ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
где Vi и v2— скорости потоков в первом и втором сече ния.';;
Pi и р%— давление в газах в первом и втором сече ниях;
Ш н — плотность газов в первом и втором сече ниях;
ср
/г*>— показатель адиабаты, k —----- ;
СV
hi и h2— расстояние от центра тяжести потока га зов до горизонтали.
Как же учтена сжимаемость газов? Была принята во внимание возможность изменения внутренней энергии при движении за счет нагревания при адиабатическом сжатии (т. е. без обмена теплом с внешней средой) или охлаждения при адиабатическом расширении.
Это уравнение применимо при отсутствии трения в трубах или при наличии трения, если материал труб не теплопроводен (рассматривается процесс без обмена теп лом с внешней средой).
Трение газа о стенки труб, конечно, будет, но так как трубы нетеплопроводны, то выделившееся в результате трения тепло остается в потоке. Следовательно, величи на полной энергии, проходящей с потоком через любое поперечисе сечение трубы, от трения не изменится. Из меняется только распределение энергии по видам: кине тическая энергия уменьшается, а потенциальная — рас-
*> В аэродинамике больших скоростей—газодинамике—коэффи циент А имеет большое значение. Поясним это. с„—удельная тепло емкость газов при постоянном объеме, т. е. количество тепла, кото рое необходимо подвести к килограмму газа, заключенному в неизменяющийся объем, чтобы нагреть его на один градус. с р—удель ная теплоемкость газов при постоянном давлении, т. е. количество тепла, которое следует подвести к килограмму газа для нагревания его на одни градус, когда давление его неизменно, а объем изменя ется.
Опытами установлено, что для воздуха при не очень высоких температурах
А = — = 1,4 .
С-ц
Этот коэффициент часто применяется при аэродинамических расче тах.
51
тет. Согласно этому закону полная энергия воздуха в струнке, которую мы рассматривали, не изменяется по ее длине, но может переходить из одной формы в другую. При этом меняется только доля кинетической и потенци альной энергии.
Уравнения неразрывности, движения, состояния и энергии образуют систему уравнений, позволяющих оп ределить неизвестные величины давления, плотности, температуры и скорости для любой точки потока.
Г л а в а II
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛЫ
Возникновение аэродинамической силы
Любое тело, движущееся в атмосфере, испытывает сопротивление. Однако это сопротивление не всегда ощу тимо. Например, если вы идете шагом, то не чувствуете, что воздух оказывает сопротивление вашему движению. Но при быстром беге или при сильном встречном ветре сопротивление воздуха вы замечаете.
Автомобилю, движущемуся с большой скоростью, воз дух оказывает уже значительное сопротивление, а летя щая ракета встречает огромное сопротивление воздуха.
Величина сопротивления зависит от скорости нашего движения по отношению к воздуху — относительной ско рости. Чем больше относительная скорость, тем больше сопротивление.
Почему это происходит?
Из механики известно, что движущиеся по какой-ли бо поверхности тела испытывают сопротивление, это так называемое «сухое» трение. Величина этого сопротивле ния зависит от массы тела и величины поверхности соприкасающихся тел. При этом сдвинуть твердое тело с места труднее, чем двигать, т. е. трение покоя больше трения движения. В этом случае сила трения от скорости движения трущихся предметов не зависит.
Иное положение с трением в жидкостях и газах. При движении тела в жидкости или газе тоже возникает тре
53
ние, его иногда называют «мокрым» трением й отличие от «сухого», возникающего при трении твердых тел.
Отличие «мокрого» трения от «сухого» заключается в следующем.
При «мокром» трении отсутствует трение покоя. Если твердое тело сдвинуть с места труднее, чем двигать, то твердое тело, которое покоится в жидкости пли газе, сдвинуть можно ничтожно малой силон.
Но если твердое тело, покоящееся в жидкости или га зе, легко сдвинуть с места, то двигать его тем труднее, чем больше скорость тела в жидкости (газе).
Так как в случае «мокрого» трения жидкости и газы (воздух) ведут себя совершенно одинаково, то не имеет значения, говорим ли мы о трении в жидкости или в газе.
Известно, что сопротивление очень сильно зависит от свойств жидкости или газа, в которых движется тело. Свойством жидкости, от которого зависит сопротивление движению, является вязкость, поэтому это трение часто называют в я з к и м т р е н и е м. Чем более вязкая среда (т. е. чем более густая среда), тем сопротивление трения в ней больше.
Если, например, металлическую монету опускать сна чала в стакан, наполненный водой, а затем в стакан с машинным маслом, то увидим, что в стакане с водой монета упадет на дно быстрее, чем в стакане с маслом. Масло более вязкое, чем вода, и в нем сопротивление, испытываемое монетой, больше, следовательно, скорость падения монеты меньше.
1 азы имеют незначительную вязкость по сравнению с жидкостями. Вязкое трение тел, движущихся в воздухе, приблизительно в 60 раз меньше, чем в воде.
Выше мы говорили о том, что сила трения зависит от скорости движения. Причины этого кроются в характере обтекания тел жидкостью при различных скоростях. При малых скоростях движения тела в жидкости происходит плавное его обтекание жидкостью ■— ламинарное движе
ние. При этом тело испытывает силу вязкого |
трения. |
С увеличением скорости движения в жидкости |
появля |
ются завихрения (турбулентное движение). При турбу лентном движении сопротивление сильно возрастает: оно пропорционально квадрату скорости и квадрату линей ных размеров тела.
54
При больших скоростях вязкость среды, в которой движется тело, сравнительно мала. В этом случае основ ную роль в сопротивлении играет не вязкость, а плотность среды. Сопротивление при таких скоростях прямо про порционально плотности.
При движении летательных аппаратов в воздухе об текание почти во всех случаях турбулентное, поэтому сопротивление зависит главным образом от плотности воздуха, а не от его вязкости.
При движении тела со скоростью, большей скорости звука, сопротивление воздуха еще более резко возраста ет, так как при этом создаются ударные волны, уносящие энергию движущегося тела.
Итак, при движении ракеты в воздухе появляется си ла, которая оказывает сопротивление ее движению. Эта
сила |
возникает в результате взаимодействия воздуха с |
|
поверхностью движущейся ракеты. Ее называют |
п о л- |
|
ной |
а э р о д и н а м и ч е с к о й силой. Под |
полной |
аэродинамической силой подразумевается равнодейству ющая всех сил трения и давления, действующих на раке ту во время ее движения.
Следовательно, аэродинамическая сила состоит из двух составляющих: силы трения и силы давления.
Силы трения, возникающие при движении тела в жид кой или газообразной среде, мы рассмотрели довольно подробно. Силы давления образуются в результате раз ности давлений между передними и задними частями ле тательного аппарата при его полете в условиях атмосфепы.
Возникновение аэродинамической силы рассмотрим на таком примере. Поставим прямоугольную пластину перпендикулярно потоку воздуха ('пис. 9), так что он бу дет то р м о з и т ь с я этой пластиной. Найдем силу торможе ния. Для этого необходимо знать массу воздуха, прихо дящего в соприкосновение с пластиной за одну секунду, н падение скорости потока.
Объем воздуха, подходящего к пластине за одну се кунду, можно определить так:
Wc = Sv,
где 5 — площадь пластины;
v — скорость потока — расстояние, проходимое воз духом за одну секунду,
55
Рмс. 9. Возникновение аэродинамической силы
Масса воздуха, подходящая к пластине за одну се кунду, равна
mc = QW,
где q — плотность воздуха.
Ныотоп, впервые подсчитавший аэродинамическую силу, считал, что частицы воздуха, удерживаемые плас тиной, полностью теряют свою скорость, т. е. Ли изменя ется от v до 0. Следовательно, Av = v.
Согласно второму закону Ньютона сила, действую щая на тело в движении, равна произведению массы те ла на его ускорение:
R = ma,
где R — сила; т — масса;
а— ускорение.
Внашем случае т = тс, а = Av. Тогда
R = тса = oSvAv —qS vv = |
qS v2. |
|
В действительности же теряется |
не вся скорость, а |
|
только часть ее. |
|
|
Допустим, что Av = nv, где п—коэффициент, |
показы |
|
вающий, какая часть скорости потока |
потеряна. |
Тогда |
сила, действующая на пластину, определяется как
R = nnSv2.
Сила R и называется аэродинамической силой. Она возникает при набегании потока на пластину, располо женную перпендикулярно к направлению потока. Эта сила препятствует движению пластины (если пластина движется в неподвижном воздухе) или толкает ее (если пластина находится в неподвижном состоянии, а поток набегает «а пластину). Аэродинамическую силу, дейст
55
вующую так, как показано на рис. 9, называют силой
л о б о в о г о с о п р о т и |
в л е н и я , |
поскольку она направ |
||
лена навстречу потоку, |
«в |
лоб»; |
обозначается |
она Rx. |
Но если ракету наклонить к набегающему потоку под |
||||
некоторым острым углом а, |
то аэродинамические |
силы, |
возникающие при этом, можно разложить на две состав ляющие: Rv — подъемную силу и Rx — силу лобового сопротивления.
Подъемной силой ракета поднимается вверх, она же поддерживает горизонтальный ее полет. Подъемная сила может быть направлена не только вверх, но и вниз. На пример, если ракета расположена по отношению к набе
гающему потоку под острым |
углом |
(см. рис. |
1 0 , а), |
|
подъемная сила направлена вверх, |
а на ракете, находя |
|||
щейся под тупым углом (рис. |
1 0 , |
б), |
подъемная |
сила |
направлена вниз. |
|
|
|
|
Возьмем крыло (рис. 10, в). |
При набегании потока на |
|||
это крыло возникает сила лобового |
сопротивления и |
подъемная сила. Повернем это крыло в горизонтальной плоскости вправо; при этом возникнет т р е т ь я с ил а — б о к о в а я , которая на рис. 10 обозначена Rz. Она будет действовать вправо и влево в зависимости от того, как повернуто крыло к потоку.
Разделение сил на подъемную и боковую не случай но. Это вызывается тем, что направление сил может быть заранее известно или они могут быть определены при проведении опытов. Складывая эти силы по правилу па раллелограмма, мы получим полную аэродинамическую силу.
Чтобы получить формулу для подсчета аэродинами ческой силы, преобразуем выражение
R = iiqS v'2
так:
R x= 2 n S ^
х2
ивведем обозначение 2 п = С.
Тогда сила лобового сопротивления
Аналогично подъемная сила
D _г Сб^ 2
К у — С у д
57
Рис. 10. Действие подъемной силы:
о—подъемная сила действует вверх; б—подъемная сила действует вниз; в—возникновение боковых сил на крыле; а—угол между ракстоП и набе гающим потоком
н боковая сила
В этих формулах аэродинамических сил
q v -
—-----скоростной напор;
S — площадь наибольшего поперечного сечения ракеты, перпендикулярная к набегающему по току воздуха в м2 (мнделево сечение, или ми дель) ;
cv — коэффициент лобового сопротивления — без размерная величина, зависящая прежде всего от формы ракеты, а при скоростях полета, пре вышающих 0,5—0,5 М, также от скорости по лета, угла атаки * и других причин, которые
будут рассмотрены ниже.
На рис. 11 показано изменение коэффициента лобово го сопротивления сх в зависимости от скорости потока.
* Угол атаки —- угол, образованный продольной осью ракеты и направлением скорости, точнее направлением вектора скорости,
58
Величина c.v 'начинает сильно увеличиваться при по явлении местной сверхзвуковой скорости (точка 1) и так возрастает до тех пор, пока сверхзвуковая скорость не распространится по всей ракете (точка 2). Точка 2 соот ветствует наибольшему коэффициенту лобового сопро тивления, при котором скорость потока равна скорости звука. Затем коэффициент лобового сопротивления на чинает падать.
Однако, несмотря на постепенное уменьшение коэф фициента лобового сопротивления, при дальнейшем уве личении сверхзвуковой скорости лобовое сопротивление сильно возрастает. Это объясняется тем, что оно зависит ст квадрата скорости и более высоких ее степеней (с уве личением скорости растет степень).
Лучшей формой ракеты с точки зрения аэродинамики следует считать такую, при которой сх для данного зна чения скорости наименьшее.
С возрастанием угла атаки (при одном и том же чис ле М) коэффициент лобового сопротивления возрастает. Величина коэффициента лобового сопротивления зависит также от состояния поверхности ракеты и от ряда дру гих причин.
Рассмотрим составляющие коэффициента лобового сопротивления
Сх ~ Сх у Сх р “В С.\.д “Ь C-xi,
где схх — коэффициент трения. Величина |
этого коэффи |
циента зависит как от формы, |
так и от состоя |
ния аэродинамических поверхностей; схр — коэффициент сопротивления от давления воз
душных потоков по нормали к аэродинамиче ским поверхностям ракеты;
сХц — коэффициент донного сопротивления. При дви жении ракеты в донной ее части появляется пониженное давление — разрежение, которое создает дополнительное сопротивление движе-
Рис. 11. Зависимость коэффициента лобово
го сопротивления |
(с.*) от скорости потока |
(числа М) |
О |
59