ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Эта относительная скорость — отношение скорости полета к местной скорости звука (скорости в данных конкретных условиях) называется числом М пли числом Маха
М: а »
где v — скорость полета, м/с;
а — местная скорость звука, м/с.
Число М является мерой сжимаемости воздуха и ха рактеристикой скорости. В зависимости от величины чис ла М аэродинамики делят скорости полета на:
а) дозвуковые, когда скорость полета меньше скоро
сти звука, т. е. М < 1 ; |
|
|
б) околозвуковые |
(трансзвуковые), когда скорость |
|
полета равна скорости звука или близка к ней, т. |
е. |
|
М = I; |
|
|
в) сверхзвуковые, |
когда скорость полета больше ско |
|
рости звука, т. е. М > |
1 . |
|
Скорость потока, равная местной скорости звука, на |
||
зывается критической скоростью, а соответствующее |
ей |
|
число М — критическим числом. |
|
|
При скоростях полета менее 0,3—0,5 М сжимаемость |
воздуха практически не проявляется. При больших ско ростях сжимаемость воздуха становится заметной; про исходят качественные изменения состояния воздушного потока, обтекающего ракету (летательный аппарат).
Рассмотрим, как проявляется сжимаемость воздуха. При движении ракеты в атмосфере со скоростями не бо лее 0,3—0,5 М в каждой точке потока, прилегающего к ракете, изменяется скорость и давление. Когда скорость ракеты достигнет 0,3—0,5 М и превысит это значение, кроме изменения скорости и давления, изменится также плотность прилегающего к ракете воздуха и его темпера тура. Конечно, и при скоростях, меньших 0,3—0,5 М, плотность и температура воздуха около летящей ракеты изменяется, но изменения эти настолько малы, что при расчетах ими можно пренебречь. Давление, плотность и температура воздуха около летящей ракеты увеличива ются с ростом скорости ракеты (ростом числа М) внача ле медленно, а затем все быстрее и быстрее.
Разница в росте давления и плотности достигает зна чительной величины при скоростях, близких к скорости
40
звука, а разница в росте температуры — при сверхзвуко вых скоростях.
Чем более сжат воздух, тем более он увеличивает сопротивление движению ракеты.
Скорости ракеты, при которых учитывается сжима емость воздуха, могут быть различны. Это зависит от не обходимой точности аэродинамических характеристик, которые нужно получить. Например, если не учитывать сжимаемость воздуха при М, близком к единице, то дав ление будет определено с ошибкой примерно 25%, а ско рость — 15%.
Основные законы аэродинамики
Чтобы познакомиться с основными законами аэроди намики, вначале следует остановиться на некоторых оп ределениях и понятиях.
Как нам уже известно, состояние воздуха характери зуется тремя параметрами: давлением р, абсолютной температурой Т и плотностью q. А если воздушный по ток движется, то необходимо добавить еще одну харак теристику — скорость его движения v.
Для удобства изучения движения воздуха в потоке обычно выделяют струйки — трубки тока. Струйка пред ставляет собой замкнутый контур, частицы воздуха кото рого образуют поверхность, показанную на рис. 5.
Движение воздуха может быть установившимся и неустановившимся.
У с т а н о в и в ш и м с я называется такое движение воздуха, при котором скорость потока в какой-либо точке данного сечения остается неизменной во времени. Иначе говоря, в данном сечении в каждую секунду протекает одно и то же количество жидкости.
Мы рассматриваем одномерные потоки (рис. 6). Од номерные потоки—-это такие потоки, для которых значе ния давления р, температуры Т, плотности р и скорости v считаются постоянными в любой точке рассматриваемо-
Рис. 5. Трубка тока:
1—обтекаемое тело,
струйка—трубка тока
41
Рис. 6. Установивше еся течение:
/ --первое сечение, //—второе сечение,
/// — третье сечение
го сечения. В других сечениях эти величины могут быть иными, но также постоянными для своего сечения (на пример, для первого сечения р\, Qj, Ти vu для второго се чения рп, 0 2 , Тг, из, для третьего сечения р3, q3, Т3\v3
и т. л.).
Если параметры воздушного потока со временем из
меняются, то движение называется |
и е у с т а н о в и в- |
ш и м с я. |
|
При полете летательных аппаратов |
в воздухе мы |
сталкиваемся, как правило, с 'неустановпвшимся движе нием.
Изучать движение летательного аппарата при неустановившемся движении сложнее, чем при установив шемся.
Установившееся движение можно получить, напри мер, в аэродинамической трубе.
При неустановнвшемся движении воздуха в нем дей ствуют с и л ы в я з к о с т н, которые вследствие внутрен него трения тормозят быстродвижущпеся частицы и ус коряют медленно движущиеся частицы.
Механизм действия сил вязкости поясним на следую щем примере.
Поместим, например, крыло летательного аппарата в аэродинамическую трубу. Закрепим его неподвижно. По трубе пустим воздушный поток, который будет обтекать неподвижное крыло. Вследствие действия сил вязкости в потоке, обтекающем крыло, частицы воздуха, находя щиеся вблизи поверхности ракеты, понижают свою ско рость.
Частицы воздуха, непосредственно прилегающие к поверхности крыла, понижают свою скорость до нуля. Эти частицы удерживаются поверхностью неподвижного крыла. К неподвижному слою воздуха примыкает слой, который обладает небольшой скоростью. На этот слой воздуха действуют силы двух слоев: неподвижный слой
42
воздуха, прилегающий к поверхности крыла, стремится замедлить его движение и остановить, а слой, располо женный дальше от поверхности крыла и имеющий значи тельную скорость, стремится увлечь его за собой, т. е. ускорить движение. И так далее. Чем дальше от поверх ности крыла, тем скорость слоев воздушного потока боль ше и, наконец, идет слой, который имеет скорость воз душного потока.
Слой воздуха, в котором скорость этих тонких слоев
воздуха изменяется от скорости потока |
до нуля, .н а з ы- |
в а е т с я п о г р а н и ч н ы м с л о е м. |
|
Затормаживание скорости потока |
у поверхности ле |
тательного аппарата происходит вследствие возникнове ния сил вязкости, вне пограничного слоя, т. е. в основном потоке влияние вязкости почти отсутствует. Пограничный слой очень тонок, его толщина измеряется миллиметра ми, его толщина нарастает от передней части обтекаемо го тела к задней, что видно из рис. 7.
Позади обтекаемого тела пограничный слой перехо дит в след, притормаживающую область потока, в кото рой образуется вихреобразное движение воздуха.
Вязкость наблюдается в жидкостях и газах. Природа вязкости в жидкостях и газах различна. В жидкостях вязкость объясняется наличием сил сцепления между мо лекулами. При нагревании жидкости расстояния между молекулами увеличиваются, а силы сцепления уменьша ются. Следовательно, вязкость жидкости при нагревании уменьшается.
У воздуха (газов) вязкость объясняется обменом мо лекулами между соседними слоями. При повышении тем пературы воздуха усиливается беспорядочное движение молекул и поэтому усиливается обмен молекулами меж ду соседними слоями воздуха. А это в свою очередь уве личивает силы вязкости. Таким образом, вязкость возду ха при повышении температуры увеличивается.
Наличие пограничного слоя оказывает большое влия ние на аэродинамические силы летательного аппарата и аэродинамический нагрев при сверхзвуковых скоростях полета.
Как уже отмечено, в пограничном слое происходит торможение частиц воздуха под действием сил сцепления с поверхностью летательного аппарата и сил вязкости, которые передают это торможение в глубь потока «а не-
43
Рис. 7. Пограничный слон:
|
/ — ОСНОВНОЙ НО ТО К ; |
||
|
2 —пограничный слой: |
||
|
3 —'вихревой |
след |
|
которое расстояние. Заторможенные |
частицы |
воздуха |
|
находятся под действием |
сил инерции |
и сил |
вязкости. |
Под таким воздействием |
двух направленных в разные |
стороны сил частицы воздуха начинают вращаться, появ ляются завихрения. При завихрении происходит переход механической энергии частиц воздуха в тепловую, т. е. воздух начинает нагреваться.
Изучая поведение воздуха в пограничном слое, уче ные могут правильно объяснить образование вихревого следа за летательным аппаратом, срыв струй с обтека емых поверхностей, вычислить силу трения воздуха о по верхность, определить величину сопротивления срыва.
Без участия пограничного слоя не может возникнуть подъемная сила летательного аппарата.
Установлено, что пограничный слой оказывает огром ное влияние на волновое сопротивление при скоростях полета, близких к скорости звука.
А при скоростях, превышающих скорость звука в два раза и более, из-за торможения и завихренности в погра ничном слое выделяется настолько большое количество тепла, что поверхность летательного аппарата сильно нагревается. Это явление называется а э р о д и н а м и ч е с ким н а г р е в о м . Аэродинамический нагрев является серьезным препятствием в развитии ракетостроения и авиации. При сильном нагреве поверхности летательного аппарата снижается прочность материалов конструкции, затрудняется создание нормальных условий для космо навтов и летчиков.
При больших скоростях полета, в 10— 12 раз превы шающих скорость звука (п р и М = 1 0 — 1 2 ), нагрев на столько большой, что обшивка летательного аппарата может плавиться и даже может сгореть.
А при еще больших скоростях может сгореть весь ле тательный аппарат. Так происходит с ракетами-носите лями при входе в плотные слои атмосферы.
Остановимся еще на двух понятиях, которые часто встречаются в аэродинамике.
44
^^ччя^тчччччччччхчччччтхтчччч^^^
5)
Рис. 8. Ламинарный (а) и турбулент ный (б) потоки воздуха
Наблюдая течение реки, мы видим, что она течет плавно, но есть места при поворотах реки, в углублениях, при расширении или сужении русла, где течение из плав ного превращается в беспорядочное, с завихрениями. Ес ли течение плавное, то его называют л а м и н а р н ы м (от латинского слова lamina — пластинка), если течение беспорядочное, с завихрениями, то его называют т у р б у л е н т н ы м (от латинского слова turbulentnus — беспо рядочный) .
Понятия о ламинарном и турбулентном течениях от носятся и к воздушным потокам.
При ламинарном течении слои воздуха движутся не перемешиваясь (рис. 8 , а), а при турбулентном движе нии слои воздуха перемешиваются между собой (рис.
8, 6) .
45
При обтекании потоком воздуха поверхности лета тельного аппарата на передней его части образуется ла минарный слой, который, приближаясь к задней части аппарата, превращается в турбулентный.
Поверхность летательного аппарата, обтекаемая ла минарным слоем, испытывает меньшее трение и мень ший аэродинамический нагрев при одинаковых скоростях полета, чем поверхность, обтекаемая турбулентным слоем.
Познакомившись с необходимыми определениями и понятиями, мы можем рассмотреть основные законы аэродинамики, которые дают возможность решить глав ную задачу аэродинамики, а именно: для любой точки потока, который обтекает летательный аппарат, в любой момент времени найти параметры воздушного потока — давление, плотность воздуха, его температуру, а также скорость. Этого будет достаточно, чтобы определить аэродинамические силы, действующие па ракету. При определении сил, действующих па ракету, неизвестными являются эти четыре параметра: давление р, плотность g, температура Т и скорость v. Для того чтобы найти эти четыре неизвестных, необходимо решить четыре уравне ния, которые называются основными уравнениями аэро динамики и описывают самые общие свойства потока.
К этим уравнениям относятся: уравнение неразрыв ности, уравнение движения, уравнение состояния и урав нение энергии.
Познакомимся с физической сущностью этих уравне ний, без выводов и анализа их.
Уравнение неразрывности (уравнение постоянства расхода). Уравнение неразрывности или уравнение по стоянства расхода выражает один из основных законов физики — закон сохранения массы.
В XX веке теорией относительности в этот закон была внесена поправка. Эта поправка носит принципиальный характер, так как она утверждает, что закон сохранения массы следует рассматривать вместе с законом сохране ния энергии: при очень высоких скоростях движения не которая часть массы переходит в энергию. Но поправки, которые вносит теория относительности в закон сохране ния массы, настолько незначительны, что на практике ими пренебрегают.
46