Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

молодых рабочих Ворошиловградского завода тысячу анкет и получили из них обратно заполненными 405, на основе чего и будем анализировать жизнь и проблемы рабочей молодежи.

Но все же попытаемся как-то соединить поэтические строки рижской девушки с мнением молодых ворошиловградских рабочих, тем более у нас, как увидит читатель, есть право почти на прямые аналогии.

Мара написала: «Ощущаю вздохи лошадей и винтов­ ки пристальное дуло, и щемящий отсвет площадей...» В нашей анкете был такой вопрос: «Какие традиции

рабочего класса вы цените в наибольшей степени?»

Ответы на него подтверждают, сколь глубоко уваже­ ние молодых рабочих к делам своих дедов и отцов, сколь многообразны те черты рабочего класса, которые при­ влекают юношей п девушек. Мы просто не сможем всего

перечислить. Но вот что ставят опрошенные

на первый

‘ план:

 

 

Революционные и боевые традиции,

191

международная солидарность

Трудолюбие, дисциплина, сплоченность, взаимовыручка —

134

Скромность

18

Забота о молодежи

14

Были, конечно, и здесь ответы людей равнодушных, не знающих и не помнящих родства. Один электросвар­ щик, например, заявил: «Нет никаких традиций», а сле­ сарь-сборщик вдруг «похвастался»: «Историю завода знаю, традиций не соблюдаю». Трудно, наверное, этим парням! Ведь таких ответов было всего два. А это нелег­ ко, когда товарищи по участку, цеху и заводу думают

совсем иначе:

«Из традиций рабочего класса больше всего ценю его организованность, дисциплинированность, революцион­

ность».

13

«Помощь друг другу, скромность, простоту в обра­ щении».

«Умение, находясь на высоком посту, оставаться та­ ким же, каким был, будучи учеником токаря».

«Непримиримое отношение к злу и насилию».

«Мне нравится заводская традиция — посвящать в рабочие».

«Пролетариат — самый дружный, самый передовой, всегда и везде впереди, всегда и везде борется за правду».

«Взаимовыручка, чувство товарищества, но если нужг но, то и справедливая критика».

«Чувство собственного достоинства». «Стремление к заветам В. И. Ленина». «Радость трудовой победы».

«Ценю то, что опыт и знания старших товарищей пе­ редаются эстафетой младшему поколению».

«Больше всего ценю, когда дети идут работать но той же профессии, что и родители, па тот же завод и, тем более — в тот же цех».

«Историю родного завода и города, их славные тра­ диции знаю и ценю. А если не знать и не ценить их, то зачем же тогда и жить в этом городе?»

Уважение к традициям рабочего класса, конечно, тем больше укрепляется в парне или девушке, чем дольше пребывают они в рабочем коллективе, где они на себе ощущают влияние этих традиций. Но такое уважение проявляется и в момент выбора профессии, предприятия, на которое приходит молодой человек. В психологиче­ ском смысле это момент сложный и серьезный, и в даль­ нейшем мы поговорим о нем подробнее. Сейчас же про­ анализируем ответы молодых на вопрос: «Почему вы­ брали именно этот завод?» — ибо эти ответы добавляют новые черты к коллективному портрету заводской юности.

Скажем прямо: не все ответили на этот вопрос. Види­ мо, некоторые получили путевки и решили, что за них

14


подумали взрослые дяди. Но любопытно другое. Из 255 ответивших 148 твердо заявили: нам нравится завод, нам нравятся его традиции, нравится специальность.

Далеко не безразличны многие ребята к своему пер­

вому шагу в

трудовую жизнь. Из большинства ответов

видно, какую

огромную роль играет для молодых и

мас­

штаб завода,

и то. насколько хорошо налажено на

нем

производство, и семейные традиции, и возможность не только повышать свою квалификацию, но и более полно удовлетворять духовные и культурные потребности.

Вот несколько наиболее характерных в этом отноше­ нии ответов:

«Я выбрала наш завод потому, что с детства горди­ лась его историей, традициями, продукцией».

«Давно мечтала о заводе. Здесь работают мой отец,

сестра и брат. Хочу быть достойной

своих родителей».

«Обожаю локомотивы!»

 

но

«Продукция нашего завода не только привлекает,

и возвышает».

 

 

. «Завод — гордость Донбасса!»

этом заводе. И

это

«Прадед, дед, отец работали на

большая честь — стать настоящим трудовым человеком». «С первого дня полюбил завод, и эту любовь почув­ ствовал еще сильнее, когда увидел, что я нужен заводу: меня рекомендовали в Киевский институт народного хо­ зяйства. Теперь уже моя профессия — старший инженер-

экон.омист».

«Это была моя мечта — работать на прославленном заводе, который носит имя Октябрьской революции».

«На заводе второй год. Сюда пришел из драмтеатра — романтика!» (слесарь).

Когда мы читали эти строки, то невольно вспоминали цругое социологическое исследование, которое было про­ ведено среди английских подростков. Там опрос показал, что главным мотивом выбора будущей профессии служит меркантильный расчет: приличный заработок, желание

Н


иметь на старости лет пенсию, обеспечивающую нормаль­ ное существование. И не молодежь повинна в этом. Та­ ковы социальные условия капиталистической системы— они вынуждают человека с первого же шага в трудовую жизнь прежде всего заботиться о куске хлеба насущного, подавляя при этом какие-либо другие стремления, запро­ сы, мечты.

Вернемся, однако, в Ворошиловград.

По возрасту тепловозостроительный завод далеко не молод. Но здесь четко ощущается дыхание юности. И не только в постоянно обновляющихся цехах предприятия. Куда ни кинешь взгляд, всюду молодые лица. И это неудивительно. Ежегодно сюда приходит более двух ты­ сяч парней и девушек.

Много ли знают они о заводе? Нет, пока немного.. Иным из них доводилось видеть производство лишь во время экскурсий, и вот теперь, перешагнчв порог цеха, надолго, они сами себе кажутся маленькими, беззащит­ ными и одинокими среди огромных пролетов, среди не­ знакомых, вечно куда-то спешащих людей, среди оглу­ шающего грохота и гула.

Как же помогают вчерашним школьникам преодо­ леть этот «барьер неизвестности» и побыстрее стать пол­ ноценными рабочими? Как встречает завод новичков?

Есть такая традиция на тепловозостроительном: всех поступающих приглашают на экскурсию в заводской музей. Ходят притихшие мальчишки и девчонки от стенда к стенду, и встает перед ними живая и яркая история орденоносною предприятия: словно трепещут на упругом ветру красные флаги забастовщиков бывшего завода Гартмана, грохочут орудия легендарных бронепоездов времен гражданской войны и колонна за колонной выхо­ дят из ворот красавцы локомотивы...

И пропуск новичкам завода не суют торопливо из окошка отдела кадров, а торжественно — с музыкой, цве­ тами! — вручают на вечерах. Посвящение в рабочие...

16

Такое запоминается на всю жизнь, потому что такое, на­ верное, бывает один раз в жизни.

Здесь надо сказать доброе слово и о советах рабочих, действующих в каждом цехе. Это словно бы коллектив­ ный помощник молодежи во всех ее делах.

Как же молодежь отвечает на эту заботу? Как пока­ зывает она себя в деле? Многие их старшие товарищи по рабочему коллективу — руководители завода и цехов, ма­ стера, кадровые рабочие были единодушны.

— В абсолютном большинстве молодежь работает с душой, честно, словом, работает как может.

В анкете мы спросили ребят: «Как выполняете нормы, отмечали ли вас за трудовые успехи (премии, грамоты, Доска почета и т. д.), имели ли замечания, взыскания?» Из таблицы, что приводится ниже, видны успехи' мо­

лодых в работе.

П е р е в ы ­

В ы п о л н я ю

Н е в ы п о л ­

П р е м и ­

Д р уги е

В зы ск а ­

п о о щ р е ­

п о л н я ю

191

няю

рован

ния

ния

187

27

163

81

14

Коротко об этих данных. Прежде всего бросается в глаза одна примечательная деталь: процент невыполняю­ щих норму весьма невелик — 6,6. Да и то надо учиты­ вать, что анкеты заполняли не только 25-летние, но и 17-летние юноши и девушки, стаж которых исчисляется месяцами. У многих из них нет еще опыта, профессио­ нальной сноровки. И хоть, как говорится, не боги горшки обжигают — но и обжигают-то не сразу! Один молодой станочник написал об этом со всей откровенностью:

«Раньше попадал в стенгазету за невыполнение смен­ ного задания. Просто не хватало опыта в работе. Сейчас нормы выполняю. И чувствую себя счастливым чело­ веком!»

м


Давайте посмотрим

па цифры, приведенные выше, и

с другой стороны. Мы

взяли для исследования такой

возраст, когда только идет процесс становления рабочих. Между тем 47 процентов опрошенных выполняют норму и почти столько же перевыполняют. Конечно, среди стар­ шего поколения рабочих эти данные более высокие. Опрос показал, что здесь нормы перекрывают 62 процен­ та. И это объяснимо: у кадровых рабочих опыта и ма­ стерства больше. Да и премий они получают побольше: у молодых — 40,7 процента, у старших — 58 процентов. Тем не менее ясно: молодежь в работе добросовестна и уже с самых первых шагов стремится не отставать в труде от старших.

Большую роль играет здесь система профессиональ­ ной подготовки на предприятии. В учебных группах но­ вичкам помогают овладевать основами технических зна­ ний опытные преподаватели из числа инженерно-техниче­ ских работников, практическое обучение ведут высоко­ квалифицированные рабочие и бригадиры, передающие молодым свой опыт.

Одиако в техническом обучении молодых рабочих иа предприятии в 1967 году было немало пробелов. Прежде всего, слаба материальная база: помещения учебных классов тесны, плохо оборудованы, не хватает специаль­ ных учебников, наглядных пособий. Нам рассказывали, что раньше на заводе действовал отличный учебный цех, который был настоящей кузницей рабочих кадров. Нуж­ да в нем осталась. На качестве подготовки молодых тепловозостроителей сказывается малая плата преподавате­ лям и инструкторам у станков. Опытные рабочие подчас неохотно берутся за это дело (материальная заинтересо­ ванность тоже многое значит). Потому и учат рабочим профессиям далеко не всегда так, как надо, бы. На за­ воде подчас норовят сделать учителем у станка того, кто меньше загружен работой, не учитывая при этом ни сте­ пени профессиональной подготовленности, ни тем более

18

педагогических навыков инструктора. II вот в итоге, как говорили нам на заводе, обучение нередко ведется по принципу: «Я поработаю — ты посмотри; я поработаю — ты сбегай, принеси». Многому ли так научишься?

Тем более ценна бескорыстная любовь к обучению молодежи многих ветеранов производства, кропотливо передающих свое мастерство юношам и девушкам. При­ мечательно, что такие люди, как почетный гражданин Ворошиловграда, Герой Социалистического Труда стро­ гальщик Алексей Павлович Казаченко, токарь Леонид Михайлович Захарченко и другие, не просто учат нович­ ков профессии, но и оказывают на них большое воспита­ тельное влияние. А это очень важно. Ведь в конце-то кон­ цов каждый со временем может научиться обрабатывать заготовки, а вот выковать из вчерашнего школьника на­

стоящего

рабочего — дело

посложнее.

хорошо.

Как

видно, молодые

стараются работать

А как с дисциплиной? Преобладающая часть

из них,

безусловно, дисциплинированна. Однако не будем скры­ вать, есть и прогульщики, любители спиртного, дебоши­ ры. Это, естественно, глубоко волнует общественность. С вредными отклонениями от норм нашей морали не счи­ таться нельзя.

Но вот что любопытно. Именно заводской коллектив способен выступить в роли талантливого воспитателя, доделать то, что не было сделано родителями в семье и учителями в школе.

...В кузовной цех пришел после школы Ваня К. Ер­ шистый был юнец — просто никакого сладу. Так и норо­ вит то прогулять, то еще как-нибудь набедокурить. Ну, казалось бы, могли и отмахнуться от паренька: раз выговор, второй, а там — и до свиданья. Но вышло подругому. Терпеливо воспитывали Ваню в цехе. Особенно много времени потратил на это старый коммунист, тогдашний начальник бюро труда и зарплаты Иван Сергеевич Потапов. Сумел найти он душевный подход к

19


новичку. Они так подружились, что стали их называть «два Ивана — большой и маленький».

В общем, переломили в цехе трудный характер па­ ренька. {5 говорим мы сейчас все как было потому, что Ваню не узнать: стал он отличным бригадиром слесарейсборщиков. Часто его, как самого серьезного и вдумчи­ вого человека, посылают в командировки. Знают: уж он не подведет. Может, и не стоило так подробно говорить об этом пареньке, однако же хотим подчеркнуть: Ване еще 20 лет и всего каких-то три года назад он сидел за

школьной партой!

Рассказанная история в определенной мере иллюстри­ рует полученные нами на заводе сведения о нарушениях дисциплины за год с учетом возраста нарушителей.

Предлагаем вам таблицу: цифры в ней обозначают процент нарушителей дисциплины за год по отношению к общему числу рабочих каждой из двух возрастных групп.

 

 

 

 

С д ел ал и

П о бы вали

С овер ш и л и

 

 

 

 

в вы т р езв и ­

м ел кое

от

17

до

20 лет

п р о гу л ы

теле

х ул и ган ст в о

9

1,7

2

от

20

до

24 лет

1,9

0,54

0,73

Как видим, воспитательное воздействие коллектива усиливается с годами: чем больше проработал юноша на заводе, тем меньше нарушает он трудовую дисциплину. К новичкам же, первогодкам, не сразу приходит рабочая закалка, они в первую голову требуют к себе присталь­ ного внимания, которого, увы, подчас пет, Но (<ак бы там ни было, нет никаких оснований приписывать прегреше­ ния немногих всей молодежи.

Л теперь об одной из главных характерных черт со­

20