ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Возрастание роли управления обусловливается так же развитием международных экономических связей Советского Союза, и прежде всего его связей с другими странами социалистического содружества. Сейчас мы должны многие наши хозяйственные вопросы решать с учетом этих связей. Дальнейшее углубление и совер шенствование сотрудничества стран — членов СЭВ позволяет полнее использовать преимущества социа листической системы хозяйства, международного раз деления труда в интересах укрепления экономического
иоборонного могущества этих стран, повышения на родного благосостояния. Плодотворность сотрудниче ства социалистических государств, охватывающего производство, науку и технику, внешнеторговый обмен
икультуру, во многом зависит от степени совершен ства организации, планирования и всей системы управ
ления.
Итак, мы выяснили, почему необходимо и возможно совершенствование управления в современных услови ях. Мы убедились также, что управление имеет сегодня поистине первостепенное значение для коммунистиче ского строительства. «Речь идет, по существу, о том, как нам лучше организовать деятельность общества по ускорению экономического и социального разви тия, обеспечить наиболее полное использование имею щихся возможностей, еще теснее объединить сотни ты сяч коллективов, десятки миллионов трудящихся вок руг главных целей партийной политики. Следовательно, вопросы управления затрагивают не только узкий круг руководителей и специалистов, но и все партийные, советские, хозяйственные организации, все коллек тивы трудящихся» ’. Сейчас, когда мы вступили в этап развитого социализма, Коммунистическая партия рас сматривает совершенствование системы управления народным хозяйством как один из узловых вопросов своей экономической политики.
Сегодня искать, находить и про водить в жизнь те или иные ре шения уже невозможно, если
исходить из приблизительных представлений об эко номических процессах, опираться лишь на интуицию, хотя она и является немаловажным качеством
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 65.
10
хорошего хозяйственника. В наши дни необходим точ ный экономический расчет, тщательная обоснован ность каждого решения. Новых знаний, переосмысливания многих сложившихся управленческих понятий, методов, приемов требует и современная вычислитель ная техника, автоматизированные системы управления. Короче говоря, управлять хозяйством по-научному — значит уметь всегда соотносить свои решения с точным анализом действительности, достигать наибольших эко номических результатов при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах. Научно управ лять— это значит также учитывать всю гамму послед ствий принимаемых решений.
По мере своего развития и совершенствования наше управление становится все более важным фактором прогресса общества. Но для того, чтобы в полной мере выполнять эту свою роль, оно должно в максимальной степени учитывать объективные закономерности эконо мического и социального развития общества.
Партия особо подчеркивает, что всякие проявления волюнтаризма, попытки строить хозяйственную жизнь, игнорируя экономические законы социализма, несовме стимы с научно обоснованным управлением обществен ным производством. Вместе с тем она подчеркивает возрастание в условиях коммунистического строитель ства роли субъективного фактора — знаний, опыта, практической деятельности людей.
Нет ли здесь противоречия? Нет, так как возраста ние роли субъективного фактора не имеет ничего обще го с субъективизмом, волюнтаризмом. Более того, это, по существу, противоположные явления: первое пред полагает тщательный учет и всестороннее использова ние объективных экономических закономерностей, вто рое, напротив, — их игнорирование; первое ведет
кэкономическому подъему, второе — на каком-то этапе
кнеизбежным провалам в хозяйственной жизни обще ства; первое предполагает всемерное использование сознательной активности широчайших масс, буквально каждого члена общества, второе — во многом слепые, «механические» действия исполнителей... Короче гово
ря, возрастание роли субъективного фактора ускоряет социалистическое и коммунистическое строительство; субъективизм же в экономике и политике, науке и идео
11
логии может лишь затормозить и исказить этот истори ческий процесс.
Современный общеобразовательный, политический и профессиональный уровень основной части работни ков народного хозяйства позволяет им, овладев наукой управления, принимать все более активное участие в выработке и реализации управленческих решений, в контроле за их результатами. Но тут есть одно «но». Управление, как известно, считается наиболее сложной и постоянно развивающейся областью человеческой деятельности. Знания, вполне достаточные вчера, сегод ня могут, а завтра неизбежно станут устаревшими, непригодными для квалифицированного управления, если их не пополнять и не обновлять в соответствии с новыми задачами и требованиями.
Коммунистическая партия проводит большую рабо ту по развитию теории и совершенствованию практики руководства народным хозяйством, по организации широкой подготовки и переподготовки кадров. Особен но важная роль отводится реализации мер, намеченных постановлением ЦК КПСС «Об улучшении экономиче ского образования трудящихся», а также рядом других партийных и государственных документов. В них под черкивается исключительная актуальность роста твор ческой активности трудящихся, создания все более благоприятных условий для реального участия каждого в управлении производством. Многое в этом отношении зависит от деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, от администрации предприятий.
Известно, что ключевой проблемой нашего хозяй ственного развития на современном этапе является — и выше мы об этом уже говорили — значительное повы шение эффективности общественного производства. Эта задача решается и на предприятиях, и в объедине ниях, и в институтах, и в министерствах — на всех уров нях и во всех звеньях народнохозяйственного организ ма. Большие резервы роста эффективности производ ства можно найти на каждом рабочем месте, на каж дом предприятии. Чтобы привести в действие эти резервы, важно максимально развязать инициативу масс, активизировать их участие в управлении произ водством. Всенародное движение за принятие коллек
12
тивами предприятий встречных, напряженных планов, разработка рабочими личных планов повышения произ водительности труда и другие творческие начинания — это конкретное выражение борьбы миллионов трудя щихся за повышение эффективности производства.
Советский труженик — не просто работник. Он и полноправный хозяин производства и всей страны. Однако еще далеко не все в должной мере реализуют это свое поистине великое право. Нельзя ведь быть настоящим хозяином производства, не участвуя в уп равлении им. Но для этого надо знать, как управлять, и уметь это делать. Человек, овладевающий маркси стско-ленинской наукой управления, должен постоянно проверять и обогащать свои знания в процессе непос редственного участия в управлении. Ленинское указа ние: «...научить массу управлению, не книжному, не лекциями, не митингами, научить опытом»1— полно стью остается в силе и в наши дни.
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 451.
КЛЮЧЕВОЕ
ЗВЕНО
Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуж дается в большей или меньшей степени в управлении. Отдельный скрипач сам уп равляет собой, оркестр нуждается в ди рижере.
К. Маркс
Что такое управление? Ответить на этот вопрос не так-то просто.
Попробуйте поговорить, например, с юристом. Вы убе дитесь, что он видит в управлении прежде всего право вое регулирование. Кибернетик и биолог скажут, что это процесс получения, переработки, хранения инфор мации и выдачи на ее основе «команд». Экономист же смотрит на управление прежде всего как на процесс регулирования общественного производства, обмена и потребления материальных благ в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Каждый из этих специалистов по-своему прав, потому что каждый из них говорит не об управлении вообще, а об отдельном его виде.
Есть три вида управления. Во-первых, управление в биологических системах (например, мозг управляет рукой во время письма). Во-вторых, автоматическое управление (скажем, полетом ракеты или металлоре жущим станком по заданной программе). В-третьих, социальное управление (управление общественными процессами), которое, в свою очередь, подразделяется на общественное, государственное и хозяйственное. Тема наших бесед касается последнего аспекта управ ления, а точнее, управления социалистическим общест венным производством. Оно имеет свои характерные черты и цели, отличные от управления при капита лизме.
В капиталистическом обществе производство раз дроблено между частными хозяйствами капиталистов.
14
Каждое из них управляется обособленно, вне прямой связи с другими. Там нет общегосударственного эконо мического центра, который бы сознательно, по заранее составленному и обязательному для всех предприя тий плану поддерживал пропорциональность народ ного хозяйства. По своему характеру капиталистиче ское производство (а следовательно, и управление) эксплуататорское. Его цель — извлечение прибыли во имя обогащения горстки капиталистов за счет экс плуатации трудящихся. Во всех развитых капитали стических странах существует довольно большой госу дарственный сектор, который управляется централизо ванно. Но поскольку экономика развивается стихийно, то и сектор в конечном счете также находится во вла сти стихии. Все попытки буржуазного государства регулировать экономику в масштабах страны ограни чиваются выработкой рекомендаций, которые капита листические фирмы могут учесть в своей производст венной и хозяйственной деятельности, а могут и игно рировать.
Конечно, отдельная фирма — частнокапиталистиче ская или государственная — управляется на довольно высоком организационном и техническом уровне. Но это не приносит никаких выгод ни занятым там рабо чим, ни обществу в целом. Более того, если благодаря эффективному управлению отдельные корпорации до биваются производственных успехов, то это лишь уси ливает эксплуатацию трудящихся, а также конкурент ную борьбу капиталистов. Острее становятся антаго нистические противоречия между трудом и капиталов Углубляется неустойчивость всего капиталистического производства.
А каковы характерные черты управления социали стическим общественным производством?
Прежде всего оно охватывает все народное хозяй ство, будь то отрасль, территориально-производствен ный комплекс, объединение или отдельное предприя тие, цех или бригада.
Управление социалистическим общественным про изводством осуществляется планомерно. Это значит, что производственный процесс регулируется по еди ному народнохозяйственному плану в соответствии с требованиями объективных экономических законов
15
социализма, прежде всего основного экономического закона и закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.
При социализме управление производством осу ществляется централизованно, общегосударственными органами. Именно они обеспечивают координацию всех участников производства, ориентируют их на достижение целей, отвечающих интересам общества, производственного коллектива, каждого работника.
Существенно важной чертой управления является и то, что оно по природе своей демократично. Управля ют производством сами трудящиеся через государст венные, советские и общественные органы и организа ции, через трудовые коллективы и с помощью других форм. Осуществляется оно в интересах обеспечения общественных, коллективных и личных интересов всех трудящихся.
Чтобы успешно управлять, нужно знать законы развития природы и общества, изучить технику и тех нологию производства, его экономику и организацию. Вместе с тем необходимы знания и в области права, социологии, психологии. Но общую основу теории уп равления составляют марксистско-ленинская полити ческая экономия, философия, научный коммунизм.
Управление— процесс творческий. Здесь прихо
дится учитывать |
не только |
общие законы развития, |
но и конкретную |
ситуацию, |
сложившуюся на данном |
предприятии в данный момент, делать из ее анализа правильные выводы. Чтобы принять обоснованное ре шение, недостаточно обладать высокой профессио нальной квалификацией. Многое зависит от индивиду альных способностей руководителя, его умения рабо тать с людьми, личной инициативы и, если хотите, ( интуиции. Использовать все это в управлении — уже искусство.
Следовательно, чтобы научиться управлять, надо решить двоякую задачу: овладеть научными основами, то есть теорией управления, и уметь творчески ее применять — овладеть искусством управлять.
Управление социалистическим производством зиж дется прежде всего на принципах хозяйственного ру ководства. Вот самые важные из них: единство поли тического и хозяйственного руководства, демократиче-
16
ский централизм, единоначалие и участие трудящихся в управлении, обеспечение единства общенародных, коллективных и личных интересов при ведущей роли интересов общенародных, сочетание отраслевого и территориального управления. Эти принципы вытека ют из самой природы социалистического производства. Правильность их проверена многолетним опытом стро ительства социализма в нашей стране и в других брат ских социалистических странах.
Следовательно, принципы хозяйственного руковод ства не выбирают от случая к случаю, а руководству ются ими постоянно и в обязательном порядке.
Как это важнейшее положение теории управления реализуется на практике? Чтобы ответить на этот воп рос, давайте рассмотрим принципы хозяйственного ру ководства более детально. И начнем с принципа един ства политической и хозяйственной работы.
Ленин неоднократно указывал, ЧТо в условиях социализма нельзя допускать отрыва руководства
экономикой от политики, ибо по литическая и хозяйственная ра бота объективно связаны между собой. Практическая
реализация этого принципа находит свое выражение в том, что партия и Советское государство на всех эта пах коммунистического строительства вырабатывают не только социально-политический курс, но и эконо мическую политику, программу развития народного хозяйства, которая находит свое обобщенное выраже ние в перспективных планах.
Так, в первом перспективном плане развития на родного хозяйства — плане ГОЭЛРО — ставилась за дача выровнять «фронт нашей экономики с достиже ниями политического уклада». В довоенные пяти летки партия нацеливала советский народ на решение таких социально-политических задач, как индустриа лизация страны и коллективизация сельского хозяй ства, создание материально-технической базы социа лизма.
В годы Великой Отечественной войны и в первую послевоенную пятилетку партия направила все эконо мические ресурсы страны и волю народа на разгром
2 |
Беседы об управлении |
17 |
Гос. п;/5п. |
|
|
|
|
ь?.учно-’. |
- |
|
|
|
0 и 5 . Г " . |
|
|
|
|
-Э ■. |
- |
. . .
германского фашизма и восстановление разрушенного народного хозяйства.
Сегодня наша страна достигла такого уровня раз вития, когда в качестве практической задачи стало создание материально-технической базы коммунизма. Партия выработала экономическую программу, соот ветствующую этой генеральной задаче. Важной сос тавной частью программы является девятый пятилет ний план развития народного хозяйства СССР, ус пешно претворяемый в жизнь. «...Обеспечить значи тельный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития со циалистического производства, повышения его эффек тивности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда»1— так сформулиро вал XXIV съезд главную задачу девятой пятилетки.
Какие требования к управлению производством на всех его уровнях вытекают из этой политической директивы съезда партии?
Возьмем, к примеру, такую проблему, как суще ственное увеличение производства товаров народного потребления. На XXIV съезде КПСС она рассматри валась не только как важнейшая хозяйственная, но и как политическая задача. Съезд обратил внимание плановых и хозяйственных органов, партийных, совет ских, профсоюзных организаций на необходимость серьезного изменения самого подхода к производству потребительских товаров.
Принцип единства политического и хозяйственного руководства означает, что каждое хозяйственное мероприятие должно соответствовать общенародным интересам, должно быть подчинено целям и задачам коммунистического строительства. Это значит, что не обходима решительная борьба со всякого рода про явлениями узковедомственного и местнического под хода.
В каждодневной практике нередки случаи, когда интересы, скажем, предприятия, объединения не сов падают с общегосударственными интересами. Строи тельство, например, очистных сооружений сопряжено с определенными материальными, финансовыми и
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 239—240.
18
трудовыми затратами, требует от коллектива пред приятия определенных дополнительных усилий. А это может затруднить выполнение плана. Вот и слу чается, что некоторые хозяйственники, не способные подняться при решении вопросов выше своей «выш ки», либо не желают строить очистные сооружения, либо относятся к ним как к нечто второстепенному. А если подойти с государственной меркой, то нетруд но понять, что загрязнение, скажем, рек ведет к ги бели рыбных запасов и убытки во много крат превы шают стоимость очистных сооружений.
Существенно важная сторона принципа единства политического и хозяйственного руководства — соче тание текущей управленческой деятельности с воспи тательной работой в массах. Весь опыт коммунисти ческого строительства учит: прочность и весомость на ших хозяйственных успехов во многом зависят от уровня и достижений партийно-политической работы. В свою очередь, она тогда приносит хорошие плоды,
когда самым тесным образом связана |
с жизнью, |
с практикой коммунистического строительства. |
|
Значит, каждый руководитель, от министра до мас |
|
тера и бригадира, должен быть не только |
грамотным |
специалистом, дельным администратором, но и воспи тателем своих подчиненных, должен активно участво вать в массовой партийно-политической работе. На XXIV съезде КПСС особо указывалось на важность этого обстоятельства: «Если даже руководитель наде лен правами единоначалия, он все равно не может по лагаться только на силу приказа. Недаром наша пар тия постоянно подчеркивает необходимость органиче ской связи хозяйственной и воспитательной работы. Она требует, чтобы руководящие работники постоян но думали о воспитательных последствиях тех эконо мических и административных решений, которые они принимают» *.
Оставаясь незыблемым в целом, принцип единства политического и хозяйственного руководства, а точ нее, механизм его реализации непрерывно совершен ствуется, по мере развития производительных сил и производственных отношений социализма, роста масш
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 100.
19