Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
получили развитие производство стройматериалов и горнохимическая промышленность; 4. Непосредственное окруже ние г. Кутаиси и близлежащие районы представляет зону высокотоварного сельского хозяйства, производящее в до вольно значительном количестве сырье для ряда отраслей пищевой и лепкой промышленности; 5. Кутаиси по числен ности населения второй город Грузии, а Цхалтубо один из крупнейших курортов страны, вследствии чего в пределах узла развиваются отрасли промышленности, ориентирую щиеся на районы потребления.
В пределах небольшой по занимаемой площади терри тории узла выделяется в отношении концентрации промыш ленности г. Кутаиси, где сосредоточено 93,5 % валовой про мышленной продукции узла. Таким образом, Кутаисский промузел относится к числу моноцентрических «одноядер ных» узлов, чем он и отличается от двух других главных промузлов Грузии, носящих «двухядерный» характер. Ос тальная часть территории узла, прилегающая к Кутаиси, ор ганически сочетается с основным ядром. Сельское население пригородной зоны Кутаиси в значительной мере занято в промышленности узла, а сельское хозяйство специализирует ся на производстве скоропортящихся продуктов питания для населения города. В целом, территория узла носит хорошо выраженный характер индустриального ареала. Подавляю щую часть совокупной продукции промышлености и сельско го хозяйства дает промышленность.
В Кутаисском узле хорошо развиты отрасли специали зации, большинство которых имеет общесоюзное значение. Это обстоятельство обусловило высокий уровень концентра ции промышленности. Развиваются также комплежеирующие отрасли, в основном вследствии роста численности городско го населения и необходимости рационального использования местных трудовых ресурсов. Гораздо слабее представлены комплексирующие отрасли, призванные дополнять и обслу живать отрасли специализации. Значительная часть продук ции некоторых промышленных предприятий города (от 5— 10% до 80—90%) потребляется населением Кутаиси и близ лежащих селений.
В пределах Кутаисского узла можно наметить несколько основных направлений межотраслевых и внутриотраслевых связей. Внутриотраслевые связи выражены в машинострое нии, химической и пищевой промышленности. Межотраслевые связи существуют между машиностроением и химической промышленностью, стекольной и пищевой промышленностью.
91
■Одним и.з факторов, образующих Кутаисский узел, яв ляется единство систем расселения и транспортного обслу живания. Характерна для Кутаисского промузла сложив шаяся «маятниковая» миграция между городом Кутаиси и близлежащими селами. Кутаиси в,месте с близлежащими (населенными пунктами образовал систему населенных пунк тов, приобретающей все черты городской агломерации. Транс портную сеть узла образует железнодорожная магистраль- Тбилиси-Самтредиа, ж. д. ответвления Риони-Ткибули и Бро- цеула-Цхалтубо, а также ряд автодорог, ведущих из Кутаиси в районы Рача-Лечхуми, Маяковски, Цулукидзе и т. д.
По соотношению «первичных» и «вторичных» отраслей Кутаисский узел занимает среднее место между Чиатура- Зестафонски-м узлом, где высок удельный вес «первичных» отраслей и Тбилиси-Руставским узлом с характерной для не го ведущей ролью «вторичных» отраслей. «Первичные» от расли дают по приблизительным расчетам 20% валовой промышленной продукции Кутаисского узла.
В целом Кутаисский узел относится к числу узлов обра батывающей промышленности со сложной отраслевой струк турой, равномерным развитием отраслей групп «.4» и «Б». Процесс формирования отраслевой структуры узла можноразделить на два этапа. Первый из них включает период до Великой Отечественной войны, когда преимущественно раз вивалась легкая и пищевая промышленность. Тогда же воз никли очаги добывающей промышленности. Второй период начинается с первых послевоенных лет. Для него характер но, с одной стороны, интенсивное развитие машиностроения,, а с другой стороны, усиление (производственно-экономиче ских связей между промышленными предприятиями города, что, в конечном итоге, и привело к созданию промышленно го комплекса в современном виде.
Внастоящее время в отраслевой структуре Кутаисско го промышленного узла резко преобладает -машиностроение-
илегкая промышленность. Довольно заметное место зани мает также пищевая, химическая промышленность и произ водство стройматериалов, а в основных производственных, фондах электроэнергетика, представленная тремя гидроэлек тростанциями.
Вдевятой пятилетке (1971-—1975 гг.) и в более далекой перспективе сколько-нибудь существенных сдвигов в отра слевой структуре Кутаисского узла не предвидится. Возмож но лишь некоторое повышение удельного веса машинострое ния.
92
Изучение отраслевой структуры Кутаисского промыш ленного узла показывает, что здесь представлены почти все имеющиеся вообще в республике отрасли промышленности. Нами рассчитай коэффициент структуры промышленности данного узла (т. е. удельный вес отраслей тяжелой инду стрии по отношению к продукции легкой и пищевой про мышленности без принятия во внимание экономического на значения продукции). Выяснилось, что в Кутаисском узле этот коэффициент составляет 1,028, что указывает на про порциональность развития этих двух групп отраслей. В этом отношении Кутаисский узел заметно отличается от ТбилисиРуставского и, в еще большей степени, от Чиатура-Зестафон- ского узлов, где указанный коэффициент намного больше, ввиду интенсивного развития отраслей тяжелой индустрии.
На основе коэффициента специализации рассчитано раз личие отраслей Кутаисского узла в сопоставлении с про мышленным комплексом республики по основным экономи ческим показателям. Расчеты по валовой промышленной продукции показали, что коэффициент специализации ока зался положительным для машиностроения, химической, легкой, стекольной промышленности, т. е. данные отрасли развиты в Кутаисском узле относительно лучше, чем в сред нем по республике.
По показателю межрайонной товарности, рассчитанного по соотношению произведенной продукции с вывезенной за пределы республики, все отрасли промышленности Кутаис ского узла подразделяются на две группы: отрасли, вывозя щие большую часть продукции за пределы узла и отрасли, обслуживающие местное население. Особенно высок пока затель межрайонной товарности для таких отраслей, как машиностроение и химическая промышленность. Например, показатель межрайонной товарности для автомобильной про мышленности составит 0,98.
Кутаисский промузел выделяется в Грузии высоким уровнем концентрации производства. На одно промышленное предприятие здесь приходится до 5.50 чел. рабочих и служа щих, значительно больше, чем в среднем по республике и в Тбилиси-Руставс-ком промузле. Такая же существенная раз ница отмечается в отношении основных производственных
фондов в валовой промышленной продукции. На одно про мышленное предприятие здесь приходится в 2—2,5 раза больше валовой промышленной продукции и основных про изводственных фондов, чем в среднем по всей промышленно сти республики.
93
Решающую роль в формировании Кутаисского промыш ленного узла играют крупные и средние предприятия. Осо бенно выделяется данный узел концентрацией промышлен но-производственного персонала, так как преимущественоое развитие в узле получили трудоемкие отрасли промышлен ности. Уровень концентрации производства в Кутаисском уз ле на 35—40% выше, чем в Чиатура-Зестафонском узле.
Классификация предприятий Кутаисского узла в зави симости от их величины (табл. 17), показывает, что 3Д ва-
|
|
|
|
|
Таблица 17 |
||
|
Классификация предприятий узла по величине |
|
|||||
Валовая промышленная |
Промышленно-производственный |
||||||
продукция |
|
|
|
персонал |
|
||
|
|
|
°/о |
количество |
|
% |
|
тыс. рублей |
|
|
|
|
|
||
к-во |
их про |
работающих |
К-ВО |
к-во ра |
|||
|
|||||||
|
предпри |
предпри |
|||||
|
ятий |
дукция |
|
ятий |
ботают. |
||
|
|
|
|
||||
до 500 |
13,5 |
1,1 |
до 100 |
21,4 |
2,6 |
||
501—1000 |
13,2 |
2,8 |
101—200 |
33,3 |
8,7 |
||
1001—2000 |
21 |
3 |
5,9 |
201—500 |
27,7 |
14,3 |
|
2001—5000 |
27,3 |
14,6 |
£01—1000 |
12,2 |
14,1 |
||
5001-10000 |
8,9 |
15,4 |
1001—3000 |
6,0 |
17,0 |
||
10000 и более |
10,7 |
64,2 |
3001 и более |
4,4 |
42,8 |
||
Всего . . . |
100,0 |
100,0 |
|
100,0 |
100,0 |
ловой промышленной продукции дают крупные, оснащенные совершенной техникой предприятия. На крупных предприя тиях занято 60% ППП, а выработка продукции из расчета на одного работающего больше, чем в небольших и средних предприятиях. Однако, эта общая закономерность в Кутаис ском узле выражена сравнительно слабо, так как действую щие в пределах узла мелкие и средние предприятия отно сятся к числу тех отраслей промышленности (легкая, пище вая), в которых выработка продукции из расчета на одного работающего, вследствии специфики отрасли, выделяется
.высокими показателями.
Эффективность производства в промышленности Кутаис ского узла в значительной мере зависит от уровня фондово-
94
оруженнюсти производственного персонала выразившейся
в 1969 г. 5,53 тыс. руб. |
на 1 работающего. Наиболее высокой |
фондовооруженностью |
выделяется электроэнергетика (31,50 |
тыс. руб.), химическая |
(6,5 тыс. руб.) и машиностроительная |
(5,44 тыс. руб.) промышленность. Однако, ввиду высокого удельного веса нефондоемких отраслей и, прежде всего, лег кой промышленности, показатель фондовооруженности Ку таисского узла на 19% ниже, чем в среднем в промышлен ности республики (6,83 тыс. руб.). С другой стороны, высо кий удельный вес нефондоемких отраслей определяет до вольно хорошие показатели фондоотдачи, которые в иссле дуемом узле несколько выше, чем в среднем по промышлен ности республики. Высокими ,пожа1зателями фондоотдачи в узле выделяются такие отрасли, как легкая, пищевая и хи мическая промышленность. В этих отраслях фондоотдача со ставляет соответственно 6,0; 3,8 и 2,0 тыс. руб. в год на 1000 руб. основных производственных фондов, .против 1,8 тыс. руб. в среднем в узле. Значительно ниже этот показатель з машиностроительной, деревообрабатывающей промышлен ности и производстве стройматериалов.
Промышленность Кутаисского узла выделяется доволь но высокой электрО|Вооружен1ностыо. На одного работающего приходится свыше 6 тыс. квтч. потребления электроэнергии в год. Всего промышленность г. Кутаиси потребляет в год, 210—220 млн. квтч. электроэнергии, что составляет пример но 5—6% общего количества электроэнергии, потребляемой ■промышленностью Грузии в целом, несмотря на то, что в уз ле почти не представлены электроемкие производства. Наи более высока электровооруженность труда в машиностроении (14 тыс. квтч. на 1 работающего) и в химической промыш ленности (6,4 тыс. квтч.), в остальных отраслях она значи тельно ниже средних показателей ,по узлу.
Промышленность Кутаисского узла в целом и отдельные ее отрасли рентабельны. Общая прибыль предприятий в 1969 г. составляла 32,7 млн. руб. На 1000 руб. основных фон дов было получено 161 руб. прибыли (в среднем по промыш ленности республики 156 руб.). Особенно высок данный по казатель в швейной промышленности (290 руб.) и вообще в отраслях легкой индустрии и сравнительно низок в маши ностроении (71 руб.).
Для территориальной структуры промышленности Ку таисского узла характерна концентрация производства в г. Кутаиси, на который приходится 93,5% валовой промышлен ной продукции узла. Кроме Кутаиси, единственным значи тельным .промышленным пунктом является г. Цхалтубо, од-
95
нако, промышленность его носит своеобразный характер. Она -ориентирована на обслуживание прибывающих на лечение в Цхалтубо лиц и представлена, главным образом, отраслями пищевой промышленности. Что касается предприятий, рас положенных в других населенных пунктах, то они в основ ном возникли на базе переработки местных минеральных ресурсов (гумбрин, барит, строительные и облицовочные камни и т. д.). Поэтому сложной отраслевой структурой вы деляется лишь промышленность г. Кутаиси, и ее структура в основном совладает со структурой промышленности всего узла. Что касается расположенной за пределами г. Кутаиси -промышленности, то ее структура резко отличается от струк туры промышленности узла в целом (табл. 18).
Таблица 18
Отраслевая структура промышленности г. Кутаиси и других промышленных пунктов узла по валовой продукции в 1969 г. (%)
Наименование |
отрасли |
Промыш |
Про\;ышлен. |
ленность |
других пунктов |
||
|
|
г. Кутаиси |
узла |
Машиностроение ............................... |
|
32.2 |
14,2 |
Химическая промышленность........................ |
8,4 |
12,0 |
|
Легкая промышленность................................ |
38,4 |
4,2 |
|
в т. ч. текстильная |
............................ |
17,5 |
— |
Пищевая промышленность ............................. |
10,0 |
56,6 |
|
Стройматериалов . . . . |
................................. |
3,1 |
11,1 |
Энергетическая промышленность................ |
2.2 |
— |
|
Деревообрабатывающая . . . . . . . . . |
1, 8 |
— |
|
Стекольная ......................................................... |
|
1,2 |
— |
|
|
|
|
Прочие отрасли ................................................. |
|
2,7 |
1,9 |
В с е г о .................................... |
|
100,0 |
100,0 |
Кутаисский промышленный узел выделяется сильной кон центрацией индустриального потенциала. Если на один кв. км территории в целом по Грузии приходится 37,3 тыс. руб. ос новных фондов, то в пределах исследуемого узла соответст вующий показатель составляет 387 тыс. руб., — в 10,4 раза больше.
Территория Кутаисского промышленного узла представ ляет единую индустриальную агломерацию, однако, отдель-
96