышленной продукции, а их удельный вес по основным производственным фондам до­

стигает 7—8%.

Для Тбилиси-Руставского промышленного узла харак­ терно наличие признаков, которые показательны для уже сформировавшихся промышленных уздо;в—компактность тер­ ритории, высокая территориальная концентрация производ­ ства, интенсивное развитие отраслей специализации, расту­ щая роль комплектирующих отраслей, единство систем рас­ селения и транш ариного обслуживания, выраженные инутриузлавые произ>водственно-экономическне евязи.

Территориальная структура Т|били1си-Руставского про­ мышленного узла характеризуются наличием двух ядер (подузлов) — Тбилисского и Рустава-Гардабэнского. В свою оче­ редь, в Тбилиси и Рустави сформировались самостоятельные городские промышленные комплексы, а прилетающая к этим двум центрам сельская мощность (Гардабанский район) но­ сит в основном индустриально-аграрный профиль, причем сельское хозяйство полностью специализируется на обслужи­ вании городского населения скоропортящимися продуктами пригородного типа, особенно молокам, овощами, зеленью.. Ряд селений, расположенных в благоприятных климатических условиях, выполняет курортную функцию.

Промышленность Тбилиси-Руставского узла характери­ зуется интенсивным развитием . отраслей специализации, большая часть которых общесоюзного значения. Это обусло­ вило высокий уровень концентрации производства в данномузле. Большую часть продукции дают крупные, технически хорошо оснащенные предприятия.

Систематически увеличивается в Тбилиси-Руставском узле удельный вес комплексирующих отраслей, обслужи­ вающие как отрасли специализации, так и отрасли, возник­ шие на базе использования местных трудовых ресурсов, а также ориентирующиеся на районы потребления. Следует

82


подчеркнуть, что по уровню комплексного развития ТбилисиРуставский узел находится на значительно более высокой ступени по сравнению с другими промышленными узлами Грузии.

В пределах Тбилиси-Руставского узла хорошо прослежи­ вается единство транспортной сети и населенных пунктов. Промышленность узла «нанизана», главным образом, на ос­ новную железнодорожную магистраль Баку—Батуми. Не­ сколько меньшее количество предприятий ориентируется на железнодорожные линии Тбилиси—Ереван и Тбилиси—Телави и еще меньшее количество на автодорожную сеть. Следует подчеркнуть, что главную узлообразующую роль играет же­ лезнодорожный транспорт, значение автомобильного транс­ порта в этом отношении менее выражено.

В районе Тбилиси исторически сложилась городская аг­ ломерация, в которой в настоящее времяпроживает при­ мерно 74 часть населения Грузин. Тбилисская агломерация носит моноцентрический характер. Другие города и поселки Тбилисской агломерации представлят :в сущности спутники Тбилиси, в том числе и такой крупный город, каким являет­ ся Рустави с его более чем стотысячным населением.

В промышленности Тбилиси-Руставского узла резко пре­ обладают «вторичные» отрасли. В этом отношении он сильно отличается от Кутаисского и, тем более, Чиатура-Зестафон- ского узлов, где высок удельный вес «первичных» отраслей. Исходя из этого, Тбилиси-Руставский узел следует считать типичным примером узлов обрабатывающей промышленно­ сти со сложной отраслевой структурой.

Процесс формирования Тбилиси-Руставского промышлен­ ного узла можно разделить на три этапа. Первый включает довоенный период, когда создав алея .мношотраслевой город­ ской промышленный комплекс Тбилиси с преимущественным развитием отраслей легкой и пищевой индустрии. На осталь­ ной территории нынешнего узла промышленные предприятия почти отсутствовали. Второй этап начинался с первых после­ военных лет и продолжался до конца пятидесятых годов. Этот период характеризуется превращением узла в «двух- ядер-ный» узел в результате возникновения «на пустом месте» нового социалистического города и центра тяжелой

индустрии Рустави. Третий период-—с конца пятидесятых го­ дов и до нынешнего времени, показателен усложнением от­ раслевой структуры узла, формированием городского про­ мышленного комплекса Рустави, возникновением новых-про­ мышленных пунктов (Гардабани, Цхнети),' установлением ус­

83


тойчивых внутриузлавых производственно-экономических связей.

В настоящее время в отраслевой структуре Тбилиси-Рус- тавокого узла преобладают машиностроение, легкая и пище­ вая промышленность. Довольно высок также удельный вес черной металлургии и химической промышленности. В основ­ ных производственных фондах значительное место занимает электроэнергетика. Следует отметить, что отраслевая струк­ тура промышленности узла в значительной мере отражает структуру промышленности г. Тбилиси, т. к. отраслевая структура промышленности Рустави и Гардабанокого района имеет совершенно иной характер (табл. 15). В Рустави резко преобладает черная металлургия и химическая промышлен-

Таблица 15

Удельный вес отраслей промышленности Тбилиси, Рустави

иГардабанского района в делом по узлу (по численности промышленно-производственного персонала) (1971 г.)

 

 

 

 

Удельный вес,

%

 

Наименование

отраслей

 

 

 

Гардаб.

 

 

 

 

Тбилиси

Рустави

всего

 

 

 

район

 

 

 

 

 

 

Вся промышленность.....................

 

79,5

16,5

4,0

 

100,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

электроэнергетика .....................

 

54,3

3,8

41 9

 

100,0

черная металлургия .................

.

100,0

 

100,0

химическая промышленность . .

35,7

62,4

1,9

 

100.0

машиностроение

и металлооб­

 

 

 

 

 

работка .........................................

 

 

92,0

8,5

1,5

 

100,0

лесная, деревообрабатывающая и

 

 

_

 

 

целлюл.-бумажн. промышл. .

91,8

8,2

 

100,0

промышленность

стойматериалов

65,4

22,2

12,4

 

100,0

стекольная и фарфоро-фаянсовая

 

_

__

 

 

промышленность.....................

 

100,0

 

100,0

легкая промышленность . .

. .

93,2

0,9

5,9

 

100,0

пищевая промышленность

. - .

64,6

3,4

2,0

 

100,0

комбикормовая ......................

 

100,0

 

100,0

медицинская . . . . . . . . .

100,0

 

100,0

полиграфическая . . . . . . .

98,6

0,9

0,5

 

100,0

другие отрасли . ........................

95,6

1,3

2,1

 

100,0

84


ность, образующие основу городского промышленного ком­ плекса.

В Гардабанском районе ведущую роль играет легкая промышленность и производство стройматериалов. Особое место в промышленности района занимает электроэнергети­ ка. Хотя по численности промышленно-производственного персонала она уступает названным выше двумя отраслям, однако полностью превалирует :в валовой продукции (64,8%) и основных производственных фондах (75,0%).

Уровень концентрации производства в Тбилиси-Рустав- ском промышленном узле значительно выше, чем в среднем в промышленности республики. На одно предприятие здесь приходится в среднем 465 человек промышленно-производ­ ственного персонала, больше, чем в среднем по республике. Это обусловлено наличием в узле значительного количества предприятий трудоемких отраслей.

Темпы роста промышленности узла были особенно высо­ кими в годы довоенных пятилеток, когда быстрыми темпами шло расширение промышленности г. Тбилиси, и в пятидесятые годы — период создания Руставскопо комплекса.

Для территориальной структуры Тбилиеи-Русгагаского узла показательна концентрация производства в двух основ­ ных центрах. За последние годы наблюдается тенденция превращения «двухядерной» промышленной агломерации в «трехядерную» (Тбилиеи-РуетавиТардабани), хотя значение третьего ядра — Гардабани— пока еще несоизмеримо с дву­ мя главными центрами. В 1971 г. на Тбилиси приходилось 74,7% валовой промышленной продукции узла, на Рустави—■ 17,2% и Гардабанский район — 5,4%. Наиболее высок был удельный вес Тбилиси по машиностроению (91,0%), легкой (96,9%) и пищевой (96,6%) промышленности. Рустави выде­ ляется черной металлургией (100% валовой продукции дан­ ной отрасли в узле) и химической промышленностью (72,5%), Гардабанский район электроэнергетикой (96,7%). Отрасле­ вая структура промышленности г. Тбилиси, Рустави и Гардабанского района дает следующую картину (табл. 16).

Резко выделяется территория узла высоким уровнем концентрации индустриального потенциала. В среднем на один квадратный километр территории приходится основных производственных фондов на 614 тыс. руб., что в 15 раз боль­ ше, чем в среднем по республике. На душу населения в Тби- лиси-РуставскО'М промышленном узле приходится примерно 1,8 раза больше промышленной продукции, чем в среднем по республике.

85

Таблица 16

Отраслевая структура промышленности Тбилиси, Рустави и Гардабанского ■района (1971 г.) по численности промышленно-производственного персонала

 

 

Удельный вес,

%

Наименование

отрасли

 

 

Гардаб.

 

 

Тбилиси

Рустави

 

 

 

 

район

Вся промышленность.................................

.... .

100,0

100,0

100,0

в том числе:

 

 

 

 

электроэнергетика . . . . . .................

0, 9

0, 3

14,6

топливная . . . .........................................

0,1

черная металлургия . . . . . . . . .

40,5

химическая ....................................................

 

3,7

31,2

3,8

машиностроение и металлообработка

34,9

11,9

11.9

лесная, деревэобрабатызающая и цел-

4, 2

1,8

люлозно-бумажная . . . . . . . .

промышленность стройматериалов . . .

6,6

10,7

25,0

стекольная и фарфоро-фаянсовая . . .

1,9

легкая .............................................................

 

■ 28,9

1,3

36,4

пищевая .....................................................

 

10,5

1,9

4,4

комбикормовая . . . .

............................

0,1

медицинская ........................

.... • . • .

1,0

полиграфическая ........................

. . . .

2, 6

0,1

0,3

другие о т р а с л и ................

....

5,6

3,6

Интересную картину дает сравнение некоторых экономи­ ческих показателей узла с соответствующими показателями республиканского промышленного комплекса. Валовая про­ дукция на одного работающего здесь несколько ниже, чем в среднем по республике. Это объясняется наличием ряда крупных предприятий черной металлургии и машиностроения, где выработка на одного работающего сравнительно невысо­ ка, а также более низким, чем в среднем по республике, удельным весом пищевой промышленности, в которой данный показатель очень значителен. Фондоотдача в целом по про­ мышленности узла .несколько выше, чем в среднем по рес­ публике, хотя в пределах узла имеется немало предприятий фондоемких отраслей. В 1971 г. фондоотдача в целом по узлу на каждый рубль основных фондов составляла 1,57 руб. (;в республике в среднем 1,55 руб.), а по промышленно-

86