Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Очевидно, что на первое место — и с внушительным преимуществом — люди ставят коллективные интересы. Практически лишь каждый пятый или четвертый выдви гает на первый план потерю в заработке. Большинство же заботится о благе заводском, а значит, и общест венном.
Это стремление слить свои личные интересы с инте ресами коллектива особенно ярко проявляется в социа листическом соревновании, в рационализаторском дви жении, получившем на обоих заводах поистине широ чайший размах.
360 человек из 800, заполнивших анкеты, являются рационализаторами и изобретателями. Среди этих лю дей есть исключительные таланты, которые не могут су ществовать без творческой работы, те, у которых воисти ну «золотые руки и голова».
Познакомиться с одним из них нас побудила анкета, в которой мы прочитали: «Имею пять авторских свиде тельств. К ленинскому юбилею одно предложение даст экономию в 98 тысяч рублей». Мы разыскали человека, заполнившего эту анкету. Познакомились. Павел Алек сеевич Фомин. Слесарь, сорока лет, из которых 23 года он отдал «Красному Аксаю». Оказалось, в анкете он даже поскромничал.
—Я там не все написал. У меня еще много других предложений, три регистрации.
—А что это такое?
—Это документ на новые узлы машины. Их, кстати,
теперь делают и у нас, и за границей...
Самое замечательное, что этот исключительный сле сарь — не исключение.
О социалистическом соревновании поговорим подроб нее. Значение его и результативность не требуют доказа тельств. Важнее — для пользы дела — установить и уст ранить недостатки в соревновании, которые словно бы
203
нивелируют действие моральных стимулов, приглуша ют их.
Не всегда еще в центре соревнования сосредоточива ются ключевые экономические проблемы,, злободневные именно для настоящего времени,— мы имеем в виду борьбу за рост производительности труда, за повышение эффективности общественного производства на основе ши рокого внедрения достижений науки и техники, умелого использования всех ресурсов. Много нового должна вне сти в соревнование и экономическая реформа, которая выделяет среди прочих такие производственные задачи, как лучшее использование основных фондов и оборот ных средств, повышение технического уровня и качества изделий, экономия трудовых и материальных затрат. Пока что процесс слияния условий социалистического соревнования и хозяйственной реформы идет медленно, многие поддаются здесь инерции, ограничивая соревно вание устаревшими рамками, не решаясь отбросить ста рое и идти непроторенными путями. Наконец довольно часто в общей массе соревнующихся теряется личное участие работника.
По данным нашего опроса, в соревновании участву ет много людей. Правда, участие это коллективное — в составе бригады, участка, смены, цеха. Но ведь в кол лективе работают люди разной общественной активно сти, и за спиной энтузиаста может бездействовать рав нодушный человек, И потом, если бригада слесарей со ревнуется с другой бригадой, разве это значит, что члены каждой бригады не должны соревноваться между собой? Важно, чтобы коллективные обязательства под креплялись личными.
Насколько же развито на заводах именно индивиду альное соревнование? Этот вопрос мы задали в анкете. Выяснилось, что лично в соревновании участвует только 14,5 процента опрошенных. Причем, картина на пред-, приятнях разная: если на «Красном Аксае» число сорев
204
нующихся лично, но данным опроса, равняется 24 процен там, то на НЭВЗе — всего лишь 5 процентам. Понятно, как снижается от этого эффект соревнования.
В последние годы найдена интересная форма социа листического соревнования, позволяющая привносить в это дело индивидуальное мастерство работников. Во многих отраслях развернулось движение за составление личных планов повышения производительности труда, технического прогресса на каждом месте, экономии сы рья и материалов и т. д. Личные планы, если они кон кретны, сравнимы с другими, а их выполнение взято под контроль, могут сделать соревнование более предметным и действенным.
Говоря о том, в каком направлении нужно совершен ствовать социалистическое соревнование, люди в пол ный голос заявляют: изжить формализм, повысить глас ность, усилить как моральное, так и материальное сти мулирование.
«Больше конкретности в обязательствах и обязатель ная проверка выполнения». «Участвую, но результатов своих не вижу, так как это приняло формальный харак тер». «Нужно превратить соревнование в потребность, а не в кампанию». «Нужен контроль, учет, показ». «На до, чтобы рабочие брали личные обязательства ежеме сячно, а не от случая к случаю». «Формально участвую». «Мы ни с кем не соревнуемся, а желательно соревно ваться» (анкету коллективно заполнила бригада сбор щиков). «Лично не соревнуюсь, так как в нашем цехе пустили соревнование на самотек». «Необходимо иное оформление, способное возродить энтузиазм». «Нужна гласность не только хорошей работы, но и плохой».
Соревнованию необходим строгий и объективный учет. Подчас же, стремясь продемонстрировать широту «охвата», об этой объективности забывают, мягко гово ря, и нарушают логику. Из справки о ходе соревнования на ПЭВЗ мы узнали, что в 1969 году за звание коллек
205
тива коммунистического труда здесь боролось 284 брига ды (160 это звание было присвоено). А чуть ниже чита ем, что в этом же году «получил широкое распростра нение метод работы бригад и участков по творческим планам, ставящих своей целью экономию материальных и трудовых ресурсов путем повышения производитель ности труда, рациональное использование ценностей». Так вот по этим творческим планам работало 103 брига ды. Ну, а какие цели стоят перед бригадами коммуни стического труда, которых, судя по справке, больше? Неужели повышение производительности труда и рацио нальное использование ценностей не является их первей шей задачей?
Соревнованию необходима научная основа. Нужно изучать, как те или иные его формы воспринимаются людьми. К примеру, во многих анкетах, заполненных на НЭВЗ, предлагают регулярно подводить итоги. Но странное дело — здесь их подводят ежедневно. Более того, в Положении о соревновании определен четкий по рядок. Сначала к 9 часам утра бригадиры и мастера, партгрупорги и профгрупорги сообщают итоги минувше го дня руководителям цеха. Те, в свою очередь, обобща ют сведения по цеху, определяют победителей и пред ставляют материалы не позже 10 часов 30 минут в за водскую комиссию. В 11 часов она рассматривает все материалы и решает, кто победил. Наконец ровно в 12 часов итоги объявляют по селектору. Не много ли засе даний получается? И еще — не притупляется ли у людей внимание к итогам, если каждый день называть им де сятки наименований цехов, смен, бригад и множество фамилий? Не потому ли и вышел парадокс: каждый день объявляют, а рабочие пишут: надо чаще подводить итоги. По-видимому, дееспособность новой формы нуж но тщательно проверять, выясняя прежде всего, как она усваивается коллективом.
.Моральный стимул — это понятие не застывшее. Он
206
в постоянном движении, он может развиваться и может приглушаться. Последнее происходит в том случае, если
нарушается нормальная организация |
производства, |
когда процветает штурмовщина — рабочие |
простаивают |
и падает трудовая дисциплина. Тут моральный стимул срабатывает уже не в полную силу, люди теряют крите рии того, что, собственно, хорошо и что плохо. Иной да же рассуждает: подумаешь, уйду на полчаса или пого ворю с кем-нибудь по душам, подумаешь, деталь «запо рол» — все равно к концу месяца нагоним.
Велик ущерб, который приносят обществу прогуль щики и пьяницы. И все же, на наш взгляд, он гораздо меньше тех потерь, которые происходят от вынужденных простоев и связанных с ними моральных и материаль ных издержек. Возможно, кому-то покажется странным это утверждение, но нам думается, что прогул и простой можно поставить на одну доску. Да, они разнятся, но только источниками вины: в одном случае это сам ра ботник, его качества и обстоятельства личной жизни, в другом— недостатки организации. Но по последствиям, по итогу это явление одного порядка — ведь время ухо дит впустую, бесплодной становится энергия людей, ко торые не делают продукции. И справедливо настраивая общественное мнение на борьбу с прогульщиками и ло дырями, мы должны помнить и о «прогульщиках» не по своей вине, дабы решительно устранять причины, их рождающие, повышая ответственность тех, кто отвечает на любом участке за организацию дела.
Моральный стимул, как мы уже говорили, не следует путать с формами морального поощрения. Однако это вовсе не означает, что сами эти формы не играют роли Играют! Особенно тогда, когда моральные поощрения сочетаются с материальными.
РУБЛЬ
И СЛОВО
«Выполняя указания Ленина, партия
стремится полностью использовать все
формы материального и морального сти
мулирования труда...» 1
В широком смысле слова материальный стимул не есть только заработок человека. Он как бы вбирает в себя условия производства, в которых находится работ ник, содержание его труда, возможность профессиональ ного роста, наконец, сюда же нужно отнести и часть об щественных фондов потребления — например, благоуст роенная квартира, путевка в санаторий. Моральный же стимул, как нам показали анкеты,— ото социалистиче ское сознание работника, которое получает конкретное выражение в определенных условиях производства.
Нередко приходится слышать споры о том, какой из стимулов — материальный или моральный,— первичный, а какой вторичный, какой подчиняющий, а какой под чиненный. В различные периоды истории нашего госу дарства стимулы действовали в разной степени, ибо раз личными были возможности для стимулирования. Но теперь, когда созданы благоприятные условия для дей-
1 Тезисы Ц К К П СС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
208
ствия обоих стимулов, одинаково беспредметно и, пожа луй, вредно утверждать, что всему голова — рубль или что можно надеяться только на слово. Суть — в сочета нии стимулов, которые должны действовать синхронно, в одном направлении, дополняя и словно бы поддержи вая друг друга.
В нашей анкете был вопрос: «Удачно ли, на ваш взгляд, сочетаются на заводе моральные и материаль ные стимулы?» Мы получили такие результаты (в про центах к числу ответивших):
|
Да |
Нет |
Не со в сем |
н э в з ..................................... |
63. |
24 |
13 |
«Красный А к с а н » ......................................... |
48 |
28 |
21 |
вэлнии ................................ |
8 |
75 |
17 |
Пусть сначала прокомментируют эту таблицу паши соавторы:
«Безразличных к моральным поощрениям быть не может, так как любое поощрение, уважительное отноше ние к человеку обязывают работать лучше» (сменный
мастер).
«Моральные и материальные стимулы сочетаются не удовлетворительно. Много однообразия в моральном стимулировании» (токарь).
«Неудачно. В ущерб моральным стимулам внедряют ся материальные» (зам. главного технолога).
«Одному объявили благодарность, а другого преми ровали. Один из них обижен» (слесарь).
«Премии за план и фонды мастера расходуются не правильно. Особенно пагубно то, что в конце месяца ра бочих заинтересовывают деньгами в том, чтобы трудить-
209
ся в субботу и сверхурочно. Кроме заработ ка платят еще 10—20 рублей, превращая отдельных рабочих в рвачей» (наладчик).
«Оклад. Что о нем скажешь?» (инженер).
Вернемся к таблице. Прежде всего поражает мизер ное количество сотрудников научно-исследовательского института, удовлетворенных сочетанием стимулов. Ви димо, причина тому — несовершенство системы оплаты труда конструкторов, при которой оплачивается скорее должность, чем творческая отдача. К тому же многие конструкторы написали: уже год работаем по новой си стеме, а премий еще не получали.
В чем же тут дело?
В Новочеркасске применена довольно рациональная форма содружества научно-конструкторской организа ции и промышленного предприятия. На НЭВЗ двенад цать лет назад был создан научно-исследовательский институт электровозостроения. Общность задач, стоя щих перед заводом и институтом, предопределила их органическую связь и единое направление деятельности. Она особо подчеркивается тем обстоятельством, что ру ководство завода и института сосредоточено в одних руках.
Как и предприятие, институт работает по условиям экономической реформы. И вот за два года работы по новой системе выявилось некоторое несоответствие меж ду положениями реформы и конкретными условиями ра боты института.
Приведем пример такого несоответствия. Согласно действующим правилам фонд материального стимулиро вания образуется в институте только после полного за вершения работ над темой и внедрения их результатов в производстве. Но ведь разработка нового электровоза длится несколько лет! Значит, и фонд начисляется в те чение этого срока. Имеет ли стимулирующую силу пре мия, которую получает конструктор спустя два—два с по-
мо
ловимой года после завершения основной работы? Дабы устранить эту несуразность, руководители завода и ин ститута резонно предлагают ввести поэтапное образова ние фонда поощрения.
Немаловажно и другое обстоятельство. Институт сей час не находится в равном положении с заводом, когда речь заходит о материальном поощрении за достижение высоких результатов во всесоюзном социалистическом соревновании. При подведении итогов выполнения обя зательств, которые, кстати, берут на себя и конструкто ры, материальные стимулы па них не распространяются.
Конструкторы НЭВЗ оказались в положении, когда сочетание обоих стимулов является попросту от рицательным (ведь сочетать-то нечего!). Этим и объяс няется тот факт, что большинство опрошенных нами ра ботников института не удовлетворены сочетанием ма териальных и моральных стимулов.
Однако и на производстве тем, как сочетаются сти мулы, удовлетворено чуть больше половины опрошен ных. И здесь не используют полностью возможности для подкрепления одного стимула другим. Когда в стрем лении добиться ритмичности одни цехи премируют уси ленно, а другие слабо, нарушается принцип равной платы за равный труд.
На действие стимулов влияют и условия труда. По пятно, как снижена была моральная заинтересованность тех 841 человека, что покинули «Красный Аксай» за три года из-за неудовлетворенности режимом труда, за работком, из-за работы не по специальности, отсутствия перспектив роста и т. д.
Никто из отвечавших на вопрос о сочетании стиму лов, независимо от того, сказал он «да» или «нет», нс отрицал всю важность такого сочетания, облагоражи вающего влияния на человека морального фактора в труде. Это типичная точка зрения. Потому и удивителен для пас вывод автора брошюры «.Моральные и мате
211