Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

риальные стимулы труда при социализме», выпущен­ ной издательством «Высшая школа». Мы имеем в виду такие строки:

«При материальном вознаграждении за отдельные операции, выполненные работником, то есть при воз­ награждении за якобы изолированный, индивидуальный труд, хотя и протекающий в коллективной форме, мо­ ральные стимулы работника приобретают узкий, огра­ ниченный, бедный характер. Он думает только о себе, он заботится только об этих операциях, он радуется только за себя».

Не будем выяснять, какая форма оплаты труда — индивидуальная или коллективная — лучше. Общеиз­ вестно, что десятки миллионов людей работают у нас на сдельной оплате. Зачем же их оскорблять, зачем ви­ деть в них деляг, эгоистов, радующихся только за себя? Даже на отсталого рабочего в какой-то мере влияют моральные стимулы: он боится осуждения товарищей. В то же время даже самому сознательному рабочему не чуждо стремление иметь больший заработок.

На практике такая диалектика и должна подтвер­ ждаться сочетанием материального и морального сти­ мула. На заводах, о которых наш рассказ, делают в этом смысле много поучительного.

В последние два года народное хозяйство не нужда­ лось в заметном увеличении выпуска электровозов. Этото обстоятельство и побудило коллектив НЭВЗ добы­ вать себе фонды главным образом за счет внутренних резервов. Новочеркасцы за два года увеличили прибыль в полтора раза. Помогло им именно то, что они умело использовали и моральные, и материальные интересы труженика. Здесь сумели связать соревнование с хоз­ расчетом, выработали научно обоснованную меру поощ­ рения.

Но не всегда моральные и материальные стимулы действуют слаженно. Эта проблема затрагивает все сто­

211

роны жизни грудящегося. Один пример. На долю рабо­ чих «Красного Аксая» приходится средний разряд — 1,8, на НЭВЗ он равен 4,5. Практически на заработке та­ кая разница почти не сказывается. Средняя зарплата одного работающего на «Красном Аксае» лишь на 7 рублей меньше, чем на НЭВЗ. И происходит это оттого, что рабочему платят за фактически сделанную работу вне зависимости от его разряда. На наш взгляд, теряет в результате и производство (ведь рабочий более высо­ кой квалификации сделает деталь лучше, аккуратнее, красивее), и рабочий. Только его издержки — мораль­ ные. В кузнечно-прессовом цехе «Красного Аксая» мы беседовали с победителем соревнования по профессиям Д. А. Подосинниковым. Он справедливо удручен офи­ циальной оценкой своей квалификации.

— Заработок у меня хороший,— говорил Дмитрий Авдеевпч,— на заводе я уже 17 лет, и, знаете, стыдно признаваться в том, что у меня первый разряд.

Мы должны учитывать гордость рабочего человека, предоставлять ему возможности повышать квалифика­ цию, удовлетворять его естественное стремление к мас­ терству.

Порой приходится слышать, что-де, мол, разные там грамоты и «молнии» работника не волнуют. Нельзя ко­ нечно, рассчитывать, что какая-то форма морального по­ ощрения сама по себе может играть огромную стимули­ рующую роль. Нет, она приобретает силу только на фоне общего психологического климата в коллективе. Мож­ но многократно поощрять работника морально (выве­ сить фотографию па Доску почета, объявить благодар­ ность и т. д.), но вся эта работа, смысл которой — под­ нять общественный авторитет человека, укрепить в нем стремление трудиться с максимальной отдачей,— эта работа может быть сведена к нулю, если, допустим,

мастер или начальник цеха

проявит

несправедливость

по отношению к работнику,

нагрубит,

накричит на него.

21}



Есть люди, выработавшие своеобразный иммунитет к подобного рода отношениям, на них окрик особенно и не действует. Но нельзя же рассчитывать иа то, что все такие невосприимчивые. Есть люди, которых гру­ бость глубоко травмирует, делает их пассивными, не ве­ рящими в свои силы. Мы не хотим, чтобы нас поняли

так, будто мы призываем всем

прививать «иммунитет»

к несправедливости, барству,

унижающему человека.

Напротив, один из способов как-то приподнять в чело­ веке моральный стимул — воспитание в нем непримири­ мого отношения к административному чванству. Если провести на каком-нибудь предприятии тщательный анализ взаимоотношений между людьми, то, наверное,

можнои

было бы определить

чуть ли не математическую

зависимость между результатами труда коллектива,

особенно творческого, и

психологическим климатом

в коллективе. Такие разработки, кстати, ведутся, но пока дальше расплывчатых рекомендаций дело не дви­ гается.

Но как же все-таки сами работники воспринимают наиболее распространенные формы морального поощ­ рения? Ниже приводится таблица, в которой сгруппиро­

ваны ответы на вопрос: «Удовлетворены ли на НЭВЗ и

«Красном Аксае» моральными поощрениями?»

| Да Нет Н е совсем

Благодарность в приказе . . . .

87

2

и

Почетная

г р а м о т а ................................. .

87

2

11

Упоминание фамилии в «молнии» .

84

4

12

Доска п о ч е т а .................................................

83

3

14

Избрание

в президиум собрания .

80

11

23

214


Абсолютное большинство одобряет эти формы. Иное дело, как их применяют.

«Упоминание фамилии в «молнии» удовлетворяет, если «молния» не шаблонна и если нет перехваливапия» (слесарь). «Избрание в президиум удовлетворяет в за­ висимости от того, какое собрание. Если торжественное, то да» (рабочий). «Благодарность в приказе нужно обя­ зательно заносить в трудовую книжку, а это делается не всегда» (фрезеровщик). «Необходимо больше глас­ ности. У нас о премии узнаешь от кассира, у пего же можно узнать за что» (слесарь-сборщик). «Формы мо­ рального поощрения применяются в спешке и поощря­ ется узкий круг людей» (слесарь-сборщик).

Люди остро реагируют на девальвацию моральных поощрений. Их используют в чрезмерном количестве, к тому же зачастую просто спускают по разнарядке свер­ ху. Грустный факт: одна ударница, узнав, что ее соби­ раются наградить ценным подарком, попросила завком: не дарите настольную лампу, у меня уже есть семь.

У другого передовика мы спросили:

Сколько у вас Почетных грамот?

Сейчас скажу. Шесть? Или семь? Нет, по-моему, восемь.

И вы помните, как их вам вручали?

Нет. Первую помню. А остальные нет...

Моральное поощрение теряет свое назначение, когда его сопровождает скука и казенщина. В многотиражке «Красного Аксая» мы прочитали зарисовку о передовом калибровщике С. Павлецком. Автор пишет:

«...Наша беседа была неожиданно прервана.

Семен,— послышался чей-то голос. Павлецкий обернулся.

Здравствуй! Зайди ко мне в перерыв. Есть для тебя новость,— сказал предцехкома Виталий Евгеньевич

Рогозин.

211

В обеденный перерыв Павлецкий поспешил в поме­ щение цехкома.

Поздравляю,— подошел к калибровщику профсо­ юзный вожак,— тебе, Семен, присвоено звание ударника коммунистического труда».

Вот так новость во время перекура, вот так глас­ ность, торжественность! А ведь когда хочешь затронуть

вчеловеке духовное начало, нужна сердечность, тепло­ та, признательность коллектива. И как же обедняется личность человека, если рассказывают о нем иссушен­ ными словами (из той же зарисовки):

«Домой Семен Михайлович вернулся радостно-взвол­ нованный:

Оля,— позвал он жену,— мне присвоено высокое звание. Теперь я должен буду еще лучше работать. По­ нимаешь?

Конечно, Сеня, понимаю,— улыбнулась в ответ жена.— Я-то уж знаю твой характер, не любишь ты на достигнутом оставаться».

Ну что тут комментировать?

Факты морального поощрения, естественно, нельзя ограничивать лишь «молниями» и грамотами. Об этом говорит простой перечень предложений наших соавто­ ров:

«Завести Доску почета в заводской газете» (сле­ сарь). «Сообщать семьям, что их муж, отец или мать отмечены» (наладчик). «Награждение медалью «За труд» (слесарь). «Поздравление от'завода в день име­ нин» (бригадир). «Награждение передовиков турист­ скими путевками, поездками в города-герои, по местам боевой славы» (мастер). «Просто спасибо» (инженер). «За долголетнюю и безупречную работу ввести звание «Почетный краепоаксаевец» (зам. начальника цеха). «Проводить семейные вечера передовиков» (наждачница). «По каждой профессии иметь «Знак отличника» (технорук).

216


Как-го в разговоре с нами о воспитании трудовой дисциплины один хозяйственник заметил: доброе слово десяти выговоров стоит. Его мысль проста: поощрение дает больший воспитательный эффект нежели наказа­ ние. С этим нельзя не согласиться. Но нельзя при этом

вообще сбрасывать со счета принудительные меры воз­ действия на человека.

Доброе слово говорят о человеке, который доброе дело сделал. Но если бы коллектив состоял только из таких людей, то не было бы и проблемы. Увы, сущест­ вуют и прогульщики, и «несуны», и пьяницы. В разгово­ ре с ними слово не всегда действует. Часто требуется принуждение. Но всякий раз, наказывая того или иного работника, нужно помнить, что крутая мера дает бла­ годатные плоды только тогда, когда человек, совершив­ ший проступок, сам осознает справедливость меры на­

казания и

при этом в нем останется уважение к тем,

кто вынес суровое решение. Эта

материя тонкая, потому

что речь

идет о ситуациях,

как правило, острокон­

фликтных. Но какими бы острыми они ни были, нель­ зя, поддаваясь пусть даже благородному порыву, вхо­ дить в раж, низводить разговор до уровня скандала, переводить его на язык угроз и взаимных резкостей. В самом деле, человек серьезно нарушил производствен­ ную дисциплину, но ведь он не рецидивист, не отрезан­ ный ломоть, наоборот, весь смысл разговора с ним — вернуть его в среду товарищей, активных и сознатель­ ных членов общества.

Итог будет кратким: в том, чтобы человек был удов­ летворен своей работой, огромную роль играют и ма­ териальные, и моральные стимулы. Нужно только ис­ пользовать их в полной мере, целенаправленно, спра­ ведливо, в непременном сочетании друг с другом. Воз­ можности для этого есть на каждом предприятии. Равно как и в колхозе, на стройке, в учреждении — всюду.

НЕСКОЛЬКО ЗАВЕРШАЮЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ

Отлично понимаем, что послесловие не самый луч­ ший способ завершения книги. Оно словно бы сви­ детельство недоговоренности. Конечно, лучше, если все будет ясно из уже прочитанного, если не будет нужды о чем-то напоминать и что-то оговаривать

еще раз.

И все-таки нам без послесловия ие обойтись, потому что мы писали о различных коллективах и социальных слоях населения, вели речь о предприятиях, располо­ женных на Украине, в центре России, на Северном Кав­ казе, и рассматривали их жизнь, учитывая, естественно, и специфику местных условий. Вот почему нам хочется в заключение выделить общие, наиболее важные тен­ денции, выявленные в результате социологических ис­ следований. Не будем подробно останавливаться на вопросах производства, типичных для всех объектов нашего анализа (имеются в виду проблемы ритмично­ сти, морального и материального стимулирования, внед­ рения новой техники и т. д.), а сосредоточимся на неко­ торых характерных социальных процессах.

Хозяйственная реформа помимо влияния на эффек­ тивность производства, темпы технического прогресса в огромной степени влияет и па личность, коллектив, об­ щество. Но сама степень этого влияния не одинаково глубока. Бесспорно, что начало реформы (даже несмот­ ря на несовершенство каких-то частей ее механизма) дало положительные результаты прежде всего на уров­ нях «коллектив — общество». Влияние же реформы на личность пока что менее ощутимо. На четырех крупных предприятиях, среди разных групп производственников, в течение двух лет мы задавали один и тот же вопрос:

218