Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дить, опираясь на коллектив, на партийную, профсоюз­ ную, комсомольскую и другие общественные органи­ зации.

Опыт показывает, что наибольших результатов в работе достигают именно те хозяйственники, которые обладают этими качествами. Нет ничего более оши­ бочного, чем мнение, будто с получением определен­ ного поста руководитель автоматически обретает авторитет. Доверие —это своеобразный аванс, кото­ рый еще нужно отработать, подтвердить своим пове­ дением, личными качествами. Ф. Э. Дзержинский го­ ворил: «Каждый хозяйственник должен вести борьбу за завоевание авторитета и доверия рабочих масс, но борьба за это доверие никоим образом не должна пользоваться орудием демагогии, подлаживания к мас­ сам, удовлетворения... местнических требований»1.

Наши фабрики и заводы, институты и стройки воз­ главляют в подавляющем большинстве зрелые руко­ водители, умелые хозяйственники, способные органи­ заторы. Они завоевали этот авторитет знанием, опы­ том, энергией, чуткостью и умением вести себя в кол­ лективе. Но иногда бывает, что на руководящую хозяйственную работу попадают люди, не имеющие достаточной идейной закалки, такта и опыта. Чтобы обеспечить себе поддержку в коллективе, они пыта­ ются создавать вокруг себя группу «надежных» лиц, на которых «можно положиться». На такой почве лег­ ко произрастают такие антиобщественные черты, как подхалимство, угодничество, беспринципность. Нет надобности доказывать, сколь отрицательно сказыва­ ются подобные явления на настроениях в коллективе и на авторитете руководителя.

Руководство, оторванное от коллектива, обречено на провал. Это вытекает из природы нашего строя. Организованность присуща любому крупному произ­ водству, но если в условиях капитализма она обеспе­ чивается тем, что роль рабочего сводится лишь к про­ стому выполнению приказов администрации, то коллективистская природа социалистического произ­ водства предполагает не только осуществление работ­ никами всех производственных задач, но и активное участие их в управлении.

1 Ф. Э. Дзержинский. Избранные произведения, т. 2. М., По­ литиздат, 1967, стр. 24.

1 4 0

Положительное мнение коллектива, его настрое­ ние — один из важных доводов в пользу решения того или иного хозяйственного вопроса. Без такого мнения могут оказаться порой напрасными усилия снабжен­ цев или конструкторов. Без опоры на него руководи­ тель может допустить крупные просчеты, в частности в подборе кадров.

Руководство коллективом немыслимо без соблюде­ ния определенных этических норм, культуры управле­ ния. Объективная оценка работы подчиненных, ров­ ное отношение ко всем, вежливость, простота, умение держать слово — важные грани искусства управления. Как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, оно «органически включает в себя и внимательное, заинтересованное отношение к нуждам и заботам трудящихся... Атмосфера благожелательно­ сти, уважения к человеку должна царить в каждом нашем учреждении»'.

На тираспольской фабрике «40 лет ВЛКСМ» про­ вели исследование причин увольнения рабочих. Ре­ зультаты его показали, что некоторые уходили с фаб­ рики из-за плохих взаимоотношений с руководителями, товарищами по работе. Это не осталось без внимания. Начальники цехов, бригадиры стали тщательно сле­ дить за своей манерой общения с рабочими. По пред­ ложению парткома была создана школа «Умей управ­ лять». В- ней руководители среднего звена слушают лекции по научной организации труда, психологии, социологии, педагогике. Такой подход положительно сказался на общей атмосфере взаимоотношений. Мно­ гое делается на фабрике и для того, чтобы улучшить условия труда и отдыха рабочих. Все это помогает вос­ питывать у людей любовь к труду, к своему предприя­ тию, укреплять в них чувство хозяина. Взаимное до­ верие, чуткость и принципиальность в отношениях между членами коллектива — важные слагаемые его успеха.

Из всего этого нетрудно сделать вывод, что для каждого хозяйственного руководителя непреложным законом является соблюдение правила: «Воспитатель должен быть сам воспитан». Он обязан обладать зна-1

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 78.

141


ниями педагогики, психологии, социологии, быть при­ мером в поведении и общении с людьми. С такой целью на ряде предприятий разрабатываются различ­ ного рода рекомендации руководителю. Так, напри­ мер, на волгоградском металлургическом заводе «Кра­ сный Октябрь» разработана памятка руководителю. Официально она названа «Положение о стиле и ме­ тодах руководства». В этом документе определены основы регламентации рабочего времени руководите­ лей разных звеньев и нормы взаимоотношений в кол­ лективе, а также основные функции в процессе управ­ ления цехом, отделом, участком.

На многих предприятиях разработаны социальные нормы и этические принципы — своеобразные кодексы поведения на производстве. Их соблюдение имеет су­ щественное значение для совершенствования взаимо­ отношений в коллективе. Представляет интерес, в частности, опыт киевского завода «Стройдормаш». Там выработаны рекомендации руководителю о пове­ дении и взаимоотношениях с подчиненными, работают школы и семинары по изучению психологических, эти­ ческих и общих принципов воспитания. Разработан кодекс поведения руководителей в Ленинградском оптико-механическом объединении. «Каждый руково­ дитель, работающий в нашем объединении, должен отвечать определенным требованиям»,— говорится в этом кодексе. Среди этих требований мы видим: готов­ ность принять на себя ответственность; активный ин­ терес к людям и благожелательное отношение к ним; справедливость; умение признать свои ошибки; ни­ когда не использовать свою власть до тех пор, пока нет убежденности, что все остальные средства воздей­ ствия не приводят к желаемому результату.

Практическое освоение подобных правил и норм служебного этикета позволяет постоянно повышать авторитет руководителя. Проявляя требовательность к подчиненным, он обязан быть требовательным и к себе. Не зря говорится: «Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, сделай прият­ ное товарищу, подчиненному. Без этого ни одному организатору не обойтись. Грубое слово, черствость и равнодушие никогда не приносят положительных пло­

142

дов. И, наоборот, вежливое слово, простота 6 обраще­ нии, ободряющая улыбка всегда воодушевят человека, побудят его работать лучше и производительнее. Ака­ демик К. М. Быков писал в одной из своих работ: «Те­ перь мы все яснее сознаем, что эмоциональные воз­ действия могут часто оказывать во много раз больше влияние, чем какой-либо физический фактор».

Эмоциональное воздействие порой складывается из «мелочей». Человека никто не поздравил с днем рождения, равнодушно прошли мимо, когда у него были какие-то горести, свои житейские неурядицы,— вот и испорчено настроение, нет никакой охоты думать о деле.

Руководитель должен знать интересы отдельных людей, мотивы их поведения, источники конфликтов, уметь предвидеть реакцию работников в наиболее ти­ пичных случаях. Уверенность в том, что действия ру­ ководителя всегда продиктованы деловыми интереса­ ми, содействует его авторитету, помогает установить нормальные взаимоотношения в коллективе.

v

Новые методы хозяйствования

 

выдвигают и новые требования к

подготовке хозяйственных кадров. «Чтобы не отстать от жизни,— подчеркивал Л. И. Брежнев на XXIV съез­ де партии,— все наши кадры должны постоянно учить­ ся, повышать свой идейно-теоретический уровень, овладевать достижениями науки и передовой прак­ тики» '.

Речь идет о том, чтобы улучшить подготовку преж­ де всего в области марксистско-ленинской экономиче­ ской теории, практики управления, научной организа­ ции труда, новых методов планирования и экономиче­ ского стимулирования, применения экономико-матема­ тических методов, использования современных техни­ ческих средств управления. Опыт показывает, что формы этой учебы могут быть разнообразными.

Во многих отраслях промышленности сложилась система повышения квалификации руководящих ра­ ботников и специалистов. В автомобильной промыш­ ленности, скажем, разработан пятилетний план рабо­ ты с кадрами. Здесь строится много новых предприя-

«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 101.

143


тий. Поэтому установлен порядок: за два месяца до пуска нового завода для него подбирают начальников цехов, мастеров, технологов, которые проходят обуче­ ние на родственных предприятиях. Часть будущих хозяйственных кадров проходит стажировку на дейст­ вующих заводах, осваивает навыки управления произ­ водством, что помогает им с первых же дней работц нового предприятия трудиться в полную силу. При не­ которых министерствах существуют курсы, семинары, школы.

Интересный опыт подготовки и повышения квали­ фикации руководящих кадров накоплен в системе Ми­ нистерства легкой промышленности Эстонии. Ее осно­ вой являются десятимесячные курсы при хозрасчетном учебном центре министерства. Слушатели проходят здесь трехмесячную теоретическую подготовку, изу­ чают научные основы управления, актуальные пробле­ мы экономики, организации и планирования произ­ водства. После теоретического курса в течение шести месяцев они стажируются у лучших руководителей — организаторов передовых предприятий: знакомятся с опытом линейной и функциональной систем управле­ ния, изучают новые методы организации управленче­ ского труда, проводят исследования и диагностирова­ ние по какой-то конкретной ситуации. Результат этой работы — специальный проект. После одобрения он внедряется в производство. Занятия на курсах завер­ шаются защитой диплома и сдачей экзамена по науч­ ным основам управления. Слушателям курсов при­ сваивается квалификация профессионального хозяй­ ственного руководителя системы Министерства легкой промышленности Эстонии.

Однако на этом учеба не заканчивается. Через определенное время она продолжается на двухмесяч­ ных курсах, где обучение ведется с учетом специфики должности, занимаемой слушателем. Эта подготовка строго индивидуальна и тесно связана с личными пла­ нами повышения профессионального мастерства руко­ водителя. Она делится на две части. Первая — теоре­ тический курс, вторая — стажировка на лучших пред­ приятиях страны. По отдельным наиболее актуальным проблемам учеба продолжается при отраслевых ин­ ститутах.

144

о Квалификационная характеристика профессиональных руководителей

управлении об Беседы

Квали­

 

 

фикаци­

 

 

онные

 

Стаж ра­

катего­

 

рии хо­

Образо­

боты на

зяйствен­

руководя­

вание

ных руко­

щих дол­

 

водителей

 

жностях

Квалификационные требования

 

1

 

Уровень

Уровень управлен­

Уровень профессио­

научной

ческих знаний

нального мастерства

подго­

 

 

товки

Руководящие должно­ сти (подлежащие комплектации профессиональные хозяйственные руководители)

I

Высшее

Не

менее Кандидатский минимум

Стажировка

на

трех

Кандидат Генеральный

дирек­

 

инженерное

5 лет

по специальности «Ор­

передовых

предприя­

наук по

тор производственного

 

или эконо­

 

 

ганизация

управления

тиях и защита много­

специаль­ объединения и его за­

 

мическое

 

 

народным

хозяйством»

факториального

орга­

ности

местители

 

 

 

 

 

на «отлично» или «хо­

низационного проекта

«608»

 

 

 

 

 

 

рошо»

 

 

на «отлично»

 

 

 

 

 

 

и

То же

То же

Кандидатский минимум

Стажировка

на

двух

 

Директор

предприя­

 

 

 

 

по специальности «Ор­

передовых

предприя­

 

тия и его заместите­

 

 

 

 

ганизация

управления

тиях и защита много­

 

ли, главные специа­

 

 

 

 

народным

хозяйством»

факториального

орга­

 

листы предприятий

 

 

 

 

 

 

 

низационного проекта

 

 

 

i n

» »

Не

менее

Комплексная

програм­

Стажировка

на

пере­

 

Начальник

производ­

 

 

3

лет

ма «Научные

основы

довом

предприятии

и

 

ства (фабрик, филиа­

 

 

 

 

управления производ­

защита

комплексного

 

лов, цехов) и отделов

 

 

 

 

ством» на «отлично»

проекта

рационализа­

 

центрального аппарата

 

 

 

 

или «хорошо»

 

ции

управления

на

 

объединения

(пред­

 

 

 

 

 

 

 

«отлично» или «хоро­

 

приятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

шо»

 

 

 

 

 

 

 

 


Квали-

 

 

Квалификационные требования

 

 

 

фикаци-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

онные

 

Стаж ра­

 

 

 

 

 

 

катего­

 

 

 

 

 

 

Уровень

рии хо­

 

боты на

 

 

Уровень профессио­

Образо­

Уровень управлен­

научной

зяйствен­

руководя­

вание

ческих

знаний

нального мастерства

подго­

ных руко­

щих дол­

 

 

 

 

 

 

товки

водителей

 

жностях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

Высшее

Не менее Комплексная програм­ Стажировка на пере­

 

инженерное

года

ма «Научные основы

довом

предприятии

и

 

или эконо­

 

управления производ­ защита комплексного

 

мическое

 

ством»

 

проекта

рационализа­

 

 

 

 

 

ции управления

 

 

V

Среднее

 

Программа

«Научные

Стажировка на

пере­

 

специальное

 

основы

управления

довом предприятии

и

 

 

 

производством»

защита

проекта ра­

 

 

 

 

 

ционализации

управ­

 

 

 

 

 

ления

 

 

 

П р о д о л ж е н и е

Руководящие должно­ сти (подлежащие комплектации профессиональные хозяйственные руководители)

Начальники цехов, отделений и прирав­ ненных им подразде­ лений

Старшие мастера, ма­ стера


С системой подготовки руководящих кадров непо­ средственно связана и аттестация, которую проходят руководящие работники министерства. Его коллегией установлено пять квалификационных категорий хозяй­ ственных руководителей (см. стр. 145—146). Опреде­ лено также, какие должности какими квалификаци­ онными категориями руководителей могут быть уком­ плектованы. Через каждые три года проводится атте­ стация во всех звеньях аппарата управления.

Много поучительного есть и в ряде других отраслей производства. И тем не менее этот опыт не может за­ слонить собой имеющихся проблем и трудностей. По­ требности народного хозяйства в высококвалифициро­ ванных кадрах руководителей удовлетворяются пока далеко не полностью, оставляет желать лучшего и теоретическая подготовка обучаемых. Не выработана еще четкая система требований в части специальных знаний. Отсутствуют типовые межведомственные учеб­ ные планы и программы для разных категорий руко­ водящего состава предприятий.

Несколько лет назад в Москве был открыт Инсти­ тут управления народным хозяйством. В нем руково­ дящие хозяйственные кадры высшего звена в течение трех месяцев повышают свою квалификацию в области современных методов управления, организации произ­ водства и планирования. Они знакомятся с новейши­ ми достижениями и перспективами развития научнотехнической революции, с теоретическими основами и практическим опытом научного управления.

По опыту этого института совершенствуют подго­ товку специалистов и на местах. Внедряются активные методы обучения, содействующие развитию интеллек­ туальных способностей и приобретению навыков в ру­ ководстве. Их основу составляют не только лекции и доклады, но и анализ практических ситуаций, изуче­ ние образцов управления и их теоретическое обосно­ вание. При таком подходе все слушатели активно участвуют в занятиях, выступают в роли преподавате­ лей, обмениваются опытом, каждый рассказывает о специфике той области управления, в которой он наи­ более осведомлен. Это помогает в выработке способ­ ностей самостоятельно принимать грамотные, научно обоснованные решения, применять теорию на прак­ тике.

147

Человек и его работа
Беседа девятая

РАБОЧЕЕ

НАСТРОЕНИЕ

Окружите трудовую смену постоянным вниманием, ведите ее рабочими путями в жизнь! Страна будет благодарна вам за это!

Л. И. Брежнев

При всем значении техники реша­ ющей силой развития производст­ ва был и останется человек. В. И. Ленин говорил, что

рабочий, трудящийся — это первая производительная сила, важнейшая составная часть производительных сил. И от того, каков он, человек, участвующий в про­ изводстве, в решающей степени зависит само течение этого процесса: его темп, интенсивность, количествен­ ные и качественные показатели. Предыдущие беседы ввели нас в круг основных экономических и организа­ ционных аспектов совершенствования управления про­ изводством. Не менее важно для повышения его эф­ фективности учитывать психологический настрой чело­ века. И тут возникает ряд серьезных вопросов.

Можно ли влиять на рабочее настроение, внутрен­ нее состояние труженика? Если можно, то каким обра­ зом? С помощью каких средств? Очевидно, здесь не­ достаточно простых административных форм воздейст­ вия. Приказом нужного настроения не создашь.

Представим себе слесаря, который, получив инстру­ мент, необходимые материалы, занялся сборкой слож­ ного современного прибора. Он часто отвлекается от сборки и задумывается. О чем он думает? Хорошо, если о приборе, о том, как лучше соединить, скомплек­ товать его части. А если нет? Если он озабочен, ска­ жем, тем, что у него не сложились отношения с масте­ ром? Или тем, что начальник участка ни с того ни с сего накричал на него, когда он был вынужден пойти

143.