Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
«Что дала вам лично экономическая реформа?» Более половины опрошенных (а здесь были и молодые, и кад ровые рабочие, и инженеры, и служащие) либо не зна ли, что ответить, либо отвечали: «Ничего». Но и боль шинство указаний на положительный итог (у рабочих,
как |
правило, это «тринадцатая зарплата», и только) |
не |
дают возможность утверждать, что существо ре |
формы в широком смысле уже доведено до сознания личности.
Партия не считает новую систему хозяйствования за вершенной, она призывает совершенствовать экономи ческие методы управления. По-видимому, главное направление этой работы и состоит в том, что бы довести реформу до каждого работника, еще теснее соединив его интересы с интересами коллектива и об щества.
При всей актуальности проблем материального сти мулирования мы, судя по результатам опросов, должны отметить, что на них не замыкаются суждения человека об удовлетворении его своей работой. С кем бы мы ни вели разговор — с молодыми рабочими, трудовой путь которых исчисляется несколькими годами, с деревенски ми школьниками, выбирающими себе дорогу в жизни, с заводскими инженерами, занятыми созданием слож ной техники,— большинство из них на первый план вы двигает также фактор содержания труда. Человек стре мится к работе интересной, разнообразной, творческой, он, естественно, не доволен тяжелым ручным трудом, в нем велика тяга к технике, механизмам, он горячо приветствует научно-техническую революцию и готов ей всячески способствовать, все большее значение придает он престижу профессии.
Отношение к труду, словно лакмусовая бумажка, от ражает существо человека, его сознательность, мораль ный облик, его общественную значимость. Конечно, и сегодня нельзя поставить знак равенства в отношении
219
к труду всех людей. Социализм развивает и укрепляет в личности коллективное сознание. Но продолжают дей ствовать остатки старого, присущего капитализму раз деления труда, существует труд умственный и физиче ский, квалифицированный и малоквалифицированный, труд управляющего и управляемого — все это создает определенные градации в труде, распределении ц по треблении. Одних этих обстоятельств уже было бы до статочно, чтобы сохранились различия в отношении к труду. Но есть и другие.
Рядом с коллективистским сознанием уживается ин дивидуалистское. Отсюда хапуги, рвачи, пренебрежи тельное отношение к общественной собственности, тру довой дисциплине. Но в противоборстве этих двух тен денций побеждает коллективистское отношение к труду с его более высокой степенью сознательности, понима ния интересов социалистического общества. Подавляю щее большинство советских людей рассматривает труд не как подневольную необходимость, а как весьма важ ный фактор, определяющий содержание, смысл их жиз ни.
Когда мы читали анкеты, заполненные нашими собе седниками, то часто испытывали восхищение широтой их общественного кругозора, знанием дела, общей культу рой, чувством высокого достоинства. Поскольку мы бе седовали с представителями рабочего класса и техниче ской интеллигенции, хотелось бы высказать некоторые соображения по этому поводу. Сейчас бывает трудно от личить рабочего от инженера, колхозника от агронома. Несомненно, происходит весьма важный и положитель ный процесс стирания граней между умственным и физи ческим трудом, между городом и деревней. Но этот процесс еще в становлении, и неправомерно думать, что уже исчезли различия классов.
В последнее время на страницах печати можно не редко встретить рассуждения о тех изменениях, кото
220
рые произошли в рабочем классе и интеллигенции и их роли в жизни общества. Здесь мы встречаемся как с пра вильными суждениями, так и с определенными на тяжками.
Одну из таких крайностей справедливо заметил пи сатель А. Рекемчук в своем выступлении па страницах журнала «Дружба народов». «Сдается,— отмечал он,— что в какой-то период сами понятия «класс», «классо вость» эмоционально воспринимались нами лишь как отголоски литературной проблематики двадцатых — три дцатых годов. Интерес к таким понятиям несколько при тупился. Мир, человек, общество — это сделалось более обиходным. Однако социальные потрясения последних лет— волна классовых битв в странах капитала, реван шистские замахи буржуазных сил на утвердившийся со циализм, обострившаяся борьба идеологий — заставля ют современного художника с новой и особой присталь ностью вглядываться в явления классового порядка, а стало быть, не упускать из поля зрения главного носи теля революционных идей и хранителя революционных завоеваний — рабочий класс, рабочего человека».
Действительно, такие явления имеют место, здесь сказывается отрицательное влияние проникающих к нам с Запада идей о всемогуществе так называемой техно кратии, становящейся якобы главной силой общества. Идеи эти и вредны, и ошибочны. И особенно неверны они в условиях нашего общества, где рабочий класс остается главным производителем общественных бо гатств и главной движущей силой в строительстве ком мунизма.
Но вот другая крайность. Один критик, оценивая ге роя литературного произведения, приписал ему букваль но следующее: «Вот таков он, рабочий человек! Все бла га на земле — от него, и все красивое, нравственное, чи стое и благородное сосредоточено в нем, рабочем челове ке». Фраза звучная, но по существу неправильная. Ра
221
бочий действительно является главным производителем благ па земле. Главным, но не единственным. А чем же тогда занято колхозное крестьянство? Или ученые — представители науки, которые все больше становятся непосредственными участниками производства? А учитель, врач, художник? Рабочий класс, действительно, созда вал и создал колоссальные моральные и нравственные ценности. Но можно ли пренебрегать вкладом крестьян ства, интеллигенции в приумножение моральных бо гатств народа, в развитие его культуры? Нельзя ни приуменьшать значение рабочего класса в жизни об щества, ни забывать о роли крестьянства и интеллиген
ции.
Таковы некоторые общие замечания, которые мы по считали необходимым сделать, завершая работу над кни гой. Остается только поблагодарить 2608 наших собе седников, точнее даже соавторов, оказавших нам такую бескорыстную и щедрую помощь.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Несколько предваряющ их з а м е ч а н и й ...................... |
5 |
||||||
РАБОЧАЯ |
|
ЮНОСТЬ |
|
||||
Коллективный |
п о р т р е т ....................................................... |
11 |
|||||
Деловой |
разговор у с та н к а ............................................ |
34 |
|||||
От души |
|
и |
для д у ш и ....................................................... |
58 |
|||
ИНТЕРВЬЮ |
У |
ОКОЛИЦЫ |
|
||||
1964 |
год |
|
|
|
|
|
|
Этот |
нелегкий |
вопрос: «Кем бы ть?»............................ |
81 |
||||
1970 год |
|
|
|
|
|
|
|
Иные |
грани |
п р о б л е м ы ........................... |
92 |
||||
Необходимое |
о т с т у п л е н и е ............................................ |
'03 |
|||||
Мотивы субъективные и объ е ктивн ы е ...................... |
И 2 |
||||||
ЗАВОДСКИЕ |
ИНЖЕНЕРЫ |
|
|||||
Наши |
новые |
зн а к о м ы е ....................................................... |
'29 |
||||
Производство |
глазами специалиста ........................... |
'38 |
|||||
Будни технического п р о гр е с с а ....................................... |
'53 |
||||||
К. п. д. |
разочаровывает . |
'60 |
|||||
Инженеру — |
и н ж е н е р о в о .................................................. |
'68 |
|||||
СТИМУЛЫ |
|
|
|
|
|
||
Мы ведь |
|
материалисты........................................................ |
181 |
||||
Духовные |
начала |
труда |
198 |
||||
|
|
|
.................................................. |
||||
Рубль и |
с л о в о ........................................................................ |
|
208 |
||||
Несколько завершающих замечаний................................... |
218 |
Михаил Давидович ГАРИН, Анатолий Иванович ДРУЗЕНКО
2608 СОБЕСЕДНИКОВ
М ., «Известия», 1971, 224 стр. с илл.
Редактор О. Лацис
Художественный редактор И. Смирнов Технический редактор А. Березина Корректор М. Федотова
Б01685. |
П оди, |
в п еч ать |
13 V III |
1071 |
г. |
||
Ф ор м ат |
7 0 хЮ 8'/ и . |
П е ч . л . 7,0. У ел . печ . |
|||||
л . 9.8. |
У ч .-и зд . |
л. |
9,54. З ак . 1474. |
|
|||
Т и р . |
50.000. |
|
|
|
|
|
|
Цена 32 коп. |
|
|
|
|
|
||
• |
|
|
«И звести я |
С оветов д еп у |
|||
И зд ател ьство |
|||||||
татов |
|
т р у д я щ и х ся С С С Р » . |
М о ск в а , |
||||
П у ш к и н ск ая |
пл ., |
5. |
С оветов |
д е |
|||
Т и п о гр аф и я |
«И звести й |
||||||
п утато в |
т р у д я щ и х с я |
С С С Р » |
имени |
||||
И . И . |
С к в о р ц о в а -С теп ан о в а . |
|
|