Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

временной молодежи. Старый рабочий, 37 дет отдавший заводу, говорил нам:

— Скажите, какое поколение в массе своей так вы­

полняло завет Ленина: учиться,

учиться

и еще раз

учиться?!

 

самой

пере­

Тридцать лет назад в машиностроении,

довой отрасли промышленности

страны,

было

только

3,4 процента рабочих со средним

и высшим

образова­

нием. Как же далеко ушли сегодня в своей образован­ ности молодые ворошиловградские тепловозостроители! Из опрошенных нами молодых рабочих 78 процентов имеют среднее и специальное среднее образование, 3,2 — высшее, 18 — неполное среднее и лишь 0,8 процента окончили шесть классов.

Цифры эти особенно впечатляющи на таком истори­ ческом фоне. Из тех комсомольцев, что слушали Ленина на III съезде РКСМ , высшее образование имели 11 чело­ век, среднее — 221, низшее — 300, домашнее и прочее — 70. Половина делегатов Всероссийского съезда (учтем, что это была самая передовая часть молодежи) имела только низшее образование.

Процитируем еще один документ той поры — анкету одного из участников съезда:

«Вопрос. Занимаете ли выборные должности в РКСМ , где и когда, в порядке постепенности?

Ответ. Предрайкома, предуездкома, товарищ предгубкома.

Вопрос. Сколько вам лет? Ответ. Семнадцать. Вопрос. Образование. Ответ. Четыре класса».

Ворошиловградский кадровый рабочий верно подме­ тил громадную тягу нашей молодежи к знаниям — стрем­ ление, которое выливается в настоящий подвиг нынешне­ го поколения молодых. И это не громкие слова. Заду­ майтесь над фактом нашей жизни, ставшим обычным:

21

юноши и девушки, отработав восемь часов, идут учиться в вечернюю школу, техникум или институт, потом воз­ вращаются домой и продолжают заниматься. Засижи­ ваются до глубокой ночи над учебниками, курсовыми ра­ ботами, чертежами. А утром — снова в цех. Заметьте: без опозданий. Такие люди никогда и никуда не опазды­ вают.

Самое отрадное, что это не исключительное явление. Наоборот — типичное, обыденное. На заводе имени Ок­ тябрьской революции без отрыва от производства в шко­ лах рабочей молодежи учится 1100 человек, в вечерних и заочных институтах— 1100 человек, в вечерних и заоч­ ных техникумах — 700 человек. К этому надо прибавить курсы повышения квалификации (1300 человек), вечер­ ний университет марксизма-ленинизма, кружки полит-, просвещения, курсы подготовки в вуз — всего и не пере­ числишь.

На заводе созданы богатые возможности для того, чтобы дать молодому рабочему путевку в высшее учеб­ ное заведение — рядом машиностроительный институт. Однако интересы молодежи необозримы. И не только техника, не только расширение знаний в своей специаль­ ности увлекают юношей и девушек. 39 из них, скажем, мечтают стать учителями и потому поступили в Ворошиловградский педагогический, а 15 являются студентами сельскохозяйственного института. Среди рабочей моло­ дежи тепловозостроительного есть и такие, что изучают философию в М ГУ, право в Ростовском университете, иностранные языки в Киеве, геофизику в Пермском уни­ верситете. О многообразии интересов хорошо говорят ответы молодежи.

Слесарь-сборщик:

«Образование среднее. Учусь в аэроклубе 'на отделе­ нии пилотов».

Токарь:

«Учусь в 11-м классе школы рабочей молодежи и в

22


заочном

народном университете

искусств

имени

Круп­

ской.

Также

занимаюсь

на

курсах

радиотелегра­

фистов».

мы читали подобные ответы, на

память

при­

Когда

ходили

встречи

с заводской

молодежью,

заполнявшей

анкеты. Многие застенчивы, скупы на слова, но, может, именно от этого еще ярче обозначились такие качества молодого поколения, как целеустремленность, мужество, неуемное желание много знать.

Крановщицу сталелитейного цеха Аллу Перегудову мы застали в парткоме. Рабочий комбинезон. Косынка, туго стягивающая волосы. Она забежала сюда на не­ сколько минут во время перерыва, о чем-то зашепталась с секретарем и все повторяла: «Ой, волнуюсь страшно...» Девушку в этот день принимали в члены партии.

Не станем комментировать интервью с Аллой, потому что «простенькая» (как она сказала) биография ее гово­ рит сама за себя:

— Родилась в семье рабочего. Отец в войну пропал без вести, а мать работает на заводе. После восьми клас­ сов поступала я в техникум. Да не вышло, хоть в школе у меня пятерки были. Конкурс огромный — одиннадцать человек на место. За себя я не переживала, почему-то была уверена. Но, понимаете, пожалела одного парня на экзамене, дала переписать работу. Ну, меня с экзамена и выдворили... В то время мне было всего 16 лет. Мать говорит: «Иди обратно в школу — доучивайся». Но я не захотела — стыдно. Сначала пошла работать на обувную фабрику, а потом уж — в наш стальцех. Вот так нача­ лась, как говорится, моя трудовая жизнь. Нравится ли мне завод? Очень! Работу свою люблю. Учусь в вечернем техникуме. Сейчас на пятом курсе. Трудно, конечно, чего уж тут скрывать. С работы не успеваю домой прийти — пообедаю в заводской столовой и бегу в техникум. Воз­ вращаюсь поздно. А ведь, ко всему прочему, у меня еще и семья. Но ничего — муж у меня хороший, понятливый.

и


Работает в тепловозосборочном цехе. Вы спрашиваете о моих планах... Что ж, скажу... Есть у меня мечта — по­ ступить в Ростовский университет на факультет права и вернуться на завод юристом. Рабочим очень важно зако­ ны знать...

Рассказывает (в дополнение к анкете) слесарь тепло­ возосборочного цеха комсомолец Борис Прохоров.

— На завод я поступил после десяти классов. Думал тогда: грамотешка, чтоб гайки закручивать, не больно нужна. Потом уж понял, как ошибался. Работаю я ведь на центровке. А это самая высококвалифицированная операция — привязка к дизелю всех механизмов. Работа мне, признаться, нравится: казалось бы, одни и те же детали, но каждый раз по-разному можно выставить редуктор. Вот, к примеру, на оси положен допуск 0,8, а мы его стараемся довести до двух-трех десятых. Нужно тут чутье иметь — где туже, а где тоньше взять. В общем, соображать надо. А без знаний — какое соображение? Почувствовал я в один прекрасный день, что маловато мне десятилетки. И это еще больше подтолкнуло к вузу. Сейчас — на втором курсе института...

А вот биография секретаря заводского комитета ком­ сомола Володи Письменного:

— После школы пришел учеником слесаря-модель­ щика в модельный цех. Чуть погодя стал модельщиком по металлу. Потом поступил в машиностроительный ин­ ститут — разумеется, на вечернее отделение. С третьего курса стал вести научную работу. Проблема одна меня заинтересовала. На изготовление изложниц уходят ко­ лоссальные средства. А, к примеру, японцы подобрали удачную структуру стенки. Выходит, и нам можно до­ биться успеха. Мне говорили, что работа моя перспек­ тива; . После института предлагали сдавать экзамены в аспирантуру— отказался. На заводе остался работать. Конечно, времени у меня сейчас — ни минуты. Долж­ ность комсомольская хлопотная. Да и женат я, три года

24

сыну. А научной работы не бросаю. Думаю, как раз по­ ра пришла поступать в аспирантуру...

Еще страничка биографии одной молодой жизни. Рая

Четверикова, конструктор:

— Образование — среднетехническое. Возраст — 21. Удалось окончить и техникум, и музыкальную школу. Понимаете, раздвоилась я — и завод нравится, и музы­ ка. Вот и пытаюсь все это совмещать. Играю в эстрад­ ном оркестре. Учусь в вечернем машиностроительном институте. Жить вот так — и трудно, и радостно...

Четыре обычные судьбы. Но в них вся жизнь совре­ менной рабочей молодежи с ее горячим стремлением к знаниям. Впрочем, оговоримся: мы за то, чтобы всегда и во всем видеть истинные пропорции, а не выдавать ус­ пехи одного за успехи всех или недостатки одного за всеобщие недостатки. Разумеется, нельзя утверждать, что па заводе учатся поголовно все. К примеру, один «дальновидный» меркантилист двадцати лет от роду на­ писал в анкете:

«Не учусь. За это деньги не платят!» Но сколько таких — вот в чем суть. Давайте обра­

тимся к мнению опрошенных, к их ответам на вопрос анкеты: «Каковы ваши личные планы на ближайшие пять лет?»

Приведем таблицу уже систематизированных отве­ тов, из которых совершенно ясно, насколько планы мо­ лодых связанные именно с учебой преобладают над все­ ми остальными задачами.

Окончить школу, техникум, вуз

— 161

Поступить в школу, техникум, вуз

— 163

Повысить производственную квалификацию, про­

34

двинуться по работе

Обзавестись семьей

28

Послужить в армии

22

Овладеть иностранным языком

7

Научиться хорошо играть на музыкальных

ин­

6

струментах

15


Поехать на работу на стройку пятилетки

8

Добиться успеха в спорте

11

Совершить путешествие

7

Получить квартиру, улучшить бытовые условия

43

Купить автомобиль

6

Безусловно, были среди ответов по поводу личных планов и беспомощные: «Все, что было,— прошло, все, что будет,— узнаю» (техник-технолог); и совсем песси­ мистические: «Перспектив нет!» (резьбонарезчик); и на­ ивные: «Моя мечта — скорее попасть в сборную Украи­ ны по футболу» (электромонтажник); и интимные: «Выйти замуж, родить близнецов» (оператор); и житей­ ские: «Получить место для ребенка в детсадике» (сле­ сарь); и совершенно сногсшибательные для парня: «Сплю и мечтаю о пенсии, о хорошей жизни» (распре­ делитель работ).

Однако опять-таки все определяют пропорции. В аб­ солютном большинстве ребята думают учиться, учиться, учиться. И еще есть у них хорошие планы — искренние, светлые, многообразные, освященные глубокой причаст­ ностью к Его Величеству рабочему классу. Почитайте эти строки, пожалуйста:

«Очень хочу поступить в педагогический институт» (кладовщик).

«Вступить в ряды

К П СС . Кончить институт и рабо­

тать на своем заводе»

(электрокарщица).

«Поступить в институт. Найти подругу для семейной жизни. Овладеть английским языком» (слесарь-сбор­ щик) .

«Поступить в Ростовский университет на факультет журналистики» (слесарь).

«Кончить институт, получить квартиру, растить сына. Хорошо освоить английский, повысить квалификацию, играть самому Рахманинова» (бывший монтажник, те­ перь инженер-конструктор, студент 4-го курса).

26

«Окончить институт, перейти на конструкторскую ра­ боту, овладеть этой специальностью в такой мере, чтобы завоевать авторитет товарищей по работе и принести как можно больше пользы» (мастер).

«Успешно закончить школу, стать передовиком произ­ водства» (слесарь).

«Окончить институт, устранить зарезания зубьев на зубошпиндельных полуавтоматах» (слесарь).

«Если не будет войны, все мечты сбудутся» (проекти­ ровщик) .

«Работать в пионерских лагерях с детьми, занимать­ ся спортом, радиоделом, рисованием, участвовать в ху­ дожественной самодеятельности и вообще быть общест­ венно активным» (токарь).

«Думаю поступить в театральное училище» (токарь). «Поехать на ударную стройку пятилетки» (электро­

монтажник) .

«Вступить в партию. Поступить в институт. Стать бо­ лее решительной и настойчивой. И, конечно, создать се­ мью» (гальваник).

«Выполнить досрочно пятилетний план» (слесарь). «Закончить институт и работать для народа» (конт­

ролер).

Как созвучны эти прозаические строки стихотворным:

Все земное трудное житье мне природой отдано в наследство.

Наследство огромное, нелегкое, ответственное, и боль­ шинство молодых сознают меру этой ответственности.

А как используют свободное время молодые рабо­ чие? Сколько нелегких часов и сколько сил уходит на учебу! Но, может быть, здесь цели сугубо «практичные», прежде всего расчет — дескать, окончу институт, стану инженером, заработок будет повыше, работа почище, по­ ложение посолиднее? Что ж, и это важно. Но прежде все­ го признаем, что процесс приобщения к знаниям уже сам

27