Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

борщика и ползуном шунтового регулятора, включаемого в цепь обмотки возбуждения электродвигателя.

На рис. 49 показана схема управления приводом кабельного барабана с питанием от генератора ходового механизма. Элек­ тродвигатель барабана подключается к генератору ходового ме­

ханизма

через контакто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ры КП1 и КП2, которые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

включаются

автоматиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ски

конечными

выклю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чателями,

установленны­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми на каретке направля­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ющего

роликового

 

уст­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ройства

кабельного

ба­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабана.

Контактор

КП1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

включается

конечи ым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выключателем КВ/, рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

положенным

на

левой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роликовой

 

системе,

 

 

*■ ^

 

^

Z’

 

 

а

КП2 — выключателем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н-і

 

КВ2 правой системы. Об­

 

B-l

 

 

 

мотка

 

возбуждения

\

п

м,

,

 

Н '

П

1

электродвигателя

 

ОВБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с последовательно

соеди­

 

 

 

_

_

_

 

_

 

ненньш

регул ировочным

 

 

 

 

OBS

 

 

 

сопротивлением

R

вклю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чается контактами В-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или Н-1 контроллера уп­

 

О

 

 

 

 

 

 

равления

приводом

ходо­

 

 

 

 

 

 

 

вого механизма. Направ­

 

 

ГК

 

 

 

 

 

 

ление

вращения

электро­

 

О

 

 

 

 

 

 

двигателя

определяется

кт т

 

 

в-і

 

полярностью

генератора

 

 

 

 

 

и сочетанием

замкнутых

 

 

/да

 

 

 

 

 

контактов

 

контакторов

т I

 

 

 

 

 

 

 

 

—о

о—

 

 

 

 

КП1 и КП2,

а также

ко­

квг

т

 

 

 

-1

 

щ ь -

 

 

н

 

 

нечных

 

выключателей

 

 

 

1—® ®—*1

КВ/

и КВ2.

 

 

 

 

Рис. 49. Схема управления приводом ка­

При движении кабель­

бельного барабана с питанием от генера­

ного барабана от при-

тора

ходового

 

механизма:

ключателы-юго

пункта

ОВБ — обмотка

возбуждения

 

 

электродвигателя

оказываются

замкнутыми

барабана;

ГХ — генератор

хода

контакты

B-l,

КВ2 и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КП2 —электродвигатель вращается в сторону, обеспечивающую размотку кабеля. Когда машина движется в обратном направле­ нии, замыкаются контакты Н-1, КВ1 и КП1 — кабель наматы­ вается. При прохождении мимо приключательного пункта кон­ такты Н-1 остаются в замкнутом положении, но траверса начинает воздействовать на выключатель КВ2. Срабатывает

5 Зак. G87

137


контактор КП2 и электродвигатель меняет вращение на проти­ воположное. Так же работает схема и при возврате кабельного барабана к приключательному пункту.

Конечные выключатели КВЗ и К.В4, включенные в цепь уп­ равляющих контакторов приводов ходового механизма и кабель­ ного барабана, предохраняют кабель от чрезмерного натяжения. Когда на барабане остается минимальный запас кабеля (1—2 витка), срабатывает шпиндельный выключатель ШКВ и также отключает приводы.

Рис. 50. Схема управления приводом кабельного барабана с электромашиииым усилителем

Управление приводом кабельного барабана по системе Г—Д с использованием в качестве генератора электромашинного уси­ лителя (ЭМУ) применено в системе электроснабжения транс­ портно-отвального комплекса по схеме, разработанной институ­ том УкрНИИпроект. В этом варианте предусмотрена комбини­ рованная система регулирования привода барабана — по скоро­ сти хода комплекса и натяжения кабеля.

Обмотка управления ЭМУ ОШ (рис. 50) включена парал­ лельно обмотке возбуждения генератора системы Г—Д ходового механизма. Этим достигается согласование скоростей вращения двигателя барабана и передвижения комплекса.

Как указывалось, даже при одинаковых скоростях намотки (размотки) кабеля и передвижения горной машины ряд факто­ ров приводит к изменению натяжения кабеля, что вызывает не­ обходимость корректирования и по этому параметру. Для этого

138

используют сельсин БД-404А, работающий в трансформаторном режиме и связанный с осью рычага роликового кабелеприем­ ного устройства.

Напряжение с выхода сельсина, пропорциональное натяже­ нию кабеля, подается па управляющие обмотки ОН и ОІѴ ЭМУ, подключенные через фазочувствительную схему. Фаза напряже­ ния соответствует знаку рассогласования натяжения кабеля от заданного значения. Автоколебания в системе регулирования исключаются благодаря наличию гибкой обратной связи по на­

пряжению выхода ЭМУ.

Гибкая обратная связь осуществляется

обмоткой

О/, включенной

через

стабилизирующий трансфор­

матор ТС.

предусмотрено

два

режима управления — дистан­

Схемой

ционный и автоматический.

 

 

При дистанционном управлении переключатель ПУ устанав­

ливают в положение Д.

Кнопками П и КС включают и отклю­

чают электродвигатель СД злектромашинного усилителя, а кноп­ ками В и Н реверсируют привод барабана. Потенциометр PC служит для регулирования скорости.

В режиме автоматического управления контактом X вклю­ чается пускатель ПМ привода ЭМУ и одновременно контакто­ ром КП подключается задающая обмотка ОШ. Направление вращения кабельного барабана определяется направлением дви­ жения комплекса по отношению к приключательному пункту и положением кабеля относительно кабельного барабана. Поляр­ ность на обмотке ОШ изменяется при изменении ее на обмотке возбуждения генератора хода комплекса, а также переключе­ нием контакторов В и Н, которые срабатывают от конечных вы­ ключателей КВ и КН, установленных на рычаге кабельного ба­ рабана и фиксирующих относительное положение кабеля н машины.

В репульсионных коллекторных двигателях регулирующим аппаратом служит механизм перестановки щеток. При измене­ нии натяжения кабеля под воздействием механической системы щетки смещаются относительно нейтрали коллектора. Направле­ ние и величина скорости вращения электродвигателя определя­ ются углом отклонения щеток. Такая система обеспечивает установку щеток:

внейтральное положение при остановке машины;

всмещенное от нейтрали положение, при котором барабан будет вращаться с требуемой скоростью в направлении наматы­ вания кабеля при движении оборудования к приключательно­ му пункту;

всмещенное от нейтрали положение, при котором барабан будет вращаться с требуемой скоростью в направлении разма­ тывания кабеля при движении оборудования от приключательного пункта.

5* 139



§ 3. Характерные компоновки кабельных барабанов

Основные технические данные некоторых кабельных бара­ банов отечественных и зарубежных конструкции приведены в- табл. 31. Все эти кабельные барабаны по взаимодействию с об­ служиваемым оборудованием могут быть разделены на три группы: навесные, прицепные и самоходные.

Навесные кабельные барабаны предназначены для смотки и намотки кабеля при продвижении оборудования (рис. 51, а). Они ие имеют самостоятельной ходовой части, поэтому их монтируют непосредственно на платформах горных машин либо устанавли­ вают на машины с помощью дополнительных рам консольного пли портального вида. Навесные кабельные барабаны имеют наиболее простую конструкцию и состоят из кабельной емкости с приводом и вспомогательных механизмов.

Прицепные кабельные барабаны (рис. 51,6) кроме указан­ ных выше узлов оснащены железнодорожным или пневмоколесным ходом. Жесткой сцепкой их присоединяют к горной машине,, вместе с которой они передвигаются. Прицепные барабаны, так же как и агрегаты навесного типа, сматывают кабель при пе­ ремещении оборудования, но при необходимости переключения кабеля к очередному приключательному пункту пли перевозки его в другое место разреза тяги отсоединяют и барабан букси­ руют каким-либо транспортным средством (тягачом, трактором и т. п.). .

Самоходные барабаны (рис. 51, в и г) также имеют ходовукт часть, как правило, гусеничную или пневмоколесную, ио осна­ щенную ходовыми двигателями. Устанавливаемая на таких ма­ шинах автономная энергетическая установка позволяет все опе­ рации, связанные с перемещением кабелей, выполнять незави­ симо от обслуживаемого горного оборудования или вспомога­ тельных транспортных средств.

Отечественное оборудование непрерывного действия (ротор­ ные экскаваторы в комплексе с конвейерами, перегружателями и отвалообразователями) оснащается кабельными барабанами

навесного типа.

роторного

экскава­

На рис. 52 показан кабельный барабан

тора ЭРГ-400-17/1,5 Донецкого машиностроительного

завода

им. 15-летия ЛКСМУ. На ходовой тележке

экскаватора с по­

мощью заклепочных стыков закреплена рама 1 кабельного бара­ бана, на которой смонтированы: барабан 2 для навивки кабеля, привод барабана 3, токосъемник 4, кабелеукладчик 5 и направ­ ляющее устройство 6.

Барабан, имеющий сварной каркас, вращается в двух сфери­ ческих роликоподшипниках. Вал барабана снабжен полой цап­ фой для подвода кабеля к токосъемнику. Цилиндрическая по­ верхность барабана футерована деревянными планками, на которых нарезан винтовой желоб под укладку первого слоя ка-

140


СО

СО

Sf

S

п

о

л

н

Основные технические данные кабельных барабанов

о

а*

 

 

^

й>

я

сч —« —

СЧ

у

о я

S

е ;

я

 

 

ЕГ о

«в

 

 

о о

о о

сч со

Г'- С4!

СЧ СЧ

о

о

СО

О о о ю о о

со СОю

ою о

ог- о

г-. *о о

сч —Г}*

со

 

 

 

 

 

 

со сч

 

 

 

 

 

 

о

1270—0 1700

1001

150

1050

100

610

— о

со

 

 

 

 

 

 

4 7

h-

оО

ою

 

"Г о

о

О

о

о

о

о

о

о

со

о

о

о

Ю

СО чГ

Ю

сч

ю

со о

2500 5

6

 

 

г-

4J«

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

о

 

о

о

о

о

о

 

 

 

 

о

о

о

о

о

■ЧГо

 

f'.

f-

сч СЧю

 

сч

сч

сч

со

о

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

сч

 

 

 

 

 

 

максимальные

призабойному.

и к

минимальные

знаменателе —

изготовляет несколько типоразмеров кабельных'' барабанов, здесь приведены

числителе приведены данные, относящиеся ң магистральному барабану, в

Завод

2. В

ч а н и я : 1.

параметров.

м е

их

П р и

величины