Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
молодых рабочих Ворошиловградского завода тысячу анкет и получили из них обратно заполненными 405, на основе чего и будем анализировать жизнь и проблемы рабочей молодежи.
Но все же попытаемся как-то соединить поэтические строки рижской девушки с мнением молодых ворошиловградских рабочих, тем более у нас, как увидит читатель, есть право почти на прямые аналогии.
Мара написала: «Ощущаю вздохи лошадей и винтов ки пристальное дуло, и щемящий отсвет площадей...» В нашей анкете был такой вопрос: «Какие традиции
рабочего класса вы цените в наибольшей степени?»
Ответы на него подтверждают, сколь глубоко уваже ние молодых рабочих к делам своих дедов и отцов, сколь многообразны те черты рабочего класса, которые при влекают юношей п девушек. Мы просто не сможем всего
перечислить. Но вот что ставят опрошенные |
на первый |
|
‘ план: |
|
|
Революционные и боевые традиции, |
— |
191 |
международная солидарность |
||
Трудолюбие, дисциплина, сплоченность, взаимовыручка — |
134 |
|
Скромность |
— |
18 |
Забота о молодежи |
— |
14 |
Были, конечно, и здесь ответы людей равнодушных, не знающих и не помнящих родства. Один электросвар щик, например, заявил: «Нет никаких традиций», а сле сарь-сборщик вдруг «похвастался»: «Историю завода знаю, традиций не соблюдаю». Трудно, наверное, этим парням! Ведь таких ответов было всего два. А это нелег ко, когда товарищи по участку, цеху и заводу думают
совсем иначе:
«Из традиций рабочего класса больше всего ценю его организованность, дисциплинированность, революцион
ность».
13
«Помощь друг другу, скромность, простоту в обра щении».
«Умение, находясь на высоком посту, оставаться та ким же, каким был, будучи учеником токаря».
«Непримиримое отношение к злу и насилию».
«Мне нравится заводская традиция — посвящать в рабочие».
«Пролетариат — самый дружный, самый передовой, всегда и везде впереди, всегда и везде борется за правду».
«Взаимовыручка, чувство товарищества, но если нужг но, то и справедливая критика».
«Чувство собственного достоинства». «Стремление к заветам В. И. Ленина». «Радость трудовой победы».
«Ценю то, что опыт и знания старших товарищей пе редаются эстафетой младшему поколению».
«Больше всего ценю, когда дети идут работать но той же профессии, что и родители, па тот же завод и, тем более — в тот же цех».
«Историю родного завода и города, их славные тра диции знаю и ценю. А если не знать и не ценить их, то зачем же тогда и жить в этом городе?»
Уважение к традициям рабочего класса, конечно, тем больше укрепляется в парне или девушке, чем дольше пребывают они в рабочем коллективе, где они на себе ощущают влияние этих традиций. Но такое уважение проявляется и в момент выбора профессии, предприятия, на которое приходит молодой человек. В психологиче ском смысле это момент сложный и серьезный, и в даль нейшем мы поговорим о нем подробнее. Сейчас же про анализируем ответы молодых на вопрос: «Почему вы брали именно этот завод?» — ибо эти ответы добавляют новые черты к коллективному портрету заводской юности.
Скажем прямо: не все ответили на этот вопрос. Види мо, некоторые получили путевки и решили, что за них
14
подумали взрослые дяди. Но любопытно другое. Из 255 ответивших 148 твердо заявили: нам нравится завод, нам нравятся его традиции, нравится специальность.
Далеко не безразличны многие ребята к своему пер
вому шагу в |
трудовую жизнь. Из большинства ответов |
|
видно, какую |
огромную роль играет для молодых и |
мас |
штаб завода, |
и то. насколько хорошо налажено на |
нем |
производство, и семейные традиции, и возможность не только повышать свою квалификацию, но и более полно удовлетворять духовные и культурные потребности.
Вот несколько наиболее характерных в этом отноше нии ответов:
«Я выбрала наш завод потому, что с детства горди лась его историей, традициями, продукцией».
«Давно мечтала о заводе. Здесь работают мой отец,
сестра и брат. Хочу быть достойной |
своих родителей». |
|
«Обожаю локомотивы!» |
|
но |
«Продукция нашего завода не только привлекает, |
||
и возвышает». |
|
|
. «Завод — гордость Донбасса!» |
этом заводе. И |
это |
«Прадед, дед, отец работали на |
большая честь — стать настоящим трудовым человеком». «С первого дня полюбил завод, и эту любовь почув ствовал еще сильнее, когда увидел, что я нужен заводу: меня рекомендовали в Киевский институт народного хо зяйства. Теперь уже моя профессия — старший инженер-
экон.омист».
«Это была моя мечта — работать на прославленном заводе, который носит имя Октябрьской революции».
«На заводе второй год. Сюда пришел из драмтеатра — романтика!» (слесарь).
Когда мы читали эти строки, то невольно вспоминали цругое социологическое исследование, которое было про ведено среди английских подростков. Там опрос показал, что главным мотивом выбора будущей профессии служит меркантильный расчет: приличный заработок, желание
Н
иметь на старости лет пенсию, обеспечивающую нормаль ное существование. И не молодежь повинна в этом. Та ковы социальные условия капиталистической системы— они вынуждают человека с первого же шага в трудовую жизнь прежде всего заботиться о куске хлеба насущного, подавляя при этом какие-либо другие стремления, запро сы, мечты.
Вернемся, однако, в Ворошиловград.
По возрасту тепловозостроительный завод далеко не молод. Но здесь четко ощущается дыхание юности. И не только в постоянно обновляющихся цехах предприятия. Куда ни кинешь взгляд, всюду молодые лица. И это неудивительно. Ежегодно сюда приходит более двух ты сяч парней и девушек.
Много ли знают они о заводе? Нет, пока немного.. Иным из них доводилось видеть производство лишь во время экскурсий, и вот теперь, перешагнчв порог цеха, надолго, они сами себе кажутся маленькими, беззащит ными и одинокими среди огромных пролетов, среди не знакомых, вечно куда-то спешащих людей, среди оглу шающего грохота и гула.
Как же помогают вчерашним школьникам преодо леть этот «барьер неизвестности» и побыстрее стать пол ноценными рабочими? Как встречает завод новичков?
Есть такая традиция на тепловозостроительном: всех поступающих приглашают на экскурсию в заводской музей. Ходят притихшие мальчишки и девчонки от стенда к стенду, и встает перед ними живая и яркая история орденоносною предприятия: словно трепещут на упругом ветру красные флаги забастовщиков бывшего завода Гартмана, грохочут орудия легендарных бронепоездов времен гражданской войны и колонна за колонной выхо дят из ворот красавцы локомотивы...
И пропуск новичкам завода не суют торопливо из окошка отдела кадров, а торжественно — с музыкой, цве тами! — вручают на вечерах. Посвящение в рабочие...
16
Такое запоминается на всю жизнь, потому что такое, на верное, бывает один раз в жизни.
Здесь надо сказать доброе слово и о советах рабочих, действующих в каждом цехе. Это словно бы коллектив ный помощник молодежи во всех ее делах.
Как же молодежь отвечает на эту заботу? Как пока зывает она себя в деле? Многие их старшие товарищи по рабочему коллективу — руководители завода и цехов, ма стера, кадровые рабочие были единодушны.
— В абсолютном большинстве молодежь работает с душой, честно, словом, работает как может.
В анкете мы спросили ребят: «Как выполняете нормы, отмечали ли вас за трудовые успехи (премии, грамоты, Доска почета и т. д.), имели ли замечания, взыскания?» Из таблицы, что приводится ниже, видны успехи' мо
лодых в работе.
П е р е в ы |
В ы п о л н я ю |
Н е в ы п о л |
П р е м и |
Д р уги е |
В зы ск а |
п о о щ р е |
|||||
п о л н я ю |
191 |
няю |
рован |
ния |
ния |
187 |
27 |
163 |
81 |
14 |
Коротко об этих данных. Прежде всего бросается в глаза одна примечательная деталь: процент невыполняю щих норму весьма невелик — 6,6. Да и то надо учиты вать, что анкеты заполняли не только 25-летние, но и 17-летние юноши и девушки, стаж которых исчисляется месяцами. У многих из них нет еще опыта, профессио нальной сноровки. И хоть, как говорится, не боги горшки обжигают — но и обжигают-то не сразу! Один молодой станочник написал об этом со всей откровенностью:
«Раньше попадал в стенгазету за невыполнение смен ного задания. Просто не хватало опыта в работе. Сейчас нормы выполняю. И чувствую себя счастливым чело веком!»
м
Давайте посмотрим |
па цифры, приведенные выше, и |
с другой стороны. Мы |
взяли для исследования такой |
возраст, когда только идет процесс становления рабочих. Между тем 47 процентов опрошенных выполняют норму и почти столько же перевыполняют. Конечно, среди стар шего поколения рабочих эти данные более высокие. Опрос показал, что здесь нормы перекрывают 62 процен та. И это объяснимо: у кадровых рабочих опыта и ма стерства больше. Да и премий они получают побольше: у молодых — 40,7 процента, у старших — 58 процентов. Тем не менее ясно: молодежь в работе добросовестна и уже с самых первых шагов стремится не отставать в труде от старших.
Большую роль играет здесь система профессиональ ной подготовки на предприятии. В учебных группах но вичкам помогают овладевать основами технических зна ний опытные преподаватели из числа инженерно-техниче ских работников, практическое обучение ведут высоко квалифицированные рабочие и бригадиры, передающие молодым свой опыт.
Одиако в техническом обучении молодых рабочих иа предприятии в 1967 году было немало пробелов. Прежде всего, слаба материальная база: помещения учебных классов тесны, плохо оборудованы, не хватает специаль ных учебников, наглядных пособий. Нам рассказывали, что раньше на заводе действовал отличный учебный цех, который был настоящей кузницей рабочих кадров. Нуж да в нем осталась. На качестве подготовки молодых тепловозостроителей сказывается малая плата преподавате лям и инструкторам у станков. Опытные рабочие подчас неохотно берутся за это дело (материальная заинтересо ванность тоже многое значит). Потому и учат рабочим профессиям далеко не всегда так, как надо, бы. На за воде подчас норовят сделать учителем у станка того, кто меньше загружен работой, не учитывая при этом ни сте пени профессиональной подготовленности, ни тем более
18
педагогических навыков инструктора. II вот в итоге, как говорили нам на заводе, обучение нередко ведется по принципу: «Я поработаю — ты посмотри; я поработаю — ты сбегай, принеси». Многому ли так научишься?
Тем более ценна бескорыстная любовь к обучению молодежи многих ветеранов производства, кропотливо передающих свое мастерство юношам и девушкам. При мечательно, что такие люди, как почетный гражданин Ворошиловграда, Герой Социалистического Труда стро гальщик Алексей Павлович Казаченко, токарь Леонид Михайлович Захарченко и другие, не просто учат нович ков профессии, но и оказывают на них большое воспита тельное влияние. А это очень важно. Ведь в конце-то кон цов каждый со временем может научиться обрабатывать заготовки, а вот выковать из вчерашнего школьника на
стоящего |
рабочего — дело |
посложнее. |
хорошо. |
Как |
видно, молодые |
стараются работать |
|
А как с дисциплиной? Преобладающая часть |
из них, |
безусловно, дисциплинированна. Однако не будем скры вать, есть и прогульщики, любители спиртного, дебоши ры. Это, естественно, глубоко волнует общественность. С вредными отклонениями от норм нашей морали не счи таться нельзя.
Но вот что любопытно. Именно заводской коллектив способен выступить в роли талантливого воспитателя, доделать то, что не было сделано родителями в семье и учителями в школе.
...В кузовной цех пришел после школы Ваня К. Ер шистый был юнец — просто никакого сладу. Так и норо вит то прогулять, то еще как-нибудь набедокурить. Ну, казалось бы, могли и отмахнуться от паренька: раз выговор, второй, а там — и до свиданья. Но вышло подругому. Терпеливо воспитывали Ваню в цехе. Особенно много времени потратил на это старый коммунист, тогдашний начальник бюро труда и зарплаты Иван Сергеевич Потапов. Сумел найти он душевный подход к
19
новичку. Они так подружились, что стали их называть «два Ивана — большой и маленький».
В общем, переломили в цехе трудный характер па ренька. {5 говорим мы сейчас все как было потому, что Ваню не узнать: стал он отличным бригадиром слесарейсборщиков. Часто его, как самого серьезного и вдумчи вого человека, посылают в командировки. Знают: уж он не подведет. Может, и не стоило так подробно говорить об этом пареньке, однако же хотим подчеркнуть: Ване еще 20 лет и всего каких-то три года назад он сидел за
школьной партой!
Рассказанная история в определенной мере иллюстри рует полученные нами на заводе сведения о нарушениях дисциплины за год с учетом возраста нарушителей.
Предлагаем вам таблицу: цифры в ней обозначают процент нарушителей дисциплины за год по отношению к общему числу рабочих каждой из двух возрастных групп.
|
|
|
|
С д ел ал и |
П о бы вали |
С овер ш и л и |
|
|
|
|
в вы т р езв и |
м ел кое |
|
от |
17 |
до |
20 лет |
п р о гу л ы |
теле |
х ул и ган ст в о |
9 |
1,7 |
2 |
||||
от |
20 |
до |
24 лет |
1,9 |
0,54 |
0,73 |
Как видим, воспитательное воздействие коллектива усиливается с годами: чем больше проработал юноша на заводе, тем меньше нарушает он трудовую дисциплину. К новичкам же, первогодкам, не сразу приходит рабочая закалка, они в первую голову требуют к себе присталь ного внимания, которого, увы, подчас пет, Но (<ак бы там ни было, нет никаких оснований приписывать прегреше ния немногих всей молодежи.
Л теперь об одной из главных характерных черт со
20