Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

...В одиннадцать

часов с пульта раздается

строгая

команда: „Спать!"

Связь — это еще один,

шестой,

„громкоговорящий" и очень активный член экипажа. Когда раздается: „Лаборатория, лаборатория..." — мы невольно поворачиваемся к громкоговорителю. Спали крепко. Рано утром „голос свыше” объявил, что на­ чался новый день и ■к нам идут медики. Не сразу сообразила, что мы на дне. В люке в ожидании завтра­

ка уже толпились ласточки

и ставриды.

 

...До чего легко себя

чувствуешь, когда

выходишь

под воду из дома, а не

с

берега — ну как

в родную

стихию! Рыбы нас считают своими и совсем не боятся, занимаются своими делами... если их, конечно, не тро­ гать. „Охотника” Толю Кардаша ужалила скорпена, бедняга мучается, и я, глядя на него, ощущаю почти физическую боль.

...Вдруг захотелось читать — впервые за время экс­ педиции. У ребят небольшая библиотечка: несколько последних номеров „Юности", „Иностранная литера­ тура”, „В мире безмолвия", Каждый день с поверхно­ сти доставляют газеты.

...Немного волнует выход. Уже пришли врачи и наши „няньки", которые поведут нас на берег. Ребята спо­ койны, уверены, полны оптимизма, а я ведь знаю, как они устали. Мне кажется, других таких нет. Последние слова — Жоры Тунина: „Все будет хорошо". Его руко­ пожатие— и выхожу в воду совершенно спокойной.

Независимо от ситуации женщины не забывают сле­ дить за своей внешностью. Не успев еще твердо стать на землю, Галя Гусева вынула из гидрокостюма гре­

бень

и приводит в порядок прическу.

А

в это время на верхней площадке сдержанный

и внешне .невозмутимый руководитель эксперимента шел навстречу поднимающейся по лестнице жене.

И „железный" Барац оттаивал с каждым шагом. Они пробыли вместе не более минуты.

В руках у Юры снова микрофон. Сидя у пульта, он продолжает следить за выходом акванавтов на поверх­ ность. Из воды появляется Тунин, командир второго экипажа, последним покинувший подводный дом. И будто изменилось все вокруг. Спало огромное на­ пряжение. Чувство студента, сдавшего сессию.

Запись в журнале на всю страницу: «11 сентября 1967 года, 18 часов 32 минуты. Последний из двена­ дцати акванавтов „Ихтиандра” на берегу! Можно от­ дохнуть технике и людям!»

Еще несколько дней будет жить лагерь.‘ Закончатся медицинские исследования, замолкнет компрессор, и исчезнет белое пятно от выходящего из дома воз­ духа.

1968 год. ВНОВЬ ЛАСПИ

Наша работа переставала быть только внутренним делом клуба. Украинская федерация подводного спорта и киевский клуб „Океания" пригласили нас в феврале 1968 года на научную конференцию „Акту­ альные проблемы развития подводного спорта". А с 1 по 5 апреля секция подводных исследований Океанографической комиссии АН СССР проводила в Москве семинар по подводным домам. Благодаря подлинной научной заинтересованности членов секции,

их

энтузиазму на семинаре собрались представители

52

организаций. Среди них были участники проведен­

ных в нашей стране экспериментов с подводными до­ мами, известные спецфизиологи, ученые и инженеры, которые интересовались новыми методами подводных

исследований.

Мы делали три доклада: о подвод­

ных домах,

медико-физиологических исследованиях

1 0 6


И о программе работ. Готовились два месяца и одну ночь перед выступлением. Кинофильм, снятый Спино­ вым, и фотографии на прозрачной пленке, укреплен­ ные на окнах конференц-зала, дополняли сообщения.

Семинар был очень полезен для нас. Он дал воз­ можность рассказать о своей работе перед квалифи­ цированной аудиторией, услышать, как всегда, кор­ ректные и доброжелательные критические замечания ленинградских физиологов, познакомиться и погово­ рить с интересными людьми, многие из которых во­ шли затем в нашу жизнь.

Темпераментные выступления, споры, как правило, не нарушали общего демократического климата, под­ держиваемого организаторами семинара. Лишь в от­ дельных выступлениях звучали нотки героев Салтыко­ ва-Щедрина: „ не потерплю", „не допущу” (читай — никаких экспериментов с подводными домами), без

всякой, впрочем, положительной

программы.

В решении семинара было

записано: «...Важную

роль в проектировании и создании подводных домов сыграли и продолжают играть коллективы исследова­ телей, создавших, несмотря на большие трудности, подводные дома „Ихтиандр", „Спрут", а также „Черно­ мор!'... Семинар поддерживает деятельность клуба „Ихтиандр", ныне общественной лаборатории подвод­ ных исследований „Ихтиандр" при научно-техническом обществе „Горное" города Донецка, проведшего в 1966 и 1967 годах последовательно два успешных эксперимента с погружением подводных домов и по­ лучившего данные, представляющие определенный интерес в научном отношении».

Трудностей хватало. В начале 1968 года клуб был преобразован в общественную лабораторию подвод­ ных исследований „Ихтиандр", а нашим „крестным отцом" стал' президиум Донецкого городского научнотехнического общества горняков и геологов во главе

107

с Юлием Антоновичем Онищенко, который принял на себя часть беспокойных ихтиандровских дел.

„Преобразован" — вроде бы неплохое слово, отра­ жающее наш переход к новым формам работы. А на самом деле оно означало, что клуб попросту закрыт. Вот официальный документ, составленный без нашего ведома, безо всякого предварительного объяснения и врученный нам через два месяца после того, как было принято решение.

«№ 15/207

Тов. Хаесу А. Б.

Копия: директору областного клуба мед­ работников.

Постановлением от 5 октября 1967 года президиума Калининского РК ДОСААФ. •

В связи с тем, что Ваш самодеятельный клуб на за­ нимается вопросами развития военно-технических ви­ дов спорта, а занимается деятельностью, не свойствен­ ной организации оборонного общества, что является нарушением устава о самодеятельных спортивно-тех­ нических клубах, президиум Калининского районного комитета ДОСААФ п о с т а н о в и л :

В связи с тем, что самодеятельный клуб „Ихтиандр" (председатель тов. Хаес) занимается последние два года различными экспериментами, не свойственными организации оборонного общества, что является нару­ шением положения о самодеятельных спортивно-тех­ нических клубах, клуб закрыть и материальные, цен­ ности передать по акту Калининскому спортивно-тех­ ническому клубу, компрессор возвратить Донецкому политехническому институту.

Срок до 30.12,1967 г.»

108


Были и другие документы, несправедливые и непо­ нятные. Вначале мы пытались объяснить, сколько у нас аквалангистов, доказывали, что они умеют не только сбить доски под водой, но и работать с ключом, но­ жовкой, вести монтажные и такелажные работы, что ихтиандровцы управляются с ' передвижными электро­ станциями и компрессорами, наземной и подводной связью всех видов, водят мотоциклы, могут работать в полевых медицинских лабораториях. Это ли не обо­ ронко-массовая работа?

Но история эта не о ДОСААФ, который славен, ко­ нечно же, отнюдь не подобными документами. Сейчас хочется вспомнить лишь о наших друзьях. Много зна­ чила для нас моральная поддержка и внимание об­ ластного Совета молодых специалистов, секретаря обкома комсомолаАнатолия Алексеева. По-прежнему помогали давние шефы — Министерство угольной про­ мышленности Украины, главный инженер Геологическо­ го управления Украины Галина Васильевна Шарманова.

А мы с ранней весны начали готовить экспедицию 1968 года. Ее программа была многоплановой: испыта­ ние погружной бурильной установки и подводного дома, несколько отличающегося от первых двух, отра­ ботка методик подводных геодезических работ и про­ верка специальных рационов питания. В целом про-, грамма имела геологический уклон.

Мы докладывали о своих работах Научному совету по планированию и координации морских геолого-гео­ физических исследований при только что созданном Институте морской геологии и геофизики (ВНИИМОРГЕО). Совет отметил перспективность при­ менения подводных баз открытого типа в морской геологии.

Тщательный анализ литературных источников, долгие беседы с ученымиггеологами И. Л. Никольским, Я. П. Маловицким и М. А. Иофисом (последний участвовал

1 0 9

а наших работах) также утверждали нас в правиль­

ности

нашего-выбора — я имею

в виду геологический

уклон,

которого

мы придерживались все эти годы,

и своевременность

практических

работ в этой области.

Донецкие геологи дали нам на время буровое обору­ дование, геодезические инструменты. Наша рабочая площадка вновь ожила. Многоопытные ветераны, уча­ стники прежних экспедиций, уверенно занимали ключе­ вые места в подготовке эксперимента и умело вели „Ихтиандр" вперед, увлекая за собой новичков.

Подготовка оборудования, разработка методик исследований, медицинская комиссия, согласование правил безопасности (официальных правил для экспе­ риментов с подводными домами не было), утвержде­ ние программы и состава экспедиции в президиуме научно-технического общества... Все линии сетевого графика подготовки эксперимента сошлись в одном кружке, внутри которого стояла дата — 28 июля. Этот день и был намечен для отъезда.

Караван МАЗов, эскортируемый мотоциклами, при­ был в Ласпинскую бухту поздно вечером. Только за­ ржавленный остов пульта напоминал об „Ихтианд- ре-67". На площадке прошлогоднего эксперимента строился корпус дома отдыха. Мы расположились рядом. Регистрация лагеря, вопросы снабжения элек­ троэнергией, питанием — обыч'ная цепочка перегово­ ров, согласований. Встреча с прошлогодним домом. Треугольная звезда — теперь жилище крабов и рыб — прочно стоит у скалы. Старый дом еще раз послужил нам, отдав балласт, целый год хранившийся под водой.

На дне Ласпинской бухты на глубине 10 метров установлен подводный дом „Ихтиандр-68”, Создавая его, мы хотели проверить мобильную модель для эки­

пажа

из двух — четырех человек, скажем,

бурильщи­

ков, геодезистов, который живет

под водой 10—15 су­

ток.

Небольшой дом, объемом

всего 15

кубических

110


Подводный дом „ И хти аи др -68".

метров, по форме напоминал стрелу (злые языки говорили — утюг) и свободно умещался в автомобиле. Морская геологическая экспедиция может иметь на судне один или несколько малогабаритных подводных домов и устанавливать их на время в изучаемом районе. Желательно, чтобы такие дома были автоном­ ны и не заставляли судно дежурить у места их погру­ жения. Дома должны иметь собственные источники воздуха и электроэнергии, запасы пищи. Для того чтобы обеспечить высокий уровень автономного режи­ ма „Ихтиандра-68”, был изготовлен погружной элек­ троблок.

Всесоюзный научно-исследовательский институт кон­ сервной и овощесушильной промышленности дал нам десятидневный запас специальных рационов. Проверка

рационов

была прежде всего жестоким испытанием

для меня.

В моей палатке стояли картонные ящики,

111

Подводная бурильная установка 1968 года.

наполненные банками с кргсо-чкыля этикетками и ту­ бами с разнообразными блюдами — от филе, салата с грибами и воблы до различных соков. Чтение над­ писей на этикетках после ежедневных шницелей вызы­ вало черную зависть к будущим акванавтам.

Вспоминается, как е окружении обильно выделяю­ щих желудочный сок ихтиандровцев сотрудники ВНИИКОПа Юрий Николаевич Бураков и Людмила Павлова ,,учили есть" экипаж „Ихтиандра-68" — двух акванавтов прошлых лет Юрия Советова и Евгения Спинова и двух первоклассных подводных пловцов,

студентов

Донецкого университета Валерия Скубия

и Сергея

Хацета.

Через несколько дней алы проводили их в подвод­ ный дом, и жесткий режим эксперимента вступил в свои права. В этом году у экипажа появились до­ полнительные обязанности. Акваназты, чередуясь, круглосуточно несли вахту, тщательно учитывали коли­ чество выпитой воды и оставшейся пищи — последним

Ш


им приходилось заниматься очень редко,— ежедневно оценивали меню( заполняли анкеты,

В н'ескольких десятках метров от их дома на дне стояла ярко-желтая подводная бурильная установка, напоминающая своим колоколом огромную ковбой­ скую шляпу, поддерживаемую тремя опорами. В за­ гнутых полях „шляпы" уложен балласт. Из скважины легким дымком поднимается всякая буровая мелочь. Рядом — две фигуры в гидрокостюмах. Один из бу­ рильщиков наблюдает за инструментом, другой мани­ пулирует кранами управления. Невдалеке приборы геодезистов, чуть в стороне передающая камера телеустановки— на пульте управления экспериментом на­ блюдают за подводным бурением. Графики на лентах самописцев показывают, как дышится ребятам.

На поверхности знакомая картина: компрессоры, электростанции, . средства связи, контроля — все с двойным и тройным дублированием. У входов в па­ латки — названия медицинских лабораторий и строгие предупреждающие надписи.

Медицинская группа' усилилась, Появились новые разделы исследований. Профессор Борис Алексеевич Шапаренко, заведующий кафедрой оториноларинголо­ гии Донецкого медицинского института, несмотря на возраст и занимаемое положение, поразительно легко влился в ихтиандровский коллектив. В течение очень коротког'о времени он развернул исследования в от­ стающем у нас направлении. Жизненный опыт, обшир­ ные знания позволили ему быстро и правильно сориен­ тироваться в новой обстановке.

Особое

внимание

в медицинских

исследованиях

было

уделено

представителям

новой

профессии —

подводным бурильщикам.

 

 

В

1968

году

у нас

усилился

не только базис, но

и надстройка. Киевская студия научно-популярных фильмов снимала цветной кинофильм „Ихтиандр-68".

8 Киклевич

113