Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Md1б

 

К (уѴ/сі ~Ь У^С'2 + Мез) пб

(47)

975

~~

975

тде ІИС1 — составляющая

статического момента для

преодоле­

ния сопротивлений при наматывании кабеля с заданным натя­ жением, кге-м; Мѵч— составляющая статического момента для вращения барабана с кабелем, кге-м; Мс3— составляющая ■статического момента для перемещения тележки кабелеуклад­

чика,

кге-м;

Яб — скорость вращения

электродвигателя

бараба­

на, об/мин;

К — коэффициент

запаса, учитывающий

дополни­

тельные сопротивления.

 

 

 

 

 

рассчитывают ис­

Составляющую статического момента Мс і

ходя из

максимально

допустимого

натяжения кабеля (Fк):

 

 

 

 

 

 

F* = °іА ,

кге,

 

 

 

(48)

тде о,,-— допустимое

напряжение

в

кабеле, которое

принимают

равным 2,5 кге/мм2;

SK— сечение кабеля,

мм2.

 

 

 

При этом

 

 

 

б

_

 

GkSkDq

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(49)

 

 

 

 

 

 

2*рТ|п

 

 

*)fp1ln

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тде De— диаметр

барабана, м;

 

/р— передаточное

отношение

привода барабана;

г|п— к.п.д. передачи.

 

 

 

 

Значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мсо

^ т р ^ в .б

 

 

 

 

(50)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тде сів, в — диаметр

 

вала барабана

по цапфам, м;

Fтр — сила

трения в цапфах барабана, кге,

равная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^тр = И- (Об +

GK),

 

 

 

(51)

■где ц — приведенный

коэффициент трения в цапфах барабана,

.зависящий от типа его опорных подшипников;

Gс — масса бара­

бана,

кг;

GK— масса

кабеля,

наматываемого

на барабан, кг.

На

перемещение

 

кабелеукладчика

затрачивается

усилие

 

 

 

Л4сз = (0,2 -ь- 0,25) МСі, кге - м.

 

 

(52)

На основании приведенных формул получим

 

 

 

 

Ре

К [1,25aKSKD6 + |л (G6 + GK) dBе] пб

квт.

 

(470

 

 

 

 

 

1950ірі]п

 

 

 

 

Масса барабанов с кабелем может достигать нескольких ■тонн, поэтому необходима проверка электродвигателя на усло­ вия пуска под нагрузкой. Пусковой момент двигателя

Мп = Мс 4- Мю

(53)

где Мд— динамический момент, кге-м.

132


Величина динамического момента

 

 

М д -

' (0°2)прпб

(54)

ът

'

где S(GZ)2)np — суммарный маховой момент всех вращающихся масс, приведенный к валу электродвигателя, кгс-м2; t — время разгона электродвигателя, сек.

В свою очередь, время разгона равно

t = — =

, сек,

(55)

а60j'p £ z

где V— линейная скорость

кабеля,

м/сек; а — ускорение,

при­

нимаемое равным 0,15 м/сек2.

 

 

Приведенный маховой момент

 

 

S (G D \P=

і-р

+1,1

(GD2)p, кгс • м2,

(56)

 

 

 

 

где (GD2) 5 =AgJ — маховой момент барабана, кгс-м2; (GD2) р — маховой момент ротора электродвигателя и муфт на быстро­ ходном валу, кгс-м2; 1 — момент инерции барабана; |f=9,81— ускорение силы тяжести, м/сек2.

Таким образом,

М

( 4 g - /’ ~ Т

1 . 1*'2р ( 0 Д 2 ) р І о

КГС-М.

(540

д

19,6г'рОб

 

 

 

 

При одинаковых значениях скорости передвижения кабель­ ного барабана и линейной скорости наматываемого на барабан кабеля его натяжение минимально и определяется весом кабеля и силой трения его о ролики в кабелеподборщике. Конструкцией кабельных барабанов предусматривается совпадение этих скоро­ стей путем выбора соответствующего числа номинальных оборо­ тов электродвигателей барабанов и хода, а также подбором необходимого передаточного отношения редукторов. Однако точ­ ного совпадения линейных скоростей практически добиться не­ возможно не только из-за конструктивных параметров элемен­ тов кинематической связи, но и из-за колебаний диаметра кабеля по длине, неровностей почвы, по которой перемещается кабель­ ный барабан, отклонений от прямой линии трассы укладки ка­ беля и передвижения машины, а также изменения диаметра навивки на барабан при переходе с одного слоя на другой. Рас­ согласование скоростей приводит к изменению усилий в кабе­ ле— увеличению натяжения или ослаблению его. Происходящие при этом изменения момента сопротивления и вызывающие его причины приведены в табл. 30, а на рис. 48 показана схема дви­ жения кабеля и отклонение гирлянды с роликами кабелеподбор­ щика.

133


Т а б л и ц а 30

Характер изменения натяжения кабеля при наматывании (сматывании) на барабан

Направление дви­ жения по рис. 4 8

1

 

о

е \о

передвижение кабеля

Операция

С S

0

а я

 

 

1 £

II

 

 

et =

 

 

О а

я га

 

 

с. я

га с.

 

 

 

О. а

 

Соотношение Изменение скоростей натяжения

кабеля

ц

 

Положение кабеля

гирлянды роликов

Необходимое

воздействие на кабель

Сматывание кабеля при движении кабельного бараба­ на от приключательного пункта

Наматывание кабе­ ля при движении кабельного бара­ бана к приклюнательному пунк­ ту

* 4

ГІ2

ѵ к г

 

 

 

Увеличение

I

Увеличить П г

 

 

 

 

 

 

натяжения

 

 

 

?1‘2

Ѵ ‘<2

 

 

 

Натяжение

л

Изменение не

 

 

 

 

 

в норме

 

требуется

 

 

 

 

 

 

іи

 

П о

 

иКз >

°М ;

Ослабление

Уменьшить

 

 

 

 

 

 

натяжения

 

/12

Ѵ » 1

»1

%

%

>

УМ2

Увеличение

1

Уменьшить

натяжения

 

»1

 

 

 

 

 

 

 

 

«г

Ч

%

~

умг

Натяжение

и

Изменение не

 

в норме

 

требуется

 

 

 

 

 

 

 

ѵ « і

«г

%

%

<

ума

Ослабление

III

Увеличить п х

натяжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 48. Схема изменения положения кабеля при наматывании и сма­ тывании его с барабана:

п и п* — скорость вращения барабана; и к , ѵк 2— скорость движения кабеля; им , — скорость движения машины

134


При сматывании кабеля с барабана и увеличений его натя­ жения (положение /) следует увеличивать скорость вращения барабана, а при ослаблении (положение I I I ) — уменьшать; при наматывании кабеля на барабан в тех же положениях траверсы скорость барабана необходимо соответственно уменьшать и уве­ личивать.

Воздействие на схему управления приводом барабана для изменения скорости его вращения производится в зависимости от положения траверсы с роликами, которое определяется вели­ чиной усилия в кабеле. Из различных возможных регулирующих органов и способов изменения скорости барабана рассмотрим наиболее распространенные системы индивидуального электро­ привода барабанов, в качестве которого может быть исполь­ зован:

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором и специальным дифференциальным редуктором;

то же, с электромагнитной муфтой; асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором

специального исполнения; асинхронный электродвигатель с фазным ротором;

два асинхронных электродвигателя с фазным ротором, соеди­ ненные в каскад;

электродвигатель постоянного тока с независимым возбуж­ дением и управлением по системе Г — Д;

репульсионный коллекторный электродвигатель. Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором

может быть использован для привода барабана при условии применения специального дифференциального редуктора и экс­ центричной подвески его и электродвигателя на валу кабельного барабана. При этом электродвигатель всегда вращается в сто­ рону наматывания кабеля. Изменение вращения барабана и ре­ гулирование скорости в зависимости от натяжения кабеля про­ изводятся тормозным диском. Подробно работа такой системы описана в следующем параграфе, где приведено описание конструкции кабельного барабана навесного типа Донецкого машиностроительного завода, использующего подобный привод. Однако простота эксплуатации асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором не компенсирует сложности уст­ ройства эксцентричной подвески редуктора и трудности его изготовления. Поэтому подобная система не нашла широкого распространения.

В приводе с электромагнитной муфтой асинхронный электро­ двигатель с короткозамкнутым ротором также постоянно вклю­ чен в сторону наматывания кабеля. Ведущая часть муфты, уста­ навливаемой между барабаном и электродвигателем, вращается, как и он, с постоянной скоростью. Ведомая же часть вместе с барабаном вращается со скольжением, автоматически изменяю­ щимся таким образом, что натяжение кабеля остается в задан-

135.


Ііых пределах. При этом момент, развиваемой муфтой, поддер­ живается таким, что при движении кабельного барабана к приключательному пункту барабан вращается в сторону намотки, а при движении машины от прнключателыюго пункта муфта проскальзывает и обеспечивает возможность сматывания кабеля.

Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором специального исполнения (с малым насыщением) работает по принципу пружины, развивая небольшой вращающий момент, соответствующий натяжению кабеля при неподвижном кабель­ ном барабане. При уменьшении натяжения кабеля момент электродвигателя будет больше момента, создаваемого натяже­ нием кабеля, и кабель будет наматываться на барабан. При уве­ личении натяжения кабеля ротор электродвигателя будет вра­

щаться против

направления вращения магнитного поля стато­

ра, работая со скольжением, большим единицы.

подобного

Простота кинематической и электрической

схем

привода, а также отсутствие регулирующих аппаратов

являются

положительной

стороной приведенной системы. Однако есть и

отрицательная

сторона, ограничивающая ее

применение — это

сложность изготовления электродвигателя специального испол­ нения.

Включение в ротор асинхронного электродвигателя привода барабана дополнительных сопротивлений позволяет изменять скорость его вращения в необходимых пределах. Такая система не требует особых пояснений. Пример ее использования приве­ ден при описании навесного кабельного барабана Новокрама­ торского машиностроительного завода. Недостатком схемы яв­ ляется ступенчатый характер регулирования.

В качестве привода могут быть также' использованы два асинхронных электродвигателя с фазным ротором, соединенные в каскад. При таком соединении электродвигателей обеспечи­ вается необходимый вращающий момент при наматывании ка­ беля и достаточный тормозной момент при его разматывании.

Для навесных кабельных барабанов экскаваторов с большим диапазоном изменения скорости (от 2 до 15 м/мин) применение описанных выше систем электропривода не дает желаемых ре­ зультатов, так как амплитуда перемещения траверсы недоста­ точна для регулирования скорости в требуемых пределах. Поэто­ му на некоторых многочерпаковых экскаваторах применяют электродвигатели постоянного тока, получающие питание от ге­ нератора ходового механизма по системе Г—Д.

Вывод электродвигателя на требуемую механическую харак­ теристику со скоростью вращения барабана, соответствующей скорости передвижения экскаватора, осуществляется одновре­ менно с изменением скорости ходовых электродвигателей. До­ полнительное регулирование скорости барабана в зависимости от изменения натяжения кабеля производят с помощью меха­ нической рычажной системы, связанной с траверсой кабелепод-

136