Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известно, что один из источников угарного газа — табачный дым. Как поступить? Запрещать курить или подбирать в акванавты некурящих? Некоторые зару­ бежные специалисты утверждают, что на подводных лодках подобное запрещение по своему отрицатель­ ному психологическому воздействию на экипаж обхо­ дится дороже, чем дополнительные затраты на кон­ троль, вентиляцию и удаление угарного газа.

Мы не запрещали наши/Л акванавтам курить, хотя и просили их не увлекаться. Расчеты и опыт показы­ вают, , что в вентилируемых подводных базах курение допустимо. Тем более что здесь можно курить у „фор­ точки", куда уходит избыточный воздух.

Влажность газовой среды дома была повышенной, Кондиционеры, сушильные шкафы, конечно, улучшат положение, но сырость, наверное, еще долгое время будет неприятным спутником подводной жизни.

Температура в подводных домах „Ихтиандр-67" и „Ихтиандр-68" держалась в пределах 24—28°С. Хотя она и зависела ог температуры окружающей во­ ды, но превышала ее на 4—6°С. Ночью в доме на 1—2° прохладнее, чем днем: нет посетителе^ сни­ жается температура воздуха, который подает ком­ прессор.

Температура воздуха в доме и температура воды измерялись параллельно переносными термометрами и температурными датчиками с дистанционной пере­ дачей информации на поверхность.

Микроклимат искусственной среды в какой-то мере может быть оценен по теплоощущению человека. Акванавты оценивали теплоощущение в подводных

домах как близкое к нейтральному.

 

С а н и т а р н о - б ы т о в а я

с и с т е м а .

Сюда вхо­

дили элементы привычного

нам санузла,

устройство

для стока. Пресная вода подавалась с .поверхности по шлангу.

152


Э н е р г о с н а б ж е н и е . Помещения подводных баз, ограниченные по размерам, насыщенные метал­ лическими частями, с высокой влажностью, по судовым нормам электробезопасности следует относить к особо опасным. Поэтому основным источником электроэнер­ гии был постоянный ток напряжением 27 вольт, кото­ рый использовался для освещения, дляпитания венти­ ляторов. Кроме того, имелась возможность кратковре­ менно включать ток напряжением 220 вольт для пита­ ния медицинских приборов.

Мы применяли в подводных домах в основном гор­

ношахтное

оборудование,

пригодное

для работы

в условиях,

очень близких

к морским.

Электроэнергия

подавалась с поверхности, а „Ихтиандр-68" мог также питаться от погружного энергоблока.

О с в е щ е н и е . Размеры иллюминаторов

и число

их были достаточны для того, чтобы отсеки

подвод­

ных домов освещались естественным дневным светом, правда, лишенным низкочастотной части его спектра. Аппетитные ярко-красные помидоры и маринованный болгарский перец в подводном доме теряли свою привлекательность, приобретая фиолетовую окраску Искусственное освещение должно компенсировать обедненную цветовую гамму, иначе возникнут непре­ одолимые трудности для подводных декораторов, ку­ линаров и женщин-акванавтов.

В плафонах каждого помещения „Ихтиандра-67” горели по две лампы мощностью 100 ватт. Их было достаточно для общего освещения.

Снаружи у иллюминаторов крепилось несколько подводных светильников. Образуя „подводную улицу", светильники были подвешены также вдоль коммуни-' каций, соединяющих дом с базой на поверхности. Эти светильники необходимы для наблюдений, ориентиро­ вания акванавтов во время вечерних прогулок и посе-

153

тителей подводного дома. Ночное подводное освеще­ ние— непередаваемо прекрасное зрелище.

Для наблюдений наиболее удобно, если светильники

расположены

немного

выше

уровня

иллюминатороз,

на расстоянии

1—1,5

метра

от них.

Возле одного из

иллюминаторов должен быть установлен поворотный прожектор.

С в я з ь . Между „Ихтиандром-66" и поверхностью поддерживалась телефонная и громкоговорящая двух­

сторонняя связь, позволявшая записывать

переговоры

на магнитофонную ленту и транслировать

магнитофон­

ные записи и радиопередачи в подводный дом.

С „Ихтизндром-67" поддерживалась и телевизион­ ная связь: одна из передающих камер была установ­ лена в лаборатории,, вторая — снаружи, у входной шахты. Кроме того, имелась аварийная звуковая и све­ товая сигнализация о повышении уровня воды в доме; этот же канал использовался для аварийного вызова.

Из -„Ихтиандра-68" можно было связаться по теле­ фону с погружной бурильной установкой. Над подвод­ ным домом на поверхности находился буй со штеп­ сельным разъемом; отсюда можно было, подойдя на лодке и подключив переносной телефон, перегово­ рить с акванавтами и с оператором на пульте управ­ ления. На буй была выведена антенна ультракоротко­ волновой радиостанции, установленной в подводном доме. Вторая радиостанция располагалась на пульте управления. Радио — единственный вид связи при авто­ номном режиме подводного дома.

Знакомство с внешним видом, интерьером, микро­ климатом подводных домов-лабораторий „Ихтиандр" закончим нескольки/ли общими соображениями.

Звездная форма подводных баз и блочный принцип

построения

корпусов и/^еют определенные преимуще­

ства,

в первую очередь— удобство для перевозки на

всех

видах

транспорта, вплоть до самолетов.

154


Блочные конструкций позволяют легко уменьшать или увеличивать число помещений подводного дома, если цели эксперимента изменились. Опыт создания „Ихтиандра-68" подтверждает это. Прочность блочных подводных домов может быть обеспечена за счет при­ менения в качестве секций моно- и полисферических блоков. Возможно, подводные сооружения будут напо­ минать кристаллическую решетку „Атомиума" на Все­ мирной Брюссельской выставке.

Большинство факторов обитаемости подводной базы подлежит нормированию. Среди них — объем помеще­ ний, их количество и расположение, предметное и цве­ товое оформление, газовый состав, предельно допу­ стимые концентрации вредных примесей, ионный со­ став атмосферы, микробная загрязненность, относи­ тельная влажность, температура, скорость движения

вентиляционной

струи, уровень шума,

освещенность

И

др.

ч

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что

камерных и натурных

экспериментов

с длительным пребыванием человека под водой про­ ведено сравнительно немного, приходится оценивать каждый из показателей обитаемости в отдельности. При создании подводных баз, как и космических стан­ ций, в ближайшие • годы придется искать компромис­ сные решения между стремлением обеспечить идеаль­ ные условия и существующими техническими возмож­ ностями. И тут нельзя не согласиться с мнением ака­ демика О. Г. Газенко и профессора А. М. Генина, что „ортодоксальная формулировка нормативов может оказаться столь же вредной... как и пренебрежение всякими нормами1'1.

В разработанных нами правилах медицинского и тех­ нического обеспечения подводных4 домов предпринята попытка— на основании известных экспериментов

1 Человек под водой и в космосе. Воениздат, М., 1967, стр. 6.

.155

с ПВО, опыта создания подводных аппаратов закрыто­ го типа, космических кораблей, опыта инженерной

психологии — примерно установить

основные

показа­

тели обитаемости подводных

баз для

глубин

10—12 метров.

По опыту „Ихтиандра-67”, „жилой" объем 5—6 куби­ ческих метров на одного члена экипажа при „много­ комнатной" планировке является достаточным мини­ мумом для длительного медико-физиологического эксперимента с проведением большинства исследова­ ний непосредственно в доме.

Если кто-то из членов экипажа постоянно несет вах­ ту, то в трех—четырехместных подводных домах типа ,,Ихтиандр-б8” минимальный жилой объем на человека может быть уменьшен до 4 кубических метров. Назы­ вают еще меньшие цифры. Для палубного деком­ прессионного комплекса, обеспечивающего двухне­ дельное пребывание под давлением, рекомендованный минимальный объем — 3,1 кубического метра на чело­ века.

Рациональное разделение помещений, очевидно, более правильный путь для создания комфорта, чем увеличение объема одного-двух отсеков, совмещаю­ щих все функции. В блочных конструкциях помещения легко и естественно отделяются друг от друга. В под­ водных и подобных по сложности условиях очень важ­ но, чтобы помещения для отдыха и сна были изолиро­ ваны от рабочих зон. Американские космонавты жало­ вались, что .они плохо спали, когда другие члены эки­ пажа продолжали работать рядом с ними.

Мы считаем, что комфортабельные условия в под­ водных базах, особенно с длительными экспозициями, не могут быть обеспечены, если число отсеков меньше четырех: водолазный тамбур, место для отдыха, рабо­ чее помещение, санитарно-хозяйственный блок. Более того, известный французский полярник Марио Марре,

156


имеющий огромный опыт жизни и работы в неболь­ ших коллективах, длительно живущих в одном поме­ щении, пишет: „...нужно, чтобы у каждого члена экс­

педиции была отдельная,

хоте и маленькая комната.

Это условие необходимо

для морального здоровья

обитателей"1.

 

Относительная влажность газовой среды ПБО должна быть понижена до 60±20°/о. Температуру целесообраз­ но поддерживать в пределах 18—25°С (нижние значе­ ния относятся к водолазному и бытовому отсекам, верхние — к жилому и рабочему помещениям).

В „Правилах” заданы нормы газового состава, пре­ дельно допустимых концентраций вредных примесей и других перечисленных выше факторов обитаемости.

Поддержание состава газовой средь! при открытой схеме вентиляции внутренних помещений, принятой в ПБО „Ихтиандр", не представляло значительных трудностей. Объем вентиляции, рассчитанный на то, чтобы содержание углекислого газа не превышало заданных пределов, достаточен для того, чтобы кон­ центрации других вредных примесей находились ниже пределов обнаружения при экспресс-анализе непо­ средственно в ПБО.

По мере накопления экспериментальных данных и развития теории обитаемости замкнутых и полузам­ кнутых систем следует стремиться к определению сум­ марного эффекта от действия стрессоров различной природы в ПВО с учетом их взаимного влияния, усиле­ ния или ослабления действия, что в конце концов по­ зволит получить интегральную величину, оценивающую уровень обитаемости ПБО,— назовем ее „индексом обитаемости". Сопоставление программы конкретного эксперимента, „индекса обитаемости'1 ПБО и индиви­ дуальных психофизиологических, а также биологических

' М а р и о М а р р е . Семеро среди пингвинов. Гидрометео-

ич,\ат. Л., 1967. стр. 152.

157

характеристик членов экипажа позволит достаточно объективно прогнозировать гармоничность комплекса „человек — подводная база" и предъявлять разумные требования к каждому из трех сопоставляемых компо­ нентов.

ДОСПЕХИ РАТНЫЕ НАДЕВ...

Человек имеет богатый опыт защиты от различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Вспомним самую разнообразную защитную одежду: доспехи рыцарей и хоккеистов, теплозащитные ска­ фандры горноспасателей — гатескафы, авиационные и космические скафандры и др.

Известно немало вариантов и подводного снаряже­ ния. Но тех двух-трех часов непрерывного пребывания в воде, которые имеет в своем распоряжении аква­ навт, одетый в легководолазный гидрокостюм, явно недостаточно для выполнения огромного объема по­ вседневной работы, которая ожидает человека в океа­ не, и тем более при специальных, например, аварий­ ных работах. И вряд ли можно надеяться на значи­ тельное повышение эффективности подводных работ, если человек будет прикреплен к подводной базе фа­ лом и связан необходимостью часто возвращаться на базу для того, чтобы согреться, принять пищу- и т. л. Решение отдельно взятых задач — обогрев, связь и др.— далеко не оптимальный путь. Сейчас намечает­ ся тенденция к комплексному подходу в их решении, как, например, при создании канадского гидрокомбине­ зона, но и его конструкторы остановились на полпути.

Скорее всего одним из основных способов обеспе­ чения длительной жизнедеятельности человека в экстремальных земных условиях — в полярных обла­ стях, в пустынях, под землей и в первую очередь под водой — будут' автономные, мобильные средства типа

158


космических, лунных скафандров. Скафандр, точнее, система жизнеобеспечения, должен стать для акванав­ та своего рода домом. В таком скафандре человек сможет проводить от нескольких часов до нескольких суток, что и было подтверждено экспериментом „Ихтиандр-70” .

Какой же представляется индивидуальная система жизнеобеспечения акванавта?

Система жизнеобеспечения будет поддерживать не­ обходимые условия для дыхания: определенный. состав и давление газовой смеси, заданный объем вентиля­ ции. Человека нужно защитить от холода и чрезмер­ ной влажности внутри скафандра, дать ему возмож­ ность принимать пищу без разгерметизации скафанд­ ра. Связь, освещение, объективный контроль состоя­ ния акванавта, удаление продуктов жизнедеятельности также являются обязательными функциями системы. Скафандр должен быть прочным и в то же время эластичным. Он будет сухим, без обжима, с простор­ ным шлемом, смотровое с>екло которого обеспечит широкий обзор. Удобство при длительном пользова­ нии, небольшой объем ранца, минимальное энерго­ потребление и очень высокая надежность— вот основные требования к скафандру акванавта.

В эксперименте „Чибис" была проверена индиви­ дуальная система жизнеобеспечения, рассчитанная на четырех—шестичасовое пребывание акванавта-легково- долаза под водой., Ее основные части — сухой гидро­ костюм „Садко-2", костюм с электрообогревом, дыха­ тельный аппарат в двух вариантах: шланговом и реге­ нерационном, громкоговорящая проводная связь, бес­ проводная связь, устройство для приема пищи под водой, ассенизационное устройство, комплект датчикоз для измерения с последующей передачей на поверх­ ность электроэнцефалограмм, электрокардиограмм, данных о температуре тела и частоте дыхания.

169

Серийный гидрокостюм „Садко-2" изготавливается из водонепроницаемого материала и состоит из куртки, брюк, шлема, перчаток, герметизирующих манжет и колец. В нашем эксперименте костюм был несколько изменен. У правого плеча сделан ввод для фала с ли­ ниями телеметрии, связи, обогрева. Загубник шлема герметично соединен с дыхательным автоматом аква­ ланга „Украина-27", воздух в баллонах которого ис­ пользовался в качестве аварийного запаса. Воздух подавался с берега по шлангу от батареи баллонов с редуктором высокого давления либо от погружной регенерационной установки. Аварийный акваланг, ко­ торый, конечно, не мог обеспечить шестичасового пребывания под водой, брался на случай непредви­ денных обстоятельств. Переход со шлангового аппара­ та на акваланг занимал всего несколько секунд.

Для защиты испытателя о-т переохлаждения приме­ нялся наземный вариант электрообогреваемой одеж­ ды, разработанной Киевским институтом проблем мате­ риаловедения АН УССР. Созданный первоначально для полярных районов страны, этот простой и деше­ вый костюм имеет, конечно, более широкую сферу применения. Он состоит из брюк, куртки и тапочек с эластичными графитовыми нагревательными элемен­

тами.

Напряжение — 12

вольт,

потребляемая

мощ­

ность — 250 ватт. Источник

питания расположен

на бе­

регу

либо входит в снаряжение

акванавта.

 

Ларингофоны и телефоны, встроенные в шлем, по­

зволяли поддерживать связь с

пультом управле­

ния.

Второй вариант — беспроводная ультразвуковая

связь

„акванавт — поверхность",

„акванавт — аква­

навт"— разработан Московским

электротехническим

институтом связи. В переносной комплект входили приемная и передающая системы с блоком питания, размещенные в цилиндрическом герметичном корпу­ се, который крепился на баллонах акваланга, а также

160