Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очевидно, что на первое место — и с внушительным преимуществом — люди ставят коллективные интересы. Практически лишь каждый пятый или четвертый выдви­ гает на первый план потерю в заработке. Большинство же заботится о благе заводском, а значит, и общест­ венном.

Это стремление слить свои личные интересы с инте­ ресами коллектива особенно ярко проявляется в социа­ листическом соревновании, в рационализаторском дви­ жении, получившем на обоих заводах поистине широ­ чайший размах.

360 человек из 800, заполнивших анкеты, являются рационализаторами и изобретателями. Среди этих лю­ дей есть исключительные таланты, которые не могут су­ ществовать без творческой работы, те, у которых воисти­ ну «золотые руки и голова».

Познакомиться с одним из них нас побудила анкета, в которой мы прочитали: «Имею пять авторских свиде­ тельств. К ленинскому юбилею одно предложение даст экономию в 98 тысяч рублей». Мы разыскали человека, заполнившего эту анкету. Познакомились. Павел Алек­ сеевич Фомин. Слесарь, сорока лет, из которых 23 года он отдал «Красному Аксаю». Оказалось, в анкете он даже поскромничал.

Я там не все написал. У меня еще много других предложений, три регистрации.

А что это такое?

Это документ на новые узлы машины. Их, кстати,

теперь делают и у нас, и за границей...

Самое замечательное, что этот исключительный сле­ сарь — не исключение.

О социалистическом соревновании поговорим подроб­ нее. Значение его и результативность не требуют доказа­ тельств. Важнее — для пользы дела — установить и уст­ ранить недостатки в соревновании, которые словно бы

203


нивелируют действие моральных стимулов, приглуша­ ют их.

Не всегда еще в центре соревнования сосредоточива­ ются ключевые экономические проблемы,, злободневные именно для настоящего времени,— мы имеем в виду борьбу за рост производительности труда, за повышение эффективности общественного производства на основе ши­ рокого внедрения достижений науки и техники, умелого использования всех ресурсов. Много нового должна вне­ сти в соревнование и экономическая реформа, которая выделяет среди прочих такие производственные задачи, как лучшее использование основных фондов и оборот­ ных средств, повышение технического уровня и качества изделий, экономия трудовых и материальных затрат. Пока что процесс слияния условий социалистического соревнования и хозяйственной реформы идет медленно, многие поддаются здесь инерции, ограничивая соревно­ вание устаревшими рамками, не решаясь отбросить ста­ рое и идти непроторенными путями. Наконец довольно часто в общей массе соревнующихся теряется личное участие работника.

По данным нашего опроса, в соревновании участву­ ет много людей. Правда, участие это коллективное — в составе бригады, участка, смены, цеха. Но ведь в кол­ лективе работают люди разной общественной активно­ сти, и за спиной энтузиаста может бездействовать рав­ нодушный человек, И потом, если бригада слесарей со­ ревнуется с другой бригадой, разве это значит, что члены каждой бригады не должны соревноваться между собой? Важно, чтобы коллективные обязательства под­ креплялись личными.

Насколько же развито на заводах именно индивиду­ альное соревнование? Этот вопрос мы задали в анкете. Выяснилось, что лично в соревновании участвует только 14,5 процента опрошенных. Причем, картина на пред-, приятнях разная: если на «Красном Аксае» число сорев­

204

нующихся лично, но данным опроса, равняется 24 процен­ там, то на НЭВЗе — всего лишь 5 процентам. Понятно, как снижается от этого эффект соревнования.

В последние годы найдена интересная форма социа­ листического соревнования, позволяющая привносить в это дело индивидуальное мастерство работников. Во многих отраслях развернулось движение за составление личных планов повышения производительности труда, технического прогресса на каждом месте, экономии сы­ рья и материалов и т. д. Личные планы, если они кон­ кретны, сравнимы с другими, а их выполнение взято под контроль, могут сделать соревнование более предметным и действенным.

Говоря о том, в каком направлении нужно совершен­ ствовать социалистическое соревнование, люди в пол­ ный голос заявляют: изжить формализм, повысить глас­ ность, усилить как моральное, так и материальное сти­ мулирование.

«Больше конкретности в обязательствах и обязатель­ ная проверка выполнения». «Участвую, но результатов своих не вижу, так как это приняло формальный харак­ тер». «Нужно превратить соревнование в потребность, а не в кампанию». «Нужен контроль, учет, показ». «На­ до, чтобы рабочие брали личные обязательства ежеме­ сячно, а не от случая к случаю». «Формально участвую». «Мы ни с кем не соревнуемся, а желательно соревно­ ваться» (анкету коллективно заполнила бригада сбор­ щиков). «Лично не соревнуюсь, так как в нашем цехе пустили соревнование на самотек». «Необходимо иное оформление, способное возродить энтузиазм». «Нужна гласность не только хорошей работы, но и плохой».

Соревнованию необходим строгий и объективный учет. Подчас же, стремясь продемонстрировать широту «охвата», об этой объективности забывают, мягко гово­ ря, и нарушают логику. Из справки о ходе соревнования на ПЭВЗ мы узнали, что в 1969 году за звание коллек­

205


тива коммунистического труда здесь боролось 284 брига­ ды (160 это звание было присвоено). А чуть ниже чита­ ем, что в этом же году «получил широкое распростра­ нение метод работы бригад и участков по творческим планам, ставящих своей целью экономию материальных и трудовых ресурсов путем повышения производитель­ ности труда, рациональное использование ценностей». Так вот по этим творческим планам работало 103 брига­ ды. Ну, а какие цели стоят перед бригадами коммуни­ стического труда, которых, судя по справке, больше? Неужели повышение производительности труда и рацио­ нальное использование ценностей не является их первей­ шей задачей?

Соревнованию необходима научная основа. Нужно изучать, как те или иные его формы воспринимаются людьми. К примеру, во многих анкетах, заполненных на НЭВЗ, предлагают регулярно подводить итоги. Но странное дело — здесь их подводят ежедневно. Более того, в Положении о соревновании определен четкий по­ рядок. Сначала к 9 часам утра бригадиры и мастера, партгрупорги и профгрупорги сообщают итоги минувше­ го дня руководителям цеха. Те, в свою очередь, обобща­ ют сведения по цеху, определяют победителей и пред­ ставляют материалы не позже 10 часов 30 минут в за­ водскую комиссию. В 11 часов она рассматривает все материалы и решает, кто победил. Наконец ровно в 12 часов итоги объявляют по селектору. Не много ли засе­ даний получается? И еще — не притупляется ли у людей внимание к итогам, если каждый день называть им де­ сятки наименований цехов, смен, бригад и множество фамилий? Не потому ли и вышел парадокс: каждый день объявляют, а рабочие пишут: надо чаще подводить итоги. По-видимому, дееспособность новой формы нуж­ но тщательно проверять, выясняя прежде всего, как она усваивается коллективом.

.Моральный стимул — это понятие не застывшее. Он

206

в постоянном движении, он может развиваться и может приглушаться. Последнее происходит в том случае, если

нарушается нормальная организация

производства,

когда процветает штурмовщина — рабочие

простаивают

и падает трудовая дисциплина. Тут моральный стимул срабатывает уже не в полную силу, люди теряют крите­ рии того, что, собственно, хорошо и что плохо. Иной да­ же рассуждает: подумаешь, уйду на полчаса или пого­ ворю с кем-нибудь по душам, подумаешь, деталь «запо­ рол» — все равно к концу месяца нагоним.

Велик ущерб, который приносят обществу прогуль­ щики и пьяницы. И все же, на наш взгляд, он гораздо меньше тех потерь, которые происходят от вынужденных простоев и связанных с ними моральных и материаль­ ных издержек. Возможно, кому-то покажется странным это утверждение, но нам думается, что прогул и простой можно поставить на одну доску. Да, они разнятся, но только источниками вины: в одном случае это сам ра­ ботник, его качества и обстоятельства личной жизни, в другом— недостатки организации. Но по последствиям, по итогу это явление одного порядка — ведь время ухо­ дит впустую, бесплодной становится энергия людей, ко­ торые не делают продукции. И справедливо настраивая общественное мнение на борьбу с прогульщиками и ло­ дырями, мы должны помнить и о «прогульщиках» не по своей вине, дабы решительно устранять причины, их рождающие, повышая ответственность тех, кто отвечает на любом участке за организацию дела.

Моральный стимул, как мы уже говорили, не следует путать с формами морального поощрения. Однако это вовсе не означает, что сами эти формы не играют роли Играют! Особенно тогда, когда моральные поощрения сочетаются с материальными.


РУБЛЬ

И СЛОВО

«Выполняя указания Ленина, партия

стремится полностью использовать все

формы материального и морального сти­

мулирования труда...» 1

В широком смысле слова материальный стимул не есть только заработок человека. Он как бы вбирает в себя условия производства, в которых находится работ­ ник, содержание его труда, возможность профессиональ­ ного роста, наконец, сюда же нужно отнести и часть об­ щественных фондов потребления — например, благоуст­ роенная квартира, путевка в санаторий. Моральный же стимул, как нам показали анкеты,— ото социалистиче­ ское сознание работника, которое получает конкретное выражение в определенных условиях производства.

Нередко приходится слышать споры о том, какой из стимулов — материальный или моральный,— первичный, а какой вторичный, какой подчиняющий, а какой под­ чиненный. В различные периоды истории нашего госу­ дарства стимулы действовали в разной степени, ибо раз­ личными были возможности для стимулирования. Но теперь, когда созданы благоприятные условия для дей-

1 Тезисы Ц К К П СС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

208

ствия обоих стимулов, одинаково беспредметно и, пожа­ луй, вредно утверждать, что всему голова — рубль или что можно надеяться только на слово. Суть — в сочета­ нии стимулов, которые должны действовать синхронно, в одном направлении, дополняя и словно бы поддержи­ вая друг друга.

В нашей анкете был вопрос: «Удачно ли, на ваш взгляд, сочетаются на заводе моральные и материаль­ ные стимулы?» Мы получили такие результаты (в про­ центах к числу ответивших):

 

Да

Нет

Не со в сем

н э в з .....................................

63.

24

13

«Красный А к с а н » .........................................

48

28

21

вэлнии ................................

8

75

17

Пусть сначала прокомментируют эту таблицу паши соавторы:

«Безразличных к моральным поощрениям быть не может, так как любое поощрение, уважительное отноше­ ние к человеку обязывают работать лучше» (сменный

мастер).

«Моральные и материальные стимулы сочетаются не­ удовлетворительно. Много однообразия в моральном стимулировании» (токарь).

«Неудачно. В ущерб моральным стимулам внедряют­ ся материальные» (зам. главного технолога).

«Одному объявили благодарность, а другого преми­ ровали. Один из них обижен» (слесарь).

«Премии за план и фонды мастера расходуются не­ правильно. Особенно пагубно то, что в конце месяца ра­ бочих заинтересовывают деньгами в том, чтобы трудить-

209


ся в субботу и сверхурочно. Кроме заработ ка платят еще 10—20 рублей, превращая отдельных рабочих в рвачей» (наладчик).

«Оклад. Что о нем скажешь?» (инженер).

Вернемся к таблице. Прежде всего поражает мизер­ ное количество сотрудников научно-исследовательского института, удовлетворенных сочетанием стимулов. Ви­ димо, причина тому — несовершенство системы оплаты труда конструкторов, при которой оплачивается скорее должность, чем творческая отдача. К тому же многие конструкторы написали: уже год работаем по новой си­ стеме, а премий еще не получали.

В чем же тут дело?

В Новочеркасске применена довольно рациональная форма содружества научно-конструкторской организа­ ции и промышленного предприятия. На НЭВЗ двенад­ цать лет назад был создан научно-исследовательский институт электровозостроения. Общность задач, стоя­ щих перед заводом и институтом, предопределила их органическую связь и единое направление деятельности. Она особо подчеркивается тем обстоятельством, что ру­ ководство завода и института сосредоточено в одних руках.

Как и предприятие, институт работает по условиям экономической реформы. И вот за два года работы по новой системе выявилось некоторое несоответствие меж­ ду положениями реформы и конкретными условиями ра­ боты института.

Приведем пример такого несоответствия. Согласно действующим правилам фонд материального стимулиро­ вания образуется в институте только после полного за­ вершения работ над темой и внедрения их результатов в производстве. Но ведь разработка нового электровоза длится несколько лет! Значит, и фонд начисляется в те­ чение этого срока. Имеет ли стимулирующую силу пре­ мия, которую получает конструктор спустя два—два с по-

мо

ловимой года после завершения основной работы? Дабы устранить эту несуразность, руководители завода и ин­ ститута резонно предлагают ввести поэтапное образова­ ние фонда поощрения.

Немаловажно и другое обстоятельство. Институт сей­ час не находится в равном положении с заводом, когда речь заходит о материальном поощрении за достижение высоких результатов во всесоюзном социалистическом соревновании. При подведении итогов выполнения обя­ зательств, которые, кстати, берут на себя и конструкто­ ры, материальные стимулы па них не распространяются.

Конструкторы НЭВЗ оказались в положении, когда сочетание обоих стимулов является попросту от­ рицательным (ведь сочетать-то нечего!). Этим и объяс­ няется тот факт, что большинство опрошенных нами ра­ ботников института не удовлетворены сочетанием ма­ териальных и моральных стимулов.

Однако и на производстве тем, как сочетаются сти­ мулы, удовлетворено чуть больше половины опрошен­ ных. И здесь не используют полностью возможности для подкрепления одного стимула другим. Когда в стрем­ лении добиться ритмичности одни цехи премируют уси­ ленно, а другие слабо, нарушается принцип равной платы за равный труд.

На действие стимулов влияют и условия труда. По пятно, как снижена была моральная заинтересованность тех 841 человека, что покинули «Красный Аксай» за три года из-за неудовлетворенности режимом труда, за­ работком, из-за работы не по специальности, отсутствия перспектив роста и т. д.

Никто из отвечавших на вопрос о сочетании стиму­ лов, независимо от того, сказал он «да» или «нет», нс отрицал всю важность такого сочетания, облагоражи­ вающего влияния на человека морального фактора в труде. Это типичная точка зрения. Потому и удивителен для пас вывод автора брошюры «.Моральные и мате­

211