Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знать и уметь

Возрастание роли управления обусловливается так­ же развитием международных экономических связей Советского Союза, и прежде всего его связей с другими странами социалистического содружества. Сейчас мы должны многие наши хозяйственные вопросы решать с учетом этих связей. Дальнейшее углубление и совер­ шенствование сотрудничества стран — членов СЭВ позволяет полнее использовать преимущества социа­ листической системы хозяйства, международного раз­ деления труда в интересах укрепления экономического

иоборонного могущества этих стран, повышения на­ родного благосостояния. Плодотворность сотрудниче­ ства социалистических государств, охватывающего производство, науку и технику, внешнеторговый обмен

икультуру, во многом зависит от степени совершен­ ства организации, планирования и всей системы управ­

ления.

Итак, мы выяснили, почему необходимо и возможно совершенствование управления в современных услови­ ях. Мы убедились также, что управление имеет сегодня поистине первостепенное значение для коммунистиче­ ского строительства. «Речь идет, по существу, о том, как нам лучше организовать деятельность общества по ускорению экономического и социального разви­ тия, обеспечить наиболее полное использование имею­ щихся возможностей, еще теснее объединить сотни ты­ сяч коллективов, десятки миллионов трудящихся вок­ руг главных целей партийной политики. Следовательно, вопросы управления затрагивают не только узкий круг руководителей и специалистов, но и все партийные, советские, хозяйственные организации, все коллек­ тивы трудящихся» ’. Сейчас, когда мы вступили в этап развитого социализма, Коммунистическая партия рас­ сматривает совершенствование системы управления народным хозяйством как один из узловых вопросов своей экономической политики.

Сегодня искать, находить и про­ водить в жизнь те или иные ре­ шения уже невозможно, если

исходить из приблизительных представлений об эко­ номических процессах, опираться лишь на интуицию, хотя она и является немаловажным качеством

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 65.

10

хорошего хозяйственника. В наши дни необходим точ­ ный экономический расчет, тщательная обоснован­ ность каждого решения. Новых знаний, переосмысливания многих сложившихся управленческих понятий, методов, приемов требует и современная вычислитель­ ная техника, автоматизированные системы управления. Короче говоря, управлять хозяйством по-научному — значит уметь всегда соотносить свои решения с точным анализом действительности, достигать наибольших эко­ номических результатов при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах. Научно управ­ лять— это значит также учитывать всю гамму послед­ ствий принимаемых решений.

По мере своего развития и совершенствования наше управление становится все более важным фактором прогресса общества. Но для того, чтобы в полной мере выполнять эту свою роль, оно должно в максимальной степени учитывать объективные закономерности эконо­ мического и социального развития общества.

Партия особо подчеркивает, что всякие проявления волюнтаризма, попытки строить хозяйственную жизнь, игнорируя экономические законы социализма, несовме­ стимы с научно обоснованным управлением обществен­ ным производством. Вместе с тем она подчеркивает возрастание в условиях коммунистического строитель­ ства роли субъективного фактора — знаний, опыта, практической деятельности людей.

Нет ли здесь противоречия? Нет, так как возраста­ ние роли субъективного фактора не имеет ничего обще­ го с субъективизмом, волюнтаризмом. Более того, это, по существу, противоположные явления: первое пред­ полагает тщательный учет и всестороннее использова­ ние объективных экономических закономерностей, вто­ рое, напротив, — их игнорирование; первое ведет

кэкономическому подъему, второе — на каком-то этапе

кнеизбежным провалам в хозяйственной жизни обще­ ства; первое предполагает всемерное использование сознательной активности широчайших масс, буквально каждого члена общества, второе — во многом слепые, «механические» действия исполнителей... Короче гово­

ря, возрастание роли субъективного фактора ускоряет социалистическое и коммунистическое строительство; субъективизм же в экономике и политике, науке и идео­

11


логии может лишь затормозить и исказить этот истори­ ческий процесс.

Современный общеобразовательный, политический и профессиональный уровень основной части работни­ ков народного хозяйства позволяет им, овладев наукой управления, принимать все более активное участие в выработке и реализации управленческих решений, в контроле за их результатами. Но тут есть одно «но». Управление, как известно, считается наиболее сложной и постоянно развивающейся областью человеческой деятельности. Знания, вполне достаточные вчера, сегод­ ня могут, а завтра неизбежно станут устаревшими, непригодными для квалифицированного управления, если их не пополнять и не обновлять в соответствии с новыми задачами и требованиями.

Коммунистическая партия проводит большую рабо­ ту по развитию теории и совершенствованию практики руководства народным хозяйством, по организации широкой подготовки и переподготовки кадров. Особен­ но важная роль отводится реализации мер, намеченных постановлением ЦК КПСС «Об улучшении экономиче­ ского образования трудящихся», а также рядом других партийных и государственных документов. В них под­ черкивается исключительная актуальность роста твор­ ческой активности трудящихся, создания все более благоприятных условий для реального участия каждого в управлении производством. Многое в этом отношении зависит от деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, от администрации предприятий.

Известно, что ключевой проблемой нашего хозяй­ ственного развития на современном этапе является — и выше мы об этом уже говорили — значительное повы­ шение эффективности общественного производства. Эта задача решается и на предприятиях, и в объедине­ ниях, и в институтах, и в министерствах — на всех уров­ нях и во всех звеньях народнохозяйственного организ­ ма. Большие резервы роста эффективности производ­ ства можно найти на каждом рабочем месте, на каж­ дом предприятии. Чтобы привести в действие эти резервы, важно максимально развязать инициативу масс, активизировать их участие в управлении произ­ водством. Всенародное движение за принятие коллек­

12

тивами предприятий встречных, напряженных планов, разработка рабочими личных планов повышения произ­ водительности труда и другие творческие начинания — это конкретное выражение борьбы миллионов трудя­ щихся за повышение эффективности производства.

Советский труженик — не просто работник. Он и полноправный хозяин производства и всей страны. Однако еще далеко не все в должной мере реализуют это свое поистине великое право. Нельзя ведь быть настоящим хозяином производства, не участвуя в уп­ равлении им. Но для этого надо знать, как управлять, и уметь это делать. Человек, овладевающий маркси­ стско-ленинской наукой управления, должен постоянно проверять и обогащать свои знания в процессе непос­ редственного участия в управлении. Ленинское указа­ ние: «...научить массу управлению, не книжному, не лекциями, не митингами, научить опытом»1— полно­ стью остается в силе и в наши дни.

В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 451.


Беседа вторая
И наука, и искусство

КЛЮЧЕВОЕ

ЗВЕНО

Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуж­ дается в большей или меньшей степени в управлении. Отдельный скрипач сам уп­ равляет собой, оркестр нуждается в ди­ рижере.

К. Маркс

Что такое управление? Ответить на этот вопрос не так-то просто.

Попробуйте поговорить, например, с юристом. Вы убе­ дитесь, что он видит в управлении прежде всего право­ вое регулирование. Кибернетик и биолог скажут, что это процесс получения, переработки, хранения инфор­ мации и выдачи на ее основе «команд». Экономист же смотрит на управление прежде всего как на процесс регулирования общественного производства, обмена и потребления материальных благ в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Каждый из этих специалистов по-своему прав, потому что каждый из них говорит не об управлении вообще, а об отдельном его виде.

Есть три вида управления. Во-первых, управление в биологических системах (например, мозг управляет рукой во время письма). Во-вторых, автоматическое управление (скажем, полетом ракеты или металлоре­ жущим станком по заданной программе). В-третьих, социальное управление (управление общественными процессами), которое, в свою очередь, подразделяется на общественное, государственное и хозяйственное. Тема наших бесед касается последнего аспекта управ­ ления, а точнее, управления социалистическим общест­ венным производством. Оно имеет свои характерные черты и цели, отличные от управления при капита­ лизме.

В капиталистическом обществе производство раз­ дроблено между частными хозяйствами капиталистов.

14

Каждое из них управляется обособленно, вне прямой связи с другими. Там нет общегосударственного эконо­ мического центра, который бы сознательно, по заранее составленному и обязательному для всех предприя­ тий плану поддерживал пропорциональность народ­ ного хозяйства. По своему характеру капиталистиче­ ское производство (а следовательно, и управление) эксплуататорское. Его цель — извлечение прибыли во имя обогащения горстки капиталистов за счет экс­ плуатации трудящихся. Во всех развитых капитали­ стических странах существует довольно большой госу­ дарственный сектор, который управляется централизо­ ванно. Но поскольку экономика развивается стихийно, то и сектор в конечном счете также находится во вла­ сти стихии. Все попытки буржуазного государства регулировать экономику в масштабах страны ограни­ чиваются выработкой рекомендаций, которые капита­ листические фирмы могут учесть в своей производст­ венной и хозяйственной деятельности, а могут и игно­ рировать.

Конечно, отдельная фирма — частнокапиталистиче­ ская или государственная — управляется на довольно высоком организационном и техническом уровне. Но это не приносит никаких выгод ни занятым там рабо­ чим, ни обществу в целом. Более того, если благодаря эффективному управлению отдельные корпорации до­ биваются производственных успехов, то это лишь уси­ ливает эксплуатацию трудящихся, а также конкурент­ ную борьбу капиталистов. Острее становятся антаго­ нистические противоречия между трудом и капиталов Углубляется неустойчивость всего капиталистического производства.

А каковы характерные черты управления социали­ стическим общественным производством?

Прежде всего оно охватывает все народное хозяй­ ство, будь то отрасль, территориально-производствен­ ный комплекс, объединение или отдельное предприя­ тие, цех или бригада.

Управление социалистическим общественным про­ изводством осуществляется планомерно. Это значит, что производственный процесс регулируется по еди­ ному народнохозяйственному плану в соответствии с требованиями объективных экономических законов

15


социализма, прежде всего основного экономического закона и закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.

При социализме управление производством осу­ ществляется централизованно, общегосударственными органами. Именно они обеспечивают координацию всех участников производства, ориентируют их на достижение целей, отвечающих интересам общества, производственного коллектива, каждого работника.

Существенно важной чертой управления является и то, что оно по природе своей демократично. Управля­ ют производством сами трудящиеся через государст­ венные, советские и общественные органы и организа­ ции, через трудовые коллективы и с помощью других форм. Осуществляется оно в интересах обеспечения общественных, коллективных и личных интересов всех трудящихся.

Чтобы успешно управлять, нужно знать законы развития природы и общества, изучить технику и тех­ нологию производства, его экономику и организацию. Вместе с тем необходимы знания и в области права, социологии, психологии. Но общую основу теории уп­ равления составляют марксистско-ленинская полити­ ческая экономия, философия, научный коммунизм.

Управление— процесс творческий. Здесь прихо­

дится учитывать

не только

общие законы развития,

но и конкретную

ситуацию,

сложившуюся на данном

предприятии в данный момент, делать из ее анализа правильные выводы. Чтобы принять обоснованное ре­ шение, недостаточно обладать высокой профессио­ нальной квалификацией. Многое зависит от индивиду­ альных способностей руководителя, его умения рабо­ тать с людьми, личной инициативы и, если хотите, ( интуиции. Использовать все это в управлении — уже искусство.

Следовательно, чтобы научиться управлять, надо решить двоякую задачу: овладеть научными основами, то есть теорией управления, и уметь творчески ее применять — овладеть искусством управлять.

Управление социалистическим производством зиж­ дется прежде всего на принципах хозяйственного ру­ ководства. Вот самые важные из них: единство поли­ тического и хозяйственного руководства, демократиче-

16

руководства
Единство
политического

ский централизм, единоначалие и участие трудящихся в управлении, обеспечение единства общенародных, коллективных и личных интересов при ведущей роли интересов общенародных, сочетание отраслевого и территориального управления. Эти принципы вытека­ ют из самой природы социалистического производства. Правильность их проверена многолетним опытом стро­ ительства социализма в нашей стране и в других брат­ ских социалистических странах.

Следовательно, принципы хозяйственного руковод­ ства не выбирают от случая к случаю, а руководству­ ются ими постоянно и в обязательном порядке.

Как это важнейшее положение теории управления реализуется на практике? Чтобы ответить на этот воп­ рос, давайте рассмотрим принципы хозяйственного ру­ ководства более детально. И начнем с принципа един­ ства политической и хозяйственной работы.

Ленин неоднократно указывал, ЧТо в условиях социализма нельзя допускать отрыва руководства

экономикой от политики, ибо по­ литическая и хозяйственная ра­ бота объективно связаны между собой. Практическая

реализация этого принципа находит свое выражение в том, что партия и Советское государство на всех эта­ пах коммунистического строительства вырабатывают не только социально-политический курс, но и эконо­ мическую политику, программу развития народного хозяйства, которая находит свое обобщенное выраже­ ние в перспективных планах.

Так, в первом перспективном плане развития на­ родного хозяйства — плане ГОЭЛРО — ставилась за­ дача выровнять «фронт нашей экономики с достиже­ ниями политического уклада». В довоенные пяти­ летки партия нацеливала советский народ на решение таких социально-политических задач, как индустриа­ лизация страны и коллективизация сельского хозяй­ ства, создание материально-технической базы социа­ лизма.

В годы Великой Отечественной войны и в первую послевоенную пятилетку партия направила все эконо­ мические ресурсы страны и волю народа на разгром

2

Беседы об управлении

17

Гос. п;/5п.

 

 

 

ь?.учно-’.

-

 

 

 

0 и 5 . Г " .

 

 

 

 

-Э ■.

-

. . .


германского фашизма и восстановление разрушенного народного хозяйства.

Сегодня наша страна достигла такого уровня раз­ вития, когда в качестве практической задачи стало создание материально-технической базы коммунизма. Партия выработала экономическую программу, соот­ ветствующую этой генеральной задаче. Важной сос­ тавной частью программы является девятый пятилет­ ний план развития народного хозяйства СССР, ус­ пешно претворяемый в жизнь. «...Обеспечить значи­ тельный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития со­ циалистического производства, повышения его эффек­ тивности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда»1— так сформулиро­ вал XXIV съезд главную задачу девятой пятилетки.

Какие требования к управлению производством на всех его уровнях вытекают из этой политической директивы съезда партии?

Возьмем, к примеру, такую проблему, как суще­ ственное увеличение производства товаров народного потребления. На XXIV съезде КПСС она рассматри­ валась не только как важнейшая хозяйственная, но и как политическая задача. Съезд обратил внимание плановых и хозяйственных органов, партийных, совет­ ских, профсоюзных организаций на необходимость серьезного изменения самого подхода к производству потребительских товаров.

Принцип единства политического и хозяйственного руководства означает, что каждое хозяйственное мероприятие должно соответствовать общенародным интересам, должно быть подчинено целям и задачам коммунистического строительства. Это значит, что не­ обходима решительная борьба со всякого рода про­ явлениями узковедомственного и местнического под­ хода.

В каждодневной практике нередки случаи, когда интересы, скажем, предприятия, объединения не сов­ падают с общегосударственными интересами. Строи­ тельство, например, очистных сооружений сопряжено с определенными материальными, финансовыми и

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 239—240.

18

трудовыми затратами, требует от коллектива пред­ приятия определенных дополнительных усилий. А это может затруднить выполнение плана. Вот и слу­ чается, что некоторые хозяйственники, не способные подняться при решении вопросов выше своей «выш­ ки», либо не желают строить очистные сооружения, либо относятся к ним как к нечто второстепенному. А если подойти с государственной меркой, то нетруд­ но понять, что загрязнение, скажем, рек ведет к ги­ бели рыбных запасов и убытки во много крат превы­ шают стоимость очистных сооружений.

Существенно важная сторона принципа единства политического и хозяйственного руководства — соче­ тание текущей управленческой деятельности с воспи­ тательной работой в массах. Весь опыт коммунисти­ ческого строительства учит: прочность и весомость на­ ших хозяйственных успехов во многом зависят от уровня и достижений партийно-политической работы. В свою очередь, она тогда приносит хорошие плоды,

когда самым тесным образом связана

с жизнью,

с практикой коммунистического строительства.

Значит, каждый руководитель, от министра до мас­

тера и бригадира, должен быть не только

грамотным

специалистом, дельным администратором, но и воспи­ тателем своих подчиненных, должен активно участво­ вать в массовой партийно-политической работе. На XXIV съезде КПСС особо указывалось на важность этого обстоятельства: «Если даже руководитель наде­ лен правами единоначалия, он все равно не может по­ лагаться только на силу приказа. Недаром наша пар­ тия постоянно подчеркивает необходимость органиче­ ской связи хозяйственной и воспитательной работы. Она требует, чтобы руководящие работники постоян­ но думали о воспитательных последствиях тех эконо­ мических и административных решений, которые они принимают» *.

Оставаясь незыблемым в целом, принцип единства политического и хозяйственного руководства, а точ­ нее, механизм его реализации непрерывно совершен­ ствуется, по мере развития производительных сил и производственных отношений социализма, роста масш­

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 100.

19