ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
дить, опираясь на коллектив, на партийную, профсоюз ную, комсомольскую и другие общественные органи зации.
Опыт показывает, что наибольших результатов в работе достигают именно те хозяйственники, которые обладают этими качествами. Нет ничего более оши бочного, чем мнение, будто с получением определен ного поста руководитель автоматически обретает авторитет. Доверие —это своеобразный аванс, кото рый еще нужно отработать, подтвердить своим пове дением, личными качествами. Ф. Э. Дзержинский го ворил: «Каждый хозяйственник должен вести борьбу за завоевание авторитета и доверия рабочих масс, но борьба за это доверие никоим образом не должна пользоваться орудием демагогии, подлаживания к мас сам, удовлетворения... местнических требований»1.
Наши фабрики и заводы, институты и стройки воз главляют в подавляющем большинстве зрелые руко водители, умелые хозяйственники, способные органи заторы. Они завоевали этот авторитет знанием, опы том, энергией, чуткостью и умением вести себя в кол лективе. Но иногда бывает, что на руководящую хозяйственную работу попадают люди, не имеющие достаточной идейной закалки, такта и опыта. Чтобы обеспечить себе поддержку в коллективе, они пыта ются создавать вокруг себя группу «надежных» лиц, на которых «можно положиться». На такой почве лег ко произрастают такие антиобщественные черты, как подхалимство, угодничество, беспринципность. Нет надобности доказывать, сколь отрицательно сказыва ются подобные явления на настроениях в коллективе и на авторитете руководителя.
Руководство, оторванное от коллектива, обречено на провал. Это вытекает из природы нашего строя. Организованность присуща любому крупному произ водству, но если в условиях капитализма она обеспе чивается тем, что роль рабочего сводится лишь к про стому выполнению приказов администрации, то коллективистская природа социалистического произ водства предполагает не только осуществление работ никами всех производственных задач, но и активное участие их в управлении.
1 Ф. Э. Дзержинский. Избранные произведения, т. 2. М., По литиздат, 1967, стр. 24.
1 4 0
Положительное мнение коллектива, его настрое ние — один из важных доводов в пользу решения того или иного хозяйственного вопроса. Без такого мнения могут оказаться порой напрасными усилия снабжен цев или конструкторов. Без опоры на него руководи тель может допустить крупные просчеты, в частности в подборе кадров.
Руководство коллективом немыслимо без соблюде ния определенных этических норм, культуры управле ния. Объективная оценка работы подчиненных, ров ное отношение ко всем, вежливость, простота, умение держать слово — важные грани искусства управления. Как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, оно «органически включает в себя и внимательное, заинтересованное отношение к нуждам и заботам трудящихся... Атмосфера благожелательно сти, уважения к человеку должна царить в каждом нашем учреждении»'.
На тираспольской фабрике «40 лет ВЛКСМ» про вели исследование причин увольнения рабочих. Ре зультаты его показали, что некоторые уходили с фаб рики из-за плохих взаимоотношений с руководителями, товарищами по работе. Это не осталось без внимания. Начальники цехов, бригадиры стали тщательно сле дить за своей манерой общения с рабочими. По пред ложению парткома была создана школа «Умей управ лять». В- ней руководители среднего звена слушают лекции по научной организации труда, психологии, социологии, педагогике. Такой подход положительно сказался на общей атмосфере взаимоотношений. Мно гое делается на фабрике и для того, чтобы улучшить условия труда и отдыха рабочих. Все это помогает вос питывать у людей любовь к труду, к своему предприя тию, укреплять в них чувство хозяина. Взаимное до верие, чуткость и принципиальность в отношениях между членами коллектива — важные слагаемые его успеха.
Из всего этого нетрудно сделать вывод, что для каждого хозяйственного руководителя непреложным законом является соблюдение правила: «Воспитатель должен быть сам воспитан». Он обязан обладать зна-1
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 78.
141
ниями педагогики, психологии, социологии, быть при мером в поведении и общении с людьми. С такой целью на ряде предприятий разрабатываются различ ного рода рекомендации руководителю. Так, напри мер, на волгоградском металлургическом заводе «Кра сный Октябрь» разработана памятка руководителю. Официально она названа «Положение о стиле и ме тодах руководства». В этом документе определены основы регламентации рабочего времени руководите лей разных звеньев и нормы взаимоотношений в кол лективе, а также основные функции в процессе управ ления цехом, отделом, участком.
На многих предприятиях разработаны социальные нормы и этические принципы — своеобразные кодексы поведения на производстве. Их соблюдение имеет су щественное значение для совершенствования взаимо отношений в коллективе. Представляет интерес, в частности, опыт киевского завода «Стройдормаш». Там выработаны рекомендации руководителю о пове дении и взаимоотношениях с подчиненными, работают школы и семинары по изучению психологических, эти ческих и общих принципов воспитания. Разработан кодекс поведения руководителей в Ленинградском оптико-механическом объединении. «Каждый руково дитель, работающий в нашем объединении, должен отвечать определенным требованиям»,— говорится в этом кодексе. Среди этих требований мы видим: готов ность принять на себя ответственность; активный ин терес к людям и благожелательное отношение к ним; справедливость; умение признать свои ошибки; ни когда не использовать свою власть до тех пор, пока нет убежденности, что все остальные средства воздей ствия не приводят к желаемому результату.
Практическое освоение подобных правил и норм служебного этикета позволяет постоянно повышать авторитет руководителя. Проявляя требовательность к подчиненным, он обязан быть требовательным и к себе. Не зря говорится: «Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, сделай прият ное товарищу, подчиненному. Без этого ни одному организатору не обойтись. Грубое слово, черствость и равнодушие никогда не приносят положительных пло
142
дов. И, наоборот, вежливое слово, простота 6 обраще нии, ободряющая улыбка всегда воодушевят человека, побудят его работать лучше и производительнее. Ака демик К. М. Быков писал в одной из своих работ: «Те перь мы все яснее сознаем, что эмоциональные воз действия могут часто оказывать во много раз больше влияние, чем какой-либо физический фактор».
Эмоциональное воздействие порой складывается из «мелочей». Человека никто не поздравил с днем рождения, равнодушно прошли мимо, когда у него были какие-то горести, свои житейские неурядицы,— вот и испорчено настроение, нет никакой охоты думать о деле.
Руководитель должен знать интересы отдельных людей, мотивы их поведения, источники конфликтов, уметь предвидеть реакцию работников в наиболее ти пичных случаях. Уверенность в том, что действия ру ководителя всегда продиктованы деловыми интереса ми, содействует его авторитету, помогает установить нормальные взаимоотношения в коллективе.
v |
Новые методы хозяйствования |
|
выдвигают и новые требования к |
подготовке хозяйственных кадров. «Чтобы не отстать от жизни,— подчеркивал Л. И. Брежнев на XXIV съез де партии,— все наши кадры должны постоянно учить ся, повышать свой идейно-теоретический уровень, овладевать достижениями науки и передовой прак тики» '.
Речь идет о том, чтобы улучшить подготовку преж де всего в области марксистско-ленинской экономиче ской теории, практики управления, научной организа ции труда, новых методов планирования и экономиче ского стимулирования, применения экономико-матема тических методов, использования современных техни ческих средств управления. Опыт показывает, что формы этой учебы могут быть разнообразными.
Во многих отраслях промышленности сложилась система повышения квалификации руководящих ра ботников и специалистов. В автомобильной промыш ленности, скажем, разработан пятилетний план рабо ты с кадрами. Здесь строится много новых предприя-
«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 101.
143
тий. Поэтому установлен порядок: за два месяца до пуска нового завода для него подбирают начальников цехов, мастеров, технологов, которые проходят обуче ние на родственных предприятиях. Часть будущих хозяйственных кадров проходит стажировку на дейст вующих заводах, осваивает навыки управления произ водством, что помогает им с первых же дней работц нового предприятия трудиться в полную силу. При не которых министерствах существуют курсы, семинары, школы.
Интересный опыт подготовки и повышения квали фикации руководящих кадров накоплен в системе Ми нистерства легкой промышленности Эстонии. Ее осно вой являются десятимесячные курсы при хозрасчетном учебном центре министерства. Слушатели проходят здесь трехмесячную теоретическую подготовку, изу чают научные основы управления, актуальные пробле мы экономики, организации и планирования произ водства. После теоретического курса в течение шести месяцев они стажируются у лучших руководителей — организаторов передовых предприятий: знакомятся с опытом линейной и функциональной систем управле ния, изучают новые методы организации управленче ского труда, проводят исследования и диагностирова ние по какой-то конкретной ситуации. Результат этой работы — специальный проект. После одобрения он внедряется в производство. Занятия на курсах завер шаются защитой диплома и сдачей экзамена по науч ным основам управления. Слушателям курсов при сваивается квалификация профессионального хозяй ственного руководителя системы Министерства легкой промышленности Эстонии.
Однако на этом учеба не заканчивается. Через определенное время она продолжается на двухмесяч ных курсах, где обучение ведется с учетом специфики должности, занимаемой слушателем. Эта подготовка строго индивидуальна и тесно связана с личными пла нами повышения профессионального мастерства руко водителя. Она делится на две части. Первая — теоре тический курс, вторая — стажировка на лучших пред приятиях страны. По отдельным наиболее актуальным проблемам учеба продолжается при отраслевых ин ститутах.
144
о Квалификационная характеристика профессиональных руководителей
управлении об Беседы
Квали |
|
|
|
фикаци |
|
|
|
онные |
|
Стаж ра |
|
катего |
|
||
рии хо |
Образо |
боты на |
|
зяйствен |
руководя |
||
вание |
|||
ных руко |
щих дол |
||
|
|||
водителей |
|
жностях |
Квалификационные требования |
|
||
1 |
|
Уровень |
|
Уровень управлен |
Уровень профессио |
||
научной |
|||
ческих знаний |
нального мастерства |
подго |
|
|
|
товки |
Руководящие должно сти (подлежащие комплектации профессиональные хозяйственные руководители)
I |
Высшее |
Не |
менее Кандидатский минимум |
Стажировка |
на |
трех |
Кандидат Генеральный |
дирек |
|||||||
|
инженерное |
5 лет |
по специальности «Ор |
передовых |
предприя |
наук по |
тор производственного |
||||||||
|
или эконо |
|
|
ганизация |
управления |
тиях и защита много |
специаль объединения и его за |
||||||||
|
мическое |
|
|
народным |
хозяйством» |
факториального |
орга |
ности |
местители |
|
|||||
|
|
|
|
на «отлично» или «хо |
низационного проекта |
«608» |
|
|
|||||||
|
|
|
|
рошо» |
|
|
на «отлично» |
|
|
|
|
|
|
||
и |
То же |
То же |
Кандидатский минимум |
Стажировка |
на |
двух |
|
Директор |
предприя |
||||||
|
|
|
|
по специальности «Ор |
передовых |
предприя |
|
тия и его заместите |
|||||||
|
|
|
|
ганизация |
управления |
тиях и защита много |
|
ли, главные специа |
|||||||
|
|
|
|
народным |
хозяйством» |
факториального |
орга |
|
листы предприятий |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
низационного проекта |
|
|
|
|||||
i n |
» » |
Не |
менее |
Комплексная |
програм |
Стажировка |
на |
пере |
|
Начальник |
производ |
||||
|
|
3 |
лет |
ма «Научные |
основы |
довом |
предприятии |
и |
|
ства (фабрик, филиа |
|||||
|
|
|
|
управления производ |
защита |
комплексного |
|
лов, цехов) и отделов |
|||||||
|
|
|
|
ством» на «отлично» |
проекта |
рационализа |
|
центрального аппарата |
|||||||
|
|
|
|
или «хорошо» |
|
ции |
управления |
на |
|
объединения |
(пред |
||||
|
|
|
|
|
|
|
«отлично» или «хоро |
|
приятия) |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
шо» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Квали- |
|
|
Квалификационные требования |
|
|
|
|||
фикаци- |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
онные |
|
Стаж ра |
|
|
|
|
|
|
|
катего |
|
|
|
|
|
|
Уровень |
||
рии хо |
|
боты на |
|
|
Уровень профессио |
||||
Образо |
Уровень управлен |
научной |
|||||||
зяйствен |
руководя |
||||||||
вание |
ческих |
знаний |
нального мастерства |
подго |
|||||
ных руко |
щих дол |
||||||||
|
|
|
|
|
|
товки |
|||
водителей |
|
жностях |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
IV |
Высшее |
Не менее Комплексная програм Стажировка на пере |
|||||||
|
инженерное |
года |
ма «Научные основы |
довом |
предприятии |
и |
|||
|
или эконо |
|
управления производ защита комплексного |
||||||
|
мическое |
|
ством» |
|
проекта |
рационализа |
|||
|
|
|
|
|
ции управления |
|
|
||
V |
Среднее |
|
Программа |
«Научные |
Стажировка на |
пере |
|||
|
специальное |
|
основы |
управления |
довом предприятии |
и |
|||
|
|
|
производством» |
защита |
проекта ра |
||||
|
|
|
|
|
ционализации |
управ |
|||
|
|
|
|
|
ления |
|
|
|
П р о д о л ж е н и е
Руководящие должно сти (подлежащие комплектации профессиональные хозяйственные руководители)
Начальники цехов, отделений и прирав ненных им подразде лений
Старшие мастера, ма стера
С системой подготовки руководящих кадров непо средственно связана и аттестация, которую проходят руководящие работники министерства. Его коллегией установлено пять квалификационных категорий хозяй ственных руководителей (см. стр. 145—146). Опреде лено также, какие должности какими квалификаци онными категориями руководителей могут быть уком плектованы. Через каждые три года проводится атте стация во всех звеньях аппарата управления.
Много поучительного есть и в ряде других отраслей производства. И тем не менее этот опыт не может за слонить собой имеющихся проблем и трудностей. По требности народного хозяйства в высококвалифициро ванных кадрах руководителей удовлетворяются пока далеко не полностью, оставляет желать лучшего и теоретическая подготовка обучаемых. Не выработана еще четкая система требований в части специальных знаний. Отсутствуют типовые межведомственные учеб ные планы и программы для разных категорий руко водящего состава предприятий.
Несколько лет назад в Москве был открыт Инсти тут управления народным хозяйством. В нем руково дящие хозяйственные кадры высшего звена в течение трех месяцев повышают свою квалификацию в области современных методов управления, организации произ водства и планирования. Они знакомятся с новейши ми достижениями и перспективами развития научнотехнической революции, с теоретическими основами и практическим опытом научного управления.
По опыту этого института совершенствуют подго товку специалистов и на местах. Внедряются активные методы обучения, содействующие развитию интеллек туальных способностей и приобретению навыков в ру ководстве. Их основу составляют не только лекции и доклады, но и анализ практических ситуаций, изуче ние образцов управления и их теоретическое обосно вание. При таком подходе все слушатели активно участвуют в занятиях, выступают в роли преподавате лей, обмениваются опытом, каждый рассказывает о специфике той области управления, в которой он наи более осведомлен. Это помогает в выработке способ ностей самостоятельно принимать грамотные, научно обоснованные решения, применять теорию на прак тике.
147
РАБОЧЕЕ
НАСТРОЕНИЕ
Окружите трудовую смену постоянным вниманием, ведите ее рабочими путями в жизнь! Страна будет благодарна вам за это!
Л. И. Брежнев
При всем значении техники реша ющей силой развития производст ва был и останется человек. В. И. Ленин говорил, что
рабочий, трудящийся — это первая производительная сила, важнейшая составная часть производительных сил. И от того, каков он, человек, участвующий в про изводстве, в решающей степени зависит само течение этого процесса: его темп, интенсивность, количествен ные и качественные показатели. Предыдущие беседы ввели нас в круг основных экономических и организа ционных аспектов совершенствования управления про изводством. Не менее важно для повышения его эф фективности учитывать психологический настрой чело века. И тут возникает ряд серьезных вопросов.
Можно ли влиять на рабочее настроение, внутрен нее состояние труженика? Если можно, то каким обра зом? С помощью каких средств? Очевидно, здесь не достаточно простых административных форм воздейст вия. Приказом нужного настроения не создашь.
Представим себе слесаря, который, получив инстру мент, необходимые материалы, занялся сборкой слож ного современного прибора. Он часто отвлекается от сборки и задумывается. О чем он думает? Хорошо, если о приборе, о том, как лучше соединить, скомплек товать его части. А если нет? Если он озабочен, ска жем, тем, что у него не сложились отношения с масте ром? Или тем, что начальник участка ни с того ни с сего накричал на него, когда он был вынужден пойти
143.