Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного па кронштейне 1 колеса 2 и размеры его желоба выбирают в соответствии с допустимым радиусом изгиба кабеля. Для предохранения его от сбрасывания с обеих сторон предусмот­ рены круговые реборды 3. При изменении натяжения кабель из­ меняет свое положение относительно поворотной траверсы 4, которая затем воздействует на выключатели 5. Величину допу­

 

 

 

 

 

стимого натяжения

регули­

 

 

 

 

 

руют противовесом 6. Боль­

 

 

 

 

 

шие размеры колеса яв­

 

 

 

 

 

ляются в определенной сте­

 

 

 

 

 

пени недостатком этой кон­

 

 

 

 

 

струкции

ка белеукладчика

 

 

 

 

 

и поэтому

ее

применяют

 

 

 

 

 

лишь

у навесных

 

порталь­

 

 

 

 

 

ных

барабанов

 

крупных,

 

 

 

 

 

горных машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

кабелеукладчпках

 

 

 

 

 

описанного типа выключа­

 

 

 

 

 

тели

срабатывают

при

до­

 

 

 

 

 

стижении

кабелем

предель­

 

 

 

 

 

ных нагрузок. Более же ра­

 

 

 

 

 

циональным

следует

счи­

 

 

 

 

 

тать решения, при которых

 

 

 

 

 

задающий фактор

изменя­

 

 

 

 

 

ется по мере изменения на­

 

 

 

 

 

тяжения кабеля под дейст­

 

 

 

 

 

вием

механических

уст­

 

 

 

 

 

ройств, в

результате

чего-

 

 

 

 

 

электрическая

 

система

Рис.

46.

Защитные

устройства кабе-

плавно регулирует

скорость

привода барабана.

 

 

 

а— с

 

леукладчиков:

 

 

 

поворотной траверсой;

б— с качающей­

Задающим

 

аппаратом

 

ся

траверсой;

в — с

колесом

может

 

быть

реостат

/

 

 

 

 

 

(рис. 47,

а),

приводимый

в.

действие цепной передачей от оси 2 реечной траверсы 3. При увеличении натяжения кабеля качающаяся траверса 4, укреп­ ленная на каретке 5, отклоняется и роликами 6 нажимает на реечную траверсу. При этом изменяется положение реостата и соответственно задание в систему регулирования.

В качестве задающего элемента применяют также сельсиндатчик (рис. 47,6). В этом варианте кабель проходит между демпферной 1 и поддерживающей 2 гирляндами роликов. Под­ держивающая гирлянда роликов удерживается в нейтральном положении пружиной 3 и грузом 4. Цепь 5, связывающая пру­ жину и груз, охватывает блок 6, насаженный на вал сельсина 7. При изменении натяжения кабеля пропорционально меняется напряжение на выходе сельсина. От максимальных перегрузок кабель предохраняется конечным выключателем 8.

128


В некоторых случаях используют два сельсин-датчика, один из которых реагирует на натяжение кабеля, а напряжение вто­ рого пропорционально скорости барабана.

Навивка кабеля на барабан связана с проблемой передачи электроэнергии с вращающегося кабеля к электроприемникам,, установленным на неподвижной части технологического обору­ дования, или с одной кабель­ ной емкости на другую при двухбарабаннон конструкции.

Для этой цели используют кольцевые токосъемники спе­ циальной конструкции. Внут­ ренний конец кабеля, закреп­ ленный на барабане, прокла­ дывают по валу или внутри него и присоединяют к токо­ съемным кольцам, сечение и ширину которых выбирают в зависимости от передаваемой мощности. Кольца закрепля­ ют на высоковольтных изо­ ляторах, смонтированных по кругу на валу барабана. На­ пряжение с колец снимают щетками, установленными с помощью траверс на непод­

вижной части машины.

Рис.

47. Регулирующие устройства-

Как

правило, токосъемник

 

кабелеукладчиков:

в сборе

размещают

на валу

о — с

реостатом; о — с сельснн-датчиколг.

вне барабана, но в

некоторых

 

 

конструкциях возможно его расположение внутри каоелы-юи емкости. Такая компоновка сокращает габариты машины, но затрудняет выполнение профилактического обслуживания и ремонта.

Питание электроэнергией приводов навесных и прицепных: барабанов не представляет особых трудностей, так как напря­ жение к ним поступает от сети основного оборудования. Для самоходного кабельного барабана эта проблема усложняетсятем, что он находится на большом расстоянии от горной ма­ шины, к которой подается питание. Поэтому напряжение на та­ ких машинах снимают с токосъемника барабана и подают напонижающий трансформатор собственных нужд, от которо­ го получают питание низковольтные электродвигатели ба­ рабана, хода и другие, а также цепи управления и осветитель­ ная сеть.

Необходимость размещения трансформатора и требующейся в этом случае высоковольтной аппаратуры усложняет общуюкомпоновку машины и увеличивает ее габариты.

129-



При отключении от прпключателыюго пункта гибкого кабеля с целью его перемещения к другому пункту питания самоходный кабельный барабан обесточивают. Для обеспечения возможно­ сти передвижения на нем предусматривают автономный источ­ ник питания, например дпзель-электрнческий агрегат.

Вид хода прицепных или самоходных кабельных барабанов выбирают в зависимости от назначения агрегата. У машин, об­ служивающих транспортно-отвальные мосты, перегрузочные тележки и другое оборудование на железнодорожном ходу, пе­ редвижение кабельных барабанов осуществляют также по рель­ сам основной нлн специально прокладываемой колеи. Если пе­ редвижение технологического оборудования предусматривают непосредственно по почве, то кабельные барабаны выполняют на пневмоколесном или гусеничном ходу.

Широкие пневматические шины, как правило, у прицепных конструкций, обеспечивают передвижение по трудно проходи­ мым площадкам. По сравнению с гусеничным ходом ппевмоколесный имеет меньший вес и возможность унификации колес, а иногда и целых шасси, применяемых для различных карьерных колесных машин (скреперов, погрузчиков, тракторов и т. п.).

Гусеницы приводятся в движение от двух электродвигате­ лей через приводные звездочки. С противоположной стороны устанавливают натяжные звездочки и буферные пружины. В не­ которых конструкциях предусматривают установку гусеничного хода на жесткой раме. Более прогрессивным решением является

балансирная гусеничная система, обеспечивающая

большую

устойчивость при продвижении по разрезу.

 

Рама кабельного барабана является

несущей конструкцией,

к которой крепят все основные узлы.

У навесных

барабанов

рама представляет собой сварную конструкцию из профильного проката, выполненную в виде консоли или портала. У прицеп­ ных и самоходных машин рама имеет более жесткую конструк­ цию, так как несет большие нагрузки и подвержена ударам, вибрации и тряске, особенно при продвижении кабельного ба­ рабана по неровной почве разреза. На кабельных барабанах устанавливают также различное вспомогательное оборудование.

В некоторых машинах предусмотрен принудительный обдув внутренней поверхности барабана и навитого на него кабеля. Дополнительное охлаждение позволяет повысить допустимую плотность тока и, следовательно, применять кабели меньшего ■сечения и меньшей стоимости. При этом расходы на вентиля­ ционные устройства оправдываются снижением затрат.

Для работы в ночное время на самоходных кабельных бара­ банах устанавливают прожекторы для освещения трассы дви­ жения машины и прокладки кабеля. Кабина и пульт управления освещаются установленными в них светильниками, а для вклю­ чения переносных ламп, используемых при осмотрах и ремон­ тах, в нескольких местах монтируют розетки.

130


На прицепных и самоходных барабанах предусматривают кабины для установки электрооборудования и пульта операто­ ра, с которого машинист управляет всеми механизмами. Каби­ ны размещают в таком месте, где имеется хороший обзор трассы движения. С топ же целью всю свободную поверхность стен кабины застекляют.

Для защиты кабеля от атмосферных осадков и солнечной радиации над барабаном устанавливают защитный козырек, иногда таких размеров, что он закрывает и другое близлежа­ щее оборудование.

§ 2. Привод и схемы управления

Приводы, которыми оснащены кабельные барабаны, пред­ назначены для вращения собственно барабана и перемещения кабелеукладчика, а также передвижения всего агрегата при самоходном варианте.

Наиболее сложным по устройству и разнообразным по ис­ полнению является привод барабана, от работы которого зави­ сят нагрузки, испытываемые кабелем, а следовательно, и его надежность в эксплуатации. На практике применяют различные системы приводов, вращающих барабан под воздействием: пру­ жины, груза, ходового механизма, электродвигателя. На ка­ бельных барабанах горнотранспортного оборудования в основ­ ном используют привод с электродвигателем, так как индиви­ дуальный электропривод перед приводами других типов имеет следующие преимущества:

не ограничивает длину наматываемого кабеля, а следова­ тельно, и путь движения машины;

позволяет размещать барабан в любом месте машины, так как нет необходимости в трансмиссиях, связывающих барабан, с механизмом хода;

обеспечивает относительную простоту регулирования направ­ ления и скорости вращения барабана.

К приводу барабана предъявляют следующие требования: линейная скорость наматывания и сматывания кабеля долж­ на быть равна скорости передвижения технологического обору­

дования, для которого предназначен кабельный барабан; система управления должна обеспечивать возможность ре­

гулирования скорости вращения для поддержания натяжения кабеля в заданных пределах;

реверсирование барабана должно происходить автоматиче­

ски одновременно с изменением направления движения экска­ ватора;

общее выполнение привода должно быть компактным и про­ стым в обслуживании.

Мощность электродвигателя барабана при установившемся режиме рассчитывают по формуле