Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные ее части существенно отличаются друг от друга произ­ водственной специализацией, уровнем индустриального раз­ вития, концентрацией трудовых ресурсов. На этой основе на­ ми проведено промышленное микрорайонирование террито­ рии узла и выделено шесть промышленных микрорайонов.

1) Юго-западный микрорайон, с многосторонне разви­ той промышленностью, особенно машиностроением. На его предприятиях (заводы—автомобильный, электромеханический, резино-технических изделий, мебельная фабрика и др.) за­ нято 69% |П1ромы'Шленно-!проиЗ|Водетвенного персонала узла;

2) Юго-восточный, где представлена машиностроитель­ ная, химическая и легкая промышленность. Его удельный вес по численности промышленно-производственного персонала составляет 16%. Здесь расположены литопонный и трактор­ ный заводы шелковый комбинат, мясокомбинат;

3) Центральный микрорайон включает центральную часть г. Кутаиси, где представлены предприятия легкой и пищевой промышленности (суконная, трикотажная, швей­ ные фабрики, пивоваренный и безалкогольных напит­ ков заводы). Удельный вес микрорайона в узле по числен­ ности промышленно-,производственного персонала состав­ ляет 7%;

4)Северный микрорайон пищевой, стройматериалов и машиностроительной промышленности. Его удельный вес в промышленности узла не превышает 2%;

5)Цхалтубо-Гумбрский микрорайон: развита пищевая и горнохимичеекая промышленность; удельный вес в узле по численности промышленно-производстенного персонала со­

ставляет 4%;

6) Аджамети-Экларский микрорайон, где имеется ряд предприятий промышленности строительных материалов. Удельный вес в промышленности узла не более 2%.

Важную роль в формировании Кутаисского промышлен­ ного района наряду с Кутаисским промузлом играет также

Чиатура-Зестафонский промышленный узел. По данным

1971 г. на Чиатура-Зестафонский узел приходилось 5 % ва­ ловой промышленной продукции республики. На его пред­ приятиях занято 17,5 тыс. рабочих и служащих (4,5% про­ мышленно-производственного персонала республики). В свя­ зи со специфичной отраслевой структурой довольно значи­ телен удельный вес данного узла и в основных производст­ венных фондах республики (4,5%). По основным экономи­ ческим показателям Чиатура-Зеетафонекий промышленный узел уступает двум другим ведущим промышленным узлам Грузии (Тбилиси-Руетавекому и Кутаисскому), но превос-

7. Э. Д. Кобахидзе

97


ходит все остальные находящиеся в стадии формирования промышленные узлы и отдельные отраслевые индустриаль­ ные комплексы. По степени интенсивности внутриузлогвых. связей Чиатура-Зестафонский промузел значительно превос­ ходит другие промышленные узлы и в наибольшей степени, имеет завершенный характер.

Основная часть производства в узле сосредоточена в двух главных промышленных пунктах — городах Чиатура и. Зестафони; однако, вся территория узла в пределах Сачхерскаго, Чиатурскагр и Зестафонского административных рай­ онов по хозяйственному признаку органично связана с ос­ новным индустриальным ядром. Местное сельское населе­ ние в значительной мере занято на промышленных предприя­ тиях Чиатура и Зестафони, а сельское ^хозяйство специализи­ ровано на производстве сырья для пищевой промышленности или же обслуживает городское население скоропортящимися продуктами питания. В целом, территория узла носит инду­ стриально-аграрный характер. Подавляющая часть совокуп­ ной продукции промышленности и сельского хозяйства при­ ходится на промышленность.

В узле особенно интенсивно развиты отрасли специализа­ ции, большая часть которых общесоюзного значения, а неко­ торые из них в значительной мере определяют место Грузии в международном географическом разделении труда. Это об­ стоятельство обусловило высокий уровень концентрации про­ изводства в узле.

По мере развития узла растущее значение приобретают комплексирующие отрасли, что вызвано ростом численности местного населения, главным образом, городского. ,

Чиатура-Зестафонский промышленный узел располагает единой системой расселения и транспортного обслуживания. [Главной транспортной осью узла является Закавказская ж.- д. магистраль и ее ответвление Зестафони-Сачхере. Вдоль этих двух ж.-д. линий расположены все городские поселения и подавляющее большинство промышленных предприятий.

Для Чиатура-Зестафоиокого промышленного узла харак­ терны высокий удельный вес «первичных» отраслей, кото­ рые производят обработку,местного минерального и сельско­ хозяйственного сырья. Основой промышленного комплекса узла является горнодобывающая промышленность. Кроме марганцевой промышленности, первичная стадия — добыча сырья—занимает ведущее место и в промышленности строй­ материалов. Таким образом, горнодобывающая промышлен­ ность играет ведущую роль в формировании данного узла. В этом отношении он резко отличается от других промышлен-

98


ных узлов республики, где преобладают отрасли обрабаты­ вающей промышленности. Следует подчеркнуть, что процесс развития Чиатура-Зестафонского промышленного узла про­ исходит в условиях систематического роста удельного веса обрабатывающей промышленности, и к настоящему времени он превратился в промузел смешанного типа. Внедрение сре­ ди местного населения навыков индустриального труда и растущая концентрация трудовых ресурсов обусловили не­ обходимость организации машиностроительных и металло­ обрабатывающих предприятий. Специфика основной отрасли промышленности узла — черной металлургии, заключающая­ ся в слабом использовании женского труда, определила не­ обходимость развития легкой промышленности, ориенти­ рующейся именно на этот контингент рабочей силы.

Среди промышленных узлов, возникших на базе добычи марганцевой руды, Чиатура-Зестафонокий узел 'резко выде­ ляется своей завершенностью и сравнительно сложной1отрас­ левой структурой. В этом отношении он уступает лишь Нико­ польскому промышленному узлу на Украине, масштабы про­ изводства которого значительно больше. Что касается дру­ гих мартагац-еводобывающих центров в мире, их производст­ венный профиль, как правило, весьма несложен и ограничи­ вается добычей и обогащением марганцевой руды. Главной причиной такого положения следует считать размещение до­ бычи марганца в развивающихся странах, представляющих, как правило, сырьевой придаток индустриально развитых ка­ питалистических стран. Лишь в Южно-Африканской респуб­ лике и Индии отмечается тенденция роста выплавки ферро­ сплавов, но в этих странах ферросплавные заводы чаще тер­ риториально разобщены от центров добычи марганца и про­ цесс создания промузлов на этой основе не происходит.

Историю формирования Чиатура-Зестафонского про­ мышленного узла можно разделить условно на три этапа’. Первый этап включает период от начала добычи марганце­ вой руды (1879 г.) до 1932 г. На протяжении этого длитель­ ного времени промышленность узла имела типичный горно­ добывающий профиль. Из всех признаков, характерных для узла, он располагал лишь наиболее общими — единством транспортной сети и систем расселения. В зачаточном со­ стоянии находился также винбградарско-винодельческий аг- рарно-промышленный комплекс.

Второй этап начинается с 1933 г., после ввода в дей­ ствие Зестафонского ферросплавного завода, положившего начало созданию основного «каркаса» узла. Дальнейшее раз­ витие получил также отраслевой винодельческий комплекс.

ЭЭ



Началом третьего этапа развития узла можно считать 1958 г., когда возникло новое направление его производствен­ ной специализации — машиностроение и металлообработка. Параллельно развитию данной отрасли создавались пред­ приятий легкой промышленности, ориентирующиеся на местные трудовые ресурсы. Было расширено также про­ изводство ферросплавов. Таким образом, на современ­ ном этапе Чиатура-Зестафонский промузел включает че­ тыре основные отрасли — черную металлургию, машино­ строение и металлообработку, пищевую и легкую промышлен­ ность. Однако, новые отрасли пока не играют существенной роли га создании промышленного комплекса узла и домини­ рующее место попрежнему занимает черная металлургия и пищевая промышленность. На эти две отрасли вместе прихо­ дится 90% валовой промышленной продукции и 76% про-

.мьышюнно-(произ1воД[Ственното персонала узла. Удельный вес машиностроения и металлообработки в общей численности

ПППне превышал 8,6%, а легкой промышленности 2,8%•

Вближайшие годы можно ожидать существенных сдви­ гов в отношении отраслевой структуры Чиатура-Зестафон- екого промышленного узла, что в основном будет вызвано ростом значения отраслей обрабатывающей промышленноети. Уже в конце восьмой пятилетки введены в строй Чпатурская швейная фабрика и новый корпус Зестафонекой швейной фабрики, ^следствии чего удельный вес легкой .про­ мышленности значительно возрос. По мере расширения заво­ дов «Прузкабель» в Зестафони и «Электроэлемент» в Шора-

пани повышается удельный вес машиностроения и металло­ обработки. Несмотря на эти изменения в обозримой перспек­ тиве. черная металлургия по-прежнему сохранит свое значе­ ние основной линии специализации узла.

Чиатура-Зестафонский промышленный узел выделяется сравнительно высоким уровнем концентрации производства. На одно промышленное предприятия здесь приходится свы­ ше 400 чел. ППП и около 5 млн. руб. валовой промышлен­ ной продукции. Ведущую роль в узле играют средние и крупные предприятия. Выделяется данный узел концентра­ цией-промышленно-производственного персонала, т. к. здесь представлены трудоемкие отрасли — добыча марганца, ма­ шиностроение и металлообработка, легкая промышленность.

Темпы роста промышленности Чиатур-а-Зестафонского узла были особенно высокими в довоенные и первые после­ военные, пятилетки, когда систематически увеличивалась до­ быча марганца и вступали, в строй мощности Зестафонского ферросплавного завода. За последние годы темпы роста про-

М О