Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

матроса — Качуро и Островский. В промежутках между захлестывающими их волнами они по протянутым к берегу тросам переправляют наиболее ценное обо­ рудование лаборатории.

Другая группа с трудом уводит в закрытую бухточКУ „Гутти". Сорвало с причала „Лидинг". Еще трое пловцов бросаются в воду.

Волнение продолжалось трое суток. Повреждена балластная система. Не все удается отремонтировать. Нас ожидают . трудности с установкой подводного дома.

По-прежнему каждый вечер под парашютом соби­ рается Совет экспедиции. Короткие отчеты за день руководителей групп. Распределение людей и работ на завтра. Рассмотр'ение заявлений от желающих стать акванавтами. Их тридцать одно, в том числе четыре от женщин.

23 августа море наконец успокаивается. Потеряно семь дней плюс дни, которые уйдут на ремонт. Марк

Грач,

наш бессменный сварщик, „огненных дел

мас­

тер",

который знает в „Ихтиандре-67" каждый

шов,

и бригада подводников ремонтируют балластные

цис­

терны.

 

 

Ровно год назад был установлен „Ихтиандр-66". Погружение „Ихтиандра-67” прошло без восклица­

тельных знаков. Не так, как планировалось. Повреж­ денную штормом балластную систему так и не уда­ лось полностью восстановить. В результате слишком быстрого погружения из-за создавшейся разности дав­ лений разошлись стыки отдельных блоков.

Предстоит ремонт дома под водой. Утешает опыт Огюста Пиккара, который в одном из своих полетов был вынужден заделывать отверстия в оболочке стратостата паклей и воском. Еще одно испытание для „Ихтиандра". Через три дня Совет экспедиции вынес благодарность десятерым ихтиандровцам за участие

89

в подводных ремонтных работах. Но разве можно оце­ нить эти 50 подводных часов!

Наконец долгожданная запись в бортовом журнале: «28 августа, 18 часов 40 минут. Начало эксперимента „Ихтиандр-67". В дом-лабораторию ушли: Сергей

Гуляр, Юрий Качуро, Владимир Песок,

Юрий

Сове­

тов — командир экипажа и Александр

Хаес».

Пять

подписей акванавтов, которых мы увидим на поверх­ ности через неделю.

Акванавты — гвардия

„Ихтиандра” .

Два

мужских

экипажа по пять

человек.

Второй экипаж

дублирует

первый. В каждом экипаже

техники и медики. Если все

будет нормально,

во

втором экипаже

после трех-че-

9 0


тырех дней пребывания в подводном доме двое муж- чин-акванавтов уступят место женщинам.

Первый экипаж провожали всей экспедицией. При­ шли нэши хозяева и кормильцы из ближайшей базы отдыха. Цветы, поцелуи, „семейные” фотосюжеты. Ре­ бята немного смущены тем, что уходят на семиднев­ ный „отдых". Вслед за акванавтами в подводный дом несколько рейсов совершает контейнер, груженный полиэтиленовыми мешками с их личными вещами и разной снедью.

Ночью на береговой базе дежурят операторы, элек­ трик, специалист по пневматике, связист, несколько медиков и подводных пловцов. Решено, что' в первую ночь будут дежурить и акванавты. Операторы сме­ няют друг друга за пультом, остальные спят рядом

впалатках.

Два часа ночи. Разговариваю с домом. Над мысом

Айя гроза. Володя Песок, дежурный по дому, говорит, что зарницы видны в иллюминаторы. В доме тепло. Сидит в плавках. Остальная четверка спит. Володя говорит о первых впечатлениях, о чувстве огромной благодарности ко всем тем, кто готовил эксперимент. Его сменяет Юра Советов. Дежурит с выключенным светом, темнота не мешает — шахтер. Самочувствие отличное.

6.30 утра. Начинается первый рабочий день подвод­ ного дома-лаборатории. Юра Барац, руководитель

эксперимента, сел у пульта и, казалось,

прирос к нему

на две недели. Здесь сходятся все нити

эксперимента.

„Ихтиандр-67'’ в основном медико-физиологический эксперимент. И сейчас обитатели подводного дома полностью отданы во власть медиков. Акванавты про­

сыпаются от ласкового прикосновения

„утреннего ан­

гела" Лины Данильченко,

приплывшей

с поверхности

за пробами выдыхаемого

воздуха, и засыпают с дат­

чиком электротермометра. До восьми

часов медико-

91

Руководитель эксперимента за пультом управления.

физиологических исследований в сутки. Целый рабо­

чий день. Полный

перечень проводимых

исследований

и методик займет

не одну

страницу.

 

Сорок пять медиков

участвовали

в подготовке

и проведении эксперимента, обработке и трактовке данных, двадцать из них — основная группа — работа­ ли на протяжении всего эксперимента. В каждом эки­ паже были врачи.

До погружения акванавты проходили в наших лабо­ раториях предварительные, так называемые фоновые, обследования. Сейчас акванавты и врачи поменялись ролями. Теперь уже медики в любое время и в любую погоду должны идти к своим подопечным. А в Крыму сентябрьским утром совсем не жарко. Операторы, си­ дящие за пультом в теплых куртках, отводят глаза, провожая в шесть утра в воду дрожащих девушек, начинающих ежедневный цикл медицинских обследо­

ваний.

 

 

Вечером третьего

дня эксперимента Юра

Барац,

Толя Зубченко и я

наконец смогли побывать в

доме.

92



Любое посещение приятно для ребят, но оно же мо­ жет нарушить распорядок дня, программу работ, стро­ гого выполнения которых мы требуем от всех членов экспедиции. Вот почему только сегодня нам удалось пойти в дом, хотя мы рвались туда не меньше других.

 

Уже стемнело. В воде значительно теплее,

чем на

воздухе.

Вдоль пучка

кабелей и шлангов

подплываем

к

дышащей громаде

подводного

дома.

Заглядываем

в

окно:

на койке спит богатырь

в желтом

свитере

с рыжей бородой. И без того могучий Качуро, увели­ ченный водной прослойкой, приобретает сказочный вид. Стучим — ребята не знают о нашем приходе.

Сон акванавта.

«Жидкая дверь».

У освещенных иллюминаторов стаи рыб. Опускаемся еще ниже. „Жидкая дверь" — люк — пропускает нас в дом. Ребята помогают снять акваланги. Голос здесь звучит иначе, чем на поверхности, приходится подби­ рать его силу и тембр. Забираемся все в кубрик. Ре­ бята веселы, непрерывно шутят. Расспрашивают о но­ востях. Говорят, что с гостями неплохо бы выпить вина. Французы не отказывали себе в вине под водой. Но здесь, как и в лагере, сухой закон. По случаю приема

вскрываются банки

со сгущенным молоком. Беседуем

о наших делах, советуемся,

как оптимизировать

выпол­

нение программы.

Тепло,

уютно. Приятно

быть

с друзьями. И мы хорошо понимаем тех, кто иногда задерживается в доме.

После первых напряженных дней установился опре­ деленный ритм, которому теперь подчиняется весь эксперимент. Уточняется время, которое занимают те или иные исследования. В сравнении с поверхностью на медицинские исследования под водой уходит в пол­ тора-два раза больше времени. Некоторые методики

94


пришлось сократить или совместить с другими. Потре­ бовалось увеличить число экспериментаторов. Считаем каждую минуту. Вечером уточняется программа работ на следующий день. Медики подают заявки на достав­ ку к заданному времени своих приборов. Целый день между поверхностью и домом курсирует контейнер. Группа подводных пловцов обеспечивает акванавтов всем необходимым. Руководит ими акванавт „Ихтиан- дра-66" Дима Галактионов, Ребята у него отборные — девятнадцатилетние студенты Донецкого университета, перворазрядники по плаванию и подводному спорту Валерии Скубий, Сергей Х-ацет и Володя Гмыря, рабо­ чие Витя Грабов и Юра Островский. Все уверенные, сильные подводники. Они похожи на рыцарей в латах, когда с четырьмя аквалангами — один, свой, на спине, один на груди и по одному через каждое плечо — идут в дом. Обидятся, если оператор предложит по­ слать им на помощь дополнительного пловца.

Акванавты два раза в день покидают дом. Выходят в воду с удовольствием, особенно когда их ждет чтолибо интересное, например ночная прогулка. Вклю­ чаем подводное освещение. Яркое изумрудное пятно вокруг дома, а чуть дальше три пятна поменьше — фонари „подводной улицы” . Как в театре теней, про­ плывают в зеленом облаке аквалангисты.

Акванавты работают со слесарным инструментом, отбойным молотком, буром для взятия проб грунта, отдыхают и развлекаются, участвуют в киносъемках. Рядом с нами Киевская. студия снимает фильм „Язык животных” .

«...Саша, Юра и я вышли поплавать вместе с дельфи­

ном,— пишет

Сережа

Гуляр в

своем

дневнике.— Вый­

дя из дома,

я начал

издавать

звуки,

по-моему, похо­

жие на дельфиньи. Дельфин, видимо,

услыхал,

но не

удивился диким звукам — много

таких „дельфинбв".

Все же — вот умница! — подошел

ко

мне, дал

себя

95