Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1050 руб. в 1972 г. Сэкономлено 16 тыс. руб. за счет более бережного расходования материалов, энергии, сокращения срока работы механизмов и т. д. Средне­ месячная зарплата поднялась в бригаде со 130 до

220 руб.

Хозрасчетные бригады получили широкое распрост­ ранение во многих отраслях промышленности. На Се­ верском трубном заводе функционирует более ста хоз­ расчетных бригад, которые ежегодно экономят госу­ дарству около полумиллиона рублей.

Однако, несмотря на то, что практикой подтвержде­ на высокая эффективность коллективных форм органи­ зации и оплаты труда, внедряются они в народное хо­ зяйство пока еще робко. Сфера их использования рас­ ширяется далеко не теми темпами, какими хотелось бы. Скажем, на предприятиях Свердловской области бригадная форма труда охватывает пока лишь треть рабочих. В машиностроении и металлообработке по этому методу трудится лишь каждый десятый рабочий, в транспортном машиностроении — каждый двадца­ тый, в химической индустрии — каждый двадцать пя­ тый.

Большую пользу, особенно если речь идет о выдви­ жении, приносит изучение так называемых неформаль­ ных связей в коллективе, то есть исследование того, кто пользуется у людей наибольшим авторитетом, к кому они обращаются за советом, кому несут свои огорчения и радости. Учет этих обстоятельств помогает правильно решить вопрос о подборе авторитетного ру­ ководителя, особенно в малых группах.

Об интересном опыте рассказывал главный социо­ лог объединения «АвтоЗИЛ» В. Новиков. Потребова­ лось перестроить несколько бригад для работы на двух конвейерах. Встал вопрос: кого оставить во главе кол­ лективов, которые будут созданы? Социологи изучили взаимоотношения людей, выявили неформальных ли­ деров групп. Бригады были перестроены так, что во главе их встали именно те, кто пользуется наибольшим авторитетом. Результат не замедлил сказаться.

Мы привели этот факт для того, чтобы подчеркнуть, какое значение имеет для организации управления со­ циальная информация. Чтобы управлять предприяти­ ем, необходимо хорошо ориентироваться не только в

158

Социолог на заводе

технико-экономических, но и в правовых, социально­ психологических и иных вопросах. Отсюда вытекает, что руководители должны располагать соответст­ вующей информацией.

Точная социальная информация помогает руководителям ориенти­ роваться в делах коллектива, более обоснованно ре­

шать те или иные частные проблемы. Например, на Миньярском метизно-металлургическом заводе были изучены доходы семей работающих. Оказалось, что 27% семей не имеют иждивенцев (следовательно, всю зарплату расходуют на себя), еще у 27% было по од­ ному иждивенцу на двух работающих, у 28%— по иждивенцу на каждого работающего. И всего лишь 18% трудящихся имеют по два и более иждивенца на одного работающего. Эти данные позволили, в част­ ности, более правильно распределять фонды матери­ альной помощи. В результате коллектив как социаль­ ная организация становится более стабильным, креп­ ким, отношения людей в нем улучшаются.

Эти и многие другие примеры доказывают, насколь­ ко важна сегодня в работе руководителя социологиче­ ская служба. В различных видах она имеется ныне на многих предприятиях: то ли в виде специального отде­ ла, то ли как ответвление отдела НОТ. В ее функции входит и организация различного рода социологиче­ ских исследований, опросов, материалы которых ис­ пользуются при разработке планов социального раз­ вития предприятий, а также при решении текущих вопросов управления.

Действительно, если можно изучить поведение лю­ дей, проанализировать эффективность тех или иных управленческих актов, то, очевидно, можно и заранее наметить те или иные мероприятия, которые дадут со­ вершенно определенный эффект. Очевидно, можно за­ ранее, на основе уже проведенных опросов, предусмот­ реть комплекс руководящих воздействий на коллектив.

Интересный опыт изучения психологии трудового коллектива накоплен московским заводом «Красный пролетарий». При составлении плана социального раз­ вития там подробно изучили отношения, которые сло­ жились в коллективах участков, отделов, цехов. Нача­ ло было положено анкетой, где каждый работник дол-

159



жен был охарактеризовать своих коллег по участку как производственников, товарищей, общественников, с точки зрения их семейных отношений. Против каж­ дой фамилии ставилась определенная цифра: «3» озна­ чала хорошего производственника, товарища, специа­ листа, «2» — скорее хорошего, чем плохого, «1» — пло­ хого, «О» означал, что ничего определенного о человеке сказать не может. Затем данные по каждому участку, цеху, отделу были сведены в социологические матрицы. Из них становилось ясно, кто как был оценен (естест­ венно, оценки не подлежали обсуждению в коллекти­ ве). Это дало возможность определить, насколько хо­ рошо люди знают друг друга, какова средняя оценка каждого работника, а также средняя оценка коллек­ тива по тем или иным качественным характеристикам.

Что же дали коллективу изыскания, на которые было затрачено немало времени? Помогли ли они в со­ вершенствовании управления коллективом?

— Несомненно,— ответил

тогдашний

секретарь

партийного комитета завода

«Красный

пролетарий»

О. А. Королев.— Эти объективные данные помогли нам составить, как мы называем, социальный паспорт завода. В нем нашли отражение не только сведения, скажем, о среднем возрасте работников, их квалифи­ кации, образовании. Социальный паспорт дал возмож­ ность увидеть, если так можно выразиться, физионо­ мию завода в целом, облик каждого нашего производ­ ственного коллектива. Из этого выросли интересные предложения по совершенствованию отношений вну­ три этих групп, по развитию личности. Часть этих пред­ ложений вошла в план социального развития завода. Полученные данные использовались в работе руковод­ ства, партийного комитета, профсоюзной организации. В конечном счете все это способствовало улучшению общей ситуации на предприятии. Возросла социальная стабильность коллектива, снизилась текучесть, улуч­ шились условия работы, повысилась удовлетворен­ ность трудом. Ну и, естественно, все это положительно сказалось на производственных делах коллектива.

Беседа десятая

КОГДА ВСЕ

НАУЧАТСЯ УПРАВЛЯТЬ

 

Одной из центральных задач остается все

 

более широкое

вовлечение трудящихся

 

масс в управление производством.

 

Резолюция XXIV съезда Коммунистиче­

 

ской партии Советского Союза по Отчет­

 

ному докладу

Центрального Комитета

 

КПСС

 

Новые условия

Не так давно на Минском автоза-

новые возможности

ВОд е произошел случай, который в

силу своей обыденности почти ни у кого не оставил в памяти заметного следа. Было и прошло. И все-таки, если на дело посмотреть глазами заинтересованного человека, то случай этот, несомненно, следует отнести

кпримечательным.

Абыло так. После длительных поисков специали­

стам удалось найти, как механизировать наиболее тру­ доемкую операцию на прессах — съем деталей. Они удачно сконструировали «механическую руку», сдела­ ли опытный образец и опробовали его. Получилось хо­ рошо. Тут бы и точку ставить, если бы новшество ста­ ли внедрять. Но время шло, а в цехе ничего не меня­ лось. Уже и авторы предложения стали забывать о своем «звездном часе» — видно, не ко времени он при­ шелся. Однако рабочие, обслуживающие прессы, по­ смотрели на дело иначе. Они решили «пробить» но­ винку и обратились... к своим коллегам — прессовщи­ кам В. Богуцкой и Н. Остромецкой:

— Вы депутаты, у вас власть в руках. Вот и осуще­ ствите ее, благо случай вполне подходящий.

Активисты пошли к начальнику цеха, в партбюро и своего добились: механический съемник стал внед­ ряться.

Маленький штрих в картине жизни трудового кол­ лектива, а как он много значит! Можно привести мас­ су других примеров, когда рабочие активно участвуют

11

Беседы об управлении

161


в делах производства, даже на первый взгляд от них весьма удаленных. Скажем, в разработке пятилетних и годовых планов своего предприятия. Именно о такой демократии мечтал В. И. Ленин. В книге «Государство и революция» он писал: «...когда в с е научатся управ­ лять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным производством... тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунисти­ ческого общества к высшей его ф азе» Э ти ленинские слова как нельзя лучше вводят нас в круг самых ши­ роких представлений о значении участия широких масс трудящихся в управлении социалистическим производ­ ством.

Чтобы яснее представить, как именно рабочий, лю­ бой труженик может сегодня участвовать в управлении производством, активно влиять на его развитие и со­ вершенствование, обратимся снова к примеру. На этот раз возьмем трудовой коллектив производственного объединения — того самого звена управления, которое за последние годы вошло в нашу жизнь и в ближайшей

перспективе, как

это подчеркнуто

в решениях

XXIV съезда КПСС, станет основной ячейкой всего на­

родного хозяйства.

оптико-механическое

объединение

Ленинградское

(ЛОМО) известно многим. И не только у нас в стране, но и за рубежом. Известно прежде всего своей про­ дукцией самого высокого класса, рациональной орга­ низацией производства, стремлением ко всему новому, передовому, что рождает наука и практика.

И вот, когда внимательно перебираешь всю цепь цифр, лаконично характеризующих производственные показатели объединения, вдумываешься в факты жиз­ ни этого трудового коллектива, невольно на первый план выступает мысль об организации управления, ко­ гда, по выражению В. И. Ленина, каждый бы чувство­ вал себя не только хозяином на своем заводе, а и представителем страны, государственным человеком.

В оптико-механическом объединении слово «кол­ лективно» применимо почти в каждом случае, когда вырабатываются стратегические управленческие ре­ шения. И чем глубже, масштабнее преобразование, ко-

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 102.

162


торое предстоит провести, тем большее число людей участвует в его разработке.

Вот одно из них, самое обширное: «Комплексный план экономического и социального развития коллек­ тива на 1971-— 1975 гг.». В этом объемном документе воплощены предложения, в разработке и обсуждении которых участвовали несколько тысяч человек. Здесь зафиксировано все, что обдумывалось и вынашивалось в коллективе на протяжении многих месяцев, предше­ ствовавших девятой пятилетке. Разрабатывая и вопло­ щая эти предложения, рабочие, служащие, специали­ сты, руководящие работники самым активным обра­ зом участвуют в планировании производства, социаль­

ного развития

коллектива.

Это — хорошая школа

хозяйствования.

Не случайно

в своем постановлении

«О некоторых мероприятиях по дальнейшему совер­ шенствованию управления промышленностью» ЦК КПСС указал в качестве важной задачи, решаемой объединениями, «обеспечение всемерного развития со­ циалистического соревнования и широкого участия трудящихся в управлении производством, осуществле­ ние мероприятий по социальному развитию коллекти­ вов предприятий и организаций, входящих в состав объединения».

Другая не менее важная задача, стоящая ныне пе­ ред производственными коллективами,—ускорение технического прогресса. Как проявляется участие ра­ бочих в ее решении?

Вот конкретный факт. В плане социального разви­ тия коллектива оптико-механического объединения су­ щественное место отведено техническому перевооруже­ нию производства, и в том числе реконструкции литей­ ного цеха. Проект этих работ выполнило солидное научное учреждение. Казалось бы, оставалось только воплотить его в жизнь. Но партийная организация, ру­ ководство объединением пошли своим испытанным пу­ тем— передали проект на рассмотрение коллектива цеха. При обсуждении выявились серьезные недора­ ботки, были высказаны ценные предложения. И в ито­ ге— реконструкция проводится лучше, с учетом кон­ кретных запросов тружеников цеха.

Очень важно, что в ЛОМО широко используются самые разнообразные формы привлечения трудящихся

163

к управлению производством — партийные и общие профсоюзные собрания, постоянно действующие произ­ водственные совещания, народный контроль, общест­ венные бюро и комиссии, создаваемые партийной и профсоюзной организациями, и т. д.

В последнее время все большее значение в объеди­ нении придается рабочим собраниям, на которые вы­ носятся наиболее важные проблемы производствен­ ного и социально-культурного характера. В их работе принимают участие самые компетентные руководящие работники и специалисты. Это привлекает к ним вни­ мание людей, повышает их результативность.

Так было, скажем, в случае, когда обсуждался воп­ рос о текучести кадров, ее причинах и следствиях. На рабочем собрании в цехе звукозаписывающей аппара­ туры было решено все заявления об увольнении рас­ сматривать сначала в общественном бюро кадров. Это позволило рабочим-активистам всесторонне изучить причины и мотивы ухода с предприятия. И уж если выявляется, что подавшему заявление можно помочь, то помощь эта оказывается незамедлительно. Другой

путь — повышение

роли

кадровых рабочих — настав­

ников молодежи.

Сейчас

общественный институт на­

ставников занимает одно из ведущих мест в ряду мер, призванных воспитывать у молодежи любовь к труду, к предприятию, своему трудовому коллективу.

Большой разговор на этом же собрании велся о со­ ревновании— наиболее массовой форме участия рабо­ чих в управлении. Что необходимо сделать, чтобы оно носило характер подлинного трудового соперничества, чтобы повышалась его действенность? И выступавшие выдвинули много конкретных предложений по органи­ зации контроля и освещения хода соревнования, поощ­ рения победителей и т. п. Контроль за выполнением ре­ шения собрания был возложен на группу рабочих, внесших деловые предложения.

Приведенный нами факт из жизни одного цеха не является исключительным. Он служит лишь иллюстра­ цией того, что является правилом для всего коллекти­ ва объединения. Здесь, как, конечно, и на тысячах дру­ гих предприятий страны, руководство широко опирает­ ся на разум коллектива. И естественно, что все боль­ ше и больше рабочих приобщаются к общественной

164