ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
номист или нормировщик цеха либо участка — от пла нового отдела или отдела труда и заработной платы.
Преимущества очевидны: возникает прямая связь между функциональным руководителем и конкретным исполнителем. Сокращается, следовательно, время на доведение указания, а работники аппарата управления получают возможность непосредственно контролиро вать процесс производства. Но не менее очевидны и недостатки такой системы. Главный из них— множе ство прямых связей. И при малейшей нечеткости в распределении и исполнении функций может быть на рушена слаженность в работе.
На приводимой ниже схеме (см. стр. 29) изобра жена структура управления, характерная для боль шинства наших промышленных предприятий. Конечно, это, так сказать, усредненная структура. Она может быть и проще и сложнее. Все зависит от масштабов и специфики предприятия, численности работников, уровня организации труда и производства, степени его механизации, автоматизации и многих других фак торов. Известна, например, такая закономерность: чем выше уровень механизации производства, скажем, цеха или участка, тем четче там организация и тем меньше объем оперативного управления.
Этому же способствует рациональная децентрали зация управленческих функций — передача части их нижестоящему звену, скажем, начальнику цеха, масте ру или бригадиру. Тем самым вышестоящие звенья управления освобождаются от мелких для их ранга забот и сосредоточивают внимание на решении прин ципиальных управленческих задач.
Децентрализация типична для производственных объединений, имеющих филиалы в разных городах, либо для предприятий с многопрофильным производ ством. Но когда предприятие расположено на одной территории и выпускает узкий ассортимент продукции, управленческие функции по отношению к его звеньям обычно централизованы.
Практика показывает: и в том, и в другом случае нельзя допускать крайностей. Чрезмерная децентра лизация управления может усложнить процесс согла сования решений. Опасна и излишняя централизация: вполне возможна ситуация, когда главные звенья уп-
28
Организационная структура промышленного предприятия.
равленческого аппарата «захлебнутся» в потоке опе ративной информации и будут заниматься лишь одной «текучкой». Чтобы этого не случилось, опытные руко водители стараются четко разделить функции управ ления на стратегические (то есть планирование, учет, контроль) и оперативные. Вопросы, относящиеся к первой группе, они решают преимущественно центра лизованно, а ко второй— децентрализованно.
Весьма важно здесь четко определить объем и со отношение прав и ответственности у тех работников,
29
которым руководитель передает полномочия на реше ние какого-либо вопроса. Известно ведь, что большие права при незначительной ответственности — пита тельная среда для административного произвола, не обдуманных решений. И наоборот, большая ответст венность при малых правах ставит даже самого стара тельного и компетентного работника в положение, когда он не может принимать необходимых решений, чтобы точно и в срок выполнить возложенные на него задачи.
На декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС под черкивалось: партийный подход означает сочетание бережного отношения и доверия к кадрам с высокой требовательностью. Всякое иное понимание единона чалия неизбежно ведет к бюрократизму, голому ад министрированию— методам, неприемлемым и про тивоестественным природе социалистических отно шений.
Единоначалие неразрывно связано с широким уча стием трудящихся масс в управлении. Хотя этот воп рос составляет тему специальной беседы, мы все же отметим: масштабы этого участия наиболее ярко ха рактеризуют демократизм всей системы управления. И чем он шире, тем полнее обеспечивается выработка наиболее правильных решений, тем быстрее и эффек тивнее они проводятся в жизнь, тем выше трудовая и политическая активность трудящихся.
Принимая любое управленческое решение, руково дитель любого ранга должен всемерно опираться на мнение коллектива, его партийной и общественных ор ганизаций. Он не может отгораживаться от коллек тива. На XXIV съезде нашей партии указывалось на необходимость развивать практику, когда руководи тели объединений и предприятий, а также руководя щие работники министерств регулярно отчитываются о работе непосредственно перед рабочими.
Сейчас важно и дальше поднимать роль рабочего
человека |
на производстве. Чем активнее каждый из |
|||||
нас будет участвовать в управлении, |
тем выше будет |
|||||
ответственность |
не только за |
свой |
участок работы, |
|||
но и за общее |
дело |
коллектива. Не случайно на де |
||||
кабрьском |
(1973 г.) |
Пленуме |
ЦК КПСС |
было под |
||
черкнуто: |
привести |
в действие |
мощные |
резервы со |
30
циалистического демократизма и поставить их на службу решению больших и важных задач страны — вот главный залог успеха наших планов.
При социализме каждый труже ник, коллектив и общество в це лом заинтересованы в одном и том же. Единство ин
тересов зиждется на том, что здесь одна социальноэкономическая основа — общенародная собственность на средства производства. Однако объективная воз можность органического единства интересов при со циализме не реализуется автоматически. Поэтому при осуществлении функций управления необходимо руко водствоваться принципом соблюдения общественных, коллективных и личных интересов, не допускать их противопоставления.
Какие же интересы прежде всего должны быть в центре внимания хозяйственных руководителей? Тео рия и практика коммунистического строительства дают убедительный ответ на этот вопрос — общена родные. Принимая какое-либо решение, руководитель любого ранга обязан обеспечить, чтобы интересы от расли, предприятия или цеха не возобладали над ин тересами общества, чтобы они не только не пришли в противоречие с ними, а полностью им соответство вали. Наиболее ярко первенство общественных интере сов выражается в ставшей ныне популярной формуле: «То, что выгодно обществу, должно быть выгодно кол лективу и каждому работнику».
Сегодня главная задача трудовых коллективов — постоянно наращивать производство и реализацию продукции высшего качества, снижая при этом зат раты на ее изготовление. И если предприятие успешно справляется с этим, значит, его производственная и хозяйственная деятельность отвечает интересам обще ства. В свою очередь общество не остается безучаст ным к плодотворной работе коллектива. За счет при были, полученной от реализации продукции, государ ство стимулирует его — увеличиваются фонды разви тия производства, материального поощрения работ ников, жилищного строительства и социально-культур ных мероприятий.
Однако нельзя сказать, что мы решили все проб лемы обеспечения единства общественных и коллек-
31
тивных интересов. Так, народное хозяйство заинтере совано в производстве не всякой продукции, а изделий определенного ассортимента, высокого качества и с минимальными издержками. Однако отдельные пред приятия, стремясь перевыполнить план по реализации и прибыли, в первую очередь выпускают дорогостоя щую продукцию, не спешат обновлять производство и повышать качество изделий, а если и повышают, то добиваются установления на них необоснованно'вы соких цен. Встречаются попытки скрыть выявленные в ходе текущей работы внутренние резервы и «предъя вить» их только в плане на новый хозяйственный год, чтобы создать его искусственную «напряженность» и получить большие отчисления в фонды экономического стимулирования. Нередки еще случаи, когда в первую очередь выпускается «выгодная» продукция для «вы годного» заказчика. Тем самым нарушаются связи по кооперации, а народное хозяйство несет немалые по тери. Разумеется, центральные плановые органы при нимают меры, чтобы устранить подобные противоре чия между интересами общества и коллектива, о чем будет рассказано в следующей беседе.
Разрабатывая то или иное управленческое реше ние, руководитель обязан учитывать и другую сторо ну — моральную заинтересованность работника, кол лектива, общества. Причем моральный интерес дол жен тесно, органически сочетаться с интересом матери альным.
Дело в том, что преобладание или искусственное стимулирование, например, материального интереса неизбежно порождает дух стяжательства, стремление получить больше за меньший труд. Ориентация же лишь па моральное стимулирование также не может дать эффекта, ибо моральные стимулы сами по себе не обеспечивают удовлетворение материальных потреб ностей людей. Поэтому суть стоящей перед руководи телем проблемы — добиться такого взаимодействия материальных и моральных стимулов, которое обеспе чило бы решение двуединой задачи. С одной стороны, постоянно повышать производственную активность трудящихся и коллективов, наращивать эффектив ность их труда, увеличивать общественное богатство. С другой — на основе роста народного благосостояния
32
обеспечить всестороннее развитие личности, формиро вание ее высокого духовного облика.
Теория и практика социалистического строительства убедительно показывают, что без правильного сочетания отраслевого и террито
риального управления руководить производством нель зя. Но достичь такого сочетания— дело сложное. Если в руководстве производством будет преобладать тер риториальный подход, то неизбежно местничество, воз никновение угрозы централизованному руководству народным хозяйством. Если же, наоборот, будет пре обладать отраслевой подход, то усилится ведомствен ность, важные интересы экономических районов отой дут на второй план. А это, как и в первом случае, от рицательно скажется на эффективности общественного производства.
Наше управление сочетает в себе отраслевой под ход с территориальным. Правительства союзных республик и местные Советы депутатов трудящихся совместно с отраслевыми министерствами разрабаты вают схемы размещения и развития производительных сил, участвуют в планировании и проектировании строительства новых и реконструкции действующих предприятий.
Однако не .всегда и не везде удается достичь пол ной реализации этого принципа. Особенно наглядно это видно на примере несбалансированного промыш ленного, жилищного и культурно-бытового строитель ства. Сооружение предприятий нередко в самих пла нах, а еще чаще — при их выполнении значительно опережает строительство жилья, школ, больниц, дет ских учреждений и других объектов социально-быто вого и культурного назначения. Возникают, следова тельно, трудности с рабочей силой. Крупные производ ственные мощности простаивают.
Почему так получается? В чем главная причина та ких диспропорций? В том, что отраслевые министер ства сосредоточивают силы прежде всего на решении более близких им вопросов (промышленное строитель ство), упуская порой сооружение жилищных и куль турно-бытовых объектов.
3 |
Беседы об управлении |
33 |
На XXIV съезде КПСС указывалось: «Надо лучше сочетать отраслевой принцип управления, определяю щий единство хозяйственной и технической политики в отрасли, с системой рациональных хозяйственных свя* зей внутри республик, экономических районов и обла* стей. Для этого необходимо улучшить разработку межотраслевых и территориальных экономических проблем... Социалистическое хозяйствование принци пиально несовместимо как с ведомственностью, нару шающей рациональные производственные связи, так и с местничеством, ослабляющим единство хозяйствен ной деятельности» *.
Каковы пути укрепления единства отраслевого и территориального подхода в управлении? Один из нйх указан в постановлении ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейше му совершенствованию управления промышленно стью». В нем, в частности, конкретизированы решения XXIV съезда о переходе индустрии на двух- и трех звенную систему управления. При этом подчеркнута необходимость исходить из того, что административ ные границы и ведомственная подчиненность пред приятий и организаций не должны служить препятст вием к введению более эффективных форм управления. А при создании объединений и комбинатов, сказано в Положении о производственном объединении, учиты ваются общность процессов производства и террито риальное расположение объединяемых предприятий и организаций. Важно также принять во внимание одно родность выпускаемой ими продукции, сложившиеся кооперированные связи. Очевидно, речь идет о форми ровании единых производственно-хозяйственных ком плексов с едиными органами управления.
Начали создаваться также крупные межотрасле вые территориально-производственные комплексы и аграрно-промышленные объединения. Необходимость в них порождена тесным переплетением сопряженных отраслей. Например, металлургия очень связана с хи мией, а с ней неразрывны нефтяная и газовая промыш ленность. Появляется возможность создать химико металлургические, нефте-газо-химические и другие
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 174.
34