Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получили развитие производство стройматериалов и горнохимическая промышленность; 4. Непосредственное окруже­ ние г. Кутаиси и близлежащие районы представляет зону высокотоварного сельского хозяйства, производящее в до­ вольно значительном количестве сырье для ряда отраслей пищевой и лепкой промышленности; 5. Кутаиси по числен­ ности населения второй город Грузии, а Цхалтубо один из крупнейших курортов страны, вследствии чего в пределах узла развиваются отрасли промышленности, ориентирую­ щиеся на районы потребления.

В пределах небольшой по занимаемой площади терри­ тории узла выделяется в отношении концентрации промыш­ ленности г. Кутаиси, где сосредоточено 93,5 % валовой про­ мышленной продукции узла. Таким образом, Кутаисский промузел относится к числу моноцентрических «одноядер­ ных» узлов, чем он и отличается от двух других главных промузлов Грузии, носящих «двухядерный» характер. Ос­ тальная часть территории узла, прилегающая к Кутаиси, ор­ ганически сочетается с основным ядром. Сельское население пригородной зоны Кутаиси в значительной мере занято в промышленности узла, а сельское хозяйство специализирует­ ся на производстве скоропортящихся продуктов питания для населения города. В целом, территория узла носит хорошо выраженный характер индустриального ареала. Подавляю­ щую часть совокупной продукции промышлености и сельско­ го хозяйства дает промышленность.

В Кутаисском узле хорошо развиты отрасли специали­ зации, большинство которых имеет общесоюзное значение. Это обстоятельство обусловило высокий уровень концентра­ ции промышленности. Развиваются также комплежеирующие отрасли, в основном вследствии роста численности городско­ го населения и необходимости рационального использования местных трудовых ресурсов. Гораздо слабее представлены комплексирующие отрасли, призванные дополнять и обслу­ живать отрасли специализации. Значительная часть продук­ ции некоторых промышленных предприятий города (от 5— 10% до 80—90%) потребляется населением Кутаиси и близ­ лежащих селений.

В пределах Кутаисского узла можно наметить несколько основных направлений межотраслевых и внутриотраслевых связей. Внутриотраслевые связи выражены в машинострое­ нии, химической и пищевой промышленности. Межотраслевые связи существуют между машиностроением и химической промышленностью, стекольной и пищевой промышленностью.

91


■Одним и.з факторов, образующих Кутаисский узел, яв­ ляется единство систем расселения и транспортного обслу­ живания. Характерна для Кутаисского промузла сложив­ шаяся «маятниковая» миграция между городом Кутаиси и близлежащими селами. Кутаиси в,месте с близлежащими (населенными пунктами образовал систему населенных пунк­ тов, приобретающей все черты городской агломерации. Транс­ портную сеть узла образует железнодорожная магистраль- Тбилиси-Самтредиа, ж. д. ответвления Риони-Ткибули и Бро- цеула-Цхалтубо, а также ряд автодорог, ведущих из Кутаиси в районы Рача-Лечхуми, Маяковски, Цулукидзе и т. д.

По соотношению «первичных» и «вторичных» отраслей Кутаисский узел занимает среднее место между Чиатура- Зестафонски-м узлом, где высок удельный вес «первичных» отраслей и Тбилиси-Руставским узлом с характерной для не­ го ведущей ролью «вторичных» отраслей. «Первичные» от­ расли дают по приблизительным расчетам 20% валовой промышленной продукции Кутаисского узла.

В целом Кутаисский узел относится к числу узлов обра­ батывающей промышленности со сложной отраслевой струк­ турой, равномерным развитием отраслей групп «.4» и «Б». Процесс формирования отраслевой структуры узла можноразделить на два этапа. Первый из них включает период до Великой Отечественной войны, когда преимущественно раз­ вивалась легкая и пищевая промышленность. Тогда же воз­ никли очаги добывающей промышленности. Второй период начинается с первых послевоенных лет. Для него характер­ но, с одной стороны, интенсивное развитие машиностроения,, а с другой стороны, усиление (производственно-экономиче­ ских связей между промышленными предприятиями города, что, в конечном итоге, и привело к созданию промышленно­ го комплекса в современном виде.

Внастоящее время в отраслевой структуре Кутаисско­ го промышленного узла резко преобладает -машиностроение-

илегкая промышленность. Довольно заметное место зани­ мает также пищевая, химическая промышленность и произ­ водство стройматериалов, а в основных производственных, фондах электроэнергетика, представленная тремя гидроэлек­ тростанциями.

Вдевятой пятилетке (1971-—1975 гг.) и в более далекой перспективе сколько-нибудь существенных сдвигов в отра­ слевой структуре Кутаисского узла не предвидится. Возмож­ но лишь некоторое повышение удельного веса машинострое­ ния.

92


Изучение отраслевой структуры Кутаисского промыш­ ленного узла показывает, что здесь представлены почти все имеющиеся вообще в республике отрасли промышленности. Нами рассчитай коэффициент структуры промышленности данного узла (т. е. удельный вес отраслей тяжелой инду­ стрии по отношению к продукции легкой и пищевой про­ мышленности без принятия во внимание экономического на­ значения продукции). Выяснилось, что в Кутаисском узле этот коэффициент составляет 1,028, что указывает на про­ порциональность развития этих двух групп отраслей. В этом отношении Кутаисский узел заметно отличается от ТбилисиРуставского и, в еще большей степени, от Чиатура-Зестафон- ского узлов, где указанный коэффициент намного больше, ввиду интенсивного развития отраслей тяжелой индустрии.

На основе коэффициента специализации рассчитано раз­ личие отраслей Кутаисского узла в сопоставлении с про­ мышленным комплексом республики по основным экономи­ ческим показателям. Расчеты по валовой промышленной продукции показали, что коэффициент специализации ока­ зался положительным для машиностроения, химической, легкой, стекольной промышленности, т. е. данные отрасли развиты в Кутаисском узле относительно лучше, чем в сред­ нем по республике.

По показателю межрайонной товарности, рассчитанного по соотношению произведенной продукции с вывезенной за пределы республики, все отрасли промышленности Кутаис­ ского узла подразделяются на две группы: отрасли, вывозя­ щие большую часть продукции за пределы узла и отрасли, обслуживающие местное население. Особенно высок пока­ затель межрайонной товарности для таких отраслей, как машиностроение и химическая промышленность. Например, показатель межрайонной товарности для автомобильной про­ мышленности составит 0,98.

Кутаисский промузел выделяется в Грузии высоким уровнем концентрации производства. На одно промышленное предприятие здесь приходится до 5.50 чел. рабочих и служа­ щих, значительно больше, чем в среднем по республике и в Тбилиси-Руставс-ком промузле. Такая же существенная раз­ ница отмечается в отношении основных производственных

фондов в валовой промышленной продукции. На одно про­ мышленное предприятие здесь приходится в 2—2,5 раза больше валовой промышленной продукции и основных про­ изводственных фондов, чем в среднем по всей промышленно­ сти республики.

93

Решающую роль в формировании Кутаисского промыш­ ленного узла играют крупные и средние предприятия. Осо­ бенно выделяется данный узел концентрацией промышлен­ но-производственного персонала, так как преимущественоое развитие в узле получили трудоемкие отрасли промышлен­ ности. Уровень концентрации производства в Кутаисском уз­ ле на 35—40% выше, чем в Чиатура-Зестафонском узле.

Классификация предприятий Кутаисского узла в зави­ симости от их величины (табл. 17), показывает, что 3Д ва-

 

 

 

 

 

Таблица 17

 

Классификация предприятий узла по величине

 

Валовая промышленная

Промышленно-производственный

продукция

 

 

 

персонал

 

 

 

 

°/о

количество

 

%

тыс. рублей

 

 

 

 

 

к-во

их про­

работающих

К-ВО

к-во ра­

 

 

предпри­

предпри­

 

ятий

дукция

 

ятий

ботают.

 

 

 

 

до 500

13,5

1,1

до 100

21,4

2,6

501—1000

13,2

2,8

101—200

33,3

8,7

1001—2000

21

3

5,9

201—500

27,7

14,3

2001—5000

27,3

14,6

£01—1000

12,2

14,1

5001-10000

8,9

15,4

1001—3000

6,0

17,0

10000 и более

10,7

64,2

3001 и более

4,4

42,8

Всего . . .

100,0

100,0

 

100,0

100,0

ловой промышленной продукции дают крупные, оснащенные совершенной техникой предприятия. На крупных предприя­ тиях занято 60% ППП, а выработка продукции из расчета на одного работающего больше, чем в небольших и средних предприятиях. Однако, эта общая закономерность в Кутаис­ ском узле выражена сравнительно слабо, так как действую­ щие в пределах узла мелкие и средние предприятия отно­ сятся к числу тех отраслей промышленности (легкая, пище­ вая), в которых выработка продукции из расчета на одного работающего, вследствии специфики отрасли, выделяется

.высокими показателями.

Эффективность производства в промышленности Кутаис­ ского узла в значительной мере зависит от уровня фондово-

94


оруженнюсти производственного персонала выразившейся

в 1969 г. 5,53 тыс. руб.

на 1 работающего. Наиболее высокой

фондовооруженностью

выделяется электроэнергетика (31,50

тыс. руб.), химическая

(6,5 тыс. руб.) и машиностроительная

(5,44 тыс. руб.) промышленность. Однако, ввиду высокого удельного веса нефондоемких отраслей и, прежде всего, лег­ кой промышленности, показатель фондовооруженности Ку­ таисского узла на 19% ниже, чем в среднем в промышлен­ ности республики (6,83 тыс. руб.). С другой стороны, высо­ кий удельный вес нефондоемких отраслей определяет до­ вольно хорошие показатели фондоотдачи, которые в иссле­ дуемом узле несколько выше, чем в среднем по промышлен­ ности республики. Высокими ,пожа1зателями фондоотдачи в узле выделяются такие отрасли, как легкая, пищевая и хи­ мическая промышленность. В этих отраслях фондоотдача со­ ставляет соответственно 6,0; 3,8 и 2,0 тыс. руб. в год на 1000 руб. основных производственных фондов, .против 1,8 тыс. руб. в среднем в узле. Значительно ниже этот показатель з машиностроительной, деревообрабатывающей промышлен­ ности и производстве стройматериалов.

Промышленность Кутаисского узла выделяется доволь­ но высокой электрО|Вооружен1ностыо. На одного работающего приходится свыше 6 тыс. квтч. потребления электроэнергии в год. Всего промышленность г. Кутаиси потребляет в год, 210—220 млн. квтч. электроэнергии, что составляет пример­ но 5—6% общего количества электроэнергии, потребляемой ■промышленностью Грузии в целом, несмотря на то, что в уз­ ле почти не представлены электроемкие производства. Наи­ более высока электровооруженность труда в машиностроении (14 тыс. квтч. на 1 работающего) и в химической промыш­ ленности (6,4 тыс. квтч.), в остальных отраслях она значи­ тельно ниже средних показателей ,по узлу.

Промышленность Кутаисского узла в целом и отдельные ее отрасли рентабельны. Общая прибыль предприятий в 1969 г. составляла 32,7 млн. руб. На 1000 руб. основных фон­ дов было получено 161 руб. прибыли (в среднем по промыш­ ленности республики 156 руб.). Особенно высок данный по­ казатель в швейной промышленности (290 руб.) и вообще в отраслях легкой индустрии и сравнительно низок в маши­ ностроении (71 руб.).

Для территориальной структуры промышленности Ку­ таисского узла характерна концентрация производства в г. Кутаиси, на который приходится 93,5% валовой промышлен­ ной продукции узла. Кроме Кутаиси, единственным значи­ тельным .промышленным пунктом является г. Цхалтубо, од-

95


нако, промышленность его носит своеобразный характер. Она -ориентирована на обслуживание прибывающих на лечение в Цхалтубо лиц и представлена, главным образом, отраслями пищевой промышленности. Что касается предприятий, рас­ положенных в других населенных пунктах, то они в основ­ ном возникли на базе переработки местных минеральных ресурсов (гумбрин, барит, строительные и облицовочные камни и т. д.). Поэтому сложной отраслевой структурой вы­ деляется лишь промышленность г. Кутаиси, и ее структура в основном совладает со структурой промышленности всего узла. Что касается расположенной за пределами г. Кутаиси -промышленности, то ее структура резко отличается от струк­ туры промышленности узла в целом (табл. 18).

Таблица 18

Отраслевая структура промышленности г. Кутаиси и других промышленных пунктов узла по валовой продукции в 1969 г. (%)

Наименование

отрасли

Промыш­

Про\;ышлен.

ленность

других пунктов

 

 

г. Кутаиси

узла

Машиностроение ...............................

 

32.2

14,2

Химическая промышленность........................

8,4

12,0

Легкая промышленность................................

38,4

4,2

в т. ч. текстильная

............................

17,5

Пищевая промышленность .............................

10,0

56,6

Стройматериалов . . . .

.................................

3,1

11,1

Энергетическая промышленность................

2.2

Деревообрабатывающая . . . . . . . . .

1, 8

Стекольная .........................................................

 

1,2

 

 

 

Прочие отрасли .................................................

 

2,7

1,9

В с е г о ....................................

 

100,0

100,0

Кутаисский промышленный узел выделяется сильной кон­ центрацией индустриального потенциала. Если на один кв. км территории в целом по Грузии приходится 37,3 тыс. руб. ос­ новных фондов, то в пределах исследуемого узла соответст­ вующий показатель составляет 387 тыс. руб., — в 10,4 раза больше.

Территория Кутаисского промышленного узла представ­ ляет единую индустриальную агломерацию, однако, отдель-

96