ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
табов и сложности задач коммунистического строи тельства. Главное направление этой работы — повы шение руководящей роли партии, укрепление партий ного подхода во всех сферах хозяйственной деятельно сти. К руководству экономикой, указывалось на де кабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, нельзя под ходить с узкохозяйственных, а тем более технократи ческих позиций — это дело партийное, дело политиче
ское.
Можно привести немало примеров воплощения этого указания партии в жизнь. Органическое един ство политического и хозяйственного руководства — основа успехов передовых предприятий нашей инду стрии. Возьмем, в частности, известный в стране Во ронежский завод синтетического каучука имени С. М. Кирова. Он выпускает отличную продукцию; она первой в отрасли удостоена государственного Зна ка качества. Поэтому было решено реконструировать завод с целью увеличения выпуска синтетического каучука в полтора раза. Был разработан соответст вующий проект. Но после изучения он был отвергнут дирекцией и партийной организацией завода. И не потому, что проект имел технические изъяны. Нет, проектировщики заложили в него ряд интересных и эффективных решений, но предложили на два месяца остановить завод. А это значит, что народное хозяй ство недополучило бы на 15 млн. руб. очень нужной продукции.
По инициативе парткома был разработан план ре конструкции без остановки производства и сокраще ния выпуска продукции. Этот план обсудили на рабо чих и партийных собраниях в цехах. Его реализация была поставлена в центр внимания не только админи страции, но и партийной, профсоюзной и других об щественных организаций завода.
Масштабы реконструкции были немалые. Пред стояло заменить, причем в условиях действующего предприятия, 270 единиц морально устаревшего обору дования, смонтировать автоматизированную систему управления процессом полимеризации, построить 28 объектов общей стоимостью свыше б млн. руб. «И тут,— писал в газете «Социалистическая индуст рия» секретарь парткома завода В. Пожидаев,—
20
столкнулись мы с традиционным нежеланием строите лей заниматься хлопотливым и не особенно выгодным для них делом реконструкции. Вначале много было жарких споров между представителями двадцати различных строительных и монтажных коллективов, не подчиненных друг другу. Но знали мы и другое: не сумеем побороть эти ведомственные интересы, не избежим разнобоя в действиях, значит, сроки рекон струкции, да и качество работ будут не на высоте».
Партийная организация взяла под строгий конт роль весь процесс реконструкции, четко разъяснила цели, задачи и пути их решения всем участникам ра бот, организовала социалистическое соревнование внутри коллектива, в частности между цехами и строительно-монтажными управлениями. Она же обе спечила гласность соревнования, глубокий анализ и обсуждение его итогов. В результате реконструкция завода была завершена досрочно. Более того, прак тически был исключен этап освоения новых мощ
ностей: |
в январе 1974 г. |
выработка продукции |
увели |
|||
чилась |
на 20%, |
а в |
апреле |
производство |
вышло |
|
на |
проектный уровень. |
|
|
|
||
|
|
На основе |
Рассмотрим теперь существо дру- |
|||
|
|
гого ленинского принципа |
хозяй- |
|||
|
централизации |
ственного |
г |
|
||
И |
инициативы мест |
руководства — принци |
||||
ма. |
|
|
па |
демократического централиз |
||
Суть его в органическом сочетании единого цент |
рализованного государственного руководства с разви тием инициативы на местах, с широким участием трудящихся в разработке и контроле за выполнением управленческих решений.
Чтобы лучше уяснить это, предпримем небольшой исторический экскурс. В начале 20-х годов, при пере ходе к нэпу, когда вопрос о принципах управления еще только решался, некоторые практики и ученые не дооценивали необходимость централизации хозяйст венного руководства и всячески преувеличивали эко номическую самостоятельность предприятий. Их точ ка зрения получила в то время оценку как анархо синдикалистская. Во-первых, они отстаивали идеи анархизма (безначалия, безвластия) применительно к хозяйству. И, во-вторых, преувеличивали роль проф союзов (в некоторых западноевропейских странах они
21
назывались синдикатами) и коллективов предприятий в управлении экономикой. Эта точка зрения была отвергнута партией.
Централизм в управлении производством — не чья-то выдумка; его необходимость диктуется потреб ностями самого производства. «Ни железные дороги, ни транспорт, ни крупные машины и предприятия во обще не могут функционировать правильно, если нет единства воли, связывающего всю наличность трудя щихся в один хозяйственный орган, работающий с правильностью часового механизма,— говорил В. И. Ленин.— Социализм порожден крупной машинной ин дустрией. И если трудящиеся массы, вводящие социа лизм, не сумеют приспособить своих учреждений так, как должна работать крупная машинная индустрия, тогда о введении социализма не может быть и речи» *.
Обратите внимание, как ставил вопрос Владимир Ильич. Централизм в управлении — объективная не обходимость, потребность современного производства, без него нет социализма.
Однако централизм централизму рознь. В капита листических странах корпорации управляются жест ко централизованно. Централистами сегодня явля ются и маоисты, которые исповедуют троцкистские идеи «закручивания гаек». Подобный централизм чужд марксистско-ленинской теории и практике со циалистического строительства. Его применение огра ничивает и подавляет инициативу на местах, исклю чает участие трудящихся в управлении, способствует бюрократизму. Все это, естественно, наносит серьез ный ущерб экономике.
Социализм может нормально развиваться лишь на основе демократического централизма. О его преиму ществах В. И. Ленин писал: «...централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предпола гает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели» 1.2
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 157. 2 Там же, стр. 152.
22
Отсюда следует важный вывод: централизованное управление социалистическим общественным произ водством, связывающее всех трудящихся в «один хо зяйственный орган», должно осуществляться демокра тически. Значит, дело не может быть сведено лишь к образованию одного-единственного планирующего и руководящего центра, который сосредоточивал бы в своих руках все права и нес бы всю ответственность. Нужна еще иерархическая (соподчиненная от низшего к высшему) система органов государственного управ ления народным хозяйством.
Представление о структуре органов управления на родным хозяйством дает приведенная на стр. 24 схема.
Но дело не только в создании системы органов. Принцип демократического централизма требует, что бы были обеспечены наилучшие условия для вовлече ния широких масс трудящихся в управление.
Особое место в управлении принадлежит Комму нистической партии — боевому и испытанному аван гарду советского народа. Партия объединяет, коорди нирует и направляет деятельность всех органов управ ления на достижение целей, отвечающих интересам всего народа. Определение главных направлений раз вития народного хозяйства, подбор и расстановка кад ров, контроль за работой коммунистов, на каком бы посту они ни находились, массовая политико-воспита тельная и организационная работа — вот главные ры чаги, с помощью которых Коммунистическая партия влияет на все без исключения управленческие реше ния хозяйственных органов. Партия проводит огром ную и плодотворную работу по улучшению организа ционной структуры органов управления, уточнению их функций.
За последние годы в результате осуществления хо зяйственной реформы принцип демократического централизма получил дальнейшее развитие. Значи тельно расширены права союзных республик, местных органов, объединений и предприятий в хозяйственном строительстве. Но не означает ли это ослабление цент рализованного руководства? Отнюдь нет. Система централизованного руководства укрепилась. Это дос тигнуто благодаря тому, что центральные планово-хо-
23
Схема управления народным хозяйством СССР.
зяйственные органы, будучи освобождены от многих вопросов, которые решаются ныне на местах, на пред приятиях, получили возможность сосредоточить вни мание на решении коренных вопросов развития эконо мики, технического прогресса, эффективности произ водства.
«Каждое звено управленческой системы,— ука зывал на XXIV съезде партии Л. И. Брежнев,— дол жно заниматься своим делом, с тем, чтобы более высокие инстанции не загромождались массой те кущих дел, отвлекающих их от крупных проблем, а низшие могли оперативно решать вопросы, входя щие в их компетенцию» ’.
Принцип Какими правами должен быть единоначалия наделен руководитель? Каково должно быть соотношение прав и ответственности руководителя и его аппарата управления? Сегодня эти вопросы могут показаться даже несколько наив ными. Каждый знает, что у нас во главе любого пред приятия или учреждения стоит руководитель, кото рому предоставлены необходимые права на управле ние. А между тем в первые годы социалистического строительства партии, Ленину пришлось давать отпор оппортунистам, выступавшим против принципа едино
началия.
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 69.
24
Единоначалие — это объективно необходимое тре бование современного производства; организация об щественного труда в условиях крупной машинной ин дустрии невозможна без строжайшего единства воли, направляющей совместную работу всех участников трудового процесса. Отказ от принципа единоначалия неизбежно ведет к обезличке, безответственности в работе, анархии и дезорганизации производственного процесса.
Единоначалие в руководстве обязательно должно сочетаться с коллегиальностью, самым широким уча стием в управлении членов коллектива. «Обсужде ние — сообща, а ответственность — единолична» 1— в этом В. И. Ленин видел важное условие правильного руководства.
Очень важно четко определить круг прав и обязан ностей каждого работника, его ответственность за по рученное дело. Владимир Ильич Ленин неоднократно подчеркивал: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной
ответственности к а жд о г о из состоящих на любой со ветской должности лиц за выполнение определенных,
ясно и недвусмысленно очерченных заданий, и прак тических работ»2.
В то же время не менее важно поощрять инициати ву работника, не подавлять ее «весом» единоначалия. Речь, стало быть, уже идет о стиле работы руководи теля. Одно из правил грамотного стиля руководства гласит: нельзя все «замыкать на себя», подменять спе циалистов в рамках их же компетенции. Последствия такой практики поистине печальны.
Новочеркасским станкостроительным заводом в свое время руководил крупный специалист, но он при знавал лишь силу приказа, действуя по правилу: «Ска зано— сделай, а свое мнение оставь при себе». Не редко его решения шли через голову начальников цехов и служб, напрямую — чуть ли не до отдельного рабочего. Подобное ограничение самостоятельности действия специалистов, руководителей цехов и служб
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 165. 2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 365.
25
в рамках их же служебных функций вызвало в конце концов снижение персональной ответственности за свой участок работы. Более того, чрезмерная центра лизация управления привела директора к серии серьез ных ошибок в планировании и организации производ ства.
Когда на этот завод пришел новый директор, пер вое, что он сделал, упорядочил функции управления. «Каждый делает свое дело» — это правило управлен ческой работы стало на заводе основным. Начальник цеха теперь самостоятельно решает все внутрицеховые вопросы, советуясь, когда это нужно, с главными спе циалистами. К директору он может обратиться только по принципиальным вопросам, имеющим перспектив ное значение для цеха. Те же самые правила распро странены на главных специалистов и начальников служб — они самостоятельно решают все управленче ские вопросы.
Изменение стиля руководства, естественно, не могло не сказаться на делах коллектива. Начиная с середины 1972 г. не было случая, чтобы Новочеркас ский станкостроительный завод не выполнил произ водственной программы. Сегодня он является одним из передовых предприятий отрасли.
Рассматривая этот пример, вы не могли не заме тить еще одной проблемы. Это — централизация и де централизация принятия управленческого решения. Довольно часто бывает так: по каждому вопросу сна чала обращаются к директору, а затем по его указа нию идут за конкретным решением к главным специа листам или другим компетентным работникам за
водоуправления. В итоге |
получается, |
что директор |
выполняет функции диспетчера— он |
распределяет, |
|
кто и что должен решать. |
Подобная |
работа «не по |
рангу» занимает у некоторых директоров, как пока зывают специальные исследования, до 75—80% рабо чего времени.
Как найти правильную пропорцию между центра лизованно и децентрализованно принимаемыми реше ниями? Надо сразу сказать, вопрос этот настолько сложный, что далеко не всегда и не всем руководите лям удается его правильно решить. Многое зависит от того, насколько рациональна структура аппарата
26
управления. Для иллюстрации этой мысли рассмот рим вопрос об аппарате управления предприятием.
На промышленном предприятии он выполняет та кие функции, как организация производственного про цесса, планирование производства, контроль, учет, анализ хозяйственной деятельности, организация труда, поиск резервов повышения эффективности и т. д, С учетом этих функций строится и соответствующая организационная система управления. При всех раз личиях предприятий на любом из них существуют два вида структурных управленческих звеньев: функ циональные, обслуживающие все производство по какой-то одной функции (планирование, учет, снабже ние и сбыт и т. п.), и линейные, построенные как бы по вертикали (участок, цех и т. д.).
Линейная система предполагает прямое подчине ние каждого работника только одному вышестоящему руководителю. Рабочий подчиняется своему бригади ру, бригадир — мастеру, мастер — начальнику смены, начальник смены — начальнику цеха, а тот — дирек тору завода. Отделы заводоуправления подчиняются своим главным специалистам, а последние — дирек тору. Достоинство этой системы в том, что строго соб людается принцип единоначалия и персональной от ветственности каждого руководителя за результаты работы своих подчиненных. Недостаток — «длинный» путь прохождения управленческого решения. Напри мер, начальник цеха отдает распоряжение не рабочему или бригадиру непосредственно, а начальнику смены, тот — мастеру, который уже передает его исполните лям. Указание же отдела главного технолога об из менении, скажем, режима работы оборудования про ходит еще больший путь.
Этих недостатков лишена функциональная система управления. Она строится по отдельным функциям — планирование, организация и технология производ ства, учет, снабжение, сбыт и др. Для реализации этих функций создаются специальные функциональные под разделения — отделы или группы. Конкретное указа* ние, связанное, например, с технической подготовкой производства, начальник цеха или участка может полу чить непосредственно от начальника производства, технолог цеха — от отдела главного технолога, а эко
27