Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
009Z
Рис. 51. Кабельный барабан:
■а — навесной; б — прицепной; в — самоходный; г — самоходный на базе бульдозера
беля. Всего на барабане предусмотрена навивка двух слоев. Для лучшего охлаждения кабеля планки расставлены с промежут ками, а боковые щеки снабжены отверстиями.
Кабелеукладчик перемещается по направляющим на „катке вместе с направляющим устройством. Каретка 7 приводится в движение от звездочки 8 на валу барабана через две цепные передачи 9 и 10 н редуктор 11. Тяговое усилие на каретку пере дается через консоль удлиненного пальца, несущего ползун, ко-
Рпс. 52. Навесной |
кабельный барабан Донецкого |
машиностроительного |
|||||
|
|
завода им. 15-летия ЛКСМУ |
|
|
|||
-торый входит в вертикальный паз каретки. |
Конечный выключа |
||||||
тель 12 отключает привод при |
полном заполнении барабана или |
||||||
когда на нем остается последних два |
витка. Направляющее |
||||||
устройство |
состоит из системы |
роликов, закрепленных на рей |
|||||
ке 13 и вертлюге 14, который |
может |
поворачиваться |
относи |
||||
тельно вертикальной оси. |
типа специальной конструкции |
||||||
Токосъемник |
радиального |
||||||
установлен |
консольно |
на валу |
барабана. Конец кабеля прохо |
||||
дит через |
полый вал |
и присоединяется |
к |
круговым |
кольцам, |
смонтированным на высоковольтных изоляторах. Напряжение с колец снимается щетками, установленными на полухомутах, стянутых пружинами.
Привод барабана, имеющий индивидуальный электродвига тель (рис. 53), размещен в сварном корпусе, подвешенном на
143
двух шарикоподшипниках на консоль вала барабана и опираю щемся хвостовиком на раму через пружинную стойку 1. Пру жина 2 удерживает корпус от поворота. Хвостовик корпуса дополнительно связан с рамой гидравлическим демпфером 3. Электродвигатель 4 через зубчатую передачу связан с червяком 5 самотормозящей червячной передачи, колесо б которой является водилом конического дифференциала, собранного на валу 7. Одно из конических колес дифференциала через шестерню со
единяется с жестко насаженным на вал барабана зубчатым ко лесом. Второе коническое колесо связано с тормозным шкивом,- свободно сидящем на валу 7. Этот шкив охватывается колодоч ным тормозом. Груз 8, создающий тормозной момент, размещен на двуплечем рычаге 9, который через регулируемую тягу 10 соединен с рычагом 11. Упор 12 ограничивает ход грузового пле ча рычага 9.
При движении экскаватора электродвигатель барабана вклю чается одновременно с приводом хода и вращается всегда в одну сторону, соответствующую намотке кабеля на барабан. Когда экскаватор движется на кабель, скорость намотки несколько превышает скорость хода и шкив пробуксовывает под действием наложенного иа него тормоза. При размотке кабеля и обратном движении машины шкив также пробуксовывает, но с большей скоростью. Таким образом, в обоих случаях натяжение кабеля
І 44
определяется тормозным |
моментом на шкиве, который создается |
||
грузом, |
соответствующим |
натяжению кабеля в пределах 50— |
|
80 кгс. |
при намотке (размотке) кабеля его натяжение |
превы |
|
Если |
|||
сит 80 кгс, то пружина 2, предварительно настроенная |
на это |
усилие, начнет сжиматься и привод будет поворачиваться во круг оси вала по часовой стрелке до положения, ограниченного упором 12. В этом положении пружина деформируется на столько, что усилие в кабеле будет равно 120 кгс. При дальней шем поворачивании привода происходит растормаживание и усилие в кабеле резко падает. Пружина при этом возвращает привод в исходное положение и на шкиве восстанавливается тор мозной момент. Следовательно, натяжение кабеля до упора ры чага 9 определяется тормозным моментом на шкиве и не связано с настройкой пружины. В свою очередь, предельное напряжение определяется только величиной настройки пружины и не зави сит от тормозного момента.
Приводом навесного барабана горного оборудования Ново краматорского машиностроительного завода (НКМЗ) служит асинхронный электродвигатель с фазным ротором МТ-111-6. Движение кабелеукладчику передается от венцового зубчатого колеса барабана через червячный редуктор и цепную передачу. Для ограничения максимального момента и смягчения, механи ческих характеристик (во избежание недопустимых усилий в ка беле) в статорной н роторной цепях электродвигателя преду смотрены невыключаемые сопротивления.
Включение электродвигателя на наматывание или сматывание кабеля определяется направлением движения экскаватора и по ложением кабеля относительно барабана. В ручном режиме управление производят кнопкой, а автоматическом— командоаппаратом КА 4658 в зависимости от' отклонения кабеля от вер тикали на ±5°. При предельном отклонении на 15° привод отключается. Остановка также происходит при заполнении ба рабана (12 витков) и когда на нем остается последний виток. Для этого предусмотрен второй командоаппарат того же типа.
Навесные кабельные барабаны Ждановского завода тяже лого машиностроения (ЖЗТМ) унифицированы и имеют одина ковые размеры: диаметр 2000, длина 1200 мм. Барабан приво дится через открытую передачу с венцовой шестерней, а движе ние на кабелеукладчик передается со свободного конца вала барабана через конический редуктор и цепную передачу. Кабеле укладчик перемещается по направляющим вдоль барабана. Ка бель подается между роликами, установленными в шахматном порядке перпендикулярно друг к другу. При полной намотке и тогда, когда на барабане остается 1,5 витка, привод отключается командоаппаратом. Командоаппарат также воздействует на схему управления при предельных углах поворота кабельного барабана.
145
ЖЗТМ изготовляет также самоходный кабельный передвиж ник СКП-1200/150 (рис. 54), предназначенный для перемещения гибких кабелей напряжением 6—10 кв. Основными узлами пере движника являются: главный и вспомогательный барабаны для навивки кабеля; дизель-электрическая установка; электрообо рудование; кабина управления и ходовая платформа. Кабеле емкость главного барабана диаметром 4500 и длиной 7000 мм составляет 1200 м. Главный барабан расположен горизонтально, его ось параллельна движению передвижника. Кабелеемкость вспомогательного барабана диаметром 4500 и длиной 2300 мм составляет 150 м. Ось вспомогательного барабана перпендику лярна направлению движения передвижника. Конструкция ба рабанов сварная, поверхность для навивки кабеля образована горизонтальными планками, опирающимися на боковые метал
лические |
щеки. Над |
барабанами |
установлен навес для предо |
|||
хранения |
кабеля от внешних воздействий. |
Намотка |
кабелей |
|||
предусмотрена в два слоя. |
|
|
|
|
||
Каждый из барабанов имеет индивидуальный привод от асин |
||||||
хронного |
электродвигателя (МТ-211—6 мощностью 7,5 квт) че |
|||||
рез редуктор с цилиндрическим прямозубым зацеплением. |
Дви |
|||||
жение кабелеукладчпку передается через |
промежуточный |
вал |
||||
и цепную |
передачу, благодаря чему обеспечивается |
заданный |
||||
шаг навивки. Схема |
управления |
электроприводом |
барабана |
предусматривает ступенчатый пуск и ступенчатое регулирование оборотов в зависимости от усилия натяжения кабеля. Величина
усилия |
натяжения |
кабеля фиксируется |
командоаппаратом |
||
КА 4658-1, который |
механически связан с приемным устройст |
||||
вом кабеля. Возможны три |
ступени скорости |
вращения бара |
|||
бана: |
минимальная |
8,6; |
номинальная 12 |
и |
максимальная |
15,5 об/мин.
При полной намотке и когда на барабане остается 1,5—2 витка привод отключается так же, как и при недопустимом на тяжении кабеля. Управление машиной осуществляется из каби ны машиниста передвижника.
Электроэнергия к приводам поступает от основного кабеля через понижающий трансформатор ТЭМ-180/6. При обесточен ном кабеле питание производится от дизель-электрической уста новки УЗб/АД-200-Тсп.
Все оборудование передвижника размещено на общей плат форме с гусеничным ходом. Ширина гусеничной цепи 1,6, а рас стояние по центрам звездочек хода равно 7,7 м. Каждая гусе ничная тележка имеет индивидуальный привод с электродвига телем МТВ-611-10 мощностью 45 квт. Скорость передвижения 12 м/мин, минимальный радиус разворота 5,3 м, максимально допустимый продольный уклон 10, а поперечный — 6°. Длина передвижника СКП-1200/150 равна 19,6, ширина 9,3, высота 9,0, а клиренс 0,5 м. Общая масса машины без кабеля составляет 117,6 т, а' среднее удельное давление 0,55 кгс/см2.
146
Рис. 54. Самоходный кабельный передвижник СКП-1200/150 завода ЖЗТМ:
главный барабан; 2 — вспомогательный барабан; 3 — гусеничный ход; 4 — кабина машиниста; 5 — кузов дизсль-электрнческоП установки
Барабаны навесных конструкций, изготовляемых в ЧССР, предназначены для обслуживания горных машин непрерывного действия. Для них характерна большая кабелеемкость, которая, например, для консольного кабельного барабана К-300 превы шает 1000 м.
Оболочку барабана изготовляют из сплошного металличе ского листа. Для улучшения вентиляции кабель навивают в один слой, а барабан размещают в местах с хорошей естественной вентиляцией. Соотношение длины и диаметра выбирают в соот ветствии с общей компоновкой основного технологического обо рудования. Например, у отвалообразователя ЗП-1500 кабельный барабан подвешен под стрелой и при небольшом диаметре зна чительно вытянут в длину, так как этот размер при таком рас положении не лимитирован. Такая компоновка потребовала бо ковую раскладку кабеля, что, в свою очередь, обусловило спе циальную дугообразную форму кабелеукладчика, с помощью которого кабель отводится с торца барабана.
Предприятия ГДР изготовляют большое число навесных, при цепных и самоходных кабельных барабанов, которыми оснащены все типы передвижного технологического оборудования для открытых работ. Барабаны предназначены для намотки силовых кабелей 0,5—35 кв.
Барабаны размещаются на рамах консольного и порталь ного вида, на ходовой тележке или консольно сбоку одной из гусениц или между ними. Барабаны для навивки кабеля имеют облегченную конструкцию с широко расставленными планками по образующей цилиндра и открытыми торцами, что обеспечи вает хорошее охлаждение. Для повышения допустимых токовых нагрузок на гибкие кабели в некоторых случаях применяют принудительный обдув воздухом. Барабаны оснащены индиви дуальным электрическим приводом, а перемещение кабелеук ладчика производится цепной передачей. Натяжение кабеля в заданных пределах поддерживается изменением скорости вра щения барабана.
Прицепные кабельные барабаны имеют, как правило, такую же конструкцию основных узлов и применяются для оборудо вания на железнодорожном ходу. При этом барабаны тоже пе ремещаются по рельсам.
Представляют интерес самоходные кабельные барабаны на гусеничном ходу с емкостью для намотки кабелей до 2000 м.
Легкую стальную конструкцию барабана устанавливают на двух сферических подшипниках и располагают вдоль ходовой тележки. Вращение барабану передается от двух репульсион ных электродвигателей через редуктор, который имеет диффе ренциал, обеспечивающий равномерную загрузку двигателей, и червячную пару. От червячной пары движение барабану пере дается через звездочку цевочного зацепления на валу червячного колеса, роликовую цепь и цевочное колесо на валу барабана.
148
Тележка кабелеукладчнка, перемещающаяся по сменной на правляющей рельсовой балке на роликах, кинематически свя зана с валом барабана через конический редуктор и цепную передачу. Чтобы установить правильный шаг намотки, привод ную звездочку выбирают в зависимости от диаметра кабеля. Для отвода кабеля на тележке закреплены гирлянда роликов и пе регибающийся балансир.
Положение балансира зависит от натяжения кабеля. В на чале движения кабельного барабана от приключателы-юго пунк та балансир перегибается вниз и через соединительную тягу приводит в движение коленчатый вал, который воздействует на траверсу, управляющую щеточными мостиками репульсионных электродвигателей. Электродвигатели начинают вращаться в на правлении разматывания кабеля. Если же машина будет дви гаться в направлении кабеля, то он провиснет, балансир пере гнется в обратную сторону, щеточная траверса переместится в противоположном направлении и электродвигатели будут вра щать барабан на намотку. В зависимости от натяжения кабеля угол перегиба балансира изменяется, что влечет за собой пере становку щеточной траверсы и изменение скорости вращения барабана.
Аналогично производится регулирование скорости и при ос лаблении натяжения кабеля, когда балансир поднимается вверх под воздействием противовеса со сменным количеством плит. Критическое натяжение кабеля контролируется буферными пру жинами балансира. При полном сжатии их срабатывает конеч ный выключатель и двигатели барабана н ходовых тележек отключаются. Привод отключается также при полном заполне нии барабана и тогда, когда на нем остаются последние три витка.
Все оборудование, кабина машиниста с пультом управления н дизельная установка размещаются на сварной платформе из рифленого листового железа. Нижняя часть платформы балоч ная, сварно-клепаная с консолями. Привод гусениц тележки осу ществляется двумя электродвигателями переменного тока. Здесь используют двухскоростнон коническо-цилиндрический редуктор хода с ручным переключением скоростей и их соотношением 1 : 3.
Перегрузочные тележки ленточных конвейеров, изготовляе мых фирмами ФРГ, снабжаются навесными кабельными бара банами, устанавливаемыми на платформах. Обечайка барабана перфорирована, что обеспечивает лучшее охлаждение. Вместо сплошных боковых щек предусмотрены круговые прутковые кольца. Барабан оснащен кабелеукладчиком траверсного типа с автоматическим регулированием натяжения кабеля. Привод барабана осуществляется от индивидуального электродвигателя через редуктор. Конструкция барабана унифицирована, с не большими изменениями ее применяют в консольном и порталь ном исполнении для различного горного оборудования: на пере
149