Файл: Вопросы технологии машиностроения и радиотехники [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
0,09 мм показали, что увеличение скорости деформирования (до 2900 мм/сек хотя и приводит к уменьшению абсолютной вели чины заусенца, но требует применения быстроходных вырубных прессов [1].
• Получение оптимальных зазоров /1—3 мк/ и их выдержка в процессе вырубки в настоящее время вызывает некоторые за труднения [2].
Для получения деталей с хорошей торцевой поверхностью среза была предложена следующая схема вырубки деталей из тонких листов с зазорами лГежду матрицей и пуансоном
Рис. 1 Схема вырубки детален малых толщин
0,034 мм и выше (рис. 1). На рис. 1 показано, что выбранная схема вырубки деталей, предлагает изменение напряженного состояния материала путем применения давления жидкости со стороны противоположной торцевой поверхности пуансона.
Экспериментальная установка была изготовлена и ее эле менты приведены на рис. 2.
Давление жидкости в пространстве матрицы под деталью создается ручным насосом (1), регулируется оно запорным вен тилем (5) и измеряется манометром (4). Отштампованные дета ли попадают в накопитель (6). Рессивер (3) служит для поддер жания давления в пространстве под деталью.
• Исследования, выполненные на экспериментальной установ ке, показали хорошую работоспособность выбранной схемы вы рубки деталей из тонких листов. Кроме того, удалось получитц весьма хорошее качество боковой поверхности среза деталей. Установка-позволяет изменять давление жидкости и этим самым получать различное усилие противодавление Р0. Изменяя про тиводавление Р0 можно значительно изменять напряженное со стояние металла в месте его разрушения. Данная установка
4 позволяет применять зазоры между матрицей и пуансоном зна чительно большие, чем; рекомендуются в литературе, что дает
8
1 |
Насос |
поршнедой |
з Рессикр |
J |
Вентиль запорный |
2 |
Роробка |
клапанная |
4 Манометр |
6 |
Накопитель |
Рис, 2, Экспериментальная установка для вырубки деталей с противодавлением
возможность уменьшить стоимость вырубных штампов и увели чить его долговечность за счет увеличения количества пере точек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Т ю р и н Н. И. «Исследование процесса вырубки деталей малых тол щин из никелевого сплава НП-2». Сборник трудов ВЗМИ. Обработка металлов давлением. Москва 1971 г.
2. М а л о в А. Н. «Технология холодной штамповки». Государственное научно-техническом издательство. Оборонгиз. Москва, 1963 г.
коськин в. н.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТЫХ МУФТ С БОЧКООБРАЗНЫМИ ЗУБЬЯМИ
Приводится пространственное решение задачи о контактировании бочкообразного зуба втулки и обыч ного зуба обоймы. Дан способ расчета радиуса подачи инструмента при нарезании бочкообразных зубьев втул ки, а также зазора между зубьями при заданном угле
перекоса. |
Сравниваются |
различные способы |
расчета. |
|
Иллюстраций 1. Библиографий 1. |
|
|||
Выберем неподвижную систему координат (х, у, z), |
связан |
|||
ную с втулкой, а |
подвижную (х у ' , |
z') — с обоймой. Втулку |
||
с бочкообразными |
зубьями |
представим |
как корригированное |
колесо с переменным коэффициентом смещения в сечениях, па раллельных плоскости ху. Величина абсолютного сдвига в лю
бом сечении, определяемом координатой z= a (/a/sg:0,5b, |
где |
b — ширина зуба втулки) равна: |
|
А = R — V R 2 — а\ |
(1) |
Здесь: R — радиус осевой подачи червячной фрезы по делитель ной окружности.
Тогда угол Д<р, определяющий положение эвольвенты профиля зуба*при z = a , равен:
Дер = |
h tg схр |
R — V i P — a? |
tg“ P |
(2) |
|
гя |
гн |
||||
|
|
|
где S'0, S0— толщина зуба втулки по основной окружности со
ответственно в сечениях при z = a й z= 0 , гд— радиус делительной окружности, ар— угол зацепления.
10
Если положение эвольвенты профиля любого зуба обоймы' охарактеризовать углом ср, отсчитываемым против часовой стрелки, то эвольвента профиля втулки в сечении z = a опреде лится углом ф+Д|ф+ф3; причем
' (3)
где б — зазор по нормали между профилем обоймы и профи лем втулки при z= 0 .
Любая точка эвольвенты втулки может быть определена уг лом 0ь отсчитываемым от начального радиуса-вектора эвбльвенты ОА до линии ОМ (рис. 1). Тогда уравнение правой боко вой поверхности втулки в левой системе координат:
х = r0 [cos (ф + |
0! + |
Аф + |
Аф3) +- 0Хsin(ф + |
0! + |
Дф + |
Дф3], |
|
|||
у = Г0 [sin (ф + |
0Х+ |
Дф + |
Дфз) — 0! COS (ф + |
0! + |
Дф + |
Дфз], |
(4) |
|||
z = а. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уравнение же правой |
боковой |
поверхности |
обоймы |
име |
||||||
ет вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х'= г0 [cos^ + 02)+ 02s in ^ + 0 |
2)], |
|
|
|
|
||||
|
у' = r0[sin (ip ■-f 02) — 02 cos ( ф + 02)[, |
|
|
|
(5) |
|||||
Пусть обойма сместилась по осям координат |
на Дх, Ду, Дг, |
|||||||||
а затем повернулась относительно |
втулки |
вокруг |
оси |
х на |
угол а. В этом случае уравнение обоймы в подвижной системе координат будет имет вид (5), а в неподвижной:
х = r0[cos (ф + 02) + 02 sin (ф + 02)[ + Дх,
г/=г0[ 5ш(ф+ 02)—02cos^+02)]cosa—asina-f-Z^cosa— Azsina, |
(6) |
2=го[зт(фЧ-02) —02со5(ф+ 02)] sina+acosa+Az/sina+Azcosa.
В точках контакта зубьев обоймы и втулки должна быть об щая касательная плоскость. Проводим касательную плоскость в любой точке обоймы:
-X — х |
У — У |
2 — z |
|
дх/дд2 |
ду/дв2 |
dZ/dQ2 = 0, |
(7) |
дх/дах |
dy/daL |
dZldaL |
|
X sin (5—У cos a cos.p—Z sin a cos (3—ro02—Дх sin р+Дг/ cos p = 0. (70
Уравнение касательной плоскости к поверхности |
зуба |
втулки: |
|
X sin у — Y cos у + Zr.0у' — г0ау' — г0в1= 0. |
(8) |
11
Втулка.
Рис. 1. Схема зубчатой муфты
В уравнениях (7') и (8) |
введены следующие |
обозначения: |
X, Y, Z — текущие координаты касательной плоскости, |
||
у = Ф + 01 + Аф + Аф3, р = ф + 02, |
|
|
у' — производная от угла у по координате аь |
|
|
Сравнивая у уравнений (7') |
и (8) коэффициенты при X, У, Z, по |
|
лучаем следующую систему уравнений: |
|
|
A sin р = pSj sin у, |
|
|
A cos a cos р = BQ1 cosy, |
(9) |
|
— Л sin а cos р=Б01гоу , |
|
где
А—гйау' + гo0lf
В= ro02 + Ах sin р— Ау cos р.
Разделив последнее уравнение системы (9) на второе, имеем:
( 10)
cosy
Отсюда ясно, что наименьший угол перекоса, определяющий взаимный угол поворота втулки и обоймы, имеют то^ки втулки, лежащие при у=180°-к, где к — любое целое число.
Следовательно, угол поворота обоймы относительно втулки определится по следующей зависимости:
tga = r0y/ = |
a sin сср |
|
|
( 11) |
|
- |
* |
|
|
||
|
V R* — сР |
|
|
|
|
где а — координата точки контакта. |
Знак |
в формулах |
(10) |
||
и (11) принципиального значения не имеет. |
при |
у = 0 , |
после |
||
Далее, используя систему уравнений (9) |
|||||
преобразований получим: |
|
|
|
|
\ |
Ь = 2R [V sin2 ap + tg2a |
— sinap + |
) • |
( 12) |
Здесь: b — зазор по нормали между профилем зуба обоймы и зуба втулки при z= 0 до поворота обоймы относи тельно втулки.
Для левых профилей зубьев результат получается точно та кой же, если принять правую систему координат.
Итак, поворот втулки относительно обоймы или наоборот определяется точками зубьев втулки, расположенным при у = 0 или 180°. Зазор по нормали можно выразить через зазор по де лительной окружности С:
С = -Л— . |
(13) |
cos an
13