ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
дневный врачебный контроль. Причем на некоторых наиболее ответственных этапах — погружение, выход в воду из дома, декомпрессия — необходим непрерыв ный контроль состояния акванавтов. Периодические же погружения врачей в подводные базы не представ ляют сложной задачи лишь на сравнительно небольших глубинах.
Присутствие врача на борту подводной базы край не желательно, но и оно не исключает необходимости передавать данные физиологических измерений на поверхность. При выходе акванавта в воду врач не имеет возможности наблюдать за его состоянием. По этому важнейшее значение приобретают методы изучения жизнедеятельности человека на расстоянии — биотелеметрия.
Наиболее полно вопросы создания аппаратуры для дистанционного изучения состояния организма челове
ка в |
экстремальных условиях разработаны |
в |
космиче |
|
ской |
медицине, кое-что |
в этом отношении |
сделано |
|
в области физиологии |
труда, спорта, в |
том числе |
и подводного. Однако до настоящего времени в лите ратуре не были описаны системы для комплекс ного дистанционного исследования состояния акванав тов.
В наших экспериментах требовалось дистанционно исследовать и проконтролировать ряд физиологиче ских и психологических показателей состояния акванав та в водной среде и в подводной базе или испытателя, находящегося в камере, контролировать параметры микроклимата подводной базы. Специфика подводных условий заставляла создавать новые или видоизменять уже известные приборы и устройства для измерений и исследований, которые проводились непосредствен но на месте. Одновременно возникла необходимость имитации физической нагрузки и операторской дея тельности в гидроневесомости.
12 Квилевич |
1 69 |
|
С целью решения этих задач и была создана систе ма оборудования и приборов для научных и медико физиологических исследований и контроля состояния акванавта] систему назвали „Нимфа". Она включает
всебя: подсистему изучения и контроля физиологиче ских показателей, подсистему-пульт для имитации опе раторской деятельности и для психофизиологических исследований, стенд для выполнения рабочих операций
вгидроневесомости, отдельные приборы и устройства. Подсистема изучения и контроля физиологических показателей позволяет измерить, передать на расстоя ние до 100 метров и зафиксировать на лентах самопи шущих приборов частоту дыхания, количество, воздуха, вдыхаемого человеком за определенный промежуток
времени,— так называемый объем легочной вентиля ции, температуру тела, биоэлектрическую активность сердца, мозга, мышц — снять электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, электромиограмму. Кроме того, по электрокардиограмме контролируется пульс. Частота дыхания и объем легочной вентиляции фикси ровались непрерывно, а остальные показатели — пе риодически.
Для обследования акванавта, находящегося в под водном доме, или испытателя в камере использовались накладные датчики и электроды. Когда акванавт нахо дился в воде, датчики и электроды крепились стацио нарно с помощью клея и другими способами. Необыч ные условия жизнедеятельности акванавта заставили выработать некоторые специальные приемы крепления и подготовки датчиков. Провода от датчиков собира лись в один многожильный кабель с общей полиэтиле новой оболочкой, образуя фал, которым человек был связан с поверхностью.
Объем легочной вентиляции измерялся простым, но надежным способом с использованием тарированной емкости, из которой поступала дыхательная смесь.
170
Подводный пулы предназначался для имитации опе раторской деятельности и психофизиологических ис следований. Работу оператора — человека, который является основным творческим звеном во многих системах управления машинами и сложными процесса ми,— называют профессией века. Взаимодействие че ловека и машины, поведение человека, выполняющего сложные задачи, которые связаны с приемрм и пере работкой информации, поступающей с приборов, и с принятием решений и их выполнением при помощи средств управления, короче говоря, надежность опе
ратора— вот то, |
чем интересуется инженерная психо |
|||
логия. |
|
|
|
|
В |
подводных |
исследованиях, |
в |
управлении погруж |
ной |
бурильной |
установкой, |
на |
вахтах акванавтов |
и т. п. операторская деятельность, занимает немалое место. Подводный пульт должен помочь изучить неко торые работы, которые предстоит выполнять опера тору.
Корпус пульта герметичен, на его передней панели расположень: различные приборы и элементы управ ления. Перед пультом небольшой столик и кресло, к которому можно пристегнуться ремнем. В корпус постоянно подавался сжатый воздух: повышенное дав ление внутри корпуса предохраняло приборы от попа дания воды. На пульте размещены рефлексометр, интенсиметр, динамограф,' эргограф, прибор для работы в режиме слежения, лампы освещения панели. На поверхности располагались источники питания пульта, приборы, с помощью которых акванавту давалось задание и контролировалось его выполнение.
Рефлексометр служит для фиксирования быстроты реакции акванавта на световой раздражитель — заго рающуюся лампочку. Перед акванавтом на панели пять
лампочек с |
разноцветными стеклами — красным, |
си |
ним, белым, |
зеленым, оранжевым — и кнопка, |
на |
171
которую он должен нажать, если с поверхности включат одну из лампочек. Электросекундомер зафиксирует время от появления „пускового сигнала" до начала ответного движения. Можно исследовать простую реакцию — на включение одной и той же или любой лампочки и сложную реакцию — на включение лампо чек только определенного цвета. Этот опыт позволяет определить, как изменяется чувство времени у чело века под водой, насколько быстрая у него реакция, а также оценить, особенно по сложной реакции, как развивается утомление и изменяется работоспособ ность.
Оператору часто приходится выполнять одни и те же повторяющиеся движения. Для определения макси
мального темпа его |
работы — повторяющихся |
нажатий |
на кнопку — служит |
интенсиметр. Прибор, для |
работы |
в режиме слежения позволяет решать и более слож ные задачи. Перед акванавтом шкала со стрелкой, ко торая постоянно „уходит" из заданного сектора. Не обходимо путем вращения рукоятки сводить к мини муму рассогласование, вносимое по определенной программе, и возвращать стрелку в сектор „нормаль ного режима". Такое слежение называется компенси рующим. Записав этот процесс, можно определить время реакции оператора, т. е. время между измене нием направления стрелки и соответствующим ответ ным движением оператора, „время на цели", в течение которого стрелка находится в заданном секторе, плав ность слежения и величину средней ошибки.
Мы сумели примениться в подводных условиях и к методу изучения внимания и скорости переработ ки зрительной информации с помощью так называе мых корректурных таблиц. Бланк корректурных таблиц с 660 кольцами (каждое кольцо имеет разрыв в одном из восьми возможных направлений, кольца расположе ны в случайном порядке) герметизировался под про-
172
зрачной пластмассой. Дается задание зачеркнуть все кольца с одним определеннымг разрывом. Акванавт зачеркивает кольца мягким карандашом. После про верки выполненного задания следы карандаша легко удаляются, и таблица готова к повторному использо ванию. При оценке результатов теста учитывается время выполнения задания и количество правильно зачеркнутых знаков.
Важно знать силу, которую прилагает человек, на пример, сжимая рукоятку. Динамограф, расположен ный на пульте, дает возможность определить и зафик сировать на ленте самописца максимальную силу кисти и мышечную выносливость — время удержания поло вины этой максимальной силы. Динамограф позволяет провести и другие тесты, необходимые для выяснения работоспособности и утомляемости акванавта. Этим же целям служит и эргограф. С его помощью записывают ся величина усилия, темп и равномерность повторяю щихся движений; получается так называемая эргограмма.
Трудовые операции, связанные с физической нагруз кой, выполнялись на специальном подводном стенде. Приходилось заниматься сборкой и разборкой различ ных узлов, слесарными работами. Периодически про водился „эталон-тест" — нормированная нагрузка с многократным поднятием через блок груза. Кроме того, были созданы отдельные приборы и устройства. Для исследования быстроты реакции в условиях под водного дома использовался переносной рефлексометр.
Тонкая моторика, точность движений изучались с помощью элекгротремографа. Держа руку на весу, акванавт должен стержнем-электродом пройти по сложному лабиринту. Когда стержень касается края
дорожки лабиринта, цепь замыкается и |
электросчет |
чик фиксирует ошибку. Эффективность |
выполнения |
13 Киклввич |
173 |
теста оценивалась с учетом затраченного времени и числа сделанных ошибок.
Функции зрительного анализатора, зрительная па мять изучались на приборе, называемом тахистоскопом. На короткие промежутки времени, задаваемые прибором, акванавтам показывали бланки с различной информацией, например сетку из шестнадцати квадра тов, в некоторых из которых расположены точки, циф ры, фигуры разной формы и цвета. После этого аква навты должны были нанести на аналогичный бланк с шестнадцатью незаполненными квадратами увиден ные в окошке тахистоскопа информационные знаки, сохранив их расположение.
Интересно отметить, что тахистоскоп построен на элементах пневмоавтоматики: реле, сопротивлениях, тумблерах, выполняющих такие же функции, как и аналогичные электрические устройства. Оригиналь ность схемы прибора подтверждена авторским свиде тельством.
Простые, абсолютно безопасные и надежные в ус ловиях повышенной влажности элементы пневмоавто матики, с помощью которых в последнее время' стали решать многие задачи, решавшиеся ранее только лишь с помощью электрических приборов, очевидно, будут все чаще применяться в подводных исследова ниях.
Устройство для забора проб воздуха из разных то чек подводного дома, актограф для изучения двига
тельной |
активности человека во сне — о них |
уже упо |
|
миналось |
выше — также |
сконструированы из |
элемен |
тов пневмоавтоматики. |
|
|
|
Еще один пример их |
применения — схема |
управле |
ния контейнером с регулируемой плавучестью, в кото ром перевозились в подводный дом медицинские приборы и другая аппаратура. По контейнеру также получено авторское свидетельство.
174
КАК-САМОЧУВСТВИЕ, АКВАНАВТЫ?
Акванавты подвергаются действию многих факторов различной природы и силы, которые мы условно раз делили на четыре группы: факторы подводной базы, окружающей среды, декомпрессии и прочие, в основ ном случайные, факторы.
Необычность, враждебность многих из этих факторов наряду с чувством опасности, повышенной ответствен ности, дефицитом' времени могут привести к измене ниям состояния организма человека, закономерности развития которых во времени и возможные послед ствия еще далеко не ясны.
Как же реагирует организм человека на подводные условия? Какие изменения происходят в физиологиче ских и психологических процессах? Какова психофизио логическая „шкала” человеческих возможностей под водой, работоспособность акванавта? Что необходимо для сохранения физического и морального здоровья акванавта? Наконец, как отбирать акванавтов?
Каждый из этих общих вопросов подводной меди цины мы затрагивали в той или иной степени в своих исследованиях. Об основных результатах медико-фи зиологических исследований и пойдет речь. Передо мною методики, медицинские отчеты „Ихтиандра", бортовые журналы, личные дневники. Память еще хра нит мельчайшие подробности происходившего,
В экспериментах участвовали 23 испытателя-добро- вольца. По длительности пребывания в подводных условиях их можно разделить на две почти равные группы — с экспозицией 1—4 суток и 7—7,5 суток;
впоследнюю группу входили участники эксперимента „Сальватор” . Кроме того, совместно с сотрудниками Института океанологии велись исследования состояния организма акванавтов „Черномора-2” , находившихся
втечение 15 суток на глубине 24 метра.
175
Желающие стать акванавтами проходили отбороч ную медицинскую комиссию, которую обычно прохо дят водолазы, а затем предварительные фоновые исследования, подавляющее большинство которых по вторялось во время эксперимента и после выхода из подводного дома или камеры,
Во время предварительной беседы выяснялись пси хологическое состояние и мотивы участия в экспери менте, общая, профессиональная и спортивная биогра фия — собирался, так сказать, анамнез. Проводился общий осмотр и оценка основных систем и физиоло гических показателей будущих акванавтов. Определял ся вес, рост. Изучались органы дыхания: ‘жизненная емкость легких и объем их вентиляции, частота дыха ния, скорость воздушной струи при вдохе и выдохе, потребление кислорода и выделение углекислого газа. Определялись энергетический баланс, терморегуляция организма. Исследовалась сердечно-сосудистая систе ма: частота пульса, артериальное и венозное давление, скорость кровотока, снималась электрокардиограмма. Проводились общие и биохимические анализы крови и выделений, оценка защитных реакций организма, состояния органов слуха, обоняния, равновесия, зре ния. Изучались особенности высшей нервной деятель ности, двигательная активность человека во сне, умст венная и физическая работоспособность.
В программу исследований входили гигиеническая оценка микроклимата подводных домов, изучение
внутренних органов животных, |
длительно^ время — |
7—14 суток — находившихся в тех |
же условиях. |
Общее число изучаемых показателей достигало 50—70. Методики их исследования частично описаны в разделе, относящемся к аппаратуре, некоторые из изучаемых показателей перечислены выше, многие из них носят узко специальный характер, и их упомина ние потребовало бы слишком обширных пояснений.
1 7 6